Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я обратилась к теме " государственный кредит, его сущность и формы" неслучайно. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций".Наиболее характерные черты кредитной сферы - перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения.

Содержание

Введение………………………………………………………...………………...….3
Глава 1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита………………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и понятие государственного кредита………………………………5
1.2 Виды и формы государственного кредита и займа……………………………8
1.3 Функции и виды государственных ценных бумаг………………………...…15
Глава 2 Основные тенденции развития государственного кредита в Рос-сии….……………………………………………………………………………..…21
2.1 Процесс управление государственным кредитом………...……………….…21
2.2 Рынок государственных ценных бумаг…………………...…….…………….27
2.3 Анализ государственного долга РФ…………………………………………..28
Глава3.Преспективные тенденции развития государственного креди-та………………………………………………………………………………….…34
3.1 Государственный кредит в России………………...…………………….…....34
Заключение………………………………………………………………...………..40
Список литературы……………………………………….………………..….……42

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита.docx

— 91.42 Кб (Скачать файл)

2.1 Процесс управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта[16]. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов.страны.и.т.п. 
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки за кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления США и стран европейского союза как одна из наиболее актуальных задач. В частности, страны-члены ЕС уже договорились, что в единой Европе государственная задолженность не должна превышать 60% ВВП. Однако открытым остается вопрос об экономических санкциях для нарушителей. Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов.и.гарантий[12]. 
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:минимизация.стоимости.долга.для.заемщика; 
недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса. Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочие ценные бумаги, и их курс не совпадает с их номинальной стоимостью. Номинальная стоимость облигаций - это цена, обозначенная на ценной бумаге и удостоверяющая, что она представляет определенный капитал, используемый ее эмитентом. Эта сумма включается в долг территориальной единицы, выпустившей долговые обязательства, и выплачивается держателям в момент их погашения. Курсом называется рыночная цена ценной бумаги, т.е. та, по которой она покупается и продается на фондовом рынке[10]. Под воздействием многочисленных факторов курс отклоняется вверх или вниз от номинала. резкие колебания курса свидетельствуют о нестабильности рынка и могут привести к его нарушению.Повышению.курса.способствуют: 
эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием.выделенных.кредитов; 
обеспечение.своевременного.возврата.кредитов; 
максимальное решение задач, определенных финансовой политикой. 
Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им[2]. Обычно оно возлагается совместно на министерство.финансов.и.ЦБ. 
Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний является ярким свидетельством кризиса финансов страны. В соответствии с законом РФ «о государственном внутреннем долге РФ» под ним понимаются долговые обязательства правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Таким образом, следует различать государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав РФ,местных.органов.власти. 
Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении правительства РФ. Долговые обязательства РФ могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных правительством. 
Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности[5]. РФ не несет ответственности по долговым-обязательствам.национально-государственных.и.административно-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы правительством РФ. Форма таких долговых обязательств и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах. Государственный и муниципальный долг. Классификация долга заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга накопленной задолженности российской федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов. Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с.одной.стороны.и-инвестором,с-другой-стороны.  
Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного-права[1].  
Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.  
В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих-формах:  
1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми-организациями;  
2) Государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;  
3) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;  
4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг-РФ-на-основе-принятых-федеральных-законов;  
5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет[2]. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных-платежей,срока-обращения,-не-допускается.  
Государственный долг субъекта РФ — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом,составляющим-его-казну.  
Долговые-обязательства-субъекта-РФ-существуютв-форме:  
1) Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями;  
2) Государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных-бумаг-субъекта-РФ;  
3) Договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими-лицами;  
4) Переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта-РФ-на-основе-принятых-законов-субъекта;  
5) Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов прошлых лет. Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ[6]. Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования существуют-в-форме:  
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;  
2) займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ценных-бумаг-от-имени-муниципального-образования;  
3) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств-третьими-лицами;  
4) долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления. Для проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом[6]. Управление государственным долгом РФ осуществляется правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.  
Российская федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам российской федерации. При возникновении финансового кризиса появляется необходимость реструктуризации долга. Реструктуризация — это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга. В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем[9]. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из-бюджетов-других-уровней-бюджетной-системы РФ. Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг производится при утверждении федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления-о-бюджете-следующих-показателей:  
• предельного размера соответствующего государственного или муниципального-долга;  
• предельного объема заемных средств, направляемых российской федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня;  
• расходов на обслуживание государственного и муниципального долга в текущем году[10]. Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъекта превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный орган государственной-власти-РФ-может-применить-следующие-меры:  
•назначить-ревизию-бюджета-субъекта-РФ;  
• передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;  
• принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством.  
Все поступления средств в бюджет от заимствований и других долговых обязательств, включая средства, которые расходуются на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга, отражаются в бюджете как источники-финансирования-дефицита-бюджета[8].  
Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание-государственного-или-муниципального-долга.  
Погашение обязательств государственного долга РФ учитывается в федеральном бюджете путем вычитания суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражается соответственно в программе государственных внутренних или внешних-заимствований-РФ[8].  
Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.

2.2 Рынок государственных ценных бумаг

До недавнего времени в России не существовало такого понятия как рынок ценных бумаг. Переход к рыночной экономике и процесс формирования рынка ценных бумаг потребовали использования всего многообразия рынка ценных бумаг.

Рынок государственных ценных бумаг - важнейший элемент фондового рынка любой страны[8]. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг осуществляет централизованное заимствование временно свободных денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения.

Рынок ценных бумаг расширяет и облегчает доступ всем субъектам экономики к получению необходимых им денежных средств. Именно через рынок ценных бумаг осуществляется инвестиционный процесс, при котором инвестиции направляются в самые эффективные сферы и направления деятельности.

Различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении Центральным Банком Российской Федерации денежно-кредитной политики. Например, объем средств, привлеченных на аукционах по размещению облигаций Банка России (ОБР) на первичном рынке, в январе-марте 2011 г. составил 426,8 млрд. руб. Объем операций Банка России по продаже ОФЗ из собственного портфеля в I квартале 2011 г. составил 4,3 млрд. рублей.

Средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, позволяют безинфляционно покрыть дефицит государственного бюджета[7].

Основная цель выпуска займов в сегодняшней России - покрытие переходящего из года в год дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации в валюте Российской Федерации составит в 2011 году 1 709,9 млрд. рублей, в 2012 году - 2 023,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2 101,9 млрд. рублей. Часть заимствований будет использована на рефинансирование увеличивающегося долга по государственным ценным бумагам, для его погашения предусматривается направить в 2011 году 22% от занимаемых средств, в 2012 году - 25,6%, в 2013 году - 29,3%. В современном мире экономические отношения по поводу выпуска и обращения ценных бумаг увеличиваются и приобретают большую значимость для предпринимательства, бизнеса и экономики в целом. Например, за последние 2 года рынок ОФЗ увеличился с 1,1 до 2,5 трлн. руб., а средний объем размещения на аукционах увеличился до 20 млрд. руб. Государственные ценные бумаги являются одним из направлений не инфляционного покрытия дефицита бюджета и источником средств для большинства правительственных проектов.Объектом исследования выступает макроэкономика, предметом исследования выступает рынок ценных бумаг.

2.3 Анализ государственного долга РФ

Основные показатели, характеризующие государственный долг. Объем государственного долга Российской Федерации в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 40,2 %, к концу 2012 года - увеличится более чем в 2 раза и составит 15,4 % ВВП [5].

Объем государственного внутреннего долга увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 31,2 %, к концу 2012 года увеличится в 1,7 раза и составит 8,1 % ВВП [23].Объем государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в рублевом эквиваленте увеличился в 1,6 раза, к концу 2012 года - увеличится в 2,8 раза, в долларовом эквиваленте - в 1,5 раза и 2,4 раза соответственно [23].С ростом объемов государственного долга увеличиваются расходы федерального бюджета на его обслуживание (процентные расходы), в 2010 году они стали выше в 1,5 раза, чем в 2009 году, в 2012 году - в 2,8 раза. Возросшие объемы заимствований увеличат нагрузку на федеральный бюджет. В 2011 - 2012 годах может произойти превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности бюджета, характеризующее отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам федерального бюджета [22].Объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации (перед нерезидентами) в 2010 году превышает объем международных резервов Российской Федерации.Объем государственного долга в 2010 году составил 5 499,2 млрд. рублей, что на 1 575,8 млрд. рублей, или в 1,4 раза, больше показателя, утвержденного на 2009 год. Предусматривается некоторое снижение темпов роста объемов государственного долга (с 40,2 % в 2010 году до 17,8 % в 2012 году), а его объем в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 2,1 раза [22].Структура государственного долга в 2010 - 2012 годах несколько изменится: доля внутреннего долга сократится с 64,1 % в начале 2010 года до 52,5 % в конце 2012 года, соответственно доля государственного внешнего долга вырастет с 35,9 % до 47,5%.Существенно возрастает долговая нагрузка на федеральный бюджет: показатель отношения объема государственного долга к ВВП увеличится с 9,7 % в 2009 году до 15,4 % на конец 2012 года [21].В целях определения безопасных уровней объемов и структуры государственного долга в мировой практике широко используется ряд показателей, имеющих определенные пороговые значения. Основой оценки долговой устойчивости служит комплексный анализ изменения основных показателей, характеризующих объем и структуру государственного долга, платежей по его обслуживанию и погашению, доходов и расходов федерального бюджета, ВВП. Данные свидетельствует о значительном возрастании долговой нагрузки и определенном снижении долговой устойчивости. В течение 2007 - 2012 годов отмечается устойчивый рост показателя, характеризующего отношение государственного долга к ВВП (с 7,3% в 2007 году до 15,0% в 2012 году). Это, в свою очередь, является причиной роста величины расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета с 2,4 % в 2007 году до 5,8 % в 2012 году, или на 3,4 процентного пункта. Кроме того, в связи с ростом государственного долга и увеличением общего объема расходов федерального бюджета на погашение и обслуживание долговых обязательств в 2011-2012 годах наблюдается превышение предельного значения (10%) показателя ликвидности бюджета, характеризующего отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам федерального бюджета. В 2007 - 2012 годах отмечается его рост с 5,8 % в 2007 году до 14,6 % в 2012 году [5].В 2009 - 2012 годах резко сокращается долговая емкость (с учетом средств, аккумулированных в нефтегазовых фондах) вплоть до отрицательного значения в 2010 году (-96,6) млрд. рублей, что отражает наличие проблем в осуществлении долгового финансирования и формировании доходной части федерального бюджета. При этом следует отметить, что значительное увеличение долгового финансирования наряду с тенденцией сокращения численности населения приведет к значительному (в 3,4 раза) увеличению объема государственного долга на душу населения (с 16,9 тыс. рублей в 2007 году до 58,5 тыс. рублей в 2012 году)[5].В то же время планируемое постепенное уменьшение в 2009 - 2012 годах отношения дефицита федерального бюджета к ВВП (с 8,3 % в 2009 году до 3 % в 2012 году) обусловливает снижение в перспективе долговой нагрузки на федеральный бюджет и, соответственно, повышение долговой устойчивости. Кроме того, такой показатель, как отношение государственного долга к доходам федерального бюджета к концу 2012 года, предусмотрен практически в 2,5 раза ниже принятого в мировой практике порогового значения (99,4 %), что также положительно характеризует ситуацию, складывающуюся в долговой сфере [22].Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга (процентные расходы) на 2010 год предусматрены в сумме 304,0 млрд. рублей. По сравнению с отчетом 2008 года они увеличились на 150,7 млрд. рублей, или в 2 раза, по сравнению с утвержденными показателями на 2009 год - на 101,2 млрд. рублей, или в 1,5 раза. Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета в 2010 году вырастет до 3,1 % по сравнению с 2 % в 2008 году. При этом индекс долговой устойчивости федерального бюджета (не более 6 %) не превышается. Основными направлениями бюджетной политики на 2011 - 2012 годы прогнозируется рост процентных расходов в 2012 году до 561,0 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше, чем утверждено на 2009 год. Относительно ВВП процентные расходы увеличатся с 0,5 % в 2009 году до 1 % в 2012 году, их доля в общих расходах федерального бюджета вырастет с 2,1 % до 5,8 % соответственно [5].Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3 301,8 млрд. рублей, или 7,6 % ВВП, что превышает на 786,5 млрд. рублей, или на 31,3%, показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2 515,3 млрд. рублей). В плановом периоде внутренний госдолг будет увеличиваться и на 1 января 2013 года составит 4 344,3 млрд. рублей, или 8,1 % ВВП, что превысит показатель на начало 2010 года на 1 829,0 млрд. рублей, или на 72,7 %.

Объем внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составит на 1 января 2011 года 2 558,9 млрд. рублей, что больше на 593,2 млрд. рублей, или на 30,1 %, показателя на начало 2010 года (1 965,7 млрд. рублей). За 2011 - 2012 годы указанный долг увеличится на 1 618,1 млрд. рублей, или в 1,8 раза, и к концу 2012 года составит 3 583,8 млрд. рублей, или 82,5 % внутреннего госдолга [5]. Общий объем эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации в 2010-2012 годах составит 2 624,75 млрд. рублей в номинальном выражении, из них ОФЗ -2 102,75 млрд. рублей и ГСО - 522,0 млрд. рублей, в том числе в 2010 году -869,3 млрд. рублей (соответственно 695,3 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2011 году -980,95 млрд. рублей (806,95 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2012 году -774,5 млрд. рублей (600,5 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей).

Анализ динамики показывает, что в структуре внутреннего госдолга в 2010 -2012 годах доля государственных гарантий будет составлять 22,3 %, 18,8 % и 17,3 % соответственно (в 2008 году - 4,8 %) [23].В связи с увеличением государственных внутренних заимствований расходы на обслуживание внутреннего госдолга будут иметь тенденцию к значительному росту. В 2010 году они спрогнозированы в размере 194,0 млрд. рублей, что на 91,1 % превышает показатель 2009 года (101,5 млрд. рублей).

Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 50 % в 2009 году до 63,8 % в 2010 году.

При расчете купонных ставок по ОФЗ, планируемым к размещению в 2010 году, показатели доходности определены Минфином России на уровне 9,5 - 10,5 % по краткосрочным инструментам и до 11-12% по среднесрочным и долгосрочным инструментам [22].В связи с формированием в законопроекте бюджетных ассигнований только на 2010 год в материалах, предоставленных одновременно с законопроектом, отсутствуют данные о расходах на обслуживание внутреннего госдолга на 2011 и 2012 годы. Примерные расчеты этих расходов, проведенные Счетной палатой с учетом примененных для 2010 года условий и допущений, показывают рост расходов относительно 2010 года в 2011 году на 43 - 48 % и в 2012 году на 55 - 60 %.По предварительным расчетам Счетной палаты, расходы на обслуживание госдолга достигнут 291,6 млрд. рублей в 2011 году и 352,0 млрд. рублей в 2012 году и увеличатся относительно ВВП с 0,45 % в 2010 году до 0,66 % в 2012 году [22]. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 63,3 млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро (на 1 января 2010 года - 42,8 млрд. долларов США, или 31,2 млрд. евро), на 1 января 2012 года - 83,4 млрд. долларов США, или 59,6 млрд. евро, на 1 января 2013 года - 104,3 млрд. долларов США, или 74,5 млрд. евро. Таким образом, внешний долг по состоянию на 1 января 2013 года увеличится по сравнению с 2009 годом на 61,5 млрд. долларов США, или на 43,3 млрд. евро, или в 2,4 раза. Абсолютный размер внешнего долга в рублевом эквиваленте, установленный на 1 января 2010 года в сумме 1 408,1 млрд. рублей, увеличится на начало 2011 года на 789,3 млрд. рублей, или на 56,1 %, и составит 2 197,4 млрд. рублей; за 2011 - 2012 годы - на 1 733,7 млрд. рублей, или на 78,9 %, и составит к началу 2013 года 3 931,1 млрд. рублей, что в 2,8 раза превысит показатель, определенный на 1 января 2010 года [5].

В 2010-2012 годах увеличится доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в связи с увеличением заимствований на международных финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в связи с предоставлением указанных гарантий для поддержки экспорта российской промышленной продукции. Законопроектом предусматривается рост расходов на обслуживание внешнего долга, которые в 2010 году составят 110,0 млрд. рублей, или 3,2 млрд. долларов США, что на 8,7 млрд. рублей (0,2 млрд. долларов США) больше по сравнению с 2009 годом. По расчетам Счетной палаты, указанные расходы увеличатся и составят в 2011 году 159,0 млрд. рублей (4,6 млрд. долларов США), что на 49,0 млрд. рублей, или на 44,5 %, больше по сравнению с предыдущим годом, и в 2012 году - 209,0 млрд. рублей (5,7 млрд. долларов США), или больше соответственно на 50,0 млрд. рублей, или на 31,4 % [22].Рост расходов в 2012 году по сравнению с 2009 годом составит 107,7 млрд. рублей (в 2,6 раза).

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективные тенденции развития государственного кредита в России

3.1 Государственный кредит в России

Прежде чем говорить о перспективах развития кредитной системы,

необходимо подвести небольшой итог всему выше сказанному, т. е. выделить

проблемы, которые характерны сейчас для российской кредитной системы.

низкий уровень банковского капитала;

значительный объем невозвращенных кредитов;

высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций о государственных и местных бюджетов;

чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений

 деятельности, которые  приносили немедленный, в основном

 «спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию

 реального сектора  экономики;

значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющих

 одновременно клиентами  и участниками их финансово-промышленных групп;

низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях и личная заинтересованность  в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;масштабное использование руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела;

недостаточная жесткость надзорных требований;недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих юридически аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов  граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и

Информация о работе Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции его развития