Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 21:49, курсовая работа
Краткое описание
Проблема, о которой пойдет речь в данной курсовой работе, занимает человечество уже более 200 столетий. Она называется – инфляция. Это явление представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. При всем многообразии подходов к проблеме, экономисты и аналитики признают, что инфляция – одна из самых тяжелых экономических болезней ХХ столетия. Ее грозные симптомы зафиксированы в хозяйствах рыночного типа. Не имеют иммунитета против инфляции и те экономики, где механизмы рынка разрушены административно-командной системой. Чем более запущена инфляционная болезнь, тем сложнее стоящая перед государством проблема, тем объемнее комплекс мер антиинфляционного регулирования.
Содержание
Введение Глава 1: Теоретическое обоснование инфляционных и дефляционных процессов 1.1 Понятие инфляционных и дефляционных процессов 1.2 Причины возникновения инфляции и ее виды Глава 2. Анализ инфляционных процессов в РФ. 2.1 Причины инфляционных процессов в РФ в 1990-е годы в современных условиях 2.2 Анализ современных инфляционных процессов в РФ Глава 3. Проблемы преодоления инфляции в РФ. 3.1 Антиинфляционная политика РФ 3.2 Перспективы развития антиинфляционных мер РФ Заключение Список использованной литературы и источников
Некоторым предприятиям за
счет централизованных источников был
предоставлен кредит на пополнение оборотных
средств, но при условии использования
этого кредита в первую очередь для внесения
платежей в бюджет. В итоге банк кредитовал
бюджет за счет роста задолженности предприятий
банковской системе
Обесценение активов предприятий
не компенсировалось переоценкой основных
фондов, которая была осуществлена только
в октябре 1992 года. За это время сумма недоначисленной
амортизации, поступившей в виде налога
на прибыль в доходы бюджета, составила
около 1 трлн.руб. В 1993 году стоимость фондов
не изменилась, что явилось главным фактором
выбытия основных фондов без компенсации
для создания новых. Амортизация утратила
свойство одного из важнейших и надежных
источников инвестиций и не в состоянии
была обеспечить даже простое воспроизводство
основных фондов.
Проблема обеспечения промышленных
предприятий платежными средствами резко
обострилась из-за кризиса сбыта, поскольку
внутренний рынок был утерян отечественными
товаропроизводителями.
В первой половине 1992 года в
результате проведения жесткой денежно-кредитной
политики удалось резко сжать денежную
массу, поставить под контроль дефицит
бюджета, но продолжалась бесконтрольная
выдача кредитов бывшим республикам СССР.
Либерализация хозяйственных
связей создавала огромные возможности
для вывоза материальных и валютных ресурсов
в ближнее и дальнее зарубежье, создавая
дефицит на товарных и финансовых рынках
России.
В то же время нарастала задолженность
бывших союзных республик Центральному
банку Российской Федерации по «техническим»
кредитам, связанных с невозможностью
осуществления расчетов по поставкам
товарно-материальных ценностей из России.
Выдача этих кредитов спровоцировала
не менее 25% общего объема инфляции.
Сжатие денежной массы внутри
Росси вызвало колоссальный платежный
кризис.
Масштабы этого кризиса существенно
сократились после проведения в середине
1992 года зачета взаимной задолженности
предприятий, которым сократили неплатежи
на 1,7 трлн.руб. Вследствие этого наблюдался
временный подъем промышленного производства
при одновременном росте денежной массы
и темпов инфляции в 2 раза.
В 1993 году, используя монетарные
антиинфляционные инструменты, правительство
стремилось сокращать денежную массу
и довело ее к концу года до чрезвычайно
низкого уровня - 14 % к ВВП против 73,2 % в
1990 году. Это произошло при высоком уровне
бюджетного дефицита и его покрытия на
60 % за счет эмиссии Центрального банка
Российской Федерации.
При таком уровне монетизации
(отношение денежной массы М2 к объему ВВП
в текущих ценах) рост экономики становится
практически невозможным.
Реакцией на жесткую денежно-кредитную
политику явился новый виток нарастания
взаимных неплатежей. Темпы роста неплатежей
коррелируют с динамикой инфляции и денежной
массы. Чем ниже темпы роста инфляции и
денежной массы, тем выше темпы роста неплатежей.
В 1993 году увеличение взаимных неплатежей
происходило уже на фоне активного сокращения
объемов производства, натурализации
хозяйственных отношений, появления большого
количества денежных суррогатов, позволяющих
«уходить» от налогообложения.
Стремление проводить жесткую
денежно-кредитную политику, чтобы сбить
инфляцию, превратилось в один из факторов,
стимулирующих инфляционный рост цен,
поскольку за определенными пределами
снижения денежной массы начинаются последствия,
которые неминуемо провоцируют нарастание
инфляции по схеме: неплатежи - спад (остановка)
производства - сокращение доходной базы
бюджета - потребность в кредите для его
финансирования.
Сокращая дефицит бюджета, государство
увеличивало свою задолженность перед
предприятиями, а это обернулось неплатежами
по технологическим цепочкам и общим платежным
кризисом к концу года. Искусственное
сжатие денежной массы и дефицита бюджета
обусловило финансовый кризис в экономике.
В 1994 и 1995 годах характер денежной
политики государства изменился. Оно любой
ценой добивалось снижения темпов роста
денежной массы и на этой основе снижения
темпов инфляции.
Для «связывания» избыточной
денежной массы и ослабления давления
с ее стороны на валютный рынок были задействованы
возможности рынка государственных ценных
бумаг путем установления чрезвычайно
привлекательного для инвесторов уровня
доходности. Это обеспечило значительный
приток средств на этот рынок. В результате
перераспределения ресурсов спрос на
валютном рынке стабилизировался, что
предотвратило катастрофическое падение
рубля.
С 1995 года существенным моментом
денежно-кредитной политики Центрального
банка Российской Федерации является
требование жесткой централизации контроля
за предложением денег экономике.
Правительство отказалось от
использования кредитов Банка Росси для
покрытия дефицита федерального бюджета
как основного фактора инфляции. Было
предусмотрено 53% дефицита покрывать доходами
от операций с государственными ценными
бумагами на внутреннем рынке, 47% - за счет
внешних заимствований.
Вместе с тем используемые государством
формы «неэмиссионного» механизма финансирования
нараставшего дефицита государственного
бюджета создали огромные проблемы для
бюджета по обслуживанию и погашению государственного
долга и продолжали разрушать отечественное
производство, лишая его финансовой базы
развития.
При низком уровне рентабельности
промышленности (6%) и убыточности сельского
хозяйства (18%) временно свободные денежные
средства в экономике направлялись в государственные
ценные бумаги, доходность по которым
достигла 80% годовых, а в некоторые периоды
- 200, 300%. Одновременно Банк России фактически
прекратил прямое предоставление централизованных
кредитов коммерческим банкам, он перешел
к проведению кредитных аукционов, где
на конкурсной основе продавались кредитные
ресурсы.
Развивая инструментарий денежно-кредитного
регулирования, Банк России отказался
от дифференцированного применения основных
рычагов денежно-кредитной политики по
регионам (ставки рефинансирования; лимиты
кредитования; определение приоритетных
сфер деятельности, предельной маржи по
кредитам банка; установление резервных
требований).
Несмотря на принятую жесткую
программу, темпы инфляции в первом полугодии
1995 года сохранялись достаточно высокими
по сравнению с 1994 годом. На них оказывало
влияние неоднократное увеличение цен
на основные виды энергоресурсов; их рост
превышал рост инфляции. Это повлекло
за собой рост оптовых цен промышленности,
стоимости перевозок грузов на транспорте
и рост потребительских цен.
Посредством ряда жестких административных
мер, в частности установления валютного
коридора, а также массированных валютных
интервенций, Банк Росси стабилизировал
ситуацию на валютном рынке, что имело
определенный антиинфляционный эффект.
Все это позволило снизить темпы инфляции
с 18% в январе 1995 года до 7,9% к середине года.
Вместе с тем чрезвычайно жесткая
политика правительства и Центрального
банка России по ограничению ресурсов
в банковской сфере на фоне взаимных неплатежей
в хозяйстве в августе 1995 года вызвала
серьезный банковский кризис, выразившийся
в остром дефиците платежных средств у
банков. Для предотвращения полномасштабного
кризиса банковской системы Центральный
Банк РФ осуществил массированную скупку
ценных бумаг у коммерческих банков с
целью поддержания их ликвидности. Это
свидетельствовало о том, что финансовый
кризис и кризис неплатежей поразили уже
все сферы экономики.
Общим итогом проводимых правительством
жестких мероприятий в области регулирования
денежной массы и снижения инфляции явился
глубочайший экономический кризис в августе
1998 года.
Россия к началу 1999 года потеряла
больше половины своего валового национального
продукта и более чем вдвое снизила промышленное
производство. При этом спад носил не структурный,
а всеобщий характер и поразил наиболее
прогрессивные и высокотехнологические
отрасли и виды производства, что означает
потерю как внутреннего, так и внешнего
рынков.
Наиболее опасным по своим социально-экономическим
последствиям стал спад инвестиционной
активности. При сокращении объема инвестиций
на 2/3 невозможна не только структурная
перестройка, но и воспроизводственный
процесс, поскольку происходит невозобновляемое
выбытие основных фондов.
В этой сфере наблюдались самые
высокие темпы спада. Средства, предназначенные
для инвестиций в народное хозяйство,
шли на более привлекательные рынки государственных
ценных бумаг и валюты. Последнее означало
инвестирование западной экономики.
Чтобы произошло воспроизводство
оборудования, необходимого для обновления
основных фондов на российских предприятиях,
по оценкам экономистов, потребуется несколько
десятилетий.
Немало негативных последствий
имела приватизация. Она не только не дала
бюджету ощутимых поступлений, не способствовала
привлечению отечественных и иностранных
инвестиций, но и не принесла реальной
пользы для повышения эффективности хозяйствования.
В ряде случаев из-за приватизации оказались
искусственно разрушенными технологические
связи.
Либерализация цен и ужесточение
бюджетной и кредитной политики в целях
подавления инфляции вызвали развал платежных
отношений и платежный кризис. Неплатежи,
составившие в начале 1992 года 40 млрд.руб.,
к началу 1997 года достигли 800 трлн.руб.,
в том числе 35,9 трлн.руб. по заработной
плате. неплатежеспособными стали не только
предприниматели, банки, но и государство.
Практика показала, что инфляция
в России - не столько денежный феномен,
сколько особенность российской экономики.
Обесценение денег в России происходит
не по причине излишка денег в обращении,
а из-за монопольного взвинчивания цен
посредническими, порой мафиозными структурами,
спекулятивной игры на понижение курса
рубля.
После либерализации цен не
рост денежной массы вызвал инфляцию,
а, наоборот, денежная масса не успевала
за растущим платежеспособным спросом
в результате взвинчивания цен. Неплатежи
возмещали нехватку реальных денег в платежном
обороте и являлись оборотной стороной
снижения инфляции. «Разбухшие» неплатежи
неподконтрольны Центральному банку Российской
Федерации и правительству и не затрагиваются
денежно-кредитным регулированием. К началу
1998 года неплатежи в 1,8 раза превысили
денежный агрегат М2 . По сути,
это дополнительная эмиссия со стороны
хозяйствующих объектов, в которую не
вошли неплатежи государства. Это показатель
подавленной инфляции, реальный уровень
которой должен исчисляться значительно
более высокими цифрами, чем регистрируется
официальной статистикой. Подавление
инфляции достигается и за счет таких
специфических мер, как несвоевременные
расчеты государства по размещенным и
выполненным государственным заказам,
несвоевременная выплата заработной платы,
пенсий и пособий, откладывание выплат
по внешнему долгу, увеличение внутренней
и внешней задолженности государства,
значительное недофинансирование науки,
образования и других сфер экономики.
Отказ государства от регулирования
экономических и социальных процессов
привел к потере контроля за ценами и доходами,
распределением и перераспределением
материальных и финансовых ресурсов. Денежные
потоки «оторвались» от натурально-вещественных,
разрушая воспроизводственный цикл, что
делало невозможным формирование рыночных
отношений в производственной сфере.
Поскольку инфляция в России
имеет немонетарную природу, то экономика,
инвестиции, финансы очень слабо отреагировали
на снижение цен, которое наблюдалось
в 1997 году, начале 1998 года и не было поддержано
инвестиционной государственной политикой.
В рассматриваемый период действовали
и другие факторы: нарастание бюджетного
дефицита и государственного долга, слабая
собираемость налогов, рост неплатежей
и задолженности по заработной плате,
расширение сферы применения денежных
суррогатов, увеличение безработицы.
В России вновь накапливался
инфляционный потенциал, который, по оценке
экономистов, более чем в 2 раза превышал
фактический уровень инфляции.
Он проявился в августе 1998 года,
когда в России разразился системный финансовый
кризис, государство оказалось неспособным
погашать внутренние и внешние долги.
К августу 1998 года долги по ГКО
достигли 436 млрд.руб., а все доходы бюджета
на год были запланированы в размере 367
млрд.руб. Погашение и выплаты процентов
по государственному долгу с июля вдвое
превысили объем собираемых налогов, что
заставило государство отказаться от
дальнейшего обслуживания долга. Это вызвало
обвальную девальвацию рубля и рост инфляции
до 80-90% годовых по сравнению с 11% в 1997 году.
После финансового кризиса августа 1998
года инфляцию стал определять курс рубля.
Кризис привел к банкротству
реального сектора экономики и банков,
разрушению экономической базы для подавления
инфляции.
После августовского кризиса
1998 года Центральный банк Российской Федерации
стал проводить денежно-кредитную политику,
направленную на снижение инфляционных
процессов в стране, поддержание финансовой
стабильности и формирование предпосылок,
обеспечивающих устойчивость экономического
роста страны.
Банк России гибко реагировал
на изменение реального спроса на деньги,
повышая уровень монетизации народного
хозяйства, снижая процентные ставки и
укрепляя валютный курс рубля. Одновременно
осуществлялась реструктуризация банковской
системы, банковский сектор экономики
в середине 2001 года в основном преодолел
последствия кризиса.