Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:01, отчет по практике

Краткое описание

Становление рыночной экономики в нашей стране открыло новый этап и поставило новые задачи в развитии банковского дела. В настоящее время в России функционирует огромное количество банков, при этом важной особенностью современного банка является его универсальность, т.е. практически каждый банк стремится оказывать все виды банковских и небанковских операций, поскольку совершаемые им операции - это доходообразующие факторы в его деятельности. Для более подробного изучения деятельности банка я проходила производственно - учебную практику в ДО № 8638/029 ОАО «Сбербанк России».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 4
1.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «СБЕРБАНК» 4
1.2 Анализ внутренней и внешней среды организации 23
1.3 Методические подходы к разработке финансовой стратегии с учетом ее характера 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

Вложенные файлы: 1 файл

практ. Сбербанк.docx

— 115.39 Кб (Скачать файл)

1.2 Анализ внутренней  и внешней среды организации

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление, как о внутренней среде организации, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности.

Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Внутренняя среда имеет несколько срезов:

    • кадровый;
    • организационный;
    • маркетинговый;
    • финансовый.

Каждый из них включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация (табл. № 15).

Таблица № 15 - Анализ внутренней среды ОАО «СБЕРБАНК»

Срез

Характеристика среза

Проблемы

Кадровый

Охватывает следующие процессы: 1.Взаимодействие менеджеров и сотрудников.

2.Найм, обучение, продвижение кадров.  

3. Оценка результатов труда и стимулирование.

4. Создание и поддержка  отношений между сотрудниками.

  Отсутствие всех видов стимулирования.  Присутствие некомпетентных соискателей; понижения в должности; нежелание  сотрудников повышать квалификацию; для продвижения в должности  необходимо резко увеличить объем  работы. Несоответствие оплаты труда  объему выполняемых работ. Недостаточная  мотивация. Недостаточное количество тимбилдинговых и корпоративных мероприятий.

Организационный

Включает в себя:

1.Коммуникационные процессы

2. Нормы, правила, процедуры  3.Иерархия подчинения (распределение  прав и ответственности)

 Не до конца отлажена система  взаимодействия с территориальными  отделениями. Огромное количество  внутренних документов.

Недостаточный контроль за исполнением установленных норм и правил. Недостаточно эффективна система распределения обязанностей по подразделениям и по сотрудникам

Маркетинговый

Охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции: 1.Стратегия продукта

  2. Стратегия ценообразования 

3. Стратегия продвижения  продукта на рынке 4. Выбор рынков  сбыта

   Усилия направлены на объем  предоставляемых услуг, а не на  качество. Продукты и услуги недостаточно  конкурентоспособны  Недостаточно  рекламы.  Большая конкуренция  на рынке


 

По данным табл. 15 наибольшим количеством недостатков характеризуется кадровый срез. Сильной стороной внутренней среды является организационный срез. Организационно-управленческая система в Сбербанке построена таким образом, что все отделы банка подчиняются непосредственно директору. К руководящему персоналу банка помимо директора относятся заместитель директора, главный бухгалтер и помощник директора по вопросам безопасности. У Сбербанка достаточно широкая филиальная сеть. Филиалы созданы с целью территориального расширения сферы деятельности Банка для более эффективного использования и аккумулирования финансовых ресурсов. Участия в разрешении проблемы неплатежей, развития частного и коллективного предпринимательства, содействия в увеличении объема и улучшения качества выпускаемой в РФ продукции, производимых работ и услуг.

Банк принимает активное участие в жизни общества. В стремлении способствовать постоянному и гармоничному развитию экономической и финансовой структуры края постоянно участвует в проектах своих клиентов. Банк имеет одни из самых высоких кредитных рейтингов среди российских частных банков: Standard&Poor’s (B+), FitchRatings (BB-) и Moody’s (Ba2).

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это:

    • поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности;
    • создание инвестиционных возможностей.

ОАО «СБЕРБАНК» подает финансовую отчетность ежедневно, ежедекадно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Вся отчетность составляется по стандартам МСФО и РПБУ. (См. табл. № 1).

Таблица № 16 - Показатели ликвидности ОАО «СБЕРБАНК» за 2012 - 2014 гг.

№ п\п

Наименование показателя

Нормативное значение

Фактическое значение

     

2012 г.

2013 г.

2014 г.

1

Достаточность собственных средств (капитала) банка (Н1)

Не менее 10,0

16,1

16,5

16,9

2

Показатель мгновенной ликвидности банка (Н2)

Не менее 15,0

48,0

348,2

68,4

3

Показатель текущей ликвидности банка (Н3)

Не менее 50,0

128,1

237,2

89,1

4

Показатель долгосрочной ликвидности банка (Н4)

Не более 120,0

76,1

69,9

91,6

5

Показатель максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков

Не более 25,0

Максимальное 18,4 Минимальное 1,0

Максимальное 19,9 Минимальное 1,1

Максимальное 11,4 Минимальное 1,8


 

Показатель достаточности капитала Сбербанка остается высоким на протяжении долгого периода. Высокая достаточность капитала Банка, а также значительная доля капитала в его структуре в случае благоприятного развития ситуации в экономике открывают банку большие возможности для будущего развития, как путем органического роста, так и через сделки по слияниям и поглощениям. В случае негативного сценария высокий уровень капитализации надежно защищает интересы вкладчиков и инвесторов. Следует также отметить, что даже в кризисный период 2009 г Банк обладал достаточной ликвидностью для выплаты всех вкладов населения в течение одного дня. Ликвидная позиция полностью покрывает все предстоящие публичные долговые выплаты.

Положительными аспектами финансовой деятельности Сбербанка являются:

    • достаточный запас финансовой устойчивости;
    • обеспеченность денежными средствами, отвлеченными из производительного оборота собственными оборотными средствами, т.е. прослеживается стремление Банка сохранять свое финансовое положение;
    • отсутствие проблем с текущей ликвидностью банка;
    • осуществление сбалансированного управления активными и пассивными операциями по срокам, объемам привлечения и размещения ресурсов;
    • высокий уровень обеспеченности и защищенности банковских операций при неблагоприятном изменении конъюнктуры рынка и накоплений банковских рисков;
    • высокий уровень защищенности вкладчиков банковским капиталом;
    • рост уровня иммобилизации банковского капитала в инвестициях в другие юридические лица;
    • эффективность использования активов банка;
    • ликвидный баланс;
    • достаточный уровень основного капитала;
    • рост уровня защищенности капитала от риска и инфляции за счет вложений средств в недвижимость и ценности;
    • рост способности обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к активам Банка.

В тоже время в финансовой деятельности Сбербанка были выявлены недостатки, которые сводятся к следующему:

    • определенная степень зависимости от заемных средств, не достаточный уровень собственных средств, то есть Банк не использует потенциал роста по валюте баланса;
    • низкая обеспеченность средств клиентов наличными денежными средствами и высоколиквидными активами;
    • снижение возможности кредитной организации вернуть привлеченные средства в случае невозврата кредитов.

Таким образом, во внутренней среде выявлены следующие ключевые проблемы:

    • недостаточно хорошо развита корпоративная культура;
    • неэффективна система стимулирования и мотивации сотрудников;
    • необходимо более глубокое изучение рынка для выдвижения максимально конкурентоспособной продукции;
    • недостаточно эффективна система ценообразования;
    • работа банка обеспечивает стабильность, но не прибыльность.

Внешняя среда - это совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность ее деятельности. Внешняя среда организации включает следующие элементы:

    • Потребители (физические и юридические лица).
    • Конкуренты (Банки, кредитные организации).
    • Центральный банк Российской Федерации.
    • Каждый элемент оказывает влияние на банк (табл. № 17).

Таблица №  17 - Анализ внешней среды ОАО «СБЕРБАНК»

Элемент

Характеристика

Проблемы

Потребители

На 01.01.2012 банк обслуживает около 3 млн. физических лиц, а также свыше 15 000 корпоративных клиентов и предприятий малого и среднего бизнеса.

Допущение просрочки платежей. Мошеннические действия. Недовольство обслуживанием. Уход к конкурентам.

Конкуренты

Главными конкурентами являются Газпромбанк, ВТБ24, Альфа-банк, Райффайзенбанк, Русский стандарт, Ренессанс, Росбанк, Ситибанк, Уралсиб и др…

У конкурентов более качественное обслуживание, широкий спектр продуктов и услуг. Но менее популярный бренд, меньшая сеть филиалов и доп. подразделений.

Центральный Банк РФ

Главный банк страны. Центральный орган нормативно - правового регулирования банковской системы. Давления на Банк не оказывает.

Большое количество нормативно - правовых актов. Ужесточение требований.


 

На рынке сейчас представлено огромное количество коммерческих банков, каждый из которых предлагает расширенный спектр услуг, как для розничных, так и для корпоративных клиентов. В связи с этим Сбербанк предоставляет свои услуги в 160 городах европейской части России, Урала и Сибири, где он располагает сетью из 332 точек продаж и свыше 2000 банкоматов. Основные направления деятельности банка - это корпоративные, розничные банковские услуги, частное банковское обслуживание с акцентом на операциях с низким уровнем риска и комиссионных услугах. Среди коммерческих банков ведется очень жесткая конкурентная борьба. Для Сбербанка сосредоточенность на «домашних регионах» и в выбранных секторах экономики, сбалансированные потоки доходов от корпоративного и розничного направлений бизнеса, а также клиент ориентированная модель являются лучшими средствами для достижения максимальной эффективности.

Рассмотрим внешнюю среду на основе SWOT-анализа (табл. №  18).

Таблица № 18- Матрица SWOT-анализа ОАО «СБЕРБАНК»

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Внутренняя среда

Высокая ликвидность. Надежность банка. Динамичное реагирование на рыночные изменения. Широкая сеть точек продаж и клиентского обслуживания. Узнаваемый бренд. Концентрация на определенном секторе клиентов.

Неквалифицированный персонал, плохое качество обслуживания. Сотрудники не замотивированы в развитии банка. Неэффективное ценообразование.

 

Возможности

Угрозы

Внешняя среда

Вхождение в число банков предлагающих инновационные услуги. Расширение продуктового ряда. Акцент на качестве обслуживания.

Сложность возврата просроченных платежей. Выход на рынок крупных конкурентов. Ужесточение нормативного регулирования.


 

Из проведённого SWOT-анализа видно, что для выхода на более высокий уровень банк должен предложить новые услуги для юридических и физических лиц. Освоить рынки услуг, ещё не распространённые среди других банков, что позволит привлечь большее количество клиентов в банк. А так же руководство банка должно начать более плотно работать с сотрудниками, пересмотреть мотивацию персонала.

Поскольку финансовая деятельность является ключевой для банка, финансовая устойчивость отслеживается руководством особенно. Ранее были сделаны выводы о проблемах финансовой устойчивости. В качестве основных мероприятий, направленных на улучшение финансовой устойчивости кредитной организации предлагаются следующие направления:

1) Обслуживание корпоративных клиентов - для достижения установленных целей по наращиванию масштабов бизнеса Банка первоочередной задачей Банка на рынке обслуживания корпоративных клиентов является радикальное расширение клиентской базы за счет развития активных продаж, модернизации существующих и развития новых продуктов. Для решения данной задачи должны быть установлены различные подходы, учитывающие специфику отдельных целевых сегментов.

Переход Банка на обслуживание предприятий среднего и малого бизнеса, а также повышение качества управления финансами на предприятиях приводят к снижению среднего остатка на расчетных счетах. Это означает, что перед Банком стоят задачи по привлечению на расчетно-кассовое обслуживание значительного числа клиентов.

Успешность развития данного направления будет определяться решением следующих основных задач:

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»