Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

В российских компаниях финансовое планирование зачастую носит фрагментарный характер, что затрудняет эффективное управление финансами, прежде всего движением денежных средств, и принятие точных и взвешенных в финансовом отношении управленческих решений. Этим объясняется актуальность изучения теоретических и практических аспектов финансового планирования и постановки системы бюджетирования на предприятиях.
Цель данной работы – исследовать теоретические основы финансового планирования в современных условиях, проанализировать финансовое состояние ОАО «Мираж», а так же определить основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии

Содержание

С.
Введение
3
1 СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
4
1.1 Сущность и задачи финансового планирования
4
1.2 Процесс и этапы финансового планирования
1.3 Виды финансового планирования
6
8
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ (на примере ОАО «Мираж)

15
2.1 Анализ финансового состояния предприятия
15
2.2 Оценка финансового плана предприятия на основе бюджета доходов и расходов

23
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

30
3.1 Технология финансового планирования на российских предприятиях
30
3.2 Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии

34
Заключение
38
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 93.68 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим, что повлияло на снижение рентабельности продаж, для  этого проанализируем динамику и  состав прибыли предприятия за 2008 - 2010 годы. Анализ динамики и состава  прибыли приведен в таблице 1.11.

Таблица 1.11 Анализ динамики и состава прибыли ОАО «Мираж»

Показатели

Абсолютные величины, тыс. руб.

Изменения по отношению к 2010 г.

2008г.

2009г.

2010г.

2008г.

2009 г.

1

2

3

4

5

6

Выручка от продаж

821060

993838

1110269

289209

116431

Валовая прибыль

124055

159005

168010

43955

9005

Прибыль(убыток) от продаж

60305

77983

67126

6821

-10857

Прибыль (убыток) до налогообложения

52539

74578

65046

12507

-9532

Налог на прибыль

11692

14512

12182

490

-2330

Чистая прибыль (убыток)

40659

59874

52646

11987

-7228

Рентабельность продаж

0,05

0,06

0,05

-

-0,01


 

Данные таблицы 1.11 показывают, различия между разными финансовыми результатами предприятия: прибылью от продаж и прибылью до налогообложения. Эта разница возникла как результат прочей деятельности предприятия.

По итогам 2010 года выручка  от продаж составила 1110269 тыс.руб., и  выросла по отношению к 2008 году на 289209 тыс.рублей, или на 35,0 %.

Значительно возросла в 2010 году валовая прибыль предприятия  и составила 168010 тыс.рублей, что также на 35,0 % выше аналогичного периода 2008 года.

Прибыль (убыток) от продаж в 2010 году составил 67126 тыс. рублей, что  на 11,3 % выше аналогичного периода 2008 года.

Прибыль до налогообложения  в 2010 году составила 65046 тыс.руб., что  на 23,8% выше аналогичного периода 2008 года.

Чистая прибыль предприятия  в 2010 году составила 52646 тыс. руб., что  выше аналогичного периода 2008 года на 11987 тыс.рублей, но ниже 2009 года на 7228 тыс.руб. Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производственного и социального развития.

Рентабельность продаж указывает, сколько прибыли приходится на единицу  реализованной продукции и рассчитывается по формуле:

Р = Чистая прибыль / выручка

В 2010 году рентабельность продаж по сравнению с 2009 годом на единицу  продукции снизилась с 0,06 до 0,05 руб.

Основными задачами анализа  доходов предприятия являются изучение уровня и структуры доходов в  отчетном периоде, сравнение уровней  и структур доходов в последние  три года работы предприятия, оценка структурной динамики доходов и  выяснение ее причин.

Проведем анализ сведений об объеме, динамике и структуре доходов и расходов ОАО «Мираж» за 2008-2010 гг. в таблице 1.12.

Как показывают данные, приведенные в таблице 1.12, изменения доходов и расходов предприятия за последние 3 года имеют почти схожую тенденцию.

В составе доходов предприятия  имеются доходы от обычных видов  деятельности (выручка от реализации), прочие доходы. При этом преобладание выручки (от 99,8 до 99,5 %) в структуре  доходов ОАО «Мираж» носит устойчивый характер, что свидетельствует о сохранении содержания основной деятельности предприятия согласно его Уставу. Доходы в 2010 году по сравнению с 2008 годом выросли на 293485 тыс. руб.

 

 

Таблица 1.12 Анализ уровня доходов и расходов ОАО «Мираж»

Наименование

2008г. тыс.руб.

Уд.вес в %

2009г. тыс.руб.

Уд.вес в %

2010г. тыс.руб

Уд.вес в %

Изменения к 2008г.(+, -)

1

2

3

4

5

6

7

8

Доходы от обычной деятельности

821060

99,8

993838

99,9

1110269

99,5

289209

Прочие доходы

1751

0,2

1315

0,1

6027

0,5

4276

Итого:

822811

100

995153

100

1116296

100

293485

Расходы от обычной деятельности

760755

99,3

915855

99,6

1043143

99,3

282388

Прочие расходы

5011

0,7

3713

0,4

7520

0,7

2509

Итого:

765766

100

919568

100

1050663

100

284897


 

Данные приведенных расчетов показывают, что общие расходы  предприятия в 2010 году по сравнению с 2008 годом выросли на 284897 тыс. руб. В структуре расходов преобладают расходы от обычных видов деятельности (себестоимость продукции с учетом коммерческих и управленческих расходов). Их удельный вес составляет 99,3 %, что указывает на стабильность основной деятельности предприятия.

Для анализа финансовых планов и отчетов большой интерес  представляет период оборота соответствующих  активов и пассивов.

Период оборота дебиторской  задолженности (ПОд.з.) можно рассчитать по формуле

ПОд.з. =ДЗ*360/ Вг,

где ДЗ – дебиторская  задолженность; Вг. – годовая выручка.

Таким образом, период оборота  дебиторской задолженности снизился с 14,6 до 12,1.

Период оборота (срок реализации) запасов можно рассчитать по формуле: ПОз. = З*360/ Сг,

где З – запасы; Сг. – годовая себестоимость.

Период оборота запасов  сократился с 44,4 до 42,1 оборота.

 

Период оборота кредиторской задолженности (ПОкр.з.) можно рассчитать по формуле:

ПОкр.з. = КЗ*360/Сг.,

где КЗ – кредиторская задолженность.

Период оборота кредиторской задолженности снизился с 30,1 до 26,2 оборота.

Большой интерес представляет также показатель оборачиваемости  активов предприятия (ОА), отражающий, сколько раз за рассматриваемый  период оборачивается капитал, вложенный  в активы предприятия, формула:

ОА =В/ Ас,

где В – выручка; Ас – сумма активов.

Нормальным считается  значение этого показателя, равное и большее 1,6 раза. В анализируемый  период показатель превышает нормативное  значение, что говорит об эффективности  использования активов.

Еще одним параметром, оценивающим  интенсивность использования активов, является период оборота активов (ПОа.), рассчитывается по формуле:

ПОа = Ас*360/ Вг.,

Период оборота активов  сократился с 84,9 до 74,7 дней, что плохо  для предприятия, но в тоже время  по отношению к 2009 году период оборота  активов в 2010 году увеличился на 4,1 дня. Итог проделанного анализа и полученных финансовых результатов предприятия  за 2008-2010 годы размещены в таблице  1.13.

На предприятии необходимо проводить планирование использования  как основного, так и оборотного капитала.

Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления  дохода и расхода.

Чтобы снизить расходы  по финансированию можно снизить  финансирование статей, не влияющих на деятельность предприятия.

 

 

Таблица 1.13 Оценка деловой активности ОАО «Мираж»

Показатели

2008 год

2009 год

2010  год

Отклонение (+,-)

Период оборота запасов

44,4

35,4

42,1

-2,3

Период оборота кредиторской задолженности

30,1

24,5

26,2

-3,9

Период оборота дебиторской  задолженности

14,6

1,4

12,1

-2,5

Оборачиваемость активов

4,2

5,1

4,8

0,6

Период оборота активов

84,9

70,6

74,7

-10,2


 

Проведенная количественная оценка предложений к финансовой стратегии по вариантам планирования и оптимизации показателей финансовых результатов ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» показала, что основной критерий совершенствования финансового  состояния организации - повышение  финансовых результатов достигнут.

Для увеличения положительного финансового результата ОАО «Молочный  комбинат «Пензенский» предлагается руководству  предприятия разработать мероприятия  обеспечивающие:

- увеличение объема реализации  продукции, снижение ее себестоимости,  повышение качества товарной  продукции, реализация ее на  более выгодных рынках сбыта;

- повышение эффективности  деятельности предприятия по  сбыту продукции. Прежде всего,  необходимо больше внимания уделять  повышению скорости движения  оборотных средств, сокращению  всех видов запасов, добиваться  максимально быстрого продвижения  изделий от производителя к  потребителю.

В качестве мер по совершенствованию  системы планирования финансовой деятельности предприятия рекомендуется:

- разработка стратегических  планов и составление оперативных  планов в виде платежного календаря;

- для целей оперативного  контроля на основе фактической  информации внедрить систему  управленческого и финансового  учета и анализа, так как  управленческий учет – это подготовка, интерпретация, обобщение, оформление, передача информации для управленческого аппарата;

- систему финансового  планирования рассматривать как  составной элемент всей системы  планирования на предприятии,  используя единый подход к  выбору методов и инструментов  для всех видов составляемых на предприятии планов;

- в зависимости от наличия  тех или иных проблем в области  финансового планирования, делать  акцент на определенные функции  финансового планирования, уделяя  их реализации наибольшее количество  сил и средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ТЕХНОЛОГИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  НА ПРЕДПРИЯТИИ.

 

3.1 Технология  финансового планирования на  российских предприятиях.

Одним из проверенных мировой  практикой эффективных способов управления предприятием в рыночных условиях является бюджетный метод управления. Этот метод в различных вариантах применяется практически всеми крупными и средними предприятиями, а в последнее время стал популярен и в малом бизнесе.

Сущностью бюджетного метода управления является представление  о том, что вся деятельность предприятия  состоит в балансировании дохода и расхода, места возникновения, которых, могут быть четко определены и закреплены за руководителем соответствующего ранга.

Необходимо для полного  осмысления бюджетирования перечислить  функции, которые оно выполняет:

1. Аналитическая функция

• переосмысление бизнес-идеи;

• коррекция стратегии;

• постановка дополнительных целей;

• анализ операционных альтернатив.

2. Функция финансового планирования

• вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее

3. Функция финансового учета

• вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем

4. Функция финансового контроля

• позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;

• выявляет слабые и сильные стороны

5. Мотивационная функция

• осмысленное принятие плана;

• ясность постановки целей;

• наказание за срыв;

• поощрение за выполнение и перевыполнение.

6. Координационная функция

• координация функциональных блоков оперативного планирования.

7. Коммуникационная функция

• согласование планов подразделений компании;

• нахождение компромиссов;

• закрепление ответственности исполнителей.

Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.

Система бюджетов позволяет  руководителю заранее оценить эффективность  управленческих решений, оптимальным  образом распределить ресурсы между  подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной  ситуации. Наряду с понятием "разработка" бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин "бюджетирование".

Исходя из определений  основных функций управления — планирование, мотивация, контроль — бюджетирование соединяет в единое целое управленческий цикл планирования и контроля.

Бюджетный процесс используется для достижения двух основных целей - планирования и контроля.

Планирование - это качественное и количественное описание задачи, проектирование возможных результатов  и пути их достижения.

Информация о работе Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии