Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 07:42, курсовая работа
цель данной работы - изучение природы «банкротства» и финансовых методов предупреждения банкротства предприятия.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность и выявить причины неплатежеспособности предприятий;
- рассмотреть основные виды банкротства предприятий;
- рассмотреть и проанализировать систему критериев определения несостоятельности (банкротства);
- показать регулирование и процедуры банкротства;
- проанализировать платежеспособность и возможность вероятности банкротства на примере действующего предприятия;
- выявить способы и наметить мероприятия по восстановлению платежеспособности.
Введение………………………………………………………….…………….…3
Глава 1. Сущность банкротства предприятия…………………………………6
1.1. Причины и виды банкротства……………………………..……….....6
1.2. Цели и последствия банкротства …………………..…………….….10
Глава 2. Процедуры банкротства…………………………………..................19
2.1. Наблюдение и финансовое оздоровление……………………….…..20
2.2. Внешнее управление. Конкурсное производство……………….….23
2.3. Мировое соглашение. Упрощенные процедуры банкротства…….28
Глава 3. Глава 3. Анализ вероятности банкротства предприятия
на примере ИЧП магазина «ФАДЕЕВСКИЙ»………………………………..31
3.1. Предприятие на различных стадиях банкротства………………….31
3.2. Модель прогнозирования вероятности банкротства
ИЧП магазина «ФАДЕЕВСКИЙ»………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы……………………………………………………………...49
Рис. 1. Виды организационных процедур
Закон дает следующие их определения (ст.2 Закона о банкротстве):
наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности [4.С.19].
Рассмотрим более подробно виды организационных процедур.
2.1. Наблюдение и финансовое оздоровление
Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя, а в случае, если заявление подано самим должником, то с даты принятия заявления судом (ст.62 Закона о банкротстве). Наблюдение длится до рассмотрения дела судом. Поскольку дело о банкротстве должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 7 месяцев (1.ст.51), то к этому времени наблюдение должно быть завершено [1.ст.62].
С момента введения наблюдения наступают последствия, предусмотренные ст.63 Закона о банкротстве: требования кредиторов предъявляются только в рамках дела о банкротстве, приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения и др. Для проведения наблюдения утверждается временный арбитражный управляющий, порядок его назначения, права и обязанности регламентируются [1. ст.65-67].
Временный управляющий публикует в официальном издании сообщение о введении наблюдения, а также уведомляет об этом всех выявленных им кредиторов (ст.68 Закона о банкротстве).
Арбитражный суд с учетом решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве (ст.75 Закона о банкротстве), - с этой даты наблюдение заканчивается.
Финансовое оздоровление. Для введения финансового оздоровления должник или третьи лица (по согласованию с должником) должны обратиться на стадии наблюдения к первому собранию кредиторов (или арбитражному суду) с ходатайством о введении финансового оздоровления, с приложением плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и сведений о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (ст.76-78 Закона о банкротстве). План финансового оздоровления и график погашения задолженности утверждаются собранием кредиторов (ст.84-85 Закона о банкротстве).
Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и др. способами. Соответствующее соглашение заключается в письменной форме в течение 15 дней с даты введения финансового оздоровления. Лица, предоставившие обеспечение, несут ответственность за неисполнение должником указанных обязательств в пределах стоимости имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения (ст.79 и п.2-3 ст.75 Закона о банкротстве).
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок не более чем 2 года (ст.80 Закона о банкротстве) и одновременно суд утверждает административного управляющего (порядок его назначения, права и обязанности регламентируется ст.83 Закона о банкротстве), осуществляющего контроль за деятельностью должника и ходом выполнения плана финансового оздоровления.
Последствия введения финансового оздоровления.
С момента введения финансового оздоровления наступают последствия, предусмотренные ст.81 Закона о банкротстве: требования кредиторов предъявляются только в рамках дела о банкротстве; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям; по долгам, возникшим до даты введения финансового оздоровления, перестают начисляться неустойки (штрафы, пени), проценты и иные финансовые санкции - взамен по этим долгам с даты введения финансового оздоровления начисляются проценты в размере ставки рефинансирования [15.С.67].
В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия, но с ограничениями: одни имущественные сделки могут быть совершены только с согласия собрания (комитета) кредиторов (например, выдача займов, сделки с имуществом на сумму более 5% активов и др.), другие - только с согласия административного управляющего и др. (например, получение займов, сделок с имуществом и др.) [ст.82 Закона о банкротстве]. Сделки, совершенные должником с нарушением установленных ограничений, могут быть признаны судом недействительными.
На основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц, арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности и возложить исполнение обязанностей руководителя должника на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя учредителями (органами) самого должника [ст.69 Закона о банкротстве].
Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления, по которому административный управляющий составляет заключение. Если удовлетворены не все требования кредиторов или не предоставлен отчет, то созывается собрание кредиторов для принятия решения об обращении с ходатайством в арбитражный суд либо о введении внешнего управления, либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.[7.С.34].
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления суд принимает один из судебных актов (ст.88,92 Закона о банкротстве):
определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует;
определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 года.
2.2. Внешнее управление. Конкурсное производство
Внешнее управление вводится арбитражным судом на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев (ст.93, 108 Закона о банкротстве) и одновременно утверждается внешний управляющий (порядок его назначения, права и обязанности и пр. регламентируются ст.96-99, 123 Закона о банкротстве). Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 года. Поэтому, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем 18 месяцев, суд не может вынести определение о введении внешнего управления (ст.92 Закона о банкротстве).
Последствия введения внешнего управления. Управление должником.
С даты введения внешнего управления (ст.94 Закона о банкротстве) прекращаются полномочия руководителя должника и органов управления должника (за исключением тех полномочий органов управления, которые необходимы для принятий решений о размещении дополнительных акций должника, о продаже предприятия и некоторых других) и управление делами должника возлагается на внешнего управляющего (подробно см. ст.94 Закона о банкротстве). Внешний управляющий обязан принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию, вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность и др. (ст.99 Закона о банкротстве);
отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
аресты на имущество должника и иные ограничения могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления: приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям; по долгам, возникшим до принятия заявления о признании должника банкротом, перестают начисляться неустойки (штрафы, пени), проценты и иные финансовые санкции - взамен по этим долгам с даты введения внешнего управления начисляются проценты в размере ставки рефинансирования и др. (ст.95 Закона о банкротстве).
Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления с мерами и сроками по восстановлению платежеспособности должника и представить его собранию кредиторов для утверждения, а после утверждения - в суд. Если в течение установленного законом срока (4 или 2 месяца) план внешнего управления в суд не представлен, то суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства [ст.106-107 Закона о банкротстве]. Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника (ст.109 Закона о банкротстве):
перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельных производств;
взыскание дебиторской задолженности;
продажа части имущества должника (cт.111 Закона о банкротстве);
уступка прав требования должника (ст.112 Закона о банкротстве);
исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами (ст.113, 116 Закона о банкротстве);
увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
размещение дополнительных обыкновенных акций должника (ст.114 Закона о банкротстве);
продажа предприятия должника (ст.110 Закона о банкротстве);
замещение активов должника (ст.115 Закона о банкротстве);
иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
Внешний управляющий обязан реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, и информировать об этом комитет кредиторов (ст.99 Закона о банкротстве).
Расчеты с кредиторами производятся в общем порядке (ст.121, 134-138 Закона о банкротстве), но с некоторыми особенностями: после накопления денежных средств, достаточных для расчетов с кредиторами определенной очереди, внешний управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство о вынесении определения о расчете с кредиторами определенной очереди с предложением о пропорции удовлетворения требований кредиторов, на основании вынесенного судом определения и производятся расчеты с кредиторами этой очереди (ст.122 Закона о банкротстве).
Конкурсное производство. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства и утверждение конкурсного управляющего.
Конкурсное производство вводится сроком на год и может продлеваться не более чем на 6 месяцев (ст.124 Закона о банкротстве).
В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление и в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, возможно вынесение судом определения о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению (ст.146 Закона о банкротстве). Конкурсный управляющий не позднее чем через 10 дней с даты своего утверждения опубликовывает в официальном издании сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст.128 Закона о банкротстве).
Установление требований кредиторов. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 2 месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом, эти требования направляются в арбитражный суд и конкурсному управляющему, рассматриваются судом и включаются в реестр требований кредиторов только на основании определения суда ( п.1 ст.142 и ст.100 Закона о банкротстве). Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении 2 месяцев с даты опубликования.
Последствия введения конкурсного производства. Управление должником. С даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п.1 ст.126 Закона о банкротстве):
срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
совершение сделок с имуществом должника допускается исключительно в порядке, установленном для конкурсного производства;
прекращается исполнение по всем исполнительным документам и они подлежат передаче конкурсному управляющему;
требования кредиторов (за рядом исключений - например, о взыскании морального вреда и др.) могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника, наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений не допускается;
исполнение обязательств должника осуществляется в порядке, установленном для конкурсного производства.