Предвидим возможные возражения
в том смысле, что указанная
причина возникновения убытков -
это не предпринимательский риск,
а риск ответственности предпринимателя
перед третьими лицами, и защититься
от него предприниматель может, заключив
договор страхования своей ответственности.
Но в данном случае следует подчеркнуть
совершенно другое, а именно то, что
возможные причины возникновения
убытков от предпринимательской
деятельности вовсе не сводятся только
к тем двум, которые указаны
в п. 2 ст. 929 ГК РФ.
Отметим также, что и "изменение
условий деятельности по обстоятельствам,
не зависящим от предпринимателя"
можно понимать по-разному. Если, например,
убытки предпринимателя, возникшие
от изменения той или иной рыночной
конъюнктуры (которая может характеризоваться
различными факторами), или различные
стихийные бедствия, как представляется,
бесспорно можно отнести к указанной категории,
то примеры, подобные приведенному ниже,
как показывает практика, очень часто
вызывают различные споры.
Поскольку основная задача
предпринимательской компании -рисковать
расчетливо, не переходя ту грань, за которой
возможно банкротство, следующий признак
классификации финансовых рисков -- по
уровню финансовых потерь: допустимый
риск, критический риск, катастрофический
риск.
В последнее время большой
интерес у специалистов вызывает
обсуждение темы налоговых рисков как
реалии современной российской налоговой
системы. И это не случайно, поскольку
понятие "налоговые риски" недостаточно
исследовано как в теоретическом,
так и практическом плане. Глоссарий
большинства экономических, финансовых
и налоговых словарей и справочников не
содержит толкования налоговых рисков.
Так, в финансово-кредитном энциклопедическом
словаре приводится расшифровка банковских,
страховых, валютных, аудиторских, инфляционных,
ценовых и еще некоторых других видов
финансовых рисков, но определение понятия «налоговые риски» в нем отсутствует. Некоторые
другие справочники и словари все же определяют,
и при этом в весьма сжатом виде, что именно
подразумевается под налоговыми рисками.
Если обобщить формулировки данного определения,
то налоговые риски заключаются в возможности
финансовых потерь. При этом данные потери
связываются исключительно с налогоплательщиками
и увязываются с действиями, с одной стороны,
государства, а с другой стороны - самих
налогоплательщиков. В первом случае речь,
в частности, идет о возможных действиях
государства по увеличению налоговой
нагрузки на экономику. Налоговые риски
возникают и при недостаточной проработке
налогового законодательства, нечеткости
его отдельных положений. Во втором случае
налоговые риски появляются при применении
плательщика ми налогов и сборов рискованных
схем минимизации налогообложения, при
попытках использования в своих интересах
двойственности положений налоговых законов,
а также в результате проведения хозяйствующими
субъектами неэффективной налоговой политики.
По нашему мнению, это все же несколько
одностороннее понимание налоговых рисков.
Как понятие налоговые риски должны применяться
в отношении всех субъектов налоговых
правоотношений, то есть не только налогоплательщиков,
но и государства. Действительно, вводя
новые налоги, усиливая налоговую нагрузку,
а зачастую внося, казалось бы, незначительные
изменения в налоговое или иное законодательство,
либо своевременно не поправляя действующие
законы, государство всегда рискует недосчитаться
налоговых поступлений. Общеизвестно,
что при чрезмерном усилении налогового
гнета определенная доля налогоплательщиков
неизбежно уходит в теневую экономику,
другие же, оставаясь "на свету", всеми
правдами и неправдами стараются минимизировать
свои налоговые обязательства. Вследствие
этого потери налоговых поступлений в
бюджеты всех уровней могут значительно
превосходить выигрыш от введения нового
налога, или повышения налоговых ставок,
или отмены налоговых льгот. Вспомним
недалекое прошлое, когда не внесенные
вовремя изменения в НК РФ позволяли (да
и сейчас подчас позволяют) недобросовестным
налогоплательщикам путем создания всевозможных
схем выводить из-под налогообложения
огромные суммы, соизмеримые с объемами
бюджетов отдельных субъектов РФ. Но в
то же время данные действия усиливают
риски выявления в отношении этих налогоплательщиков
фактов уклонения от уплаты налогов, вследствие
чего они бывают вынуждены не только вносить
в бюджет недоплаченные суммы налогов,
но и уплачивать пени и значительные штрафные
санкции за нарушение налогового законодательства.
Одновременно при уклонении от уплаты
налогов в особо крупном размере может
наступить и уголовная ответственность
в отношении этих налогоплательщиков.
По-своему трактуют понятие
"налоговые риски" налоговые
и таможенные органы. В их понимании
налоговые риски - это вероятность
несоблюдения налогоплательщиком налогового
и таможенного законодательства.
Установленная этими органами система
управления налоговыми рисками используется
при планировании контрольных мероприятий
и выборе субъектов проверок. Тем
не менее и в данном случае речь идет о
возможностях финансовых потерь бюджетов
всех уровней, то есть государства в широком
понимании этого слова.
Таким образом, по нашему мнению,
налоговые риски должны характеризоваться
как вероятность финансовых потерь
для всех участников налоговых правоотношений.
Таким образом, при проведении
налоговой политики, при внесении
изменений в налоговое законодательство
государство обязано так же, как
и налогоплательщики, оценивать
степень налоговых рисков. Естественно,
что при этом государственными органами
должны оцениваться и налоговые
риски налогоплательщиков, связанные
с возможностью их финансовых потерь
вследствие предполагаемого введения
новых налогов, повышения налоговых
ставок, отмены налоговых льгот. Поэтому,
по нашему мнению, следует более
взвешенно подойти к предполагаемой
отмене с 2010 года единого социального
налога с одновременным существенным
повышением налоговой нагрузки на фонд
оплаты труда. Это как раз тот
самый случай, когда не только может
ухудшиться налоговый климат в стране,
но и существенно возрастут налоговые
риски как налогоплательщиков, так и государства.
Не оспаривая необходимость кардинального
решения проблем дефицита Пенсионного
фонда Российской Федерации, хотелось
бы обратить внимание читателей журнала
на следующие обстоятельства, связанные
с налоговыми рисками. Как показывают
расчеты, предполагаемое существенное
повышение ставок отчислений во внебюджетные
социальные фонды увеличит налоговую
нагрузку на экономику в размере 400 млрд
руб., при этом основная масса этого увеличения
придется на организации малого и среднего
бизнеса. Не в лучшей ситуации окажутся
и те крупные налогоплательщики, производство
которых не ориентировано на экспорт и
которые не имеют возможности платить
своим работникам относительно высокую
заработную плату. Менее всего повышение
налоговой нагрузки коснется организаций
финансового сектора и экспортно ориентированных
организаций. Наряду с этим усиливаются
и налоговые риски государства, поскольку
государственные внебюджетные социальные
фонды и бюджеты всех уровней вряд ли смогут
получить адекватный выигрыш от увеличения
налоговой нагрузки на экономику. Мало
того, это нововведение может дать обратный
экономический эффект. Вполне вероятна
ситуация абсолютного снижения поступлений
доходов и в вышеуказанные фонды, и в бюджетную
систему страны. Неизбежно увеличится
размер выплачиваемой "серой зарплаты",
а это серьезные потери и в отчислениях
во внебюджетные социальные фонды, и в
поступлениях налога на доходы физических
лиц. Налоговые риски государства возрастают
вследствие возможного замедления темпов
роста экономики. Этих рисков можно в определенной
мере избежать, если с одновременным повышением
общего размера отчислений в государственные
социальные внебюджетные фонды компенсировать
бизнес-сообществу выпадающие доходы
путем снижения до 12-13% ставки НДС с одновременным
введением НДС-счетов, которое позволит
компенсировать потери бюджета от снижения
ставки этого налога. В этих условиях резко
снизятся налоговые риски и государства,
и добросовестных налогоплательщиков,
а потери понесут исключительно те налогоплательщики,
которые сегодня зарабатывают огромные
средства, незаконно получая из федерального
бюджета неположенные им суммы возмещения
по НДС.
Неопределенность отдельных
положений налогового законодательства
может увеличивать также налоговые
риски бюджетов всех уровней. Подобная
ситуация возможна в условиях взыскания
в бюджет доначисленных налогоплательщику
налогов в результате проведения выездной
налоговой проверки, результаты которой
затем отменены решением арбитражного
суда. Вследствие этого бюджет не только
не получает определенную сумму налогов,
но возникает риск дополнительного возмещения
налогоплательщику причиненного ему действиями
налоговых органов материального ущерба.
В связи с этим весьма важно, чтобы НК РФ
стал действительно законом прямого действия,
чтобы каждое его положение было четко
и недвусмысленно сформулировано.
К сожалению, в этой части
российское налоговое законодательство
все еще далеко от совершенства,
что неизбежно усиливает налоговые
риски всех участников налоговых
правоотношений.
Из приведенного заключения
непосредственно следуют, в частности,
следующие выводы:
- с одной стороны, если в данной
сфере финансовый риск предпринимателя
является разновидностью его предпринимательского
риска, то он и есть самый натуральный
предпринимательский риск;
- с другой стороны, автор, стало
быть, полагает, что предпринимательский
риск имеет и некую другую свою разновидность,
то есть что предпринимательский риск
подразделяется на "финансовый" и
какой-то иной ("нефинансовый"), который
автор не детализирует, и поэтому остается
неясным, что именно он имеет в виду под
этими предпринимательскими, но при этом
нефинансовыми рисками. Если в качестве
таковых предполагаются риски гибели
(повреждения) имущества предпринимателя,
а также риски возникновения его ответственности
перед третьими лицами, то при безусловной
неразрывности их связи с предпринимательской
деятельностью они в соответствии с п.
2 ст. 929 ГК РФ не относятся к группе собственно
предпринимательских рисков.
Таким образом, можно заключить,
что в сфере предпринимательской
деятельности финансовый и предпринимательский
риски соотносятся между собой
как частное и общее.
2 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА
Внедрение риск-менеджмента
исторически началось с компаний финансового
сектора. К моменту начала кризиса управление
рисками практиковали все банки, страховые
и инвестиционные компании. И они же пострадали
от экономических потрясений в первую
очередь. То есть многим участникам рынка
не удалось адекватно оценить эффективность
принятых мер, пока ситуация была стабильной.
Риск-менеджмент не способен защитить
бизнес или большинство пока не умеет
"его готовить"?
Риск-менеджмент представляет
собой систему управления риском
и экономическими, точнее, финансовыми
отношениями, возникающими в процессе
этого управления.
Риск-менеджмент включает в
себя стратегию и тактику управления.
Все объемлющая вселенная
рисков, как и рисковая среда отдельного
государства или бизнеса, представляет
собой не что иное, как пирамиду.
В ее основании - колоссальное количество
индивидуальных и незначительных, с
точки зрения человечества, рисков.
Они группируются в более крупные,
системные явления, но, как правило,
даже такие объединения рисков не
являются переломными в глобальном
масштабе. На вершине пирамиды - лишь
несколько действительно критических
- стратегических - рисков, определяющих
ход эволюции и развитие цивилизаций.
2.1 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
РИСКАМИ
Тема управления рисками
на финансовом рынке в свете сегодняшнего
кризиса в секторе высокорисковых
ипотечных облигаций в США и связанного
с этим глобального кризиса финансовых
институтов представляется особенно актуальной.
Широко известны шокирующие цифры списаний
убытков финансовых институтов с мировым
именем и примеры банкротств респектабельных
инвестиционных банков. По самым мрачным
прогнозам, общий ущерб от кризиса для
мировой экономики может превысить $2 трлн.
С какими проблемами чаще всего
сталкиваются риск-менеджеры? Многие специалисты
отметили, что их мнение не учитывается
при принятии стратегических решений
и что руководство недостаточно осведомлено
об управлении рисками и его значении
для функционирования организации. В качестве
примера приводилось непонимание руководством
компании взаимосвязи между расходами
на управление рисками и затратами на
страхование. Также многие риск-менеджеры
отметили, что чувствуют себя изолированно:
руководство уделяет мало времени для
встреч с ними, и их должность, по сравнению
с другими, не считается престижной. Даже
в тех организациях, где руководство понимает
важность управления рисками, при принятии
решений ключевую роль играет прямая экономическая
выгода, и для выделения средств на управление
рисками требуются подробнейшие финансовые
обоснования и неопровержимые аргументы.
Один из респондентов подчеркнул: "Когда
руководство ориентировано исключительно
на оценку прибыли и убытков, компания
подвергается более значительным рискам".
Часть опрошенных отметили, что им бывает
непросто заручиться поддержкой среднего
и младшего персонала компании: во многих
организациях управление рисками сводится
к заполнению различных форм. Несколько
респондентов указали, что их руководство
игнорировало крайне важную информацию,
имеющую отношение к управлению рисками.
Непросто складываются и отношения со
страховщиками и брокерами. Некоторые
риск-менеджеры обеспокоены тем, что для
руководства большее значение имеют расходы
на страховые и брокерские услуги в текущем
году, чем стабильное и долгосрочное партнерство.
Наибольшее же разочарование
риск-менеджеров вызывает отсутствие
последовательного и рационального подхода
к управлению рисками в организациях.
Эффективное управление рисками
на компаниях способно влиять на стоимость
компаний и финансовую устойчивость.
К очевидным целям управления
рисками как в финансовой сфере, так и
в реальном секторе относятся, в частности:
- предотвращение неприемлемых
потерь;
- промышленная безопасность;
- защита имущества компании;
К стратегическим целям управления
рисками можно отнести следующие
факторы:
- стабилизация показателей прибыли;
- повышение рыночной стоимости
компании;
- повышение кредитного рейтинга
и снижение стоимости заимствований;
- снижение страховых премий
и франшиз;
- справедливая оценка деятельности
подразделений с учетом риска.
Управление рисками компании
можно представить как логичную
взаимосвязанную систему. Менеджмент
компании получает возможность анализировать,
моделировать риски, оценивать капитал,
находящийся под риском и оценивать
стоимость капитала, разрабатывать,
реализовывать и оценивать стратегии
управления, а также проводить
постоянный мониторинг с помощью
анализа источников рисков, применяя
принятые и проверенные на международном
уровне стандарты (например, CARP, FERMA, COSO,
AS/NZS 4360:2004). То есть риск-менеджмент дает
возможность управлять рисками
и минимизировать последствия их
реализации, но не является панацеей от
всех бед. Она не способна предотвратить
крупные потери вследствие финансовых
потрясений в мировом масштабе, поскольку
события неуправляемы. При этом внедрение
системы управления рисками как в финансовой
сфере, так и в реальном секторе позволяет
предотвращать управляемые рисковые события,
а в случае наступления техногенных катастроф
или вовлечения в финансовый кризис система
способна обеспечить бизнесу более устойчивое
положение в своем сегменте. Но это утверждение
верно только при условии принятия бизнесом
системы риск-менеджмента как корпоративного
инструмента анализа, прогнозирования,
управления и предотвращения рисковых
событий в полном сопоставлении со стратегией
компании. Иными словами, чтобы система
управления рисками была способна защитить
бизнес, менеджмент организации должен
воспринимать ее как неотъемлемую часть
глобального управления.
2.2. ФУНКЦИИ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА
Именно эта функция, по
мнению многих предпринимателей, исполнялась
в последнее время финансовыми
директорами некачественно, и эти
предприниматели стараются переложить
часть вины за недостаточно взвешенные
принятые решения на финансовых директоров.
Не буду спорить, если бы мои коллеги
в разных компаниях уделяли больше
внимания вопросам надежности инвестирования
свободных средств, влияние кризиса мы
бы сейчас ощущали менее интенсивно. Но
в целом, конечно, финансовый директор
- это наемный менеджер, и у него всегда
есть руководитель, у которого перспектива
роста и захвата рынка (зачастую - "любой
ценой!") является приоритетом номер
один, и он часто методом убеждения склоняет
своего подчиненного - финансового директора
- нарушить профессиональную этику и поступить
вопреки его же рекомендациям. Итогом
такого подхода являются рискованные
решения выше допустимого уровня.