Малый и средний бизнес в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и роль малого и среднего предпринимательства
В работе поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты формирования и развития малого и среднего предпринимательства как сегмента национальной экономики;
- проанализировать состояние и выделить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
- с учетом зарубежного опыта развития частного предпринимательства сформулировать предложения по совершенствованию деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 743.43 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной работы обусловлена  необходимостью изучения опыта малого и среднего предпринимательства  с целью повышения его эффективности  и совершенствования форм и методов  организации.

Средний и малый бизнес в развитой рыночной экономике является одним  из наиболее важных секторов рынка. В  различных странах (США, Франция, Германия, Япония, Австралия) на долю малого и  среднего бизнеса приходится более  половины рабочих мест всего частного сектора экономики. В развитых странах  данный бизнес составляет основу среднего класса – значимого общественного  слоя, объединяющего до 80% населения. А объем инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства  в странах ЕС традиционно составляет более 60% от всех финансовых вложений стран.

Малое и среднее предпринимательство  в социально - экономическом развитии любой страны служит своеобразным пусковым механизмом и генератором структурных  изменений в экономике и обществе. Оно выступают в качестве катализатора экономического роста.

Значение малого и среднего бизнеса  особенно высоко для региональной экономики  – это обусловлено спецификой отраслевой деятельности небольших  предприятий: сфера социально-бытового обслуживания, розничная торговля, общественное питание и т.п. Эти  предприятия, работая в основном на местных рынках, способствуют решению  целого ряда социально-экономических  проблем, прежде всего занятости  и увеличения доходов населения  региона. Кроме того, малые предприятия  создают более благоприятные  условия для регулирования региональной экономики, так как в большей  степени зависимы от региональных и  местных администраций, чем крупные  и средние предприятия. Малый  и средний бизнес способствуют увеличению валового регионального продукта и  решению острых социальных проблем  регионов: занятости, безработицы, уровня и качества жизни населения.

Объект исследования в данной работе – малое и среднее предпринимательство  как особый экономический институт.

Предмет исследования – показатели развития малого и среднего бизнеса  в Республике Беларусь.

Цель курсовой работы – рассмотреть  сущность и роль малого и среднего предпринимательства 

В работе поставлены следующие задачи:

- исследовать теоретические аспекты  формирования и развития малого  и среднего предпринимательства  как сегмента национальной экономики;

- проанализировать состояние и  выделить проблемы развития малого  бизнеса в Республике Беларусь;

- с учетом зарубежного опыта  развития частного предпринимательства  сформулировать предложения по  совершенствованию деятельности  малого бизнеса в Республике  Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    1. Понятие и признаки малого и среднего предпринимательства

 

Феномен предпринимательства выступает  в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Современное  понимание сущности и природы  предпринимательства сложилось  в период становления и развития капитализма. Понятие «предприниматель»  появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось  с понятием «собственник». Один из основоположников классической политэкономии Адам Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск с целью реализации коммерческой идеи и получения прибыли.

С точки зрения классической политэкономии  предприниматель – это собственник  предприятия, обладающий определенным капиталом или землей, который  стоит в центре процесса производства и распределения товаров и  услуг [1, C.12]. Институциональная школа экономики рассматривает поведение предпринимателя как действия, направленные на рациональное использование ограниченных ресурсов, которые рассматриваются как последовательность принятия решений. Предприниматель выбирает такое распределение ресурсов между направлениями их использования, которое обеспечивает достижение максимального результата. Ограничения при принятии решения формализованы в виде правил (социальной нормы), представляющих собой модель или образец поведения. Эти социальные нормы предписывают предпринимателю, как следует вести себя в той или иной ситуации [2,C.96]. В свою очередь и поведение гарантов исполнения социальных норм (государство, общественные организации, группы предпринимателей), обеспечивающих функционирование механизма принуждения, подчинено определенным правилам, что также значимо для достижения экономических целей предпринимателем и общественно-полезной функции предпринимательства в целом.

Субъектом предпринимательской деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих  в рамках организации. Соответственно, в экономике одновременно функционируют  крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Как показывает мировая и отечественная  практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных  организационно-правовых форм относятся  к субъектам малого и среднего предпринимательства, является в первую очередь средняя численность  работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ  под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой  лиц, или предприятие, управляемое  одним собственником [3, C. 12].

Другими важными критериями отнесения  предприятия к малому бизнесу  являются: размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее  число показателей, по которым предприятия  относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50 человек [4, C.26]. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

В экономической литературе средний бизнес не выделяется как самостоятельная единица экономических отношений. Полностью отсутствуют признаки, по которым предприятие можно отнести к объекту среднего бизнеса, а также, чем конкретно средний бизнес отличается от малого и крупного. При высокой значимости среднего бизнеса для экономики (если валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, а малого – 15%, то на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг) отсутствие исследований, посвященных только среднему бизнесу, - проблема, требующая разработки.

В настоящее время особый интерес для развития рыночной экономики Республики Беларусь представляют субъекты малого и среднего предпринимательства, особенно частной формы собственности. Следует отметить, что во всем мире предприятия малого и среднего бизнеса играют важную роль. Так, в Западной Европе, США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий, основу которых составляют мельчайшие предприятия с численностью работников до 20 человек. Главным достоинством деятельности таких предприятий в развитых странах является то, что они обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что значительно позволяет сократить безработицу, а также она производят до 85% ВВП страны по отдельным отраслям экономики.

Согласно третьей статье Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. №148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства в качестве критерия, по которому субъекты хозяйствования относятся к малому и среднему предпринимательству, установлен показатель средней численности работников за календарный год, в соответствии с которым:

- к субъектам малого предпринимательства относятся: индивидуальные предприниматели, микроорганизации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек и малые организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

- к субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Рассматривая динамику развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь следует отметить, что на сегодняшний день среди малый и средних предприятий значительно преобладают организации частной формы собственности: в 55 раз больше в разрезе субъектов малого предпринимательства и в 2,5 раза – в разрезе субъектов среднего предпринимательства, и при этом число субъектов предпринимательства частной формы с каждым годом увеличивается, а государственно – сокращается.

Основные организационно-правовые формы малого и среднего бизнеса  представлены на рисунке 1.1.

Предприятия малого и среднего бизнеса


Акционерные общества


Общества с ограниченной ответственностью


Индивидуальные предприниматели


ЗАО и ОАО


Производственные кооперативы



 

Некоммерческие организации


Коммерческие организации



 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Формы организации малого бизнеса

 

 

Форма организации малого бизнеса  – индивидуальный предприниматель. Это физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке  и осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица. Важный признак – по обязательствам, связанным с предпринимательством, индивидуальный предприниматель отвечает на общих основаниях, т.е. всем принадлежащим ему имуществом. Часто малый бизнес организован в форме производственного или отраслевого кооператива. Его учредители несут субсидиарную ответственность за деятельность и имущество кооператива. Последнее образовано путем внесения вкладов (паев) участников. [5, C. 19]

Итак, размеры предприятий также  зависят от специфики отраслей, их наукоемкости и технологических  особенностей, от действия эффекта  масштабности, концентрации производства. Малых и средних предприятий  особенно много в наукоемких видах  производства, а также в отраслях, связанных с социально-бытовым  обслуживанием, розничной торговлей  и производством потребительских  товаров. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного  и личного потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции малого и среднего предпринимательства и его роль в современной экономике

 

Функции малого и среднего предпринимательства представлены на рисунке 1.2.

 

 

Функции малого бизнеса


Социальные функции


Экономические функции




Мобилизация финансовых и материальных ресурсов


Социальная защита населения




Обеспечения занятости населения



Обеспечение налоговых поступлений  в том числе в местный бюджет



Развитие интеллектуального потенциала: навыков предпринимательской деятельности



Формирование конкурентного рынка




Создание рабочих мест с низкими  капитальными затратами



Обеспечение диспропорций в доходах  разных социальных групп




Насыщение рынка товарами и услугами



Рост доходов и капитальных  вложений населения



Поддержка депрессивных территорий




Развитие инноваций



 

Рисунок 1.2 – Функции малого и  средний бизнеса в экономике

 

Анализируя зарубежный и отечественный  опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие функции  малого и среднего бизнеса:

увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

рост доли экономически активного  населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии социальных групп;

отбор наиболее энергичных индивидов, для которых малый бизнес становится начальным этапом самореализации;

создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (инвалидов, молодежи);

подготовка кадров за счет использования  работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают  свою квалификацию на месте работы;

разработка и внедрение технологических, технических и организационных  новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны  идти на риск и осуществлять новые  проекты);

косвенная стимуляция эффективности  производства крупных компаний путем  освоения малоемких новых рынков;

Информация о работе Малый и средний бизнес в Беларуси