Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 05:58, дипломная работа
Целью дипломного проекта является изучение теоретических основ управления кредитными рисками коммерческого банка, анализ управления кредитным портфелем по материалам «Сбербанка России» и разработка предложений по совершенствованию управления кредитными рисками «Сбербанка России»:
Для реализации поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть сущность и виды кредитных рисков банка, а также виды кредитных операций и их значение;
- определить цели и задачи формирования кредитного портфеля банка и виды кредитной политики;
- провести анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности банка по материалам «Сбербанка России»;
- рассмотреть порядок формирования кредитного портфеля «Сбербанка России»;
Центральный банк Российской Федерации, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Статус, задача, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального банка РФ определяются конституцией РФ Федеральном законом «О центральном банке РФ»и другими Федеральными законами. В соответствии со ст.71 Российской конституцией Федеральные банки следовательно, и (Центральный банк РФ, имущество которого является федеральной собственность) относятся к Федеральным экономическим службам и находится в ведении РФ. В ч.1,ст.75 основного закона закрепляется, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ; а в ч.2, этой статьи определяется основная функция банка России – защита и обеспечении устойчивости рубля. Эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Вопросы правового регулирования деятельности Центрально банка РФ затрагиваются в ряде других Федеральных законах. В частности взаимоотношения банка России и кредитных организаций регламентируются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».Банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитной организаций осуществляется банком России в порядке, установленном главой X Федерального закона в которой, в частности, предусмотрено, что главной целью банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
Помимо названных и
Наряду с законодательными актами правовое регулирование банковской деятельности строится и на подзаконных нормативных актах. В частности можно выделить
Огромную роль, на современном этапе развития законодательства о банках и банковской деятельности играют ведомственные акты ЦБР, в этой связи, одним их элементов особого публично-правового статуса Центрального банка РФ является право осуществлять нормотворчество. Согласно ст.7 Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации (банке России)», Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Согласно Положению ЦБР от 18 июля 2006г. №115 ЦБР Банк России издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако «Обязательно для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативно-правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБР».
Осуществление нормотворческой функции регламентировано банком России в положении в порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России, утвержденным 15.09.05.
Официальное разъяснение Банка России по вопросам применения Федеральных законов, иных нормативных правовых актов (кроме нормативных актов Банка России) являются актами толкования права и могут приниматься Банком только при условии, что это прямо предусмотрено Федеральным законов для случая их толкования, а также иными нормативными правовыми актами для случаев толкования последних.10
Официальное разъяснение банка России по вопросам применения его собственных нормативных актов являются актами их толкования и применяются в случаях необходимости в исполнения пробела правового регулирования по предмету нормативного акта банка. Нормативные акты банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании банка России – «Вестнике банка России», за исключением случаев, установленных советом директоров. Нормативные акты банка России не имеют обратной силы.
Важно подчеркнуть, что нормативные акты банка России должны быть зарегистрированы в министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Не подлежат государственной регистрации нормативные акты банка России, устанавливающие:
Также не подлежат государственной регистрации иные нормативные акты банка России, который в соответствии с порядком, установленном для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации министерства юстиции РФ.
В качестве примера действующих актов Центральный банк России можно выделить:
- указание оперативного
- указание ЦБР от 31.03.05г. №767-У
«О критериях определения
- инструкция ЦБР от 24.08.05г. №76-И «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства» (с изм. и доп. от 17.03.99 г.)
- письмо ЦБР от 11.09.98г.N218-Т «О порядке осуществления банковских операций кредитными организациями вне места своего нахождения».
В отечественной нормотворческой практике нередки случаи принятия «совместных» подзаконных актов, авторами которых выступают несколько органов федеральной и исполнительной власти.
В таком «коллективном
Вопросы становления нормативов в российском банковском законодательстве регулирует инструкция ЦБ РФ от 1.10.04г. №1 «О порядке регулировании деятельности банка» (в пред.от 13.08.04г.) Она определяет, что минимальный размер собственных средств (капитала) банка складывается как сумма уставного капитала фондов банка и нераспределенной прибыли (п.1.1.)
Центральный банк России при переходе народного хозяйства страны у рыночным отношениям включая финансово-кредитную систему исходя из своих правомочий в области государственной денежно-кредитной политики, реализации функций банковского регулировании и надзора за деятельностью кредитных организаций, в соответствии с инструкции Федерального банка Российской Федерации от 16.01.05 №110-и «Об обязательных нормативах банка». К обязательным нормативам банка относятся: следующие показатели:
Таким образом, при выдаче кредита
банк обязан следить за обязательными
нормативами предусмотренными инструкцией
Центрального банка РФ от 16.01.04г. №110-и»
Об обязательных нормативах банков». Они
применяются в целях
Основными задачами управления кредитными рисками коммерческого банка являются:
-определение и адекватная
-классификация кредитов по группам риска в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования специального резерва на возможные потери по сомнительным долгам;
-оптимизация кредитного портфеля с точки зрения кредитных рисков, состава клиентов и структуры кредитов;
-определение кредитоспособности заемщика и возможного изменения его финансового положения в целях прогнозирования кредитного риска;
-ранее выявление проблемных кредитов;
-оценка достаточности создаваемого резерва и его своевременная корректировка;
-обеспечение диверсификации кредитных вложений, их ликвидности и доходности;
-разработка кредитной
Решение вышеперечисленных задач в свою очередь предъявляет требования к руководству банка по разработке основного письменного документа – «Кредитного меморандума» или кредитной политики, и соответствующей нормативной и инструктивной базы по организации кредитного процесса.
Одним из ключевых факторов, определяющих
структуру конкретного
Кредитную политику можно определить как совокупность мероприятий, направленных на создание условий для эффективного размещения привлеченных средств в кредиты в целях обеспечения стабильного роста прибыли банка. Каждый банк формирует свою кредитную политику, учитывая экономические, политические, географические, организационные и иные факторы, оказывающие влияние на его деятельность.
Кредитная политика разрабатывается обычно в ходе бизнес-планирования на основе целей кредитования. Как, правило, параллельно разработке кредитной политики определяются стандарты кредитования и кредитные инструкции, позволяющие служащим выполнять необходимые кредитные операции, следуя единой кредитной политике банка. Таким образом, можно заключить, что кредитная политика – это стратегия и тактика банка в части организации кредитного процесса.
Кредитная инструкция представляет собой описание последовательности действий, закрепляющих общий алгоритм реализации кредитной процедуры. Таким образом, кредитная политика представляет собой основной способ обеспечения соблюдения стандартов, установленных регулирующими органами, качества кредитного портфеля. Разработанная и письменно зафиксированная кредитная политика является краеугольным камнем разумного управления кредитами. Основное назначение кредитной политики – это обеспечение последовательности действий и соблюдения надежности и четкости положительной практики в работе. «Политика» должна быть одинаковой для всех – от самого мелкого сотрудника до президента банка.
В кредитной политике формулируется общая цель и определяются пути ее достижения:
- приоритетные направления
- приемлемые для банка виды ссуд и ссудных счетов;
- ссуды, от которых банк
- предпочтительный круг
- нежелательные для банка
- политика в области
- комплекс мер по контролю
за качеством кредитного
Анализ зарубежной экономической
литературы позволяет сделать вывод,
что эффективная кредитная
Информация о работе Совершенствование управления кредитными рисками коммерческих организаций