Банкротство, ликвидация и реорганизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Общество, как и природа, живет по строго определенным законам, согласно которым все несовершенное и неприспособленное разрушается, умирает, ассимилируется в среду или адаптируется в ней, продлевая свою жизнь и жизнь своего ближайшего окружения в среде. Это правило применимо и к деятельности предприятий, основной задачей которых является обеспечение собственной жизнедеятельности, а целями - рост, развитие и выживание.
Возникновение проблемы восстановления платежеспособности предприятия в российской экономике напрямую связано с введением правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, характеризуемой явлениями финансовой несостоятельности (банкротства). Потребность такого регулирования отвечает интересам как государства - в создании правового поля для осуществления мер оздоровления структур, не адаптируемых или плохо адаптированных в условиях рыночной экономики, так и собственников - в осуществлении возможностей развития в условиях реальной конкуренции.

Ликвидация безнадежно неплатежеспособных предприятий является положительной мерой, которая выводит неэффективное предприятие из числа действующих. Процедура банкротства часто является положительной мерой и для предприятия-должника. Она позволяет ему погасить свои обязательства за счет оставшегося имущества и затем, освободившись от долгов, начать новое дело. Вместе с тем признание предприятия-должника банкротом имеет и целый ряд негативных последствий, так как затронутыми оказываются права и интересы работников предприятия-должника, его партнеров, кредиторов и других лиц, что, в свою очередь, порождает значительные социальные издержки и требует законодательного регулирования.

Содержание

Введение............................................................................................................................................3
Понятия, используемые при банкротстве...................................................................................5
Критерии оценки банкротства организации..............................................................................19
Основные направления предотвращения банкротства и санации организации........................24

Заключение.......................................................................................................................................34

Список литературы..........................................................................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Фин.менеджмент.docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение............................................................................................................................................3

  1. Понятия, используемые при банкротстве...................................................................................5
  2. Критерии оценки банкротства организации..............................................................................19
  3. Основные направления предотвращения банкротства и санации организации........................24

Заключение.......................................................................................................................................34

Список литературы..........................................................................................................................35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общество, как и природа, живет по строго определенным законам, согласно которым все несовершенное  и неприспособленное разрушается, умирает, ассимилируется в среду  или адаптируется в ней, продлевая  свою жизнь и жизнь своего ближайшего окружения в среде. Это правило  применимо и к деятельности предприятий, основной задачей которых является обеспечение собственной жизнедеятельности, а целями - рост, развитие и выживание.  
Возникновение проблемы восстановления платежеспособности предприятия в российской экономике напрямую связано с введением правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, характеризуемой явлениями финансовой несостоятельности (банкротства). Потребность такого регулирования отвечает интересам как государства - в создании правового поля для осуществления мер оздоровления структур, не адаптируемых или плохо адаптированных в условиях рыночной экономики, так и собственников - в осуществлении возможностей развития в условиях реальной конкуренции.

Ликвидация безнадежно неплатежеспособных предприятий является положительной мерой, которая выводит  неэффективное предприятие из числа  действующих. Процедура банкротства  часто является положительной мерой  и для предприятия-должника. Она  позволяет ему погасить свои обязательства  за счет оставшегося имущества и  затем, освободившись от долгов, начать новое дело. Вместе с тем признание  предприятия-должника банкротом имеет  и целый ряд негативных последствий, так как затронутыми оказываются  права и интересы работников предприятия-должника, его партнеров, кредиторов и других лиц, что, в свою очередь, порождает  значительные социальные издержки и  требует законодательного регулирования.

Несостоятельность (банкротство) - одна из старейших экономических  и юридических категорий, известных  в Древнем Риме. Институт банкротства  всегда выступал в качестве одного из ключевых регуляторов экономических  процессов в обществе, обеспечивал  стабильность и устойчивость хозяйственного оборота. Социальная и экономическая  важность этого института вызывают необходимость разработки специального законодательства, способного обеспечить адекватное правовое регулирование  комплекса вопросов, связанных с  банкротством. На сегодняшний день соответствующие отрасли законодательства существуют во всех странах с рыночной экономикой. Угроза банкротства побуждает  не только предприятия, но и органы государственного управления принимать  меры по восстановлению активного баланса  и улучшению деятельности предприятий. Законодательством предусмотрен комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника, направленных на предотвращение массовых банкротств.

Необходимо, однако, отметить, что проблемы диагностики, профилактики хозяйственных связей, проектирования, инноваций, направленные на упреждение кризисов в работе предприятия, в целом зачастую остаются за пределами государственного влияния и нуждаются в повышенном внимании общества.

Настоящая работа посвящена  вопросам управления предприятием в  условиях финансового кризиса способам предотвращения банкротства и ликвидации предприятия. В работе содержится анализ норм действующего законодательства, регулирующего институт банкротства; раскрываются внешние и внутренние причины возникновения несостоятельности  предприятия; содержится перечень мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и его санации; приводится примерная программа финансового  оздоровления предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Понятия, используемые при банкротстве

Правовой институт банкротства  является сравнительно новой категорией для современного российского права. Только в 1992 году с принятием Закона РФ N 3929-I "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" в российском праве  впервые за много лет нашел  законодательное закрепление сам  термин "несостоятельность (банкротство)", а также составляющие его существо процедуры.

Следующим шагом в формировании системы законодательства о банкротстве  стало принятие Федерального закона N 6-ФЗ от 08.01.1998 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве), в котором  были восполнены существовавшие ранее  пробелы правового регулирования  правоотношений в рамках банкротства  и была создана принципиально  новая материальная и процессуальная система таких правоотношений.  
Закон о банкротстве уделяет много внимания проблемам предупреждения банкротства, предусматривает меры по финансовому оздоровлению должника, проводимые собственниками имущества, органами федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Закон о банкротстве  предусматривает особенности банкротства  отдельных категорий должников:  
1) юридических лиц - градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг;  
2) физических лиц - индивидуальных предпринимателей, крестьянских фермерских хозяйств;  
3) упрощенные процедуры банкротства в отношении ликвидируемого и отсутствующего должника.

Такая категория, как "меры по предупреждению банкротства", не является новейшим правовым изобретением и давно известна мировой и  отечественной юридической науке, на протяжении многих лет использовалась при построении нормативных конструкций  регулирования отношений по банкротству.

В современной российской истории меры по предупреждению банкротства  также впервые нашли законодательное  оформление в общем виде в Законе о банкротстве.  
Статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит определение несостоятельности (банкротства) юридического лица. Так, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.  
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Основания признания судом  юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также  порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Законом о  несостоятельности (банкротстве).

Для того чтобы разобраться  в процедуре банкротства, рассмотрим основные термины и понятия этого  Закона.

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным  судом неспособность должника в  полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство) [1].

Должником является гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся  неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение  срока, установленного настоящим Федеральным  законом.  
Денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию.

Обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством  Российской Федерации.  
Руководителем должника является единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.

Представитель учредителей (участников) должника - председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным  органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур банкротства.  
Представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия - лицо, уполномоченное собственником имущества должника - унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур банкротства.

Уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве  и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Досудебная санация представляет собой ряд мер по восстановлению платежеспособности должника, принимаемых  собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами  должника и иными лицами в целях  предупреждения банкротства.

Арбитражный управляющий (временный  управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным  судом для проведения процедур банкротства  и осуществления иных установленных  настоящим Федеральным законом  полномочий и являющийся членом одной  из саморегулируемых организаций.  
Кредиторами являются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.  
Конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.  
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о несостоятельности юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.  
Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:  
1) размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;  
2) размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.  
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника (пункт 2 статьи 4 Закона о банкротстве).  
В соответствии со статьей 6 Закона о банкротстве дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

Дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в  совокупности составляют не менее ста  тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а  также имеются признаки банкротства, установленные Законом о банкротстве [2].

Для возбуждения дела о  банкротстве по заявлению конкурсного  кредитора, а также по заявлению  уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения  дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного  органа о взыскании задолженности  за счет имущества должника.  
При введении процедур банкротства высшим органом должника является собрание кредиторов.  
В случаях если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным  управляющим.

В соответствии со статьей 16 Закона о банкротстве требования кредиторов учитываются в реестре  требований кредиторов.

Статья 27 Закона о банкротстве  устанавливает следующие процедуры  банкротства:

1) наблюдение - процедура  банкротства, применяемая к должнику  в целях обеспечения сохранности  имущества должника, проведения  анализа финансового состояния  должника, составления реестра требований  кредиторов и проведения первого  собрания кредиторов;

2) финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая  к должнику в целях восстановления  его платежеспособности и погашения  задолженности в соответствии  с графиком погашения задолженности;

3) внешнее управление - процедура  банкротства, применяемая к должнику  в целях восстановления его  платежеспособности;

4) конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая  к должнику, признанному банкротом,  в целях соразмерного удовлетворения  требований кредиторов;

5) мировое соглашение - процедура  банкротства, применяемая на любой  стадии рассмотрения дела о  банкротстве в целях прекращения  производства по делу о банкротстве  путем достижения соглашения  между должником и кредиторами.

Информация о работе Банкротство, ликвидация и реорганизация