Роль государственного финансового контроля в обеспечениии финансовой безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление направления совершенствования государственного финансового контроля экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, цели и задачи государственного финансового контроля;
- рассмотреть органы и формы государственного финансового контроля;
- выявить проблему финансовой безопасности РФ;
-выявить направления совершенствования государственного финансового контроля в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………......…3 стр.
Характеристика современной системы государственного финансового контроля…………………………………………………………………………4 стр.
Государственный финансовый контроль: сущность, цели и задачи……...4 стр.
Система государственного финансового контроля………………………...7 стр.
Органы государственного финансового контроля…………………………9 стр.
Формы государственного финансового контроля………………………...10 стр.
Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России…………………………………………...12 стр.
2.1 Сущность проблемы финансовой безопасности РФ……………………..12 стр.
2.2 Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России…………………………………………….15 стр.
2.3 Основные направления совершенствования государственного финансового контроля РФ…………………………………………………………………….20 стр.
Заключение……………………………………………………………………27 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль государственного финансового контроля в обеспечениии финансовой безопасности РФ.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Одно из наиболее ярко выраженных полей деятельности субгосударственных финансовых систем - разнообразные  транснациональные бизнес-структуры (ТБС), включая транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные банки (ТНБ) и т.п. Мощные экономические факторы (в первую очередь ТНК и ТНБ), действующие в глобальных масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического пространства “денационализировать” территорию государств. Это особенно характерно для сферы экономики и финансов.

В связи с этим контроль функционирования ТБС для финансовой безопасности страны приобретает особую важность. Для контроля ТБС необходимо установить определенные предметы и параметры контроля, разработать специальные модели, формулы и т.п. Например, направлениями контроля ТБС (кроме контроля многочисленных показателей их финансово-хозяйственной деятельности) с точки зрения их угроз финансовой безопасности государства могут быть:

- взаимодействие и взаимозависимость  между различными ТБС, их конфигурация  в “экономическом пространстве”  государства;

- юридические адреса и наименования  основных иностранных партнеров  ТБС (связанных сторон), формы  их взаимоотношений, финансовые  между ними трансакции, гражданство членов советов директоров и т.п.;

- происхождение, циркуляция и  трансформация инициируемых ими  финансовых потоков (прямых и  портфельных инвестиций, кредитов  и т.д.), методы и результаты  воздействия на национальную  экономическую систему (включая вклад в теневой сектор);

- механизмы влияния ТБС на  общество и государство (предоставление  рабочих мест, воздействие рекламными  и иными методами на общественную  психологию, лоббирование в органах  власти нужных государственных  решений, тех или иных нормативно-правовых актов, скрытое финансирование политических и иных общественных структур и т.д.);

- логика их политики, их комбинации  и чередование на экономическом  “поле” страны и т.д.

При этом необходимо выявить основные ТБС (или их систему), способные оказывать влияние на макроэкономические показатели государства, установить их цели и стратегии. Все это позволяет в дальнейшем наладить системы ГФК за такими субъектами.

Одним из основных вопросов обеспечения  финансовой безопасности России является формирование системы соответствующих контрольных органов.

В связи с широким спектром геофинансовых  вопросов необходима именно система  контрольных органов. Для системной  координации работы по контролю за обеспечением финансовой безопасности целесообразно создать специальную службу - Центральное геоэкономическое управление (ЦГУ), которое будет осуществлять направление и координацию работы соответствующих подразделений спецслужб по сбору информации о состоянии финансовой безопасности Российской Федерации (внутри страны и за рубежом), а также ее обработку, учет, анализ и передачу в Совет Безопасности РФ для принятия соответствующих решений.

Возникает необходимость исследования и обоснования системы направлений  деятельности Счетной палаты РФ. Необходимо направить деятельности по контролю за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса. В связи с этим в первую очередь представляется необходимой разработка соответствующей нормативно-правовой базы, где должны быть определены внутренние и внешние угрозы, а также критерии, на основании которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности Российской Федерации. Счетная палата РФ будет давать оценку соблюдению этих критериев и подготавливать соответствующие доклады парламенту (а также доводить информацию до широкой общественности). В то же время должны быть разработаны принципы раскрытия информации в отчетности органов исполнительной власти (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и т.д.), исходя из требований к обеспечению финансовой безопасности России. При этом Счетная палата РФ будет выражать также и свое аргументированное профессиональное мнение о существенности предъявляемой отчетности для оценки обеспечения финансовой безопасности.

Кроме этого, должна быть создана информационная система для всестороннего и  объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации. На основе получаемой информации должен разрабатываться комплекс оперативных мер и долгосрочных мер по противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз.

Следует подчеркнуть, что основным фактором обеспечения финансовой безопасности страны в ходе бюджетного процесса должно являться полное доверие между  федеральным Правительством и регионами, финансовые взаимоотношения которых должны быть построены на принципах законности, эффективности, целесообразности, прозрачности (или открытости для общества), баланса ответственности и ресурсов, реального согласования всех решений по аспектам, затрагивающим интересы регионов (по поводу уменьшения налоговой базы и т.д.).

2.3 Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации

Коренные перемены в социально-экономическом  строе России и в методах управления экономикой сделали неизбежным радикальное преобразование одного из важнейших инструментов управления финансами - государственного финансового контроля. Адекватная система государственного финансового контроля является одним из непременных условий успеха экономических реформ и важным инструментом борьбы с коррупцией и правонарушениями а экономической сфере. Создание отлаженной системы государственного финансового контроля следует рассматривать как важнейший фактор дальнейшего развития российской экономики.

Для решения этих задач необходима реализация целого комплекса мероприятий  по совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации по следующим направлениям:

· создание системы государственного финансового контроля

· формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективности  использования бюджетных средств  и государственной собственности

· повышение роли государственного финансового контроля с сфере  обеспечения финансовой безопасности государства

Создание системы государственного финансового контроля. Одним из направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской федерации является построение единой финансовой системы государственного финансового контроля. Системный подход к организации государственного финансового контроля предполагает, прежде всего, определение его места и роли в системе контроля осуществляемого государством в целом, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей сферы - бюджетного контроля. В этой связи необходимо:

· привести теоретическую и методологическую базу в соответствие с современными условиями

· разработать концептуальные основы и уточнить нормативное правовое обеспечение деятельности контрольных  органов

· реформировать организационную  структуру и соответственно изменить распределение функций и сфер деятельности органов государственного финансового контроля, сформировать систему кадрового обеспечения.

· организовать адекватную информационную инфраструктуру

· повысить уровень материально-технического и финансового обеспечения функционирования контролирующих органов

Важным шагом на пути построения эффективной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации является разработка и  принятия ряда законов. Например, федерального закона «О государственном финансовом контроле», в котором необходимо определить такие понятия, как «государственный финансовый контроль», внешний и внутренний финансовый контроль; определить и закрепить статус высшего органа государственного финансового контроля. Следует также уточнить полномочия контрольных органов в соответствии с четко сформулированными целями и задачами их деятельности. От этого зависит степень результативности проводимых органами государственного контроля мероприятиями и формирование единой методической базы и технологии проведения государственного финансового контроля. В законе «Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах РФ» следует определить принципы, цели и задачи их деятельности, функции, характер полномочий, а также направление взаимодействия с органами государственной власти, другими органами государственного финансового контроля, правоохранительными органами.

Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации требует решения такой актуальной проблемы, как создание стандартов контрольной деятельности. В Российской Федерации должна быть создана единая унифицированная система стандартов, органично объединяющая все виды и направления финансового контроля в Российской Федерации. Стандарты, устанавливающие общие положения и процедуры, могут служить базой для разработки стандартов, определяющих особенности каждого вида финансового контроля) государственный финансовый, внутрихозяйственный, аудиторский.

Необходимо также обеспечить исполнение предписаний Счетной палаты РФ, направленных по результатам ревизии государственным  органам и коммерческим организациям. Это может быть достигнуто либо путем  установления штрафов, взыскиваемых с  руководителей учреждений и организаций в административном порядке, либо тем, что будет предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение предписаний Счетной Палаты РФ.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения  технологий государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности Российской Федерации. В связи с этим необходимо:

· Формирование единого информационного  пространства, для чего, в свою очередь, необходима информационная совместимость  результатов деятельности контрольных органов, автоматизации учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.;

· Усиление совместной работы органов  государственного финансового контроля с надзорными органами, что должно позволить значительно увеличить объем получаемой от финансовых организаций и обрабатываемой информации;

· Совершенствование системы защиты информации с целью предотвращения ущерба государственным интересам  из-за разглашения, у траты, утечки, искажения, уничтожения информации и ее незаконного использования;

· Создание системы антивирусной защиты информационных систем и баз данных органов государственного финансового  контроля, осуществление эффективного совместного контроля со специалистами  Центра безопасности связи ФСБ России.

· Формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективного использования бюджетных средств  и государственной собственности. Важнейшим направлением деятельности высших органов государственного финансового  контроля в Российской Федерации является контроль за эффективностью использования государственных средств и государственной собственности (аудит эффективности). Учитывая тот факт, что важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса сегодня является повышение эффективности бюджетных расходов, значение внедрения в практическую деятельность органов государственного финансового контроля аудита эффективности трудно переоценить.

Этот факт предопределяет направления  дальнейшего совершенствования  системы государственного финансового контроля, ориентируя контрольно-счетные органы не только на проверки целевого использования бюджетных и внебюджетных средств, законности принимаемых органами исполнительной власти или отдельными должностными лицами управленческих решений, но и на анализ их деятельности с позиций ее эффективности и результативности.

Важным этапом внедрения аудита эффективности в практическую деятельность органов государственного финансового  контроля в РФ является его законодательное  обеспечение. Следует дополнить нормативную правовую базу государственного финансового контроля рядом положений, в частности:

- определить аудит эффективности  государственных расходов как  деятельность, направленную на анализ  результативности и экономности  использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования, выявления причин отклонений фактических параметров от запланированных результатов в целях достижения максимального положительного общественного эффекта.

- определить аудит эффективности государственных расходов как направление деятельности контрольных органов;

- определить критерии и показатели  эффективности функционирования  органов (организаций), деятельность  которых является объектом проведения  аудит эффективности государственных расходов;

- определить понятие «неэффективное  использование бюджетных средств»  как такое, которое связано  с нарушение бюджетного законодательства  и является основанием для  применения мер принуждения за  нарушение бюджетного законодательства;

- сформулировать и законодательно определить соответствующие меры принуждения за неэффективное использование бюджетных средств, внести необходимые изменения в Бюджетный кодекс РФ.

Повышению эффективности государственного финансового контроля в Российской Федерации будет способствовать внесение следующих изменений в Бюджетный кодекс РФ:

· Дать определение «Бюджетный контроль», что позволит более четко определить полномочия органов государственного финансового контроля в бюджетной  сфере, избежать дублирования осуществляемых функций, конкретизировать цели и задачи деятельности;

· Раскрыть содержание понятия «внешний»  и «внутренний» контроль, что позволит уточнить правовой статус органов, осуществляющих контроль в системе законодательной и исполнительной власти, а, следовательно, и более четкому разграничению их полномочий;

· Четное определение ряда ключевых понятий, необходимых для оценки характера использования бюджетных  средств, как например, «эффективность», «рациональность», «нецелевое» использование  бюджетных средств, а также более четкая регламентация мер ответственности за несоблюдение установленных требований.

Информация о работе Роль государственного финансового контроля в обеспечениии финансовой безопасности РФ