Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Работа раскрывает понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, раскрыта суть, цели и задачи Национального счетоводства, основные концепции построения, роль и значение для макроэкономического анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ……..5
1.1. Понятие «Система национальных счетов (СНС)». Предмет исследования СНС. Основные принципы построения СНС…………………………………5
1.2. Основные понятия и определения применяемые в СНС………………………………7
1.3. История развития национального счетоводства…………………………………………13
1.4. Информационная основа СНС в России……………………………………………………….15

II. СНС – ИНСТРУМЕНТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………………………….20
2.1. Основные классификации СНС……………………………………………………………………..20
2.2. Институциональные секторы: состав, функции и источники финансирования……………………………………………………………………………………………22
2.3. Консолидированные счета СНС: показатели и методологические особенности построения счетов……………………………………………………………………24
2.4. Макроэкономические показатели и их взаимосвязь…………………………………..30
Ш. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СНС В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………39
3.1. Расчет макроэкономических показателей на основе консолидированных счетов СНС……………………………………………………………………………………………………..39
3.2. Анализ динамики валового внутреннего продукта. Международные сопоставления ВВП России и других стран мира…………………………………………42
3.3. Анализ динамики производительности труда в экономике РФ………………….47
3.4. Валовой региональный продукт и его структура по видам экономической деятельности…………………………………………………………………………………………………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...55

Вложенные файлы: 1 файл

курсач статистика.docx

— 157.81 Кб (Скачать файл)

А теперь можно перейти  к более подробному рассмотрению этих проблем.

Концептуальные проблемы. Концептуальные проблемы формирования СНС в условиях рыночной экономики  сводятся к:

1. Определению границ  производственной деятельности  в условиях рыночной модели  хозяйствования;

2. Разработка основных  концептуальных положений дальнейшего  развития национальной экономики  и определению в соответствии  с этим состава системы основных  показателей социально-экономического  развития национальной экономики;

3. Разработке основных  принципов формирования российской  системы национальных балансов (целостность  и сбалансированность в разрезе  институциональных секторов экономики  в целом по экономики в целом  по экономике; обоснованность  расчета макроэкономических показателей,  обусловленная взаимосвязью показателей  и инструментов и параметров  государственной социально-экономической  политики в разрезе всех ее  направлений);

4. Разработке основных  принципов функционирования российской  системы национальных балансов;

5. Определению основных  направлений развития СНС в  соответствии с учрежденным вариантом  развития национальной экономики  в перспективе;

6. Разработка основных  принципов формирования сценарных  условий прогноза;

7.Разработке основных  принципов формирования системы  макроэкономических показателей  в отчетном и прогнозном периодах, действующих на основе инструментов  и параметров различных направлений  государственной социально-экономической  политики;

8. Разработке основных  принципов формирования краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного  прогнозов с использованием различных  направлений государственной социально-экономической  политики, их инструментов и параметров;

9. Соответствию концептуальных  положений форсирования российской  системе национальных счетов  основным концепциям СНС ООН  1993г. в ее общем виде, международным  требованиям и стандартам.

Анализ – заключительный этап всякого статистического исследования. Анализ развития экономики, как правило, проводится с целью выявления  основных взаимосвязей и пропорций  общественного производства; степени  влияния отдельных факторов на результаты экономической деятельности; получения  теоретических выводов; образования  целесообразности и направлений  дальнейшего совершенствования  используемой статистической методологии; формулировки практических выводах  об основных тенденциях развития социально - экономических процессов и их эффективности. Существовавшая система учета и статистики формировалась в условиях действия административно-командных методов управления экономикой, находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования и основывалась, как правило, на сплошном статистическом наблюдении. Состав системы показателей сложился с учетом необходимости обеспечения управленческих функций министерств и ведомств.

Изменения в системе экономических  отношений в стране, связанные, в  первую очередь, с внедрением рыночных отношений, интенсивным развитием  негосударственного сектора экономики, процессами в социальной сфере, обусловливают  применение новых методов статистического  наблюдения; новых подходов к формированию информационной базы - системы статистических показателей, разрабатываемых государственной статистикой, имеется в виду более полное сближение методов формирования статистической информации со стандартами, принятыми в практике развитых стран и международных экономических организаций.

Анализ обобщающих экономических  показателей и их взаимосвязи  в динамике позволяет оценить  правильность проводимой экономической  политики России и принять своевременные  меры для корректировки экономической  деятельности и внешнеэкономических  связей.

 

 

II. СНС – ИНСТРУМЕНТ  МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

2.1. Основные классификации СНС

В Системе национальных счетов существуют следующие основные классификации  и группировки:

    1. институциональных единиц по секторам экономики;
    2. заведений по отраслям экономики;
    3. экономических операций;
    4. активов и пассивов;
    5. товаров и услуг.

Классификация институциональных  единиц по секторам экономики является центральной в Системе национальных счетов.

Сектор – это группа институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими  функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат. С позиции этих критериев в Системе национальных счетов выделяют пять секторов:

  1. нефинансовые учреждения;
  2. финансовые учреждения;
  3. государственные учреждения;
  4. домашние хозяйства
  5. общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Группировка заведений по отраслям экономики.

Отраслью в Системе  национальных счетов называется совокупность заведений, которые расположены  территориально в одном месте  и заняты одним видом основной производственной деятельности.

Отрасли классифицируются по четырем категориям:

-отрасли, производящие товары и рыночные услуги;

-отрасли, производящие нерыночные услуги силами государственных учреждений;

-отрасли, производящие нерыночные услуги силами частных коммерческих организаций;

-отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами.

Группировка экономических операций.

Экономическая операция считается  единицей учета экономической деятельности в национальных счетах.

По характеру своего осуществления  экономические операции делятся  на две группы:

*операции на компенсационной основе, когда поток благ, услуг и денежных средств вызывает ответный поток благ, услуг и денежных средств;

*трансферты – операции, когда потоку благ, услуг и денежных средств не противостоит встречный поток благ, услуг и денежных средств.

По своей сути экономические  операции в СНС делятся на три группы:

  1. операции с продуктами и услугами;
  2. распределительные операции;
  3. финансовые операции.

Классификация активов и  пассивов.

В этой классификации в  Системе национальных счетов выделяются следующие классы:

  1. нефинансовые активы, которые в свою очередь делятся на произведенные и непроизведенные;
  2. финансовые активы.

Классификация товаров и  услуг.

Услуги в Системе национальных счетов – это результаты деятельности, удовлетворяющие личные и общественные потребности, но не воплощенные в  продуктах.

Нерыночные услуги – это  услуги государственных учреждений, общественных организаций, относящиеся  к текущему потреблению и предоставляемые  бесплатно или по экономически незначимым ценам.

Рыночные услуги – это  услуги, предоставляемые по рыночным ценам, удовлетворяющие как личные, так и общественные потребности.

Товары – это продукты и услуги, которые предназначены  для продажи на рынке по цене, покрывающей издержки их производства. В условиях рынка существует следующая  классификация товаров:

  1. товары, производимые и продаваемые в один и тот же период по ценам, которые имеют значительное воздействие на спрос на эти продукты;
  2. товары, производимые и обмениваемые по бартеру в один и тот же период на другие товары;
  3. товары, производимые и предоставляемые в один и тот же период работодателям своим работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;
  4. товары, производимые одним подразделением предприятия и поставляемые другому подразделению этого же предприятия для использования в последнем подразделении на производство в этом и последующем периодах;
  5. товары, производимые в данном периоде и оставленные владельцами предприятия для их собственного конечного потребления или накопления;
  6. товары, производимые в данном периоде и предоставляемые бесплатно или по ценам, не оказывающим значительного воздействия на спрос.

 

2.2. Институциональные секторы: состав, функции и источники финансирования

Институционные сектора  экономики представляют собой группы институционных единиц, однородных с  точки зрения выполняемых ими  функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат. С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:

1. не финансовые предприятия,  корпорации и квазикорпорации, т.е. структуры, занятые производством товаров и услуг, за исключением финансовых услуг;

2. финансовые корпорации  и квазикорпрации;

3. органы государственного  управления;

4. домашние хозяйства;

5. некоммерческие организации,  обслуживающие домашние хозяйства;

6. внешнеэкономические связи( остальной мир).

Классификация по секторам характеризует структуру рыночной экономики.

В сектор 1 включаются предприятия, корпорации и квазикорпорации, которые производят нефинансовые товары и услуги. К ним относятся все единицы, входящие в этот сектор, которые возмещают свои издержки за счет выручки от продажи своих товаров и услуг на рынке.

Сектор 2 включает финансовые учреждения( банки, страховые компании, инвестиционные фонды), основной функцией которых является посредничество. Эти единицы финансируют свои издержки за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Сектор 3 включает бюджетные  государственные организации, функция  которых - перераспределение доходов  и богатства, предоставление нерыночных услуг обществу в целом и отдельным  его членам( выплата пенсий, стипендий, субсидий и т.д.). финансируют свои издержки за счет налогов, частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.

Сектор 4 включает домашние хозяйство, т.е. единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владеют которыми те же домашние хозяйства: мелкие фермы, небольшие магазины и т.д. в этот же сектор включаются лица свободных профессий (художники, писатели и т.д.). Свои издержки с единицы, входящие в этот сектор, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений( пенсий, пособий), а также за счет - выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, входящих в этот сектор.

Сектор 5 включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные  организации, главная функция которых  состоит в оказании нерыночных услуг  членами этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, финансируют  свои издержки за счет взносов, доходов  от собственности, пожертвований.

Сектор 6 «Остальной мир» охватывает зарубежных резидентов в той мере, в какой их деятельность связана  с резидентами данной страны. Счета  данного сектора отражают внешнеэкономическую  деятельность.

Отраслевая классификация  в СНС создана в соответствии с Международной стандартной  классификацией всех видов экономической  деятельности по отраслям народного  хозяйства ( МСОК). Отрасль определяется как совокупность заведений с однородным производством ( сельское хозяйство, транспорт, связь, промышленное производство и т.д.). В соответствии с этим стандартом в классификации отраслей экономики единицей классификации является заведение - относительно однородное с точки зрения производимой продукции, применяемой технологии и структуры затрат и находящиеся в одном месте предприятия или его часть, о котором может быть получена информация о затратах и его продукции. Другой важной классификацией СНС является классификация экономических операций.

 

    1. Консолидированные счета СНС: показатели и методологические особенности построения счетов

Система национальных счетов РФ в настоящее время включает в себя следующие консолидированные  счета:

- счет товаров и услуг;

- счет производства;

- счет образования первичных  доходов;

- счет распределения первичных  доходов;

- счет вторичного распределения  доходов;

- счет использования доходов;

- счет операций с капиталом.

Счет товаров  и услуг — это своеобразная сводная таблица. Как и все счета, состоит из двух частей: в части «ресурсы» показываются объемы производства и импорта товаров и услуг, в части «использование» — объемы использования этих товаров и услуг на потребление (промежуточное и конечное), накопление основного и оборотного капитала, экспорт. Каждая часть счета формируется самостоятельно на основе своих потоков статистической информации, вследствие чего суммарные итоги по ним могут несколько различаться между собой. Для баланса по счету эта разница оформляется в виде показателя «статистическое расхождение», который характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов. Статистическое расхождение не превышает в настоящее время 4—5% валового внутреннего продукта.

Таблица 2.1.

СЧЕТ   ТОВАРОВ   И   УСЛУГ

Ресурсы

Использование

1. Выпуск в ochobhbixценах

1. Промежуточное потребление

2. Импорт товаров и  услуг

2. Расходы на конечное  потребление

3. Налоги на продукты  и на импорт

3. Валовое накопление

4. Субсидии на продукты  и на импорт (-)

4. Экспорт товаров и  услуг

 

5. Статистическое расхождение

Всего: 1+2 + 3 + 4

Всего: 1 + 2 + 3 + 4 + 5

Информация о работе Система национальных счетов