Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:15, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. Финансовое состояние предприятий является одним из основных факторов, определяющих стабильность экономического роста в стране. На устойчивость коммерческой организации оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Высокая устойчивость повышает инвестиционную привлекательность организаций, улучшает инвестиционный климат в стране. Низкий уровень устойчивости коммерческих организаций может привести к отсутствию у них денежных средств для финансирования текущей и инвестиционной деятельности , неплатежеспособности и даже, банкротству.
Введение
Теоретические и методологические аспекты анализа финансового состояния предприятия и оценки внешних и внутренних факторов, влияющих на него
Сущность и методологические аспекты анализа финансового состояния предприятия
Факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия
Исследование факторов оценки внешних и внутренних факторов на финансовое состояние фирмы ломбарда «Ломбардист»
2.1 Краткая характеристика ломбарда «Ломбардист».
2.2 Анализ финансового состоянии фирмы ломбарда «Ломбардист»
Анализ и оценка влияния внешних и внутренних факторов на финансовое состоянии ломбарда
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
История ломбардов начинается с 1462 года. По одной из версий слово «ломбард» произошло от названия области в Италии - Ломбардии. По другой версии, «ломбард» см произошел от фамилии предприимчивой итальянской семьи Ломбарди.
В городе Алматы до 1995 года действовал только один государственный ломбард. В настоящее время количество ломбардов, зарегистрированных в Казахстане, постоянно растет и уже достигло 78, не считая их филиальной сети.
Ломбард - юридическое лицо (коммерческая организация), не являющееся банком, которое при наличии лицензии уполномоченного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Национального Банка Республики Казахстан правомочно осуществлять банковские и иные операции в национальной валюте.
Ломбард индивидуально подходит к каждому клиенту. Выгоды ломбардного кредитования по сравнению, например, с банковским, очевидны: ломбард - быстрый и, что также немаловажно, конфиденциальный помощник во временных финансовых трудностях, поскольку он не ведет кредитных историй и не интересуется финансовыми проблемами клиента. Кроме высокого уровня сохранности заложенного имущества, у ломбарда есть то, что выгодно отличает его от банка, где чаще всего требуются поручители, а оформление документов отнимает значительное время.
В своей деятельности ломбарды
руководствуются Гражданским
Лицензия на проведение
ломбардных операций, лизинговой деятельности
и покупку, прием в залог, учет,
хранение и продажу ювелирных
изделий, содержащих драгоценные металлы
и драгоценные камни, выдается уполномоченным
органом - Агентством Республики Казахстан
по регулированию и надзору
При выборе того или иного ломбарда, лицам, заинтересованным в его услугах, прежде всего, необходимо убедиться в наличии у ломбарда указанных выше лицензий, внимательно ознакомиться с Правилами ломбарда об общих условиях проведения операций, которые являются открытой информацией и не могут быть предметом коммерческой или банковской тайны.
Копия нотариально заверенной лицензии и Правила об общих условиях проведения операций подлежат размещению в месте, доступном для обозрения клиентами ломбарда и должны содержать сведения и процедуры по всем банковским и иным операциям, осуществляемым ломбардом - предельные суммы и сроки предоставляемых кредитов, предельные величины ставок вознаграждения по предоставляемым кредитам, ставки и тарифы за проведение операций, права и обязанности ломбарда и его клиентов, их ответственность, ставки и тарифы за предоставляемые услуги, порядок выдачи залогодателю дубликатов при утере залогового билета или именной сохранной квитанции и иные условия.
Следует отметить, что основным
видом предоставляемых
Согласно гражданскому законодательству:
- договор о залоге
вещей в ломбарде оформляется
выдачей ломбардом клиенту
- закладываемые вещи передаются ломбарду;
- все залоговое имущество ломбард обязан страховать в пользу залогодателя за свой счет;
- ломбард не имеет
права пользоваться и
Залоговый билет, являющийся
распорядительным документом на предъявителя,
дает право ломбарду исполнить обязательство
по возврату предметов залога только
лицу, погасившему задолженность
по ссуде и предъявившему
Каждый ломбард, как правило,
устанавливает свой срок кредита
самостоятельно. Выдавая кредит клиенту,
ломбард взимает определенный процент
с выданной ссуды, зависящий от вида
заложенного движимого
В случае непогашения клиентом в установленный договором срок суммы кредита, обеспеченного залоговым имуществом, ломбард вправе реализовать это имущество, в порядке, установленном Гражданским Кодексом, путем его продажи с публичных торгов.
При этом клиентам ломбарда
необходимо знать, что порядок реализации
заложенного имущества
- если сумма, вырученная
при реализации заложенного
- право залогодержателя
на обращение взыскания на
имущество должника в случае
недостаточности вырученной
- установлен принудительный
порядок реализации
Помимо ломбардных операций, в соответствии с законодательством Республики Казахстан ломбардам предоставлено право (при наличии лицензии) осуществлять сейфовые операции - услуги по хранению ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, документов и ценностей клиентов, включая сдачу в аренду сейфовых ящиков, шкафов и помещений.
На практике имеют место случаи, когда клиенты ломбарда путают процедуру реализации ломбардом имущества сданного залогодателем под залог полученного кредита с процедурой реализации ломбардом невостребованной из ломбарда вещи сданной на хранение поклажедателем. В первом случае ломбард (залогодержатель) и клиент (залогодатель) заключают договор о залоге, оформляемый выдачей залогового билета, во втором случае ломбард (Хранитель) и клиент (Поклажедатель) заключают договор хранения, оформляемый выдачей сохранной квитанции.
При осуществлении ломбардом услуг по хранению имущества, заключается договор хранения, согласно которому одна сторона (Хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (Поклажедателем) и возвратить эту вещь в сохранности, который оформляется выдачей ломбардом именной сохранной квитанции. Ломбард также обязан застраховать в пользу поклажедателя принятую на хранение вещь согласно требованиям гражданского законодательства.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Республики Казахстан, в случае если поклажедатель уклоняется от обратного получения своей вещи, ломбард обязан хранить ее в течение трех месяцев. По истечении этого срока и предупреждении поклажедателя не менее чем за месяц, невостребованная вещь может быть продана ломбардом, согласно законодательству. Из суммы, вырученной ломбардом от продажи вещи, погашаются плата за хранение и иные причитающиеся ломбарду платежи. Оставшаяся сумма после всех названных вычетов, возвращается ломбардом владельцу сохранной квитанции по ее предъявлении.
ТОО «Ломбардист» основано в 2004 году.
Предлагаемые услуги – выдача микрокредитов под залог ювелирных изделий.Своим клиентам ломбард «Ломбардист» предлагает самые выгодные условия сотрудничества и удобную систему выкупа залогов. Ломбард «Ломбардист» в настоящее время имеет значительные собственные финансовые активы, сеть корпоративных и индивидуальных клиентов по приобретению не выкупленных ювелирных изделий, целенаправленно наращивает активы для перехода в разряд микрокредитных организаций более высокого уровня.
В составе работающего персонала - 26 человек, в том числе 15 – административно-управленческий персонал, 11 – рабочих.
Организационная структура предприятия имеет линейно – функциональный тип ТОО «Ломбардист» имеет сеть ломбардов в городах Павлодаре, Шымкенте, Кокшетау, Семей. Головной офис находится в городе Павлодаре.
В таблице 1 отражены основные экономические показатели финансово-экономической деятельности ТОО «Ломбардист» за 2009-2011 годы, на основе приложений А-Б.
Таблица 1 Основные экономические показатели финансово-экономической деятельности ТОО «Ломбардист» за 2009-2011 годы.
№ |
Показатели |
Ед. изм. |
Год |
2011 г. в % к | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Объем поставок – в натуральном выражении |
тыс.усл.ед. |
175,6 |
273,1 |
342,5 |
195,0 |
125,4 |
– в стоимостном выражении |
тыс. тенге |
186417,0 |
259039,0 |
320476,0 |
171,9 |
123,7 | |
2 |
Товарооборот – в натуральном выражении – в стоимостном выражении |
тыс.усл.ед.
тыс. тенге |
128,8
103015,0 |
208,5
187639,0 |
314,3
298572,0 |
244,0
289,8 |
150,7
159,1 |
3 |
Удельный вес новых видов услуг в общем объеме товарооборота |
% |
6,1 |
8,5 |
9,2 |
150,8 |
108,2 |
4 |
Занимаемая доля рынка |
% |
3,5 |
3,9 |
4,6 |
131,4 |
117,9 |
5 |
Товарооборот |
тыс. тенге |
103015,0 |
187639,0 |
298572,0 |
289,8 |
159,1 |
6 |
Себестоимость реализованных услуг |
тыс. тенге |
74273,0 |
157098,0 |
254382,0 |
342,5 |
161,9 |
7 |
Валовая прибыль (5-6) |
тыс. тенге |
28742,0 |
30541,0 |
44190,0 |
153,7 |
144,7 |
8 |
Доходы от финансирования |
тыс. тенге |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
Прочие доходы |
тыс. тенге |
3761,0 |
7430,0 |
8670,0 |
230,5 |
116,7 |
10 |
Расходы на реализацию услуг |
тыс.тенге |
12637,0 |
14250,0 |
16840,0 |
133,3 |
118,2 |
11 |
Административные расходы |
тыс.тенге |
5860,0 |
6384,0 |
7407,0 |
126,4 |
116,0 |
12 |
Расходы на финансирование |
тыс.тенге |
- |
- |
- |
- |
- |
13 |
Прочие расходы |
тыс.тенге |
6385,0 |
9640,0 |
10270,0 |
160,8 |
106,5 |
14 |
Доля прибыли (убытка)организаций, учитываемых по методу долевого участия |
тыс.тенге |
- |
- |
- |
- |
- |
15 |
Прибыль(убыток), за период от продолжаемой деятельности (7+8+9-10-11-12-13) тыс. тенге |
тыс.тенге |
7621,0 |
7697,0 |
18343,0 |
240,7 |
238,3 |
16 |
Прибыль(убыток) от прекращенной деятельности |
тыс. тенге |
- |
- |
- |
- |
- |
17 |
Прибыль(убыток) до налогообложения |
тыс. тенге |
7621,0 |
7697,0 |
18343,0 |
240,7 |
238,3 |
18 |
Расходы по корпоративному подоходному налогу |
тыс. тенге |
1143,0 |
923,6 |
2201,2 |
192,6 |
238,3 |
19 |
Итоговая прибыль (убыток) до вычета доли меньшинства (17-18) |
тыс. тенге |
6478,0 |
6773,4 |
16141,8 |
249,2 |
238,3 |
20 |
Доля меньшинства |
тыс. тенге |
- |
- |
- |
- |
- |
21 |
Итоговая прибыль (убыток ) (19-20) |
тыс. тенге |
6478,0 |
6773,4 |
16141,8 |
249,2 |
238,3 |
22 |
Совокупный годовой доход(5+8+ |
тыс. тенге |
106776,0 |
195069,0 |
307242,0 |
287,7 |
157,5 |
23 |
Среднесписочная численность работников, |
Чел |
26 |
26 |
26 |
100,0
|
100,0
|
24 |
Фонд заработной платы работников |
тыс. тенге |
19500,0 |
21028,8 |
22557,6 |
115,7 |
107,3 |
25 |
Среднемесячная заработная плата работников, (24/23/12) |
тыс.тенге |
62,5 |
67,4 |
72,3 |
115,7 |
107,3 |
26 |
Товарооборот на 1 работника (5/23) |
тыс.тенге |
3962,1 |
7216,9 |
11483,5 |
289,8 |
159,1 |
27 |
Среднегодовая стоимость основных средств |
тыс. тенге |
5489,3 |
7835,9 |
23485,1 |
427,8 |
299,7 |
28 |
Фондоотдача(5/27) |
тенге |
18,8 |
23,9 |
12,7 |
67,6 |
53,1 |
29 |
Фондовооруженность работников (27/23) |
тыс. тенге/чел |
211,1 |
301,4 |
903,3 |
427,9 |
299,7 |
30 |
Рентабельность основных средств(19/27) |
% |
118,0 |
86,4 |
68,7 |
58,2 |
79,5 |
31 |
Рентабельность продаж (7/6)*100 |
% |
38,7 |
19,4 |
17,4 |
45,0 |
89,7 |
32 |
Рентабельность услуг (7/5)*100 |
% |
27,9 |
16,3 |
14,8 |
53,0 |
90,8 |
33 |
Валовый объем услуг |
тыс. тенге |
104724,5 |
188105,3 |
300412,6 |
286,9 |
159,7 |
34 |
Прибыль от основной деятельности(7-10-11-12-13) |
тыс. тенге |
3860,5 |
267,0 |
9673,0 |
250,6 |
3622,8 |
35 |
Рентабельность оборота(34:5)* |
% |
3,7 |
0,1 |
3,2 |
86,5 |
3200,0 |
ПРИМЕЧАНИЕ: Составлено автором на основании приложении А,Б |
Данные таблицы позволяют
сделать неоднозначные выводы об
экономической эффективности
Товарооборот в 2011 году увеличился: к 2009 году- почти в три раза; к 2010 году – более чем в полтора раза. Соответственно, доля рынка, занимаемая исследуемым ломбардом, в 2011 году составила 4,6% и увеличилась: к 2009 году - почти в полтора раза; к 2010 году – почти в 1,2 раза.
Рост товарооборота обусловил рост текущих затрат. Себестоимость реализуемых услуг в 2011 году увеличилась: к 2009 году – более чем в три раза; к 2010 году – более чем в полтора раза. Темпы роста себестоимости реализуемых услуг опережают темпы роста дохода от реализации. Вследствие этого валовая прибыль увеличивается за анализируемый период более медленными темпами, чем доход от реализации.
Имеет место тенденция
динамичного роста
Товарооборот составляет, в среднем, более 90% от объема взятых в качестве залогового имущества ювелирных изделий. Таким образом, предприятие имеет нереализованные остатки ювелирных изделий. Данные остатки по итогам каждого месяца инкассируются и отправляются в оптово – розничный центр торговли ювелирными изделиями в города Семей, Караганда.
Ломбард реализует стратегию обновления номенклатуры ювелирных изделий, принимаемых в качестве залогового имущества о чем свидетельствует рост удельного веса новых видов ювелирных изделий в общем объеме товарооборота. В 2011 году доля новых видов ювелирных изделий в общем объеме товарооборота составила 9,2% , что является положительной тенденцией.
По итогам 2009-2011 годов деятельность ломбарда является прибыльной. Чистая прибыль в 2011 году составила 16141,8 тыс. тенге, что превысило аналогичный показатель: 2009 -2010 годов более чем в два раза. Динамика дохода от реализации продукции, себестоимости реализованной продукции, чистой прибыли от основной деятельности отражена на рисунке 2.
Рисунок 2 Сравнительная динамика товарооборота, себестоимости реализованной продукции, чистой прибыли от основной деятельности ТОО «Ломбардист» за 2009 – 2011 годы.
Имеет место позитивная тенденция роста фонда заработной платы работников. В 2011 году среднемесячная заработная плата одного среднесписочного работника составила 72,3тыс. тенге и увеличилась: к 2009 году – почти на 16 процентов; к 2010 году – более чем на 7 процентов.