Прибыль торгового предприятия и ее планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является финансово-экономическая деятельность предприятия по формированию и распределению прибыли.
Структурно работа состоит из трех частей. В первой главе рассмотрены теоретические основы понятия прибыли предприятия, изучены факторы, влияющие на ее изменения. Во второй части проводится анализ прибыли предприятия и дается оценка эффективности управления формированием и распределением прибыли. Третья часть посвящена разработке планирования дальнейшего развития торгового предприятия .

Содержание

Введение
1. Экономическая сущность прибыли торгового предприятия
1.1 Понятие прибыли как экономической категории
1.2 Особенности формирования прибыли в торговле, ее виды
1.Этапы анализа и планирования прибыли
2. Анализ формирования и распределения прибыли торгового предприятия на примере магазина «Океан»
2.1 Характеристика предприятия и его деятельности
2.2 Анализ формирования и использования прибыли
2.3 Факторный анализ прибыли
3. Совершенствование методов управления прибылью предприятия для дальнейшего его развития. Планирование прибыли для дальнейшего развития предприятия
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по планированию на предприятии.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

 

2.1 Характеристика предприятия и  его деятельности

 

Магазин «Океан» - предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров населению. Магазин учрежден индивидуальным предпринимателем и находится в его собственности, действует на основании ГК РФ, действующего законодательства РФ.

Адрес Предприятия: г. Нижний Новгород,  пр. Ленина, 45а.

Предприятие является самостоятельным  хозяйствующим субъектом, имеет  расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, а также другие необходимые реквизиты.

Это коммерческое предприятие, управление деятельностью которого осуществляется собственником. В его обязанности входит организация и совершенствование торгово-технологического процесса: исследование рынка, управление поставками товаров, контроль за реализацией товаров, обеспечение ресурсами, формирование ассортимента и ценовой политики, и т.д.

Одним из основных направлений  деятельности торгового предприятия  является розничная реализация строительных и отделочных материалов для ремонта.

Основными задачами этого  предприятия являются:

- удовлетворение спроса  населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров;

- организация соответствующего  уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

Цель коммерческой деятельности торгового предприятия – получение  прибыли.

По товарной специализации магазин «Океан» – универсальное торговое предприятие, располагает универсальным ассортиментом товаров, что позволяет отнести предприятие к сервис-центрам.

По методу обслуживания покупателей предприятие применяет  метод личных продаж. Широкий ассортимент строительных и отделочных материалов, предлагаемый магазином «Океан» своим покупателям, позволяет привлечь покупателей разных группы и слоев населения. Хотя среди покупателей преобладают группы (слои) населения как среднего материального достатка, так и высокого.

В магазине найдется лучшая сантехника и плитка для ванных комнат, в том числе и класса «люкс». Хороший выбор стеновых панелей и напольных покрытий, среди которых паркет, ламинат, демократичный линолеум и другие. Обои и подвесные потолки, а также керамогранит, для облицовки полов и стен представленные в магазине, помогут осуществить любой дизайн-проект, а  раздвижные и межкомнатные двери разделить пространство.

Главное направление  в работе: предоставлять потребителю  максимальное разнообразие качественного  товара.

Финансовый результат  торговой деятельности организации  «Океан» определяется показателем прибыли или убытка, формируемым в течение календарного года. По завершении каждого квартала на предприятии подводится промежуточный годовой итог финансового результата за квартал, полугодие, 9 месяцев. По завершении четвертого квартала формируется итоговый финансовый результат за весь отчетный год.

Финансовый результат  представляет собой разницу от сравнения  сумм доходов и расходов организации. Превышение доходов над расходами  означает прибыль, а расходов над  доходами - убыток. (Основание - Положения  по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденные приказом Минфина РФ от 06.05.99)

Таким образом, финансовый результат деятельности организации  формируется из прибыли, полученной от продажи товаров. Такой деятельности, как сдача в платную аренду основных средств, передача в платное пользование объектов интеллектуальной собственности и вложение средств в уставные капиталы других организаций у торгового предприятия «Океан» нет.

Особенность определения  финансового результата от продаж в торговой организации «Океан» состоит в предварительном исчислении валового дохода, который представляет собой сумму реализованной торговой наценки, определяемой в виде разницы между покупной и отпускной ценой проданного товара. Для определения финансового результата торговой организации от продаж из суммы ее валового дохода вычитается величина издержек обращения, относящаяся к проданным товарам.

Определение прибыли (убытка) от продаж отражает разницу между  доходами в виде выручки и расходами в виде себестоимости продаж. А в качестве начального промежуточного показателя определяется валовой доход (маржа) - как реализованная торговая наценка. Определение прибыли (убытка) от продаж необходимо и для целей налогообложения. Определение нераспределенной (чистой) прибыли или убытка производится путем вычета из предыдущего показателя суммы начисленных платежей по налогу на прибыль.

В итоге остается нераспределенная (чистая) прибыль.

По окончании календарного года от суммы фактической бухгалтерской прибыли, полученной за отчетный год, в первоочередном порядке производится окончательный расчет причитающейся бюджету суммы налога на прибыль по установленной ставке.

Таким образом, на предприятии розничной торговли «Океан» предусмотрены пять основных показателей прибыли. Первоначально для проведения анализа прибыльности торгового процесса необходимо определить и оценить эффективность торговли по показателю валового дохода. Эффективность продаж по валовому доходу измеряют отношениями (уровнями) валового дохода к товарообороту, себестоимости товаров, издержкам товарного обращения.

Рассмотрим  основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина «Океан» за 2009 – 2011 гг. (табл. 1).

 

Таблица 1

Экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина «Океан» за 2009 – 2011 гг. (тыс. руб.)

Показатели

2009 г.

2010

 г.

2011

г.

Отклонение 

(+;-)

Темп роста по годам (%)

2010г. к 2009 г.

2011 г. к 2010 г.

2009 г.

2010 г.

Товарооборот, тыс. руб. д.ц.

14815

15666

16227

851

561

105,7

103,58

Валовой доход, тыс. руб.

2407

3133

3570

+726

+437

130,2

113,95

Уровень ВД,  %

16,25

19,9

22

3,65

2,1

-

-

Издержки обращения, тыс. руб.

702

740

780

+38,0

+40,0

111,1

105,41

Уровень ИО, %

4,7

4,7

4,8

0

0,1

-

-

Прибыль от реализации, тыс.руб.

1705

2393

2790

688

397

140,4

116,6

Уровень прибыли  от реализ., %

11,51

15,27

17,19

3,76

1,92

-

-

Товарные запасы, тыс. руб.

456,0

620,3

924,3

164,3

303,9

136,0

149,0

Среднесписочная численность  работников, человек

7

8

8

-

-

100,0

100,0

Фонд оплаты труда,  
тыс. руб.

504,5

586,0

685,0

+81,5

+99,0

116,2

116,9

Торговая площадь, м²

48

48

48

-

-

-

-

Товарооборот на 1 м² торговой площади, тыс. руб.

308,65

326,38

338,06

+17,73

+11,68

105,74

103,58

Балансовая прибыль, тыс. руб.

842,5

1175,3

1746,6

332,8

571,3

139,5

148,6

Налог на прибыль, тыс.руб.

168,5

235,06

349,3

66,56

114,5

139,5

148,6

Чистая прибыль, тыс.руб.

674

940,24

1397,3

266,24

457,06

139,5

148,6

Уровень чист.приб.,%

4,5

6

8,6

1,5

2,6

-

-


 

Предприятием за 2011 г.. получено прибыли 1746,6 тыс. руб., что превышает финансовый результат 2010 года на 571,3 тыс. руб. или на 48,61%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2011 г. по сравнению с 2010 г. В сравнении с 2009 г., в 2010 г. балансовая прибыль увеличилась на 332,8 тыс. руб. (39,5%).

На рассматриваемом  предприятии наблюдается рост товарооборота, валового дохода при росте издержек обращения. Причём рост  издержек оправдываются ростом валового дохода, так что темпы роста валового дохода (130,2% в 2010 году и 113,95% в 2011году) опережают темпы роста товарооборота (105,7%; 103,58%), издержек обращения (111,1% и 105,41%). В результате по показателям эффективности отсутствуют отрицательные изменения за рассматриваемый период. Причём наибольшие темпы роста наблюдаются по уровню валового дохода в отношении к себестоимости товаров (112,83%). Такая тенденция обусловлена рациональностью расходов по приобретению товаров.

Наименьшие темпы роста  отмечены по уровню валового дохода в  отношении к издержкам обращения. Последнее соотношение в конечном итоге определяет размер прибыли, оценка изменениям которой будет дана позднее. Увеличение уровня валового дохода к товарообороту характеризует операции по определению торговой наценки. Рост товарооборота при одновременном росте валового дохода (табл. 1) свидетельствует о правильной тенденции установления торговой наценки на рассматриваемые товары в целом. В общем можно отметить положительные изменения в работе организации в отчётном периоде.

Для нашего торгового  предприятия соотношения темпов роста в 2011 году выглядит следующим образом:

133,71 > 113,95 > 105,41 > 103,58

где 133,71 - темп роста прибыли предприятия;

103,58 - темп роста товарооборота;

113,95 - темп роста валового дохода;

105,41 - темп роста издержек обращения.

Темп роста прибыли  магазина больше, чем темп роста  товарооборота, валового дохода и издержек обращения. Однако, темп роста товарооборота составляет наименьшую величину из всех перечисленных показателей, хотя должен превышать темпы роста валового дохода и издержек обращения.

Нарушение динамики развития основных показателей хозяйственной  деятельности торгового предприятия свидетельствует о наличии неиспользованных возможностей роста доходности магазина. А это означает, что за счет планирования увеличения товарооборота можно выявить резервы улучшения работы и повысить прибыльность деятельности торгового предприятия.

 

2.2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРИБЫЛИ

 

Целью анализа является оценка прошлой деятельности и положения  предприятия на данный момент, а  также оценка будущего потенциала предприятия. Для оценки выполнения плана по использованию источников прибыли в организации «Океан», фактические данные по источникам образования прибыли сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику прибыли. Информация о составе и динамике прибыли, полученной предприятием в 2010-2011 гг., представлена в табл. 2.

План по балансовой прибыли  перевыполнен на 10,68%. Темп ее прироста к прошлому году составил 48,61%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товаров (в 2011 году 87,27%). Из-за того, что от внереализационных операций в 2011 году была получена прибыль (3,43%), балансовой прибыли стало больше на 60,0 тыс. руб. За счет увеличения прибыли от реализации дополнительных услуг предприятие получило дополнительно еще 37,0 тыс. руб.

 

Таблица 2

Анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли магазина «Океан» в 2011 году (тыс. руб.)

 

Показатели

2010 г.

2011 г..

Изменения по сравнению

Сумма

Уд. вес в %

План

Факт.

С планом

С 2010 г.

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

в сумме

по уровню, %

в сумме

по уров

ню, %

Балансовая прибыль

1175,3

100

1578

100

1746,6

100

168,6

-

571,3

-

 Прибыль от реализации товаров

1140

97,00

1348

85,42

1524,3

87,27

176,3

1,85

384,3

-9,73

Прибыль от внереализацион-ных операций

-90

-7,66

90

5,7

60

3,43

-30

-2,27

150,0

11,09

Прибыль от реализации дополнительных услуг

125,3

10,66

140,0

8,87

162,3

9,29

22,3

0,42

37,0

-1,37

Информация о работе Прибыль торгового предприятия и ее планирование