Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 07:42, курсовая работа
цель данной работы - изучение природы «банкротства» и финансовых методов предупреждения банкротства предприятия.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность и выявить причины неплатежеспособности предприятий;
- рассмотреть основные виды банкротства предприятий;
- рассмотреть и проанализировать систему критериев определения несостоятельности (банкротства);
- показать регулирование и процедуры банкротства;
- проанализировать платежеспособность и возможность вероятности банкротства на примере действующего предприятия;
- выявить способы и наметить мероприятия по восстановлению платежеспособности.
Введение………………………………………………………….…………….…3
Глава 1. Сущность банкротства предприятия…………………………………6
1.1. Причины и виды банкротства……………………………..……….....6
1.2. Цели и последствия банкротства …………………..…………….….10
Глава 2. Процедуры банкротства…………………………………..................19
2.1. Наблюдение и финансовое оздоровление……………………….…..20
2.2. Внешнее управление. Конкурсное производство……………….….23
2.3. Мировое соглашение. Упрощенные процедуры банкротства…….28
Глава 3. Глава 3. Анализ вероятности банкротства предприятия
на примере ИЧП магазина «ФАДЕЕВСКИЙ»………………………………..31
3.1. Предприятие на различных стадиях банкротства………………….31
3.2. Модель прогнозирования вероятности банкротства
ИЧП магазина «ФАДЕЕВСКИЙ»………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы……………………………………………………………...49
- передачи бизнеса организации от государства в частные руки, и наоборот.
В то же время банкротство организации (его ликвидация) имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает права и интересы большого круга юридических и физических лиц (работников организаций, партнеров организации, кредиторов) и несет в себе другие социальные издержки. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, предусматривается комплекс мер по восстановлению платежеспособности фирмы-должника, а ее банкротство (ликвидация) или сокращение бизнеса рассматривается как крайне нежелательная мера.
К негативным сторонам банкротства относятся:
- потеря кредиторами части своего капитала;
- возможность возникновения цепочки последующих банкротств -- так называемый эффект домино;
- ухудшение материального положения работников предприятия из-за длительной задержки причитающихся им выплат заработной платы, пособий и т. д.;
- сокращение рабочих мест, возникновение социальной напряженности, и как результат -- снижение платежеспособности, а следовательно, и покупательной способности населения;
- сужение потребительского рынка;
- возможность криминального передела собственности организации и разворовывания имущества, в том числе организаций со значительной долей государственной и муниципальной собственности .
Особенно широкий размах в России приобрел криминальный и полукриминальный, коррупционный характер банкротства. Если за рубежом с переходом на рыночную экономику накопление капитала происходило путем постепенного, длительного накопления его средств «снизу» отдельными группами населения, используя благоприятную конъюнктуру, то в России - в результате деления бесплатного громадного объема имущества, так называемой общенародной собственности, путем быстрой, часто обманной, приватизации (использования безыменных приватизационных чеков). В результате такой стремительной приватизации громадным состоянием практически бесплатно завладела небольшая группа населения (менее 0,3%), однако на сегодня пересмотр итогов приватизации может привести к глобальной экономической катастрофе.
Часто несущие ущерб кредиторы пытаются теми или иными методами, в том числе судебными, истребовать исполнение отдельных обязательств, действуя разрозненно и независимо, друг от друга. Обычно успехи одних кредиторов становятся известны другим, которые также выставляют свои требования. В результате рано или поздно кредиторы вынуждены прийти к согласованным совместным действиям. В конечном счете, неплатежеспособная организация ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором: или дать организации некий контролируемый шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздоровление, что может быть реализовано в рамках некоторого ограниченного во времени (временного) соглашения; или выставить требование о ликвидации данной организации и продажи ее имущества, чтобы за счет этого удовлетворить полностью или хотя бы частично требования кредиторов [17. С. 35].
Однако здесь выбор стоит не только перед кредиторами. Сам должник, оценивая собственное кризисное состояние и свою неспособность к расчету по обязательствам, может поставить вопрос о диалоге с кредиторами или о собственной ликвидации как организации. Для этого необходимо предусмотреть комплекс мер по восстановлению платежеспособности на основе анализа финансовой устойчивости организации и причин, приведших к потере ее платежеспособности (чтобы эти причины смягчить или полностью снять). Здесь очень важно обозначить причины потери неплатежеспособности предприятия, чтобы исключить или существенно уменьшить их влияние на финансовое состояние предприятия. А причины можно выявить только на основе проведения профессионального анализа.
Абсолютно платежеспособным является предприятие, у которого капитал полностью собственный, а обязательства отсутствуют, в то же время предприятие, имея в капитале в основном заемные средства, также является полностью платежеспособным, если своевременно исполняет свои обязательства.
Всё зависит от объема реализации продукции и своевременного поступления денежных средств. В связи с тем, что обязательства при приобретении материалов, товаров наступают сразу перед поставщиками, а готовая продукция изготавливается и реализуется через определенное время, для абсолютной платежеспособности необходимо иметь резерв денежных средств и уровень этого резерва следует постоянно поддерживать па предприятии. Если за определенный календарный период темп роста обязательств организации был выше темпа роста выручки, то она продвигается в направлении возможного начала периода неплатежеспособности. Другими словами, чем меньше выручка, тем скорее ухудшается платежеспособность предприятия.
Наиболее повторяющимися причинами, вызывающими неплатежеспособность (несостоятельность) организации и потом их банкротство, по мнению большинства арбитражных управляющих, являются следующие:
1. Получение кредитов (долгосрочных и краткосрочных) от банка:
● долгосрочный кредит под повышенные проценты использован на развитие производства - закупку производственного оборудования, его модернизацию. Прибыль от продажи новой продукции, увеличенного объема продукции не в состоянии погасить своевременно проценты и сам кредит из-за ошибок в технологических и производственных расчетах, в бизнес-плане, в экономических расчетах;
● долгосрочный кредит вложен в строительство административных зданий и производственных цехов. Прибыль предприятия из-за изменения внешних условий не в состоянии покрывать расходы по обслуживанию и погашению кредита. Это результат финансовых просчетов администрации организации;
● вложения долгосрочного и краткосрочного кредитов в рисковые инвестиционные проекты -- например, в ценные бумаги. Из-за инвестиционных просчетов в прогнозе курса ценных бумаг происходит потеря капитала и, как следствие, наступление несостоятельности организации;
● краткосрочный кредит вложен в расширение оборотных активов - в запасы. Из-за ошибок в маркетинговых расчетах объем продаж снижается, прибыль уменьшается, и, как следствие, организация не в состоянии возвратить своевременно кредит и проценты по нему, что влечет за собой ухудшение платежеспособности организации.
2. Неэффективная маркетинговая политика:
● неоправданное увеличение запасов материальных ресурсов, без увеличения объема выпуска и реализации продукции. Отсутствие контроля за нормированием и расходом материальных ресурсов в производстве. В конечном счете, приводит к возрастанию размера кредиторской задолженности, ее просроченное, влекущей увеличение пеней и штрафов, обращение в арбитражный суд;
● недостаточное изучение и нахождение новых рынков сбыта и рынков поставщиков, что приводит к приобретению материальных ресурсов по повышенной цене, увеличению стоимости продукции, к затовариванию продукцией и появлению убытков.
● вовремя не реализуется продукция, «застрявшая» на складе по
различным причинам.
3. Неэффективная политика предоставления товарного (коммерческого) кредита:
● увеличение сроков и задержка оплаты потребителями за поставляемую продукцию. Результат - образование большого объема дебиторской задолженности, увеличение длительности оборота дебиторской задолженности, что приводит к недостатку оборотных средств, невозможности исполнять обязательства перед налоговыми органами, поставщиками и, в конечном счете, к невыгодным краткосрочным заимствованиям, что приводит к возникновению финансового кризиса организации;
● нарушение равновесия между выпуском продукции, ее реализацией и предоставлением товарного кредита потребителям.
4. Увеличение издержек производства из-за применения устаревшей технологии, отсутствие ресурсосберегающей технологии, что влияет на конкурентоспособность продукции по ценам и приводит к снижению реализации и выпуска продукции, росту издержек в себестоимости продукции и в конечном итоге невозможности расплачиваться по долгам.
5. Неумелое руководство деятельностью организации:
● неэффективная, негибкая, громоздкая организационная структура управления, плохое управление финансами предприятия. Отсутствие текущих и перспективных планов работы (производственных, финансовых) организации, низкая управленческая дисциплина и низкий уровень ответственности за результаты своих функций. Все это приводит к вытеснению продукции организации с рынков сбыта, снижению объемов продаж и увеличению непроизводительных затрат и, как следствие, к кризисному состоянию организации;
● низкая квалификация руководящих кадров, способствующая
нерациональным, необоснованно рискованным, авантюрным решениям, приводящим к потерям капитала организации.
6. Хищение и воровство в организациях в различных формах и явлениях на различных уровнях управления организацией. Это прямые убытки, приводящие в конечном итоге к банкротству организации.
Таким образом, в заключение главы сделаем выводы. В период рыночных реформ большая часть российских предприятий оказалась в тяжелом экономическом положении. Это связано не только с общей ситуацией в стране, но и со слабостью финансового управления на предприятиях. Отсутствие навыков адекватной оценки собственного финансового состояния, анализа финансовых последствий принимаемых решений поставили многие из них на грань банкротства. Так что знание методов финансового анализа, умение разработать план оздоровления предприятия стали необходимой предпосылкой эффективного управления организацией.
Каждый менеджер знает: худшее, что может случиться с предприятием, - это банкротство. Поэтому, принимая любое решение, руководитель, прежде всего, старается его избежать, а потом только уже соизмеряет возможные прибыли и убытки. Однако, рано или поздно, по вине ли плохой конъюнктуры рынка, кризиса ли ресурсов, неэффективного ли управления, банкротство может случиться с любым предприятием. Более глубокие причины следует искать в невозможности предвидеть состояние рынка в перспективе. Рынок требует от предпринимателя гибкости и приспособления. Слабость механизма адаптации предприятия к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды лежит в основе возможности банкротства.
Рыночная экономика и банкротство тесно связаны между собой. Без процедуры банкротства экономика становится неэластичной, так как переток финансовых, трудовых и материальных ресурсов от неэффективно к успешно работающим предприятиям становится невозможен. По российской статистике в 90% случаев в банкротстве предприятий виноваты некомпетентные менеджеры.
Предпосылки банкротства многообразны - это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Их можно классифицировать следующим образом.
Внутренние факторы:
1. Дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики.
2. Низкий уровень техники, технологии и организации производства.
3. Снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и как следствие высокий уровень себестоимости, убытки, "проедание" собственного капитала.
4. Создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи, с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства.
5. Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги.
6. Отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики.
7. Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию.
8. Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж.
К внешним факторам относятся следующие:
1. Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия.
2. Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.
3. Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.
4. Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.
Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий: Реальное банкротство. Техническое банкротство. Умышленное банкротство. Фиктивное банкротство.
Глава 2. Процедуры банкротства
В процессе антикризисного управления в зависимости от стадии финансовой несостоятельности предприятия, от существующих взаимоотношений между руководством предприятием, собственниками предприятия, кредиторами, степени доверия между ними и другими обстоятельствами различаются следующие виды процедур (рис.1):