Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:34, курсовая работа
Целью данной работы является анализ прибыли предприятия, ее планирования, как источника самофинансирования предприятия, а также выявление резервов их повышения.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1) исследовалась роль прибыли в экономике;
2) рассматривались методы планирования прибыли;
3) изучалась роль самофинансирования в процессе планирования прибыли.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования прибыли ….........................4
1.1 Экономическая сущность, значение прибыли...................................4
1.2 Методы планирования прибыли.........................................................8
1.3 Роль самофинансирования в процессе планирования....................15
Глава 2. Анализ прибыли предприятия на примере ООО «Мир». …….........17
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия.................17
2.2 Анализ динамики и структуры прибыли по данным «Отчета о прибылях и убытках»…… ……………… … ………………….....18
2.3 Мероприятия по увеличению прибыли в ООО «Мир»……...…..29
Заключение………………………………………………………………………
Пт — прибыль по товарному выпуску планируемого периода (года), планируемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.
Определение прибыли в переходящих товарных остатках имеет некоторые особенности. Ассортиментного учета по товарам, отгруженным, но не оплаченным покупателями, не ведется. Поэтому прибыль по входным и выходным остаткам товарной продукции исчисляется по всей их совокупности. Кроме того, складские товарные остатки на начало и конец планируемого периода учитываются по производственной себестоимости, т.е. без внепроизводственных расходов. В связи с этим, прибыль по переходящим товарным остаткам определяется как разность между их величиной в ценах реализации и по производственной себестоимости.
При определении общего размера плановой прибыли необходимо учесть и прибыль от прочих операций (сальдо прочих доходов и расходов).
Метод прямого счета прибыли по своему содержанию прост и не требует больших затрат труда. Он позволяет весьма точно определить прибыль. Однако для этого к моменту планирования прибыли необходимо знать весь ассортимент выпускаемой продукции, подсчитать по плановым калькуляциям ее себестоимость, предельно точно спрогнозировать объем реализации этой продукции и цены в плановом году.
К числу недостатков метода прямого счета можно отнести то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на изменения прибыли в плановом году. Этот недостаток может быть устранен применением аналитического метода планирования прибыли.
Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу и на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана. Плановая величина прибыли определяется не по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Базой расчета здесь служат показатели базовой рентабельности, затрат на рубль товарной продукции, а также совокупность плановых показателей деятельности предприятия.
Исчисление прибыли аналитическим методом на основе базовой рентабельности включает в себя следующие этапы:
а) определение базовой рентабельности (Рб) как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный период (год) (П0) на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период (С0), т. е. Рб = П0 / С0;
б) исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года (Сп) и определение прибыли на товарную продукцию (Пр) исходя из базовой рентабельности, т. е. Пр = Сп × Рб;
в) учет влияния на плановую прибыль по сравнимой товарной продукции различных факторов (каждого в отдельности): объема производства, себестоимости сравнимой товарной продукции, ее ассортимента и качества, цен на сырье, материалы, энергию, готовую продукцию (работы, услуги) и т. п.;
г) расчет прибыли по несравнимой товарной продукции, прибыли в переходящих остатках готовой продукции и как результат — прибыли от реализации товарной продукции в плановом периоде (году).
План по прибыли на следующий год разрабатывается, как правило, в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за первые три квартала включительно и показатели ожидаемого выполнения плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).
К аналитическому методу относится также планирование прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции.
В данном случае прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой) по следующей формуле:
Пв = Т × (100 - 3) / 100,
где Пв — прибыль от выпуска товарной продукции;
Т — выпуск товарной продукции в ценах реализации в планируемом периоде (году);
З — затраты на 1 руб. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.
Для определения общей суммы прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках нереализованной продукции.6
Совмещенный метод. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия.7
Метод производственного левериджа. Для организации очень важно знать, какой объем продукции необходимо производить, чтобы полностью покрыть затраты. Тот объем производства, при котором доходы покрывают расходы, а предприятие работает без прибыли, но и без убытка называется порог рентабельности.
,
где PR – порог рентабельности;
Sпост – условно-постоянные расходы;
KВ.М. – коэффициент валовой маржи.
Коэффициент валовой маржи определяется по формуле:
или ,
где MD – маржинальный доход;
N – выручка от реализации продукции;
Sпер – условно-переменные затраты.
Для определения точки безубыточности требуется разделение затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчет маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС и акцизов) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль.
,
где MD – маржинальный доход;
N – выручка от реализации продукции;
Sпер – условно-переменные затраты.
Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток).
,
где P – финансовый результат – прибыль;
Sпост – условно-постоянные расходы.
Точка безубыточности –
это такой объем выручки, при
котором предприятие не получает
ни прибыли, ни убытка. Более наглядно
это можно представить
Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором величина выручки от реализации равна ее полной себестоимости.
|
Рис. 1.2. Определение точки безубыточности
Положительный финансовый
результат будет получен
После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта производственного левериджа (Эпр.л.) (операционного рычага), т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности. Эффект производственного левериджа состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается.
, где .
При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли.
Метод эффекта производственного
левериджа в современных
1.3 Роль самофинансирования в процессе планирования
Самофинансирование означает финансирование за счет собственных источников - амортизационных отчислений и прибыли.
Термин "самофинансирование" выделяется из общепринятого положения финансирования производственно-торгового процесса, что обусловлено прежде всего повышением роли амортизационных отчислений и прибыли в обеспечении хозяйствующих субъектов денежным капиталом за счет внутренних источников накопления. Однако хозяйствующий субъект не всегда может полностью обеспечить себя собственными финансовыми ресурсами, поэтому широко использует заемные и привлеченные денежные средства как элемент, дополняющий самофинансирование.9
Рост развития предприятия сопровождается ростом прибыли, предприятию удается выдерживать приемлемую затратную политику. Нераспределенная прибыль, иногда называемая остаточной прибылью, - это источник самофинансирования предприятия, и (или) инструмент решения финансовых проблем, что очень важно - без привлечения какой либо, как правило, платной помощи.
Источники финансирования предприятия делят на:
- внутренние (собственный капитал);
- внешние (заемный и привлеченный капитал).
Внутреннее финансирование
предполагает использование собственных
средств и прежде всего — чистой
прибыли и амортизационных
Различают активное и неактивное (скрытое) самофинансирование.
Источниками скрытого финансирования выступают:
- чистый оборотный капитал;
- оценочные резервы;
- доходы будущих периодов;
- остатки фондов потребления;
- просроченная задолженность
Самофинансирование имеет ряд преимуществ:
- за счет пополнения
из прибыли собственного
- формирование и использование
собственных средств
- минимизируются расходы по внешнему финансированию;
- упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию предприятия, так как источники покрытия дополнительных затрат известны заранее.
Уровень самофинансирования предприятия зависит не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды.
Уставный капитал Общества составляет 85 тыс. рублей. Вкладами Участников общества – являются денежные средства, здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности.
Основными видами деятельности общества являются: оптовые продажи хозяйственных товаров.
Общая площадь имеющегося помещения – 87 квадратных метров, торговая площадь – 56 квадратных метров.
Среднесписочная численность работников на 01 января 2013 года составляет 8 человек.
ООО «Мир» самостоятельно распоряжается полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Общество выполняет все обязательства, вытекающие из законодательства России и заключенных договоров.
Организационная структура ООО «Мир» представлена на рис. 2.1:
Рис. 2.1. Организационная структура ООО «Мир»
Анализ прибыли – важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом дня работы финансовых менеджеров.
В задачи анализа финансовых результатов входят:
• оценка динамики показателей прибыли до налогообложения и чистой прибыли;
• изучение составных элементов формирования прибыли до налогообложения;
• выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль;
• анализ показателей рентабельности;
• выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.
Рассмотрим процесс расчета прибыли организации10. Расчет выполняется за отчетный и аналогичный период предыдущего года. На основе этой таблицы затем проведем горизонтальный и вертикальный анализ прибыли, определим динамику основных показателей, формирующих прибыль, и оценим их влияние на изучаемый показатель.
Таблица 2. Процесс формирования и расчета прибыли, тыс. руб.
Показатель |
2011 |
2012 |
Отклонение | |
Абсол. |
В% | |||
1 |
2 |
3 |
4=ст. 3 – ст. 2 |
5=ст. 4 / ст. 3 |
Выручка от продаж |
3591 |
4490 |
899 |
20,02 |
Себестоимость проданной продукции |
2579 |
3470 |
891 |
25,68 |
Валовая прибыль |
1012 |
1020 |
8 |
0,78 |
Коммерческие расходы |
18 |
26 |
8 |
30,77 |
Управленческие расходы |
0 |
0 |
0 |
|
Прибыль от продаж |
994 |
994 |
0 |
0,00 |
Сальдо прочих доходов и расходов |
-54 |
-56 |
-2 |
3,57 |
Прибыль до налогообложения |
940 |
938 |
-2 |
-0,21 |
Налог на прибыль |
225 |
225 |
0 |
0,00 |
Чистая (нераспределенная прибыль) |
715 |
713 |
-2 |
-0,28 |
Информация о работе Планирование прибыли как источника самофинансирования предприятия