Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 03:22, курсовая работа
Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены.
Введение
Глава 1.Эмоциональная регуляция
1.1 Эмоциональные процессы и управления эмоциями
1.2 Понятие об эмоциях
1.3 Высшие эмоции-чувства, виды эмоций по содержательному своебразию
1.4 "Исходные" эмоции, эмоциональная устойчивость
1.5 Свойства эмоции,конфликтные эмоциональные состояния (стресс,аффект и фрустрация)
Глава 2.Волевая регуляция поведения
2.1 Понятие о воле
2.2 Развитие и формирование волевых действий
2.3 Структура волевой регуляции деятельности
2.4 Сложные волевые действия
Практическая часть
Заключение
Список литературы
- в зависимости от того,насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность,различаются глубокие и не глубокие эмоции и чувства;
- в зависимости от влияния на активносит деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические ( от греч. sthenos - сила) и астенические.
Конфликтные эмоциональные состояния(стресс, причины стресса, аффект, фрустрация)
К конфликтным.деорганизующим эмоциональным состояниям относятся: стресс, аффект, фрустрация.
Стресс ( от англ. stress - напряжение) - нервно-психическое перенапряжение.вызванное сверхсильным воздействием,адекватная реакция на которое ранее не сформирована,но должна быть найдена в сложившейся ситуации.
Сверхсильные раздражители - стрессоры - вызывают вегетативные изменения( учащение пульса,повышение содержания сахра в крови и т.д.) - организм подгатавливается к интессивным охранительным изменениям.
Остро негативная форма стресса - дистресс (от англ. distress - горе,истощение) опасен для жизни.но при австрессе ("хорошем" стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.
Причины стресса
Стресс - обычное и часто встречающееся
явление. Мы все временами испытываем
его - может быть, как ощущение пустоты
в глубине желудка, когда встаем, представляясь
в классе, или как повышенную раздражительность
или бессонницу во время экзаменационной
сессии. Незначительные стрессы неизбежны
и безвредны. Именно чрезмерный стресс
создает проблемы для индивидуумов и организаций.
Стресс является неотъемлемой частью
человеческого существования, надо только
научиться различать допустимую степень
стресса и слишком большой стресс. Нулевой
стресс невозможен.
Тот тип стресса, который мы будем рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к меж личным и сексуальным отношениям и др.
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.
Причины стрессов, или стрессоры, условно делят на две группы : физические и психические (сигнальные), подобно этому различают стрессы физиологические и психоэмоциональные.
К физиологическим стрессам можно отнести реакции организма на:
шум;
охлаждение;
недостаток кислорода;
кровопотерю;
травму;
интоксикацию;
физическую нагрузку;
лишение пищи.
К психоэмоциональным стрессам относят реакции на сигнал опасности:
неожиданное прикосновение;
неустойчивость опоры;
быстрое увеличение в размерах нечетко различимого предмета;
одиночество или перенаселение.
У человека, кроме таких факторов, причиной стресса могут быть информационные перегрузки и дефицит, недостаток времени, неопределенность исхода.
В последние годы обращают внимание на производственные стрессы:
неопределенность трудового задания;
недогрузка или перегрузка;
ответственность за людей;
несправедливая оценка труда;
"трудное начальство"
плохие условия труда.
Аффект ( от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение,проявляющееся во временной дезорганизации сознания ( его суждении) и крайней активизации импульсивных реакций. В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности - избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки,жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями,в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное,представление.
Аффект — это наиболее мощная эмоциональная реакция; проявляется как сильное, бурное и относительно эмоциональное кратковременное переживание. Аффект полностью захватывает всю психику человека и предопределяет реакцию на ситуацию в целом (чаще всего и эта реакция, и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуправляемости этим состоянием).При анализе аффекта учитывают соответствие силы стимула и результата, находящихся в обратной пропорции: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, искажают нормальную организацию поведения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффекты оставляют сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Большинство из них, например, страх, носят опережающий характер, при этом человек отражает события в форме обобщенной субъективной оценки определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей. Хотя некоторые эмоции могут определяться и завершающими аспектами поведения. Обычно эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправленному поведению.
Фрустрация является одной из форм психологического стресса. Это состояние появляется, когда трудности являются объективно непреодолимыми или лишь субъективно представляются таковыми.Наиболее часто состояние фрустрации появляется в ситуациях, где под угрозой осмеяния, унижения или уничтожения оказываются потребности, цели и ценности личности, воспринимаемые ею как особо важные, в том числе и представления о самом себе, о собственной значимости.
Частой реакцией на фрустрацию является появление чувства вины, стыда, ощущения бессилия, собственной малоценности, неуверенности в себе.
Но иногда в аналогичной ситуации появляется агрессия, раздражение и гнев и т.д. Предпочтение тех или иных реакций в значительной степени зависит от характера индивида и его самооценки.Индивид с пониженной самооценкой, скорее всего, будет реагировать на фрустрирующую ситуацию чувством вины, ощущением неуверенности, а с высокой – раздражением или гневом.
В обыденном смысле слово «фрустрация» употребляется во втором значении, когда считается, что некоторые потребности «фрустрируются» (в приведенном примере: мать мальчика «фрустрирует» его потребность в любви и получении удовольствия от лакомства).
Иными словами, подверженность фрустрации
зависит от того, какие потребности являются
для индивида ведущими и главными, и от
черт его характера. Очень часто фрустрация
бывает сопряжена с ситуацией борьбы за
ресурсы, конфликтами.
Организационные факторы стресса
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.
1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.
Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация ( чувство крушения ), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно не вознагражденным.
2. Конфликт ролей.
Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.
Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.
Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.
3. Неопределенность ролей.
Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
4. Неинтересная работа.
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.
5. Существуют также и другие факторы.
Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.
Проявления стресса
Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.
Признаки стрессового напряжения:
1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.
2. Слишком частые ошибки в работе.
3. Ухудшается память.
4. Слишком часто возникает чувство усталости.
5. Очень быстрая речь.
6. Мысли часто улетучиваются.
7. Довольно часто появляются боли ( голова, спина, область желудка ).
8. Повышенная возбудимость.
9. Работа не доставляет прежней радости.
10. Потеря чувства юмора.
11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
12. Пристрастие к алкогольным напиткам.
13. Постоянное ощущение недоедания.
14. Пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде.
15. Невозможность вовремя закончить работу.
В одних и тех же условиях у разных людей стрессы могут протекать по-разному; основной "удар" может падать на разные системы: сердечно-сосудистую, пищеварительную или иммунную, что зависит, очевидно, от ряда конституциональных особенностей организма, определяемых, в частности, наследственностью. Возможно, по-видимому, и влияние особенностей самой стрессорной ситуации. Наиболее общими для любого стресса являются три его стадии, описанные Селье.
1-я из них получила название стадии беспокойства, боевой тревоги и представляет собой как бы "встряску организма", призыв "к оружию, к мобилизации нейро-эндокринных механизмов, обеспечивающих значительное преобладание реакций, дающих энергию для борьбы или бегства. В этой стадии повышаются восходящие влияния ратикулярной формации мозга, активность лимбической системы больших полушарий и новой коры. Обычно это приводит к возбуждению симпато-адреналовой системы, которая, в свою очередь, может способствовать мобилизации другой: "гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников", в результате повышается секреция гормонов - АКТГ, адреналина, глюкокортикоидов.
Еще Селье описал характерную для гиперпродукции глюкокортикоидов триаду:
1. увеличение коры надпочечников и исчезновение секреторных гранул из ее клеток.
2. острую инволяцию (обратное развитие) тимуса и др. лимфоидных органов.
3. развитие кровоточащих язв в желудке.
2-я стадия стресса - стадия резистентности или адаптации - характеризуется восстановлением равновесия между ката - и анаболическими реакциями, т.е. распадом и синтезом. Это обеспечивается повышением секреции таких анаболических гормонов, как соматотропный гормон (гормон роста), инсулин. Устойчивость организма к действию стрессора при этом увеличивается, возрастает резистентность и к другим неблагоприятным воздействиям, улучшается общее самочувствие, растет уровень здоровья. Такое явление Селье назвал "эустрессом", т.е. "хорошим стрессом".
3-я стадия - называется стадией истощения, или "дистресса": она развивается при исчерпании адаптивных резервов. Исходом этой стадии может быть срыв адаптивных механизмов, развитие болезни или смерть.
1-я ст. стадия стресса обычно сопровождается повышенной психической активностью, характерной для воодушевления, радости, восторга, наслаждения, счастья, экстаза, волнения, страха, негодования, возмущения, гнева, ярости, агрессии, ужаса, паники. Одним из интимных и постоянных признаков психоэмоционального стресса является - тревога. Тревога сопоставима с болью, но, в отличие от боли, тревога представляет собой сигнал об опасности, которая еще не реализована.
При стрессе обычно повышается и мышечная активность. Напрягаются мышцы шеи, спины, лба. Интенсивное мышечное сокращение может быть причиной накопления продуктов обмена веществ и болей в области головы, шеи, спины, поясницы.
Внешние признаки стресса могут выражаться по типу не только психомоторного возбуждения, но и запредельного торможения, выражающегося в растерянности, бездеятельности или внезапном сне. Наиболее общей для первой фазы всех видов стресса реакцией внутренних органов является активация сердечно-сосудистой системы. Повышаются частота и интенсивность сердечных сокращений, артериальное давление, повышается кровоток в миокарде, мозге, скелетных мышцах. Повышаются глубина, частота дыхания, расширяются бронхи, зрачки.