Оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на финансовое состояние фирмы (на примере ломбарда «Ломбардист»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. Финансовое состояние предприятий является одним из основных факторов, определяющих стабильность экономического роста в стране. На устойчивость коммерческой организации оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Высокая устойчивость повышает инвестиционную привлекательность организаций, улучшает инвестиционный климат в стране. Низкий уровень устойчивости коммерческих организаций может привести к отсутствию у них денежных средств для финансирования текущей и инвестиционной деятельности , неплатежеспособности и даже, банкротству.

Содержание

Введение
Теоретические и методологические аспекты анализа финансового состояния предприятия и оценки внешних и внутренних факторов, влияющих на него
Сущность и методологические аспекты анализа финансового состояния предприятия
Факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия
Исследование факторов оценки внешних и внутренних факторов на финансовое состояние фирмы ломбарда «Ломбардист»
2.1 Краткая характеристика ломбарда «Ломбардист».
2.2 Анализ финансового состоянии фирмы ломбарда «Ломбардист»
Анализ и оценка влияния внешних и внутренних факторов на финансовое состоянии ломбарда
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

оценка внешних и внутренних факторов на финансовое состояние фирмы Ломбардист.docx

— 382.49 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь  организовать его движение таким  образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами  с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самофинансирования. Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это  положительно влияет финансовое положение  предприятия. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной  деятельности предприятия [4, с. 102–105].

Финансовая деятельность как составная часть хозяйственной  деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления  и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное  его использование.

При этом, по мнению Любушина Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. необходимо решать следующие задачи:

– Своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования.

– Выявление резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости.

– Разработка конкретных рекомендаций, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

– Прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов [5, с. 135].

Анализ финансовой устойчивости основывается главным образом на относительных показателях, так  как абсолютные показатели баланса  в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать: с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства; аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности; аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения финансового состояния. Таким образом, сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.

Оценка финансового состояния  может быть выполнена с различной  степенью детализации, в зависимости  от цели анализа, имеющейся информации и так далее Содержание и основная целевая установка финансового  анализа – оценка финансового  состояния и выявление возможности  повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью  рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта – это характеристика его финансовой конкурентоспособности (то есть платежеспособности, кредитоспособности), использования  финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и  другими хозяйствующими субъектами.

В традиционном понимании  финансовый анализ представляет собой  метод оценки и прогнозирования  финансового состояния предприятия  на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового  анализа – внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками  предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для  предприятия (например, аудиторами).

Внутренний анализ – это  исследование механизма формирования, размещение и использование капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения  доходности и наращивания собственного капитала субъекта хозяйствования. Внешний  анализ – это исследование финансового  состояния субъекта хозяйствования с целью прогнозирования степени  риска инвестирования капитала и  уровня его доходности. Внутренний анализ проводится службами для предприятия, его результаты использования для  планирования, контроля и прогнозирования  финансового состояния. Его цель – обеспечить планомерное поступление  денежных средств и разместить собственные  и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль  и исключить банкротство. Внешний  анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери.

Достижение целей анализа  финансового состояния предприятия  достигается с помощью различных  методов и приемов. Существуют различные  классификации методов финансового  анализа. Практика финансового анализа  выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных:

– Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

– Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей и выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

– Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определения основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных внешних и индивидуальных особенностей отдельных периодов – перспективный прогнозный анализ;

– Анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) – расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

– Сравнительный анализ – делится на: внутрихозяйственный – сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий или подразделений; межхозяйственный – сравнение показателей предприятия показателями конкурентов со среднеотраслевыми.

–  Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результатный показатель.

Финансовое состояние  предприятий, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры  источников капитала и от оптимальности  структуры активов предприятия  и в первую очередь от соотношения  основных и оборотных средств, а  также от уравновешенности активов  и пассивов предприятия по функциональному признаку [6, с. 217].

Таким образом, финансово-экономический  анализ в рыночной экономике –  одна из важнейших функций эффективного менеджмента, необходимая для развития предприятия. Проведение анализа финансового  состояния предприятия основано на использовании отчетности, которая  является информационной базой анализа  предприятия.

1.2 Факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия

 

Любое предприятие является открытой системой. В процессе получения  ресурсов со стороны, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в предпринимательском процессе, направленном на достижение целей предприятия [7, с. 85].

Но так как деятельность предприятий представляет собой  комплекс взаимосвязанных хозяйственных  процессов, то она зависит от многочисленных и разнообразных факторов, влияющих на нее. Если какой-либо фактор выпадает из цепи рассмотрения, то оценка влияния  других принятых в расчет факторов, а также выводы рискуют оказаться  неверными[8, c. 114].

Будучи тесно взаимосвязанными, эти факторы нередко разнонаправлено  влияют на результаты жизнедеятельности  предприятия: одни — положительно, другие — отрицательно. Отрицательное  воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет, положительное  влияние других.

Наличие множества разнообразных  факторов делает необходимой их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом отношений в рыночной экономике, а также то, что оно обладает разными возможностями влиять на динамику разных факторов, наиболее важным представляется деление их на внутренние и внешние. Первые напрямую зависят  от организации работы самого предприятия; вторые являются внешними по отношению  к нему, их изменение почти или  совсем не подвластно воле предприятия. Этим делением и следует руководствоваться, моделируя производственно-хозяйственную  деятельность и пытаясь управлять  финансовой устойчивостью, осуществляя  комплексный поиск резервов в  целях повышения эффективности  производства[9, c.165].

К внешним факторам относят  влияние экономических условий  хозяйствования, господствующую в обществе технику и технологии, платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей, налоговую кредитную политику Правительства РК, законодательные акты по контролю за деятельностью предприятия, внешнеэкономические связи, систему ценностей в обществе и другие.

Факторы внешней среды  подразделяются на две основные группы – микросреда и макросреда, или  прямого и косвенного воздействия[10, c.16-22].

Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации – поставщики, потребители, профсоюзы, законы и государственные органы, конкуренты.

Поставщики. С точки зрения системного подхода организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются  материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

Всех поставщиков можно  разделить на несколько групп  – поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.

Законы и государственные  органы. Многие законы и государственные учреждения влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может вести свои дела и какие налоги должна платить. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинав плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращении бизнеса.

Государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты Потребители. Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят.

Важное значение приобретают  в современных условиях и различные  ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирм. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.

Конкуренты. Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену можно запросить.

Среда косвенного воздействия

Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее  окружение обычно не влияют на организацию  также заметно, как факторы среды  прямого воздействия. Однако руководству  необходимо учитывать их.

Среда косвенного воздействия  обычно сложнее, чем среда прямого  воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами[12, c.191].

Их подразделяют на группы:

  • внешние экономические факторы - многочисленные макроэкономические показатели: размер валового внутреннего продукта и его колебания, размеры инфляции, процентной ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень производительности общественного труда, средней заработной платы, ставки налогообложения.
  • внешние политические условия включают государственное устройство и государственную политику, в том числе внешнюю и внутреннюю. Внутренняя политика включает социальную, научно-техническую, промышленную, кадровую, экономическую составляющие, а также налоговую, ценовую, кредитную, таможенную и другие;
  • внешние правовые составляющие включают в себя: степень правовой урегулированности общественных отношений, состав действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспечения безопасности предприятий и граждан, четкость формулировок правовых норм и другие.
  • внешние научные и технические факторы способствуют предприятиям в выпуске новой и модернизации устаревшей продукции, освоении новых и совершенствовании применяемых технологических процессов, широком внедрении инноваций.
  • коммуникационные внешние условия - уровень развития транспортной сети, наличие железных дорог, автомобильных магистралей, воздушных, морских и речных путей сообщения, степень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций.
  • природно-климатические факторы рельеф местности, площадь территории, среднегодовая температура, господствующая роза ветров, влажность или сухость воздуха, преобладающие виды флоры и фауны, наличие месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых, состояние экологии и другие.

Информация о работе Оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на финансовое состояние фирмы (на примере ломбарда «Ломбардист»)