Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 21:49, курсовая работа
Краткое описание
Проблема, о которой пойдет речь в данной курсовой работе, занимает человечество уже более 200 столетий. Она называется – инфляция. Это явление представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. При всем многообразии подходов к проблеме, экономисты и аналитики признают, что инфляция – одна из самых тяжелых экономических болезней ХХ столетия. Ее грозные симптомы зафиксированы в хозяйствах рыночного типа. Не имеют иммунитета против инфляции и те экономики, где механизмы рынка разрушены административно-командной системой. Чем более запущена инфляционная болезнь, тем сложнее стоящая перед государством проблема, тем объемнее комплекс мер антиинфляционного регулирования.
Содержание
Введение Глава 1: Теоретическое обоснование инфляционных и дефляционных процессов 1.1 Понятие инфляционных и дефляционных процессов 1.2 Причины возникновения инфляции и ее виды Глава 2. Анализ инфляционных процессов в РФ. 2.1 Причины инфляционных процессов в РФ в 1990-е годы в современных условиях 2.2 Анализ современных инфляционных процессов в РФ Глава 3. Проблемы преодоления инфляции в РФ. 3.1 Антиинфляционная политика РФ 3.2 Перспективы развития антиинфляционных мер РФ Заключение Список использованной литературы и источников
Успешное проведение этой работы,
а также девальвация рубля и повышение
цен на сырье дали импульс для роста ВВП.
Сохранение в течение 2000-2002 годов большого
положительного сальдо платежного баланса,
быстрый рост золотовалютных резервов,
профицит бюджета свидетельствует о том,
что страна стала выходить из периода
стагфляции.
Последовательное снижение
инфляции является главной целью денежно-кредитной
политики Банка России в последующие годы.
2.2 Анализ современных инфляционных
процессов в РФ.
Уровень инфляции за 2008 г. составила
в среднем 13,3 % . Это было в основном вызвано
финансовым кризисом в мировой экономике
в конце года, «застрельщиком» и основной
жертвой которого стали США. По мнению
Николаева И., директора департамента
стратегического анализа ФБК, главной
причиной мирового кризиса стала глобальная
перекапитализация фондовых рынков как
развитых, так и развивающихся стран. При
этом наблюдается глобальное отсутствие
доверия между контрагентами и широкое
распространение принципа накопления
запасов наличности, о чем свидетельствуют
и эксперты МВФ.
В России кризис не оценивается
как кризис доверия. Однако капиталоемкость
ВВП России, по данным Николаева, достигшая
116 процентов, и мировая капиталоемкость
ВВП - 120 процентов - говорят о единой по
характеру проблеме. Отсюда следует, что
и выход из кризиса во многом зависит от
единой стратегии борьбы с ним. Однако
единой стратегии нет. В Великобритании,
США, Германии, Японии основным инструментом
стали госгарантии под выделяемые государством
финансовые средства контрагентам. В России
основной ход - капитализация или, иначе
говоря, прямое финансирование банков.
При том, что остатки средств на корреспондентских
счетах кредитных организаций из месяца
в месяц растут. В ноябре 2008 года они составляли
уже около 600 миллионов рублей. Стоит обратить
внимание и на величину активов и собственных
средств (капитала) кредитных организаций
в 2008 году, которые также увеличиваются
и не являются проблемными, утверждают
эксперты ФБК.
Гарантии, страхование, обеспечение
- основные механизмы в борьбе с финансовым
кризисом за рубежом. В Германии объем
государственных гарантий по долгам финансовых
институтов определен в 400 миллиардов
евро. Кроме того, еще 20 миллиардов евро
резервируется, в том числе для гарантий
по страхованию депозитов частных лиц.
В России они пока вне поля зрения властей.
В Великобритании
сумма гарантий банков, участвующих в
схеме рекапитализации, определена в 250
миллиардов фунтов стерлингов. Банки также
могут получить гарантии правительства
по любым необеспеченным долгам сроком
погашения до трех лет. Во Франции выделено
350 миллиардов евро на гарантии по межбанковскому
кредитованию.
Как видим,
в России совершенно другие принципы преодоления
финансового кризиса. Одна из нефинансовых
мер, предпринимаемых государством, - введение
в банковские структуры комиссаров, которые
будут отслеживать использование полученных
средств, повеяло чем-то знакомым.
Ответственность и контроль, безусловно,
важная составляющая преодоления мирового
кризиса. В России об ответственности
менеджеров за создание проблемных активов
пока ничего не слышно.
В сентябре 2008 года
Россия также начала реализацию масштабных
мер финансовой поддержки субъектов экономики
в связи с финансовым кризисом. Результатом
аукционов, проводимых Минфинов, свидетельствует
о том, что в период с 16 сентября по 31 октября
банки получали временно свободные федеральные
средства на сумму 1 триллион 210 миллиардов
рублей.
Очень оперативно, всего за
десять дней, был принят и подписан Федеральный
закон от 13 октября 2008 года «О дополнительных
мерах по поддержке финансовой системы
Российской Федерации». Он позволил ЦБ
разместить во Внешэкономбанке депозиты
из международных резервов на общую сумму
не более 50 миллиардов долларов США сроком
на один по ставке LIBOR + 1 процент. Из этих
средств ВЭБ должен предоставить организациям
кредиты для рефинансирования внешних
долгов, возникших до 25 сентября 2008 года.
Кредиты ВЭБ выдает сроком на один год
под минимальную ставку LIBOR+5процентов.
По мнению Всемирного
банка, для обеспечения стабильности экономики
России достаточно будет иметь объем резервов
на уровне 350 миллиардов долларов, тогда
как сейчас они составляют 475 миллиардов
долларов.
По уровню инфляции по
итогам 2009 года Россия заняла третье место
в Европе, пропустив вперед Украину и Белоруссию.
Рост потребительских цен в РФ составил
в 2009г. 8,8%, в Белоруссии - 10,1%, а на Украине
- 12,3%.
Как сообщает Федеральная
служба государственной статистики (Росстат)
со ссылкой на данные Евростата, в среднем
по странам Евросоюза инфляция за минувший
год составила 1,4%.
В декабре 2009г. среди
рассматриваемых стран наибольший прирост
потребительских цен отмечался в Белоруссии
- на 1,3%, на Украине - на 0,9%, в Германии -
на 0,9%. В отдельных европейских странах
наблюдалось снижение цен по сравнению
с предыдущим месяцем.
Так, в Нидерландах потребительские
цены за месяц снизились в среднем на 0,7%,
в Латвии, Ирландии, Словении и на Кипре
- на 0,4-0,5%. В России же по итогам декабря
прошлого года потребительские цены на
товары и услуги за месяц возросли на 0,4%
(в среднем по странам Европейского союза
- на 0,2%).
Среди стран Европейского союза
наибольший прирост потребительских цен
на продукты питания по сравнению с предыдущим
месяцем наблюдался в Чешской Республике
(+1,7%) и Болгарии (+1,1%), по сравнению с декабрем
2008г. - в Польше (+3,4%) и Венгрии (+1,3%). В то
же время в ряде государств ЕС в декабре
2009г. отмечалось снижение потребительских
цен на продовольствие.
Более всего продукты подешевели
за месяц на Кипре (-1,4%), Мальте (-1,2%), в Австрии,
Греции, Дании, Словении (-0,5-0,6%). В течение
2009г. во многих государствах ЕС прослеживалась
тенденция к снижению цен на продукты
питания. За период с начала 2009г. цены на
продукты в среднем стали ниже в Ирландии
(-7,9%), Латвии (-7,1%), Эстонии (-6,9%), Словакии
(-5,6%), Португалии (-5,3%).
В России в декабре цены на продукты
питания выросли на 0,6% (в странах ЕС - в
среднем на 0,1%), за период с начала года
- на 4,9% (в странах ЕС - снизились на 1,0%).
По предварительным данным,
инфляция в России по итогам минувшего
года составила 8,8%, за декабрь цены выросли
на 0,4%. По итогам 2008г. инфляция составляла
13,3%, за декабрь - 0,7%.
В середине декабря Минэкономразвития
существенно понизило целевой прогноз
по инфляции в России на 2010г. - до 6,5-7,5%.
Прогноз по инфляции на 2011г. снижен до
6-7%, на 2012г. - до 5-6,5%. По словам замглавы
МЭР Андрея Клепача, нижний интервал прогноза
учитывает, что "существенного роста
спроса доходов ни в 2010г., ни в 2011г. не ожидается".
Рисунок 2. Инфляция в России за 2007-2011
Согласно последним данным,
инфляция в России в 2010 г. составила 8,8%!
Это официально
Почему инфляция в России по
итогам минувшего года превзошла прогнозы?
- Пожары, засуха, отсюда - неурожай
и, как следствие, рост цен на
продовольствие;
- рост цен в предновогодний
период (в декабре инфляция ускорилась
до еженедельных 0,3%; а по итогам
последнего месяца 2010-го года
цены в России выросли на 1,1%).
Итог: инфляция в России в 2010
году - 8,8% (уровень 2009 г.). Замечу, что изначально
официальный прогноз Правительства РФ
по инфляции на 2010-й год вообще составлял
6-7%.
Кстати, за первые 11 дней нового
2011 года потребительские цены в России
выросли на 0,8% (Росстат). За аналогичный
период 2010г. инфляция составляла - 0,7%.
Официальный прогноз Правительства
предполагает инфляцию в России по итогам
2011 года на уровне 6,5%, по итогам 2012г. - около
6%, а 2013 года – “всего” 5,5%.
Инфляция в России с 29 марта
по 4 апреля составила 0,1%, с начала апреля
- 0,1%, с начала года - 3,9%, сообщил Росстат.
В годовом выражении инфляция
на начало апреля 2011 г. составляла 9,5%.
За прошедшую неделю подорожали:
яйца - на 2,4%, пшено и крупа гречневая -
на 2,2% и 1,9%, печенье и рыба мороженая неразделанная
- на 0,5% и 0,4% соответственно. Снижение цен
на 1,3% отмечено на сахар-песок, на 0,2% - на
рис.
Плодоовощная продукция в среднем
подешевела на 0,2%, в том числе картофель
- на 1,1%. Одновременно капуста стала дороже
на 1,1%, морковь - на 0,4%.
Цены на бензин автомобильный
выросли на 0,1%, впервые с начала февраля,
на дизельное топливо - снизились на 0,4%.
Глава 3. Проблемы преодоления
инфляции в РФ
Коль инфляция несет с собой
столько бед и неприятных последствий,
возникает, естественно, вопрос, как ее
преодолеть, выбраться из ее колючих зарослей,
не оцарапав бока.
Этой болезнью переболели многие
страны, и накоплен немалый опыт борьбы
с нею. Главное в этом опыте: инфляция не
проходит сама собой. Для лечения этой
болезни требуется лекарство в виде активного
вмешательства административных сил и
средств в экономику. Но каковы эти лекарства?
Не повредят ли они? А опасность от применения
этих лекарств просматривается прежде
всего в том, что они могут подорвать рыночный
механизм, принести в конечном счете больше
вреда, чем приносит сама болезнь.
3.1 Антиинфляционная политика
РФ
Цель антиинфляционной политики
состоит в том, чтобы установить над инфляцией
надежный контроль и удержать сравнительно
невысокий темп роста цен. Для достижения
этой цели разработан и многократно проверен
на практике комплекс действенных мер
антиинфляционного регулирования. [6, с.352]
Оценивая характер антиинфляционной
политики, можно выделить в ней два подхода.
В рамках первого подхода (его разрабатывают
представители современного кейнсианства)
предусматривается активная бюджетная
политика – маневрирование государственными
расходами и налогами в целях воздействия
на платежеспособный спрос.
При инфляционном, избыточном
спросе государство ограничивает свои
расходы и повышает налоги. В результате
сокращается спрос, снижаются темпы инфляции.
Однако одновременно ограничивается и
рост производства, что может привести
к застою и даже кризисным явлениям в экономике,
к расширению безработицы. Такова для
общества цена сдерживания инфляции.
Бюджетная политика проводится
и для расширения спроса в условиях спада.
Если спрос недостаточен, осуществляются
программы государственных капиталовложений
и других расходов, понижаются налоги.
Низкие налоги устанавливаются прежде
всего в отношении получателей средних
и невысоких доходов, которые обычно немедленно
реализуют выгоду. Считается, что таким
образом расширяется спрос на потребительские
товары и услуги. Однако стимулирование
спроса бюджетными средствами, как показал
опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может
усиливать инфляцию. К тому же большие
бюджетные дефициты ограничивают правительственные
возможности маневрировать налогами и
расходами.
Второй подход рекомендуется
авторами, выдвигающими на первый план
денежно-кредитное регулирование, косвенно
и гибко воздействующее на экономическую
ситуацию. Этот вид регулирования проводится
формально неподконтрольным правительству
центральным банком, который изменяет
количество денег в обращении и ставки
ссудного процента. Денежно-кредитная
политика используется как средство для
краткосрочного воздействия на экономику.
Иными словами, эти экономисты считают,
что государство должно проводить дефляционные
мероприятия для ограничения платежеспособного
спроса, поскольку стимулирование экономического
роста и искусственное поддержание занятости
путем снижения естественного уровня
безработицы ведет к потере контроля над
инфляцией. [11, с.336-337]
Переход к рыночному механизму
хозяйства, где спрос определяет через
уровень цены размеры производства, объективно
потребовал реформировать всю систему
цен. Реформа цен являлась одной из задач
правительственной программы 1991 г., однако
проводилась реформа не совсем продуманно.
Первоначально ставка делалась на постепенное
изменение производства и цен под контролем
государства. Цены производителей были
скорректированы в январе, а розничные
цены изменились только в апреле. В среднем
цены возросли на 60%. Вслед за повышением
цен был снижен налог на прибыль предприятий,
что позволило им увеличить выплаты заработной
платы. Тем самым прибыли росли и не облагались
налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка
роста субсидий и компенсаций. В результате
в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а
оптовые цены в промышленности на 236%. При
этом объем производства снизился на 11%,
а в целом за период с 1989 г. – на 17%. Результатом
стало разбалансирование товарного рынка
и развитие тотального дефицита, усугубленного
инфляционными ожиданиями.
Люди, имеющие в своем распоряжении
определенные суммы наличных денег и наученные
опытом январского обмена, начали в феврале-марте
еще более активно вкладывать их в товары,
защищая свои сбережения и от возможных
действий по проведению дальнейших шагов
денежной реформы, и от обесценения в результате
готовящегося повышения цен. Все это привело
к активизации цен на черном рынке, так
как сфера государственной розничной
торговли давно уже пребывала в кризисном
состоянии из-за недостатка товаров. Для
того чтобы иметь постоянный запас наличности
на руках, население сокращало свои вклады
в учреждениях Сберегательного банка.
Политический кризис 1991 г. еще более осложнил
ситуацию и привел к отказу от концепции
постепенной реформы.