Понятие и сущностью финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с понятием и сущностью финансового менеджмента;
Рассмотреть структуру и функции финансового менеджмента;
Изучить принципиальные положения финансового менеджмента.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность финансового менеджмента
1.1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента
1.2. Основные принципы финансового менеджмента
2. Менеджмент – как структура управления предприятием
2.1. Менеджмент – как совокупность форм управления
2.2. Функции менеджмента
2.3. Структура менеджмента
3. Современный менеджмент
3.1. Принципиальные положения современного менеджмента
3.2. Инновационный менеджмент
3.3. Финансовый менеджмент
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кусовая Фин.Менеджмент.docx

— 67.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Менеджмент – как структура управления предприятием

 

    1. Менеджмент – как совокупность форм управления

 

Предприятие, компания –  первичное, основное звено экономики. Конечно, формы и методы управления, структура органов управления конкретным предприятием существенно зависят от его масштаба и профиля. Но есть и общие черты в управлении любым предприятием.

Каждое предприятие производит продукцию, товары, услуги, осуществляет определенную основную деятельность. В этом его главная цель и задача, смысл существования. Отсюда следует, что в основу управления предприятием ставится управление производственным процессом вне зависимости от того, производятся в компании товары или услуги, знания или информация.

Для того чтобы производить  любой экономический продукт, нужно, как было отмечено ранее, использовать факторы производства, экономические ресурсы: рабочую силу, оборудование, сырье, материалы, информацию, денежные средства. Следовательно, управление предприятием включает управление работниками, средствами производства, производственными ресурсами, финансами, технологиями.

Для функционирования производства необходимо получать исходные материалы  и реализовывать выпущенную продукцию. Отсюда вытекает необходимость управлять снабжением и сбытом, иметь на предприятии соответствующие службы, по-современному называемые службами логистики. Предприятие обязано выпускать продукцию определенного качества, соответствующую стандартам, принятым нормам, техническим условиям. Значит, управление предприятиями включает управление качеством выпускаемого продукта, что в свою очередь требует управления технологическими процессами.

Совокупность всех видов  и форм управления предприятием, производством  в зарубежной практике называют менеджментом. Администраторов, управляющих деятельностью предприятий, соответственно именуют менеджерами. Эти термины активно используют в отечественной литературе и практике. Вообще, менеджмент (англ. Management – управление) – это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального, наилучшего из возможных, варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы.

В руководстве предприятием важно управление всеми факторами  производства и всеми видами используемых ресурсов, однако, ведущее место, несомненно, принадлежит управлению персоналом, кадрами. Поэтому производственный менеджмент, действующий совместно с управлением персоналом, часто называют «искусством получать нужные вещи посредством управления людьми».

Существует много разновидностей, вариантов структур управления предприятием. Предприятие, компания обычно возглавляется директором либо президентом компании. В большинстве крупных компаний есть и президент, осуществляющий стратегическое руководство, и генеральный (исполнительный) директор, занятый преимущественно оперативным управлением. Чаще всего директор имеет нескольких заместителей по отдельным направлениям деятельности предприятия, скажем, по технике и технологии (главный инженер, главный технолог), по производству, по науке, по финансам, по кадрам, по материально-техническому обеспечению, по административно-хозяйственной части.

В аппарат управления, администрацию  или, как принято говорить, в административно-управленческий персонал (АУП) входят работники самых разнообразных служб. Управленческие подразделения предприятия делятся обычно на производственные (управляющие производством) и функциональные, управляющие финансами, сбытом, кадрами, проектно-конструкторскими и технологическими разработками, делопроизводством, внешними экономическими связями.

В структуре предприятия  выделяют отделения, цехи, отделы, лаборатории, секторы и другие подразделения, каждое из которых имеет свои органы управления.

Линейным называют управление «по вертикали», при котором имеет  место прямое подчинение нижестоящих звеньев предприятия строго определенным вышестоящим звеньям. Обычно линейная система характерна для управления производственными цехами и участками предприятия. Функциональное управление – это управление по отдельным функциям, при котором высшее звено руководит всеми или частью низовых, но только в пределах одной функции. В условиях функционального управления у одного лица, подразделения могут быть разные руководители по разным функциям.

Подобная разветвленная  и сложная структура управления характерна для относительно крупных предприятий. В небольших предприятиях она проще.

 

 

      1. Функции менеджмента

 

В современном менеджменте  выделяют четыре функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль.

Планирование предполагает определение целей деятельности фирмы, главных направлений и средств их достижения. Основным элементом планирования служит бизнес-план. Это комплексный план развития фирмы, который является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций. Цель составления бизнес-плана – дать руководству компании полную картину положения фирмы и возможностей ее развития. Тщательное обоснование бизнес-плана должно создать у инвесторов уверенность в надежности своих инвестиций и доверие к руководству компаний. Бизнес-план разрабатывается на 3-5 лет. Как правило, он содержит следующие разделы:

  1. Анализ рынка и маркетинговая стратегия;
  2. Продуктовая стратегия;
  3. Производственная стратегия;
  4. Развитие системы управления фирмой и собственности;
  5. Финансовая (экономическая) стратегия.

В зависимости от уровня своего развития отдельные фирмы уделяют неодинаковое внимание разным разделам плана. Начинающие фирмы больше внимания уделяют финансовой стратегии.

  1. Организация включает создание структуры     фирмы  и обеспечения взаимодействия и координации ее подразделений для достижения поставленных целей.
  2. Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работников к труду. В этом разделе имеются не только экономические, но и психологические аспекты.
  3. Контроль включает определение соответствия фактически достигнутых результатов, запланированным и внесение корректировок в работу фирмы. В системе показателей выделяют:
  • Показатели экономического потенциала;
  • Показатели результатов хозяйственной деятельности;
  • Показатели финансового положения, определяющие платежеспособность фирмы.

Рассмотрим последние. Анализом занимаются специалисты-аудиторы. Иногда фирма имеет аудиторов в своем составе, но чаще приглашает со стороны. Их функция – сделать официальное заключение о надежности рыночных позиций фирмы. Этими данными интересуются:

  • банки, чтобы удостовериться в кредитоспособности фирмы;
  • партнеры, чтобы убедиться в устойчивости производственно-торговых операций фирмы;
  • потенциальные покупатели акций фирмы, чтобы получить четкое представление о текущем и перспективном положении фирмы на рынке капиталов.

Среди финансовых показателей  фирмы выделяют ряд важнейших: размер «функционирующего капитала». Он равен разнице между суммой оборотного капитала и суммой текущих долгов, а также характеризует «запас прочности» фирмы в плане взаимоотношений с кредиторами;

Коэффициент покрытия акций. Он характеризует степень надежности вложения денег в ценные бумаги фирмы. Чем выше коэффициент, тем меньше риск приобретения акций фирмы;

Коэффициент покрытия процентного  дохода по облигациям – отношение  обещанного по этим облигациям суммарного годового дохода их держателей к обеспечивающим его поступлениям – свидетельствует о надежности облигаций фирмы;

Соотношение между доходом  на акцию и ее рыночной ценой. Если каждая акция продается, к примеру, за 25 долларов, а годовой дивиденд на нее равен 2 доллара, то коэффициент равен 25/2 = 12,5 долларов. Данные за несколько лет указывают на тенденцию коэффициента. Если он растет, то фирма имеет прочное положение на рынке;

Коэффициент оплаты дивидендов. Он представляет собой соотношение между фактически выплаченным дивидендом на одну акцию и размером чистого дохода компании в расчете на одну акцию. Как правило, акционеры получают только часть прибыли компании. Другая часть остается в распоряжении самой компании в разделе «нераспределенной прибыли», направляемой на развитие фирмы и выполнение других обязательств. Так, например, дивиденды, на привилегированные акции, фиксированные, и не меняются год от года. Но если фирма не смогла выплатить дивиденд в текущем году, то в следующем она должна будет выплатить дивиденд за два года. Сделано это, должно быть, до распределения прибылей на обычные акции, в чем, и состоит идея привилегированных акций. Таким образом, компания  обязана иметь какой-то резерв, гарантирующий ее способность выплачивать обещанные вкладчикам фиксированные выплаты. Источником для этого и являются нераспределенные прибыли;

Рентабельность собственного капитала. Этот показатель раскрывает общую эффективность и использование средств, вкладываемых в данную компанию ее акционерами. Он подсчитывается как отношение дохода на обычные акции к собственному капиталу. Допустим, он равен 15%. Это значит, что каждый рубль вложенных акционером средств принес15 копеек прибыли. Ставку банковского процента принято считать «ценой денег», мерилом минимума рентабельности.

 

 

      1. Структура менеджмента

 

Управление фирмой предполагает создание ее структуры. Структура – это устойчивые связи между различными уровнями управления и подразделения фирмы. На каждом уровне управления решается свой комплекс вопросов. Современные крупные фирмы имеют четырехступенчатую систему управления:

  1. Совет директоров;
  2. Президент;
  3. вице-президент и др. руководители;
  4. Функциональные штабы и службы;
  5. Исполнители.

 Главным органом является совет директоров. Он определяет общую политику фирмы. Избирается на собрании в количестве 10-20 человек. Члены совета директоров несут индивидуальную и коллективную ответственность за экономическую, финансовую и правовую деятельность фирмы. В структуре менеджмента выделяют 3 составные части:

  1. Производственный менеджмент;
  2. Финансовый менеджмент;
  3. Рыночный (сбытовой) менеджмент, или маркетинг.

Производственный менеджмент – это управленческая подсистема, занятая производством товаров в определенном количестве, данного качества, в установленные сроки и при минимальных затратах.

Финансовый менеджмент –  это подсистема, обеспечивающая формирование финансовых средств фирмы, максимизацию доходов и минимизацию затрат.

Рыночный  менеджмент –  маркетинг – управление коммерческой деятельностью фирмы, ориентированной на рынок. Он отвечает за выбор рынков, методов и времени выхода на рынок, создание нового продукта, продвижение товаров на рынок, за политику цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Современный менеджмент

 

      1. Принципиальные положения современного менеджмента

 

Ключевыми моментами современного менеджмента являются следующие принципиальные положения:

  1. Отказ от рационализма классических школ менеджмента.

Очевидно, что успех любой  компании определяется, прежде всего, отнюдь не рациональной организацией производства, снижением издержек, развитием специализации (иначе  говоря, – воздействием управления на внутренние факторы производства), а всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды, которая представляет собой все те же переменные, которые  находятся за пределами фирмы  и не включены в сферу непосредственного  воздействия со стороны менеджмента  предприятия. Роль социальных факторов и в дальнейшем усиливаться в  связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений, составляющих основу менеджмента. Внешнее окружение во всевозрастающей степени диктует стратегию и тактику организации.

  1. Использование в управлении теории систем.

Информация о работе Понятие и сущностью финансового менеджмента