Предпосылки и основные условия формирования системы стратегического планирования в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:33, реферат

Краткое описание

Последние десятилетия в России знаменовалось разрушением прежней неэффективной системы жесткого директивного планирования, что имело следствием известную дезорганизацию как в экономике, так и в городском хозяйстве. Напротив, в городах развитых европейских стран и США усилился интерес стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития города. Почти все города, и крупные, и малые стали разрабатывать стратегии развития или экономические стратегии, отражающие видение перспективы развития города и направления работы местных властей по оказанию содействия этому развитию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты стратегического планирования региона………..4
1.1. Сущность стратегического планирования……………………………….4
1.2. Методика стратегического планирования развития региона…………..6
2. Разработка стратегии развития региона…………………………………..10
2.1. Основные подходы разработки стратегии развития региона………….10
2.2. Условия успешной разработки и реализации стратегии………………..13
Заключение………………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Попова М.24407.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

При разработке стратегии развития муниципального образования также учитывается  стратегия развития субъекта Федерации, в который входит данное муниципальное  образование. Соответствие стратегических целей развития Российской Федерации и стратегических направлений развития региона (муниципального образования) обеспечивает проекцию целей Правительства Российской Федерации на региональный (муниципальный) уровень.

Осуществление целей федерального Правительства  на региональном и муниципальном  уровнях предусматривает:

- реализацию принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития региона (муниципального образования) и их соответствии целям федерального Правительства;

- ориентацию на опережающее развитие секторов, которые могут играть роль точек роста - общенациональных, макрорегиональных, региональных и локальных, которые выполняют функции «ведущего звена» для экономической системы региона (муниципального образования); выявление и активизация потенциала новых «точек роста»;

 

- обеспечение комплексного, или системного подхода, обеспечивающего учет и максимальное использование синергетических эффектов, обусловленных взаимовлиянием целей, наличием сопряженных результатов в реализации целевых проектов различной направленности, и мультипликативных эффектов, способствующих росту экономики региона (муниципального образования);

- преемственность программных документов (федеральных, региональных и муниципальных целевых программ, отраслевых стратегий и программ различного уровня и т.д.);

- реализацию уникального потенциала региона (муниципального образования), участвующего в социально-экономическом развитии России и выполняющего весьма значимые общероссийские функции.

Успешное  решение проблем социально-экономического характера зависит в первую очередь  от решения двух основополагающих задач  регионального/муниципального управления:

- определение миссии (стратегической цели) и направлений социально-экономического развития региона (муниципального образования) в рамках стратегического видения образа его будущего;

- формулирование плана действий (стратегических мероприятий), осуществляемых администрацией региона (муниципального образования) и обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Участие региона (муниципального образования) в решении задач социально-экономического развития страны в целом определяется его экономико-географическим потенциалом  и сложившейся структурой экономики  и социальной сферы. С этих позиций объектом анализа должны стать основные отрасли и направления деятельности экономики и социальной сферы региона (муниципального образования), их значение для функционирования социально-экономической системы России (а для муниципального образования - также для функционирования социально-экономической системы региона), прямой и косвенный  вклад в достижение приоритетных целей федерального Правительства и целей, определяемых администрацией региона.

Стратегия рассматривается как трехуровневая  система, включающая:

- миссию (стратегическую цель) развития региона (муниципального образования);

- стратегические направления развития региона (муниципального образования), сформулированные в виде целевых требований, удовлетворение которых обеспечивает достижение стратегической цели;

- стратегические действия - комплексы программных мероприятий и отдельные мероприятия, проекты всех уровней, с помощью которых должны быть решены задачи, направленные на достижение стратегической цели в рамках стратегических направлений развития региона (муниципального образования).

На каждом уровне устанавливается соответствие между:

- стратегическими целями и направлениями развития региона (муниципального образования), с одной стороны, и целями федерального Правительства (а для муниципального образования - также целями, определенным администрацией региона), с другой.

- стратегическими целями и направлениями развития отраслей экономики и социальной сферы региона (муниципального образования), с одной стороны, и стратегиями федеральных и (для муниципального образования) региональных органов государственной власти, с другой;

- стратегическими действиями администрации региона (муниципального образования), с одной стороны, и приоритетными национальными проектами, с другой.

Современное положение дел и тенденции  развития отраслей экономики и социальной сферы региона (муниципального образования) оцениваются в ходе диагностики, в процессе которой осуществляется анализ факторов, препятствующих реализации регионом своих потенциальных возможностей.

2.2. Условия  успешной разработки и реализации  стратегии

 

Разработка  стратегий развития территорий - это  не только требование, идущее от федерального уровня управления, но и внутренняя необходимость, определяемая потребностями  самих регионов и муниципальных  образований. Поэтому необходимыми условиями для успешной разработки и реализации Стратегии являются:

- согласование отраслевых приоритетов Стратегии с профильными федеральными министерствами и ведомствами;

- участие бизнеса в разработке Стратегии, в частности, руководства крупнейших предприятий и естественных монополий, работающих на территории региона (муниципального образования), для согласования с корпоративными стратегиями.

Передовой опыт разработки стратегий развития территорий свидетельствует, что администрация  региона (муниципального образования), выступающая основным заказчиком Стратегии, не может ограничиться взаимодействиями только с  профильными федеральными министерствами и ведомствами, естественными  монополиями и крупным бизнесом. Разработка Стратегии - не кабинетный, а коммуникативный процесс, в  который необходимо вовлечь все  значимые субъекты, имеющие и готовые  обсуждать собственную позицию  по поводу стратегического развития региона или муниципального образования.

Такими  качествами «стратегических субъектов», или «стейкхолдеров» развития российских территорий, помимо администраций регионов и муниципальных образований, соответствующих законодательных и представительных органов, федеральных министерств и ведомств, естественных монополий, также обладают:

- бизнес-сообщество, в том числе инвесторы, промышленные предприятия и малый бизнес;

 

- инновационное сообщество, в том числе организации, разрабатывающие и производящие наукоемкую продукцию, малый инновационный бизнес, научная общественность;

- население территории, выражающее свою позицию через органы территориального общественного самоуправления, общественные организации, а также посредством участия в выборах и референдумах.

Одна  из проблем, которая возникает при  взаимодействии «стратегических субъектов» развития территории - это согласование региональных, отраслевых и корпоративных  стратегий. В процедурном плане  можно выделить два типа, или стиля  взаимодействия при осуществлении  подобных согласований:

- лоббирование;

- содержательное обоснование и взаимодействие, опирающееся на согласование стратегических целей и приоритетов.

Конечно, во взаимодействии региона (муниципального образования) с федеральными министерствами и ведомствами, естественными монополиями  и крупным бизнесом иногда более  эффективно прямое лоббирование. Однако и здесь в большинстве случаев  не обойтись без содержательной коммуникации, обосновывающей общность интересов  сторон переговоров, объективно выступающих  в качестве партнеров в поле региональной политики. При этом доля  содержательной коммуникации возрастает в той мере, в какой к коммуникациям приходится подключать все более широкий  круг «стратегических субъектов» развития территории.

В заключение отметим, что использование методов  регионального стратегического  планирования и коммуникации стратегических субъектов территории позволяет  повысить эффективность государственного управления региональным развитием  в Российской Федерации и создает  благоприятные возможности для  преодоления существующих и потенциальных  проблем и устранения ограничений  в их социально-экономическом развитии.

Заключение

 

Таким образом, стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые  ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей. Питер Лоранж видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Стратегический  план социально - экономического развития региона позволяет его администрации  и всему региональному сообществу действовать совместно. Стратегический план - это документ не исключительно  администрации, а в большей мере всех участников процесса регионального  развития, включая экономических  агентов и участников процесса. Цикл стратегического планирования региона можно представить в следующем виде: определение целей развития; анализ внешней среды развития региона; анализ потенциала развития региона; использование имеющихся и создание новых местных преимуществ; разработка концепции и стратегии развития; разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии; анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Планирование  социально-экономического развития региона - это непрерывный процесс, в рамках которого принимаются любые, в том  числе тактические, текущие решения. Наличие долгосрочного плана  развития позволяет осуществлять текущие  решения на обоснованной и проработанной  базе.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова П.11. Основы региональной экономики. М.: «МарТ», 2009. -448 с.

2. Волков, Ю.Г. Регионоведение / Ю.Г. Волков. - М.: ЭКСМО, 2010. - 342 с.

3. Гладкий  Ю.Н.. Доброскок В.А., Семенов СП. Экономическая география России. М.: Гардарика, 2007 - 752 с.

4. Гладкий Ю.Н., Чистобаев Л.И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во Михайлова В.Л.. 2010 - 659 с.

5. Гранберг Л. Г. Основы региональной экономики. М: ЭКСМО, 2007 452с.

6. Кузнецов  Н. Г.. Тяглов С. Г. Региональная экономика» М.: Проспект. 2009-349с.

7. Морозова Т. Г. Региональная экономика» Москва.: Дрофа. 2011 - 381с.

 


Информация о работе Предпосылки и основные условия формирования системы стратегического планирования в регионе