Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:01, отчет по практике
Становление рыночной экономики в нашей стране открыло новый этап и поставило новые задачи в развитии банковского дела. В настоящее время в России функционирует огромное количество банков, при этом важной особенностью современного банка является его универсальность, т.е. практически каждый банк стремится оказывать все виды банковских и небанковских операций, поскольку совершаемые им операции - это доходообразующие факторы в его деятельности. Для более подробного изучения деятельности банка я проходила производственно - учебную практику в ДО № 8638/029 ОАО «Сбербанк России».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 4
1.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «СБЕРБАНК» 4
1.2 Анализ внутренней и внешней среды организации 23
1.3 Методические подходы к разработке финансовой стратегии с учетом ее характера 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление, как о внутренней среде организации, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности.
Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Внутренняя среда имеет несколько срезов:
Каждый из них включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация (табл. № 15).
Таблица № 15 - Анализ внутренней среды ОАО «СБЕРБАНК»
Срез |
Характеристика среза |
Проблемы |
Кадровый |
Охватывает следующие процессы: 1.Взаимодействие менеджеров и сотрудников. 2.Найм, обучение, продвижение кадров. 3. Оценка результатов труда и стимулирование. 4. Создание и поддержка отношений между сотрудниками. |
Отсутствие всех видов |
Организационный |
Включает в себя: 1.Коммуникационные процессы 2. Нормы, правила, процедуры 3.Иерархия подчинения (распределение прав и ответственности) |
Не до конца отлажена система
взаимодействия с Недостаточный контроль за исполнением установленных норм и правил. Недостаточно эффективна система распределения обязанностей по подразделениям и по сотрудникам |
Маркетинговый |
Охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции: 1.Стратегия продукта 2. Стратегия ценообразования 3. Стратегия продвижения продукта на рынке 4. Выбор рынков сбыта |
Усилия направлены на объем
предоставляемых услуг, а не на
качество. Продукты и услуги |
По данным табл. 15 наибольшим количеством недостатков характеризуется кадровый срез. Сильной стороной внутренней среды является организационный срез. Организационно-управленческая система в Сбербанке построена таким образом, что все отделы банка подчиняются непосредственно директору. К руководящему персоналу банка помимо директора относятся заместитель директора, главный бухгалтер и помощник директора по вопросам безопасности. У Сбербанка достаточно широкая филиальная сеть. Филиалы созданы с целью территориального расширения сферы деятельности Банка для более эффективного использования и аккумулирования финансовых ресурсов. Участия в разрешении проблемы неплатежей, развития частного и коллективного предпринимательства, содействия в увеличении объема и улучшения качества выпускаемой в РФ продукции, производимых работ и услуг.
Банк принимает активное участие в жизни общества. В стремлении способствовать постоянному и гармоничному развитию экономической и финансовой структуры края постоянно участвует в проектах своих клиентов. Банк имеет одни из самых высоких кредитных рейтингов среди российских частных банков: Standard&Poor’s (B+), FitchRatings (BB-) и Moody’s (Ba2).
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это:
ОАО «СБЕРБАНК» подает финансовую отчетность ежедневно, ежедекадно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Вся отчетность составляется по стандартам МСФО и РПБУ. (См. табл. № 1).
Таблица № 16 - Показатели ликвидности ОАО «СБЕРБАНК» за 2012 - 2014 гг.
№ п\п |
Наименование показателя |
Нормативное значение |
Фактическое значение | ||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |||
1 |
Достаточность собственных средств (капитала) банка (Н1) |
Не менее 10,0 |
16,1 |
16,5 |
16,9 |
2 |
Показатель мгновенной ликвидности банка (Н2) |
Не менее 15,0 |
48,0 |
348,2 |
68,4 |
3 |
Показатель текущей ликвидности банка (Н3) |
Не менее 50,0 |
128,1 |
237,2 |
89,1 |
4 |
Показатель долгосрочной ликвидности банка (Н4) |
Не более 120,0 |
76,1 |
69,9 |
91,6 |
5 |
Показатель максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков |
Не более 25,0 |
Максимальное 18,4 Минимальное 1,0 |
Максимальное 19,9 Минимальное 1,1 |
Максимальное 11,4 Минимальное 1,8 |
Показатель достаточности капитала Сбербанка остается высоким на протяжении долгого периода. Высокая достаточность капитала Банка, а также значительная доля капитала в его структуре в случае благоприятного развития ситуации в экономике открывают банку большие возможности для будущего развития, как путем органического роста, так и через сделки по слияниям и поглощениям. В случае негативного сценария высокий уровень капитализации надежно защищает интересы вкладчиков и инвесторов. Следует также отметить, что даже в кризисный период 2009 г Банк обладал достаточной ликвидностью для выплаты всех вкладов населения в течение одного дня. Ликвидная позиция полностью покрывает все предстоящие публичные долговые выплаты.
Положительными аспектами финансовой деятельности Сбербанка являются:
В тоже время в финансовой деятельности Сбербанка были выявлены недостатки, которые сводятся к следующему:
Таким образом, во внутренней среде выявлены следующие ключевые проблемы:
Внешняя среда - это совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность ее деятельности. Внешняя среда организации включает следующие элементы:
Таблица № 17 - Анализ внешней среды ОАО «СБЕРБАНК»
Элемент |
Характеристика |
Проблемы |
Потребители |
На 01.01.2012 банк обслуживает около 3 млн. физических лиц, а также свыше 15 000 корпоративных клиентов и предприятий малого и среднего бизнеса. |
Допущение просрочки платежей. Мошеннические действия. Недовольство обслуживанием. Уход к конкурентам. |
Конкуренты |
Главными конкурентами являются Газпромбанк, ВТБ24, Альфа-банк, Райффайзенбанк, Русский стандарт, Ренессанс, Росбанк, Ситибанк, Уралсиб и др… |
У конкурентов более качественное обслуживание, широкий спектр продуктов и услуг. Но менее популярный бренд, меньшая сеть филиалов и доп. подразделений. |
Центральный Банк РФ |
Главный банк страны. Центральный орган нормативно - правового регулирования банковской системы. Давления на Банк не оказывает. |
Большое количество нормативно - правовых актов. Ужесточение требований. |
На рынке сейчас представлено огромное количество коммерческих банков, каждый из которых предлагает расширенный спектр услуг, как для розничных, так и для корпоративных клиентов. В связи с этим Сбербанк предоставляет свои услуги в 160 городах европейской части России, Урала и Сибири, где он располагает сетью из 332 точек продаж и свыше 2000 банкоматов. Основные направления деятельности банка - это корпоративные, розничные банковские услуги, частное банковское обслуживание с акцентом на операциях с низким уровнем риска и комиссионных услугах. Среди коммерческих банков ведется очень жесткая конкурентная борьба. Для Сбербанка сосредоточенность на «домашних регионах» и в выбранных секторах экономики, сбалансированные потоки доходов от корпоративного и розничного направлений бизнеса, а также клиент ориентированная модель являются лучшими средствами для достижения максимальной эффективности.
Рассмотрим внешнюю среду на основе SWOT-анализа (табл. № 18).
Таблица № 18- Матрица SWOT-анализа ОАО «СБЕРБАНК»
Сильные стороны |
Слабые стороны | |
Внутренняя среда |
Высокая ликвидность. Надежность банка. Динамичное реагирование на рыночные изменения. Широкая сеть точек продаж и клиентского обслуживания. Узнаваемый бренд. Концентрация на определенном секторе клиентов. |
Неквалифицированный персонал, плохое качество обслуживания. Сотрудники не замотивированы в развитии банка. Неэффективное ценообразование. |
Возможности |
Угрозы | |
Внешняя среда |
Вхождение в число банков предлагающих инновационные услуги. Расширение продуктового ряда. Акцент на качестве обслуживания. |
Сложность возврата просроченных платежей. Выход на рынок крупных конкурентов. Ужесточение нормативного регулирования. |
Из проведённого SWOT-анализа видно, что для выхода на более высокий уровень банк должен предложить новые услуги для юридических и физических лиц. Освоить рынки услуг, ещё не распространённые среди других банков, что позволит привлечь большее количество клиентов в банк. А так же руководство банка должно начать более плотно работать с сотрудниками, пересмотреть мотивацию персонала.
Поскольку финансовая деятельность является ключевой для банка, финансовая устойчивость отслеживается руководством особенно. Ранее были сделаны выводы о проблемах финансовой устойчивости. В качестве основных мероприятий, направленных на улучшение финансовой устойчивости кредитной организации предлагаются следующие направления:
1) Обслуживание корпоративных клиентов - для достижения установленных целей по наращиванию масштабов бизнеса Банка первоочередной задачей Банка на рынке обслуживания корпоративных клиентов является радикальное расширение клиентской базы за счет развития активных продаж, модернизации существующих и развития новых продуктов. Для решения данной задачи должны быть установлены различные подходы, учитывающие специфику отдельных целевых сегментов.
Переход Банка на обслуживание предприятий среднего и малого бизнеса, а также повышение качества управления финансами на предприятиях приводят к снижению среднего остатка на расчетных счетах. Это означает, что перед Банком стоят задачи по привлечению на расчетно-кассовое обслуживание значительного числа клиентов.
Успешность развития данного направления будет определяться решением следующих основных задач:
Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»