Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 02:50, курсовая работа
Объектом написания работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ.
Предметом – правовые нормы, которые определяют механизм реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
В связи с изложенным, основной целью работы является исследование теоретико-правовых основ банковского надзора и контроля со стороны Центрального банка РФ (ЦБ РФ), и выявление путей по совершенствованию механизма реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Кроме того, в Банке Англии создан специальный отдел расследований, в состав которого входят 11 бухгалтеров, проводящих консультации и при необходимости вместе с правоохранительными органами участвующих в расследованиях с целью выявления противоправной деятельности отдельных банков, отражающейся на состоянии банковского сектора в целом.
Банковский надзор в Италии
В Италии банковский и финансовый надзор осуществляется Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям, Банком Италии и национальной комиссией по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей. Первый из этих органов, возглавляемый министром финансов, отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защите сбережений вкладов. Центральный банк Италии готовит проекты решений и предложения по вопросам надзора по резолюциям Комитета, устанавливает его правила и сам непосредственно осуществляет надзор — как в документарной, так и в дистанционной формах. Национальная комиссия по контролю за финансовыми и фондовой биржей контролирует деятельность кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг.
Основные принципы надзорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках, принятом в 1993 г. В нем определены статус органов банковского и финансового надзора, процедура осуществления надзора и прямого управления банком, если он оказался в затруднительном финансовом положении.
В 1980-е гг. в Италии все больше внимание стало уделяться надзору за банковскими группами, состоящими из финансовых и банковских компаний, организованных в форме холдинга. Для осуществления надзора за этими группами была разработана концепция объединенного надзора, в соответствии с которой надзор ведется за деятельностью группы в целом, а не отдельных входящих в нее банковских институтов.
Банковский надзор в Нидерландах
В Нидерландах надзор за деятельностью банков (а с 1991 г. и за деятельностью инвестиционных компаний) осуществляется Управлением надзора центрального банка (Закон об основах организации банковской деятельности (1948 г.) — позднее дополненный положением по процедуре ликвидации банков, роли и полномочиям внешнего аудита, — и новым законом о надзоре за кредитной системой (1992 г.)). В штат Управления входят 50 человек, включая заведующего, его 4 ассистентов, советника, специалистов в области анализа, секретаря. Каждый из ассистентов руководит работой 2 главных ревизоров, имеющих в своем подчинении 2 сотрудников (ревизоров). Большинство работников управления (30 человек) — профессиональные дипломированные аудиторы. Ревизоры несут полную материальную ответственность за деятельность закрепленных за ними банков, осуществляют документарный надзор, при необходимости выезжают с проверкой в курируемые ими кредитные учреждения. Более опытные ревизоры курируют большее число банков или банки находящиеся в затруднительном положении. На одного ревизора в среднем приходится 7 – 8 небольших или имеющих незначительные проблемы банков или 1 крупный банк, у которого возникли серьезные проблемы.
Ревизор действует в тесном контакте с внешним аудитором, проверяющим его поднадзорный банк. Он тщательно изучает ежемесячные и годовые отчеты банка и письма внешнего аудитора в адрес правления по итогам проведенных им проверок. Не реже 1 раза в год проводится встреча работников банковского надзора с внешним аудитором соответствующего банка, во время которой ревизор имеет возможность получить дополнительную информацию по результатам аудиторских проверок расчетов годовых финансовых показателей банков.
Каждые 2 – 3 года проводится встреча руководства коммерческого банка и центрального банка страны, в ходе которой обсуждаются направления деятельности коммерческого банка. По итогам совещания подписывается документ, фиксирующий заключенные сторонами соглашения.
Банковский надзор во Франции
Во Франции функции надзора и контроля за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию — государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно с ним взаимодействующий. Возглавляет Комиссию управляющий Банком Франции. Сотрудниками рабочего органа Комиссии — Генерального секретариата — являются в соответствии с Законом о банках только служащие центрального банка. В обязанности Банковской комиссии входит изучение условий деятельности кредитных учреждений, контроль за их финансовым положением, а также за соблюдением работниками банков профессиональной этики. При осуществлении административного надзора проверяется законность операций всех кредитных учреждений страны, причем не только действующих во Франции, но и зарубежных филиалов.
В своей работе Банковская комиссия руководствуется, прежде всего, результатами периодических проверок финансовой документации поднадзорных учреждений, но при необходимости проводит и инспекционные проверки на местах. Ревизии проводятся в соответствии с распоряжениями на проверку любой банковской документации. Комиссия может применять разнообразные дисциплинарные санкции. Помимо предупреждения и порицания предусматриваются запрещение или ограничения деятельности, временное отстранение одного или нескольких руководителей от работы и их официальное разжалование, аннулирование лицензий, денежные штрафы. При необходимости Комиссия может назначать временного руководителя кредитно-финансового учреждения или председателя ликвидационной комиссии.
Одной из главных задач центрального банка при осуществлении надзора является определение вероятности возникновения у банков затруднительных ситуаций в будущем. При выявлении таких проблем центральным банком принимаются необходимые меры по их преодолению:
списание активов банка, что влечет необходимость дополнительного увеличения капитала;
Если банку не удается осуществить надлежащие меры в установленные сроки, применяется система штрафных санкций. Крайней мерой воздействия является закрытие банка. Обычно отдается предпочтение средствам морального воздействия на руководителя тех кредитных учреждений, деятельность которых должна быть исправлена и улучшена.
Заключение
Для обеспечения законности и правопорядка в банковской системе осуществляется контрольно-надзорная деятельность. Проверочная деятельность, осуществляемая Банком России в отношении кредитных организаций, является по своей правовой природе контрольно-надзорной.
Банковский надзор - это надзор, осуществляемый Банком России за соблюдением нормативных предписаний кредитными организациями. Данный надзор осуществляется в установленных законом формах и с помощь определенных методов, направленных на защиту интересов кредитных организации и их клиентов, а также предупреждение преднамеренных банкротств кредитных организаций. Кроме того, банковский надзор направлен на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Контрольно-надзорная деятельность в банковской системе Российской Федерации достаточно разнообразна. Контрольно-надзорная деятельность Банка России сочетает в себе как регулирующее, так и управляющее воздействие на работу кредитных организаций с отведением преобладающего места и значения регулирующему методу.
Банковский надзор относится к внутриведомственной (внутриотраслевой) надзорной деятельности, содержащей в себе элементы самоопределения поднадзорных субъектов.
Классификацию видов банковского надзора возможно проводить по критерию наличия либо отсутствия у надзорного органа непосредственной связи с проверяемой кредитной организацией на дистанционные и контактные проверки.
Объектом банковского
надзора является деятельность
кредитных организаций. Деятельность
кредитных организаций в сфере
банковского надзора -урегулированная
нормами права, локальными нормативными
актами, актами применения Банка
России, обычаями делового оборота,
совокупность действий
При осуществлении надзора за деятельностью кредитных организаций необходимо руководствоваться общеправовыми и специальными принципами: правовой исследовательской деятельности, контрольно-надзорной (контрольной и надзорной) деятельности, принципами банковского надзора.
Суммируя сказанное по вопросу о повышении системной эффективности банковского надзора, необходимо отметить следующее:
1. Во главу угла всех решений, принимаемых по линии банковского надзора, должна ставиться цель, определенная банковскому надзору законодательством.
2. Конкретные методы, способы
и приемы банковского надзора
должны обеспечивать
3. Повышение эффективности
банковского надзора
4. Задачи по повышению
эффективности банковского
Список использованных источников
3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 15.02.2010, с изм. от 08.05.2010)// Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2010.
4. Федеральный закон от
25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций"//
Справочно-правовая система «
5. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. 06.12.2009)// Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2010.
6. Федеральный закон от 10.07. 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 25.11.2009) //Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2010.
7. Положение
о Комитете банковского
Специальная учебная литература
8. Братко А.Г. Банковское право (вопросы теории и практики)/А.Г. Братко – М.: 2007. – 784 с.
9. Гейвандов Я.А. Центральный банк РФ: юридический статус, организация, функции, полномочия/ Гейвандов Я.А. - М.: Изд-во МНИМП, 1997. – 115 с.
10. Елизаров В.Н.: Банковский надзор в Европейском союзе: ключевые аспекты. Сборник. -Калининград.: Изд-во КГУ, 2005 г.- с. 196-204
11. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник/Е.П. Жарковская.— М.: Омега-Л, 2005. — 452 с.
12. Костерина Т.Н. Банковское дело/ Т.Н. Костерина. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 176 с.
13. Максимов М.В. Особенности
правового регулирования
14. Неретин М.С.
Административно-правовое
15. Трохов М.Е.
Банковский надзор и контроль
в стратегии развития
16. Центральный банк Российской Федерации. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2013 году.- М.: Полиграфбанксервис, 2014. – 116 с.
17. Центральный банк Российской Федерации. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2011 году. - М.: ОАО “Типография “Новости”, 2012. – 116 с.
18. Центральный
банк Российской Федерации. Отчёт
о развитии банковского
Периодическая печать и ресурсы Интернета
19. Арсланбекова А.З. Методы
совершенствования банковского
надзора в российской
20.Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банковский надзор как неотъемлемая функция Центрального банка//www.bankcollege.ru
21. Котляров М.А. Статус
центрального банка России как
элемент эффективного
Информация о работе Банковская система как объект банковского контроля и надзора