Международный опыт антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 15:52, реферат

Краткое описание

История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, неустойчивое финансовое положение, массовую безработицу. Одни страны с большими финансовыми издержками преодолевали трудности, вызванные экономическим кризисом, другие успешно справлялись с экономическим, социальным положением в своей стране.

Содержание

Введение 3
1.«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта- программа выхода американской экономики из кризиса 4

2.Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда 7
3.Деятельность Ли Якокки в американской корпорации Chrysler 9
4. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой 12
Заключение 15
Список использованных источников 16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по финансовому.docx

— 40.07 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

РЕФЕРАТ

               на тему: «Международный опыт  антикризисного управления»

 

 

 

Выполнил: студент группы

Проверил:  канд. экон. наук, доцент

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                 3

1.«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта-  программа выхода американской экономики из кризиса                                                                                                                4

 

2.Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда                                       7

3.Деятельность Ли Якокки в американской корпорации Chrysler                    9  

4. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой                                                                         12                

Заключение                                                                                                            15  

Список использованных источников                                                                  16   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Его появление связано с реформами, проходящими в России. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис. Выход из такого положения требует совершенно новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного».

История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, неустойчивое финансовое положение, массовую безработицу. Одни страны с большими финансовыми издержками  преодолевали трудности, вызванные экономическим кризисом, другие  успешно справлялись с экономическим, социальным положением в своей стране.

Положение экономики России в 90-е годы ХХ века сравнивали с экономикой США во время Великой депрессии и послевоенной экономикой стран Германии и Японии. Опыт, формы, стратегии и пути из выхода трудной, кризисной ситуации, найденные руководящими кругами этих стран, могут быть весьма полезны для экономики Российской Федерации.

За основу данного реферата взят учебник «Антикризисное управление» под редакцией Э.М. Короткова.

 

 

 

 

 

 

  1. .«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта-  программа выхода американской экономики из кризиса.

 

В конце 20-х начале 30-х годов экономика США находилась в глубочайшем кризисе. Великая депрессия принесла с собой низкий уровень ВНП ( 54% от докризисного уровня), 17 миллионов безработных, 3 тысячи банков закрылись из-за банкротства.

На президентских выборах 1932 года победил Ф.Д. Рузвельт. Он предложил серию реформ, получившим название «новый курс». За основу курса были взяты материалы английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса о необходимости государственного регулировании в сочетании с рыночными отношениями.

Первые реформы коснулись банковской сферы. Был издан закон «Чрезвычайный закон о банках». Он предписывал, что федеральная резервная система могла предоставлять кредиты банкам. Экспорт золота был запрещен. Было наложено эмбарго на золото, циркулирующее между США и заграницей.

Второй закон также касался банковской сферы и назывался « О банковской деятельности». По этому закону банки должны были разделить депозитные и инвестиционные функции. Была создана система страхования депозитов. К началу 1934 года больше половины банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание вкладчиков иметь подобную защиту.

В конце 1934 года правительство издало указ о девальвации доллара. Началась чеканка новых серебряных монет, в стране вводился биметаллизм. Девальвация доллара, изъятие золота из частных рук, упрощенный доступ к кредитам позволили повысить цены и создать механизм инфляционного развития. Благодаря этому стало возможным проводить реформы и в других отраслях. Отмена «сухого закона» позволила ввести налог на продажу алкогольной продукции тем самым принося больше доходов в казну государства.

Далее стоял вопрос о создании рабочих мест. Рузвельт предложил создать лагеря для безработных людей в возрасте от 18 до 25 лет для работы в лесных районах.У же в начале лета 1933 г. были созданы лагеря на 250 тыс. молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет из семей, получающих помощь, а также безработных ветеранов. В лагере они имели бесплатное питание, кров, форму и доллар в день. Работы проводились под наблюдением инженерно-технического персонала и офицеров. В лагерях вводилась почти воинская дисциплина. Эффект от создания лагерей превзошел ожидания Рузвельта. К 1935 г. лагеря были расширены вдвое — до 500 тыс. человек. Всего в них

побывало около 3 млн. человек. Силами лагерной молодежи были созданы лесонасаждения (высажено 200 млн. деревьев), построено значительное число мелиоративных сооружений, мостов, проложены тысячи километров дорог и многое другое [7, с. 158—159].

Важным законом, способствующим выходу из кризиса, стал Закон о восстановлении промышленности. Он предполагал, что предприниматели должны были объединиться и сформировать «кодекс честной конкуренции». Он устанавливал размер производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочего дня, распределение рынков сбыта между конкурентами. Закон действовал 2 года. За это время удалось вывести промышленность их хаоса и повысить индекс производства на 10%.

Изменения коснулись и аграрной сферы. В целях восстановления покупательной способности фермеров и поддержания цен на сельскохозяйственные продукты правительство предложило фермерам сокращать посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 миллиардов долларов. В аграрной политике «новый курс» реализовывался также в законе 1938 г., который ввел концепцию «всегда нормальной житницы».Концепция предлагала поддержание уровня цен осуществлять путем не уничтожения излишков продукции, а сохранения, выплачивая

фермерам аванс в счет еще не проданных сельхозпродуктов.

В результате применения мер, направленных на оздоровление аграрного сектора, процесс разорения ферм затормозился, ипотечная задолженность уменьшилась, денежные доходы фермеров, включая государственные премиальные платежи, выросли почти вдвое.

Все проведенные реформы способствовали резкому скачку американской экономики. Опыт реформирования, который был получен Рузвельтом имеет не только национальное, но и международное значение. Безусловно, что кризис, начавшийся в России в первой половине 90-х годов существенно отличается от Великой депрессии, но имеются и схожие черты.

Стратегия и тактика в рамках « нового курса» показали как важна роль государственного регулирования. Своевременное вмешательство государства в экономическое регулирование, социальную и политическую сферы жизни способно не только вывести страну из кризиса, но и в последующем предотвращать попытки его появления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда.

Людвиг Эрхард (1897—1977)-  немецкий экономист, политик, канцлер Западной Германии. Он сыграл решающую роль в германских послевоенных экономических реформах и возрождении разрушенной войной экономики, особенно с 1949 года - в должности министра экономики. Его заслуженно называют «архитектором германского чуда».

Послевоенное состояние Западной Германии находилось в плачевном состоянии. Большая часть промышленности была разрушена, финансовое состояние было в полнейшем упадке. Пустые полки магазинов, дефицит, инфляция на уровне 600% от докризисного уровня. В этой ситуации населению пришлось иммигрировать из Восточный районов Германии. Это привело к ухудшению демографического кризиса. В этих условиях требовался ряд реформ, которые вывели страну из глубочайшего кризиса в кротчайшие сроки. Всего за 10 лет Германия превратилась из разрушенной во всех смыслах Германии в процветающее государство с одной из самых сильных, развивающихся экономик в мире.

Теоретическим фундаментом антикризисных реформ явилась разработанная Л. Эрхардом концепция «социального рыночного хозяйства». Это была не только теория, но и государственная политика, позволившая радикально изменить облик страны. По своим теоретическим установкам концепция «социального рыночного хозяйства» была по существу творческим применением, с учетом конкретных германских национальных и исторических условий.

Существенную роль по выводу страны из кризиса сыграла поддержка других государств. Америка продавала свой транспорт и другое имущество армии США. Из средств Фонда европейской программы восстановления предоставлялись кредиты на льготных условиях.

Первым шагом на пути оживления экономики была проведенная в июле 1948 года денежная реформа. Целью реформы было избавление от обесцененных денег и создание твердой валюты. Денежная реформа явилась важным инструментом для немецкой экономики. Результатом проведенной реформы стало появление новых денег- дойчмарок. Курс рейхсмарки к немецкой марке для текущих платежей был установлен 1:1 Для обмена денег действовал курс 10:1.

Население получило право поменять 400 рейхсмарок на 40 немецких марок единовременно 21 июня и ещё 200 рейхсмарок на 20 немецких марок в течение двух месяцев. Все деньги, которые до 26 июня 1948 года не были сданы в банки, стали недействительными.

Следующим шагом была реформа цен. По закону о принципах хозяйственной структуре и политике цен цена отпускалась в «свободное плавание». В дальнейшем были выпущены нормативные акты, регулирующие уровень цен, антимонопольные, антикартельные указы.

Укрепление ФРГ на мировой арене также способствовало росту экономики. Экспорт увеличился в 3 раза. Также был сделан акцент на внутренний рынок государства. Были приняты меры по защите от внешних конкурентов, было упрощено налоговое бремя, запрещался набор новых сотрудников и повышение им заработной платы, был принят курс на жесткую экономию государственных расходов.

Оценивая работу реформаторской деятельности можно привести цитату знатока экономических школ и теорий Ю. Ольсевича. Он говорил, что «конкурентный рынок — это не продукт стихийной игры экономических сил. Такая игра ведет не к конкуренции, а к монополии, к социальным антагонизмам. Поэтому теория «социального рыночного хозяйства» предусматривает сознательное конструирование конкурентного механизма путем введения четкого законодательства, внешнеэкономической политики и жестких трудовых и социальных гарантий» [4, с. 80].

 

 

3.Деятельность Ли Якокки в американской корпорации Chrysler

 

Выдающийся американский менеджер Ли ЯКокка, председатель Совета директоров компании Chrysler в 1986 году по популярности занимал второе место после президента США Р. Рейгана.

Ли ЯКокка запомнился тем, что спас от «гибели»  одну из самых известных автомобилестроительных корпораций в мире.

Ли Якокка начал свою деятельность в должности председателя Совета директоров корпорации Chrysler с критически-аналитической оценки положения дел в компании. Изучение стиля управления прежнего руководства показало, что в верхних эшелонах власти отсутствует организационная дисциплина и элементарный порядок. Корпорация функционировала отнюдь не как целостная корпорация. Она состояла из скопления малых фирм, каждая из которых управлялась своим авторитарным директором, причем ни один из них не обращал внимания на то, что делали другие. В корпорации не существовало никакой системы, которая цементировала бы организационную структуру, не было практики совещаний, на которых руководители разных уровней могли бы обмениваться мнениями и вырабатывать взаимодействие между различными подразделениями, рассматривать черновые варианты проектов решений.

 

В корпорации не было никакого контроля за финансовой системой предприятия. Никто из корпорации не знал как составляются финансовые отчеты и планы. Многие не имели представления о том, в каком финансовом положении находится организация.

В корпорации также сложился плохой нравственный климат, негативно отражающийся на состоянии и работоспособности рабочих. Люди не знали, что им делать, были морально подавлены, многие из работников утратили нравственные ценности. Отсутствовал контроль за промышленными секретами корпорации в результате чего возрос промышленный шпионаж.

Главной причиной кризиса корпорации заключалась в руководстве. Оно не представляло единой команды, направленной на достижение результатов. Каждый был сам по себе. Все вышестоящее руководство не соответствовало своему назначению. Карьерная политика оставляла желать лучшего. Многих сотрудников просто перемещали с места на место. Из- за таких перемещений страдал и сам сотрудник и корпорация.

Низкий уровень квалификации персонала также давал о себе знать. Доля Chrysler продолжала снижаться, терялась клиентура. Исследования, проведенные корпорацией показали, что 2/3 покупателей недовольны моделями Chrysler и называют их скучными и чопорными. В сложившийся ситуации встал вопрос о создании совершенно новых моделей.

Крупной проблемой также было отсутствие заказов со стороны дилеров. Было время когда на складе количество готовых автомобилей превышало 100 тысяч штук. Запас готовой продукции исчислялся 600 миллионами долларов. Доходы предприятия стремительно падали вниз, а расходы связанные с хранением изготовленной продукции достигали колоссальных размеров. Вновь выпущенные автомобили приходилось оставлять под открытым небом и они медленно приходили в ненадлежащее внешний вид.

Информация о работе Международный опыт антикризисного управления