Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ и практических аспектов использования показателей рентабельности в системе банковского менеджмента.
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
обобщить понятие и значение показателей рентабельности в кредитных организациях;
исследовать задачи управления рентабельностью в кредитных организациях;
обобщить систему показателей рентабельности в кредитных организациях;
провести структурный анализ доходов и расходов кредитных организаций;
проанализировать финансовый результата кредитных организаций;
исследовать порядок расчета показателей рентабельности кредитных организаций;
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 2
1.1 Понятие и значение показателей рентабельности в кредитных организациях 2
1.2 Задачи управления рентабельностью в кредитных организациях 3
1.3 Система показателей рентабельности в кредитных организациях 5
2. ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 10
2.1 Анализ и управление прибыльностью в кредитных организациях 10
2.1.1 Структурный анализ доходов и расходов в кредитных организациях 10
2.1.2 Анализ финансового результата кредитных организаций 12
2.2 Порядок расчета показателей рентабельности кредитных организаций 15
2.3 Оценка уровня рентабельности кредитных организаций за 2008-2010 гг. 16
3. УПРАВЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ, КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 17
3.1 Проблемы управления рентабельностью в кредитных организациях 17
3.2 Перспективы улучшения показателей рентабельности в кредитных организациях 20
Важным шагом на пути создания системы
бюджетирования является разработка положения
о структуре бюджета и
Внедрение бюджетирования должно подкрепляться соответствующим регламентом, который прописывает состав и структуру используемой информации, порядок ее подготовки и перемещения внутри банка. Регламент определяется руководством банка.
Бюджет банка может
Другой метод разработки бюджета предполагает, что центры финансового учета представляют свои планы развития для обсуждения на уровне руководства банка. Очевидно, что разработанные планы должны укладываться в рамки общего направления развития банка, и окончательное решение об одобрении или корректировке представленных документов принимается в процессе согласования между руководителями центров и высшим менеджментом банка. С одной стороны, этот подход обеспечивает участие всего персонала в формировании бюджетов различных уровней, с другой — предполагает объективное отношение руководства банка к запросам всех подразделений.
Функциями центров прибыли банка могут являться: обеспечение выполнения собственного бюджета и установленных лимитов на расходы; документирование на постоянной основе всех продаж клиентам в рамках как бухгалтерского учета, так и системы управленческого учета; постоянный мониторинг потребностей клиентов в существующих и перспективных продуктах, соответствующих профилю центра, и оценка потребности в финансировании расходов; своевременный информационный обмен с другими центрами; ответственность за предоставление достоверной информации и др.
Функции центров затрат обычно сводятся к обеспечению выполнения установленных лимитов на расходы. Они (центры), безусловно, должны непрерывно документировать процесс оказания услуг другим центрам ответственности в рамках бухгалтерского и управленческого учета; оценивать и вести ценовую экспертизу услуг, предоставляемых сторонним организациям; осуществлять своевременный информационный обмен с другими центрами; иметь право выходить с запросом на корректировку выделенных лимитов в сторону увеличения, подкрепляя его соответствующим экономическим обоснованием, и т.д.
Особую роль в процессе бюджетирования играет казначейство банка. Именно с данной структурной единицей связан наиболее болезненный вопрос бюджетирования — трансфертное ценообразование.
Учет и распределение затрат, трансфертное ценообразование — неотъемлемые атрибуты децентрализованной системы управления доходностью, которые, к сожалению, связаны с определенными трудностями и имеют такую же сложную репутацию, как дюрация, о которой мы подробно говорили выше. Многие специалисты справедливо отмечают, что одной из причин неудач при реализации системы управления доходностью подразделений, продуктов и клиентов является стремление менеджмента добиться высокой степени детализации и точности в учете затрат. В этой связи не следует стремиться к тому, чтобы добиваться абсолютной точности в распределении затрат между подразделениями банка; необходимо, как нам представляется, ограничиться распределением затрат по наиболее значительным статьям. Это позволит избежать спорных моментов и противоречий. Более того, такой подход существенно снизит затраты по внедрению самой системы управления доходностью подразделений, продуктов и клиентов.
Принимая во внимание вышесказанное для внедрения данной системы, можно опираться на наименьший общий показатель, который можно применить для всех элементов оценки доходности. В качестве такой базы целесообразно избрать какой-либо количественный показатель, например, количество открытых счетов, стандартные затраты подразделения либо объем деятельности.
При распределении затрат следует
каждый центр ответственности
Первым шагом на пути оценки и управления доходностью в коммерческом банке является распределение бюджетных затрат накладных подразделений на другие — по поддержке продуктов и линейные. Подчеркнем, что распределению подлежат только бюджетные статьи расходов. Отклонения фактических показателей накладных подразделений от плановых распределению не подлежат, они ложатся на затраты указанных подразделений. Распределение накладных расходов происходит, как правило, в зависимости от штатной численности сотрудников либо в зависимости от заработной платы.
Трансфертное ценообразование относится, как мы уже отмечали, к достаточной важной и сложной области управления доходностью. Трансфертная цена — цена перевода средств между подразделениями банка. Целью установления трансфертной цены является выявление величины скорректированного на риск чистого процентного дохода для каждого подразделения, продукта или клиента.
Специфика трансфертного ценообразования в банках заключается в том, что в отличие от промышленного предприятия, оперирующего во внутреннем обороте большим количеством разнообразных продуктов, он имеет один ресурс, который занимает доминирующее положение, а значит, задача трансфертного ценообразования упрощается.
Процесс введения в банке трансфертного ценообразования включает два блока:
расчет себестоимости
определение системы взаимодействия привлекающих и размещающих ресурсы подразделений.
Центры прибыли работают с внешними пользователями банковских продуктов. Управление ими происходит через систему бюджетирования. У менеджмента банка должна быть возможность определять доходную и расходную их часть, с тем чтобы выявить, сколько зарабатывает данный центр. В то же время ресурсы, которые вовлечены в оборот банком, обезличены и имеют при этом разную стоимость. В этой связи стремление менеджмента в процессе управления доходностью оценить стоимость ресурсов, использованных, например, центром прибыли, достаточно сложно. Соответственно не просто просчитать эффективность различных банковских продуктов. Решить эту проблему возможно лишь при помощи правильного определения трансфертной цены для всех внутрибанковских ресурсов.
Отсутствие трансфертной цены препятствует внедрению внутренней системы оценки доходности подразделений банка. Напротив, использование такой цены позволяет менеджменту банка держать под контролем уровень операционной маржи и процентного спрэда. Из этого следует, что внедрение системы внутреннего ценообразования становится важнейшим элементом бюджетирования в кредитной организации.
В связи со снижающейся доходностью большинства банковских операций банки заинтересованы в использовании надежных механизмов контроля стоимости привлеченных средств. Основным ограничителем здесь выступают внешние условия — ставки размещения, складывающиеся на рынке в конкретный момент времени.
Например, если банк привлекает в больших объемах дорогие пассивы, он столкнется с более высоким риском при размещении средств, так как рост доходности всегда сопровождается значительным риском. В этом случае менеджмент более активно будет работать на спекулятивном рынке, например, на рынке корпоративных ценных бумаг.
При использовании внутреннего ценообразования увеличится способность банка более точно оценивать и определять комбинацию источников фондирования активных операций, определять целесообразность привлечения тех или иных ресурсов. Жесткая централизованная система управления ресурсами будет сдерживать темпы развития банка. Мы уже демонстрировали негативное влияние высоких темпов роста банка на капитал.
Очевидно, внедрение системы внутри
банковского ценообразования
От границ установления трансфертной
цены зависят прибыль и доходность
различных центров
В рамках любой концепции банковской прибыли ключевыми элементами при определении ее величины являются доходы и расходы. Доход – это увеличение активов либо уменьшение обязательств в отчетном периоде, а доходы, полученные от основной и неосновной деятельности субъекта составляют его совокупный доход. Расходы – это отток или иное использование активов и/или возникновение обязательств в результате оказания банковских и других услуг или осуществления иных операций, составляющих основу деятельности банка.
Рентабельность, в отличие от прибыли
банка, показывающей эффект предпринимательской
деятельности, характеризует эффективность
этой деятельности. Рентабельность - относительная
величина, выражающая прибыльность (доходность)
банка.
Таким образом, экономическая сущность
эффективности деятельности современного
коммерческого банка определяется чистым
доходом и рентабельностью.
Управление рентабельностью
Рентабельность характеризует уровень отдачи на 1 руб. вложенных средств, что применительно к коммерческому банку означает соотношение величины полученной прибыли и средств, внесенных акционерами (пайщиками) кредитной организации. Для того чтобы оценить эффективность деятельности кредитной организации по сравнению с другими субъектами экономики, целесообразно использовать такой показатель, как отношение чистой прибыли к размеру оплаченного уставного фонда кредитной организации. Он характеризует эффективность и целесообразность вложений средств в тот или иной банк, степень "отдачи" уставного фонда. Система показателей рентабельности включает такие показатели как рентабельность активов и рентабельность капитала.
Структурный анализ доходов и расходов кредитных организаций показал, что можно отметить одинаковое направление изменения структуры доходов и расходов банковского сектора, а также то, что наибольшую часть доходов банки получают от деятельности на внешнем, нежели на внутреннем рынке.
Анализ финансового результата
кредитных организации
Анализ факторов, обусловивших повышение рентабельности капитала, показывает, что в 2010 году оно произошло под влиянием существенного роста маржи прибыли. При этом по сравнению с 2009 годом несколько снизились финансовый леверидж и доходность активов банков.
Основными проблемами управления рентабельностью в кредитных организациях выступают проблемы, связанные с управлением ресурсной базой, депозитной политикой и рисками.
Центральное место в финансовой структуре банка занимают центры прибыли, поскольку основной целью деятельности коммерческого банка является прибыль. Центры прибыли — центры финансового учета, деятельность которых связана с получением прибыли и которые непосредственно воздействуют на рентабельность кредитных организаций, соответственно улучшение показателей рентабельности может быть вызвано повышением эффективности деятельности денных подразделений.
Информация о работе Показатели рентабельности в системе финансового банковского менеджмента