Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и роль малого и среднего предпринимательства
В работе поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты формирования и развития малого и среднего предпринимательства как сегмента национальной экономики;
- проанализировать состояние и выделить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
- с учетом зарубежного опыта развития частного предпринимательства сформулировать предложения по совершенствованию деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы обусловлена
необходимостью изучения опыта малого
и среднего предпринимательства
с целью повышения его
Средний и малый бизнес в развитой рыночной экономике является одним из наиболее важных секторов рынка. В различных странах (США, Франция, Германия, Япония, Австралия) на долю малого и среднего бизнеса приходится более половины рабочих мест всего частного сектора экономики. В развитых странах данный бизнес составляет основу среднего класса – значимого общественного слоя, объединяющего до 80% населения. А объем инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства в странах ЕС традиционно составляет более 60% от всех финансовых вложений стран.
Малое и среднее предпринимательство
в социально - экономическом развитии
любой страны служит своеобразным пусковым
механизмом и генератором структурных
изменений в экономике и
Значение малого и среднего бизнеса
особенно высоко для региональной экономики
– это обусловлено спецификой
отраслевой деятельности небольших
предприятий: сфера социально-бытового
обслуживания, розничная торговля,
общественное питание и т.п. Эти
предприятия, работая в основном
на местных рынках, способствуют решению
целого ряда социально-экономических
проблем, прежде всего занятости
и увеличения доходов населения
региона. Кроме того, малые предприятия
создают более благоприятные
условия для регулирования
Объект исследования в данной работе
– малое и среднее
Предмет исследования – показатели развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь.
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и роль малого и среднего предпринимательства
В работе поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические
- проанализировать состояние и
выделить проблемы развития
- с учетом зарубежного опыта
развития частного
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Феномен предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Современное понимание сущности и природы предпринимательства сложилось в период становления и развития капитализма. Понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». Один из основоположников классической политэкономии Адам Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск с целью реализации коммерческой идеи и получения прибыли.
С точки зрения классической политэкономии
предприниматель – это
Субъектом предпринимательской
Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником [3, C. 12].
Другими важными критериями отнесения предприятия к малому бизнесу являются: размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50 человек [4, C.26]. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.
В экономической литературе средний бизнес не выделяется как самостоятельная единица экономических отношений. Полностью отсутствуют признаки, по которым предприятие можно отнести к объекту среднего бизнеса, а также, чем конкретно средний бизнес отличается от малого и крупного. При высокой значимости среднего бизнеса для экономики (если валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, а малого – 15%, то на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг) отсутствие исследований, посвященных только среднему бизнесу, - проблема, требующая разработки.
В настоящее время особый интерес для развития рыночной экономики Республики Беларусь представляют субъекты малого и среднего предпринимательства, особенно частной формы собственности. Следует отметить, что во всем мире предприятия малого и среднего бизнеса играют важную роль. Так, в Западной Европе, США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий, основу которых составляют мельчайшие предприятия с численностью работников до 20 человек. Главным достоинством деятельности таких предприятий в развитых странах является то, что они обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что значительно позволяет сократить безработицу, а также она производят до 85% ВВП страны по отдельным отраслям экономики.
Согласно третьей статье Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. №148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства в качестве критерия, по которому субъекты хозяйствования относятся к малому и среднему предпринимательству, установлен показатель средней численности работников за календарный год, в соответствии с которым:
- к субъектам малого предпринимательства относятся: индивидуальные предприниматели, микроорганизации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек и малые организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
- к субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Рассматривая динамику развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь следует отметить, что на сегодняшний день среди малый и средних предприятий значительно преобладают организации частной формы собственности: в 55 раз больше в разрезе субъектов малого предпринимательства и в 2,5 раза – в разрезе субъектов среднего предпринимательства, и при этом число субъектов предпринимательства частной формы с каждым годом увеличивается, а государственно – сокращается.
Основные организационно-
Предприятия малого и среднего бизнеса
Акционерные общества
Общества с ограниченной ответственностью
Индивидуальные предприниматели
ЗАО и ОАО
Производственные кооперативы
Некоммерческие организации
Коммерческие организации
Рисунок 1.1 – Формы организации малого бизнеса
Форма организации малого бизнеса
– индивидуальный предприниматель.
Это физические лица, зарегистрированные
в установленном законом
Итак, размеры предприятий также
зависят от специфики отраслей, их
наукоемкости и технологических
особенностей, от действия эффекта
масштабности, концентрации производства.
Малых и средних предприятий
особенно много в наукоемких видах
производства, а также в отраслях,
связанных с социально-бытовым
обслуживанием, розничной торговлей
и производством
1.2 Функции малого и среднего предпринимательства и его роль в современной экономике
Функции малого и среднего предпринимательства представлены на рисунке 1.2.
Функции малого бизнеса
Социальные функции
Экономические функции
Мобилизация финансовых и материальных ресурсов
Социальная защита населения
Обеспечения занятости населения
Обеспечение налоговых поступлений в том числе в местный бюджет
Развитие интеллектуального
Формирование конкурентного
Создание рабочих мест с низкими капитальными затратами
Обеспечение диспропорций в доходах разных социальных групп
Насыщение рынка товарами и услугами
Рост доходов и капитальных вложений населения
Поддержка депрессивных территорий
Развитие инноваций
Рисунок 1.2 – Функции малого и средний бизнеса в экономике
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие функции малого и среднего бизнеса:
увеличение числа
рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии социальных групп;
отбор наиболее энергичных индивидов, для которых малый бизнес становится начальным этапом самореализации;
создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (инвалидов, молодежи);
подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
разработка и внедрение
косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения малоемких новых рынков;