Сущность и значение собственного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является управление собственным капиталом предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие, состав и структура собственного капитала;
Определить задачи и функции управления собственным капиталом организации;
Рассмотреть стоимость источников собственного капитала.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность и значение собственного
капитала в управлении финансами предприятия……………………...4
1.1.Понятие, состав, структура собственного
капитала и принципы его формирования………………………….4
1.2.Содержание и сущность заёмного капитала ………………..…8
1.3Задачи и функции управления собственным
капиталом предприятия………………………………………….....12
Глава 2. Методы управление собственным
капиталом предприятия…………………………………………...…...15
2.1 Дивидендная политика предприятия………………………….15
2.2 Эмиссионная политика предприятия………………………….23
Глава 3. Анализ управления собственным капиталом Общество с Ограниченной Ответственностью Торгово-сервисный центр
«Русавтопром-Краснодар» ...…………………………………….……26
Устав…………………………………………………………………....35

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 188.26 Кб (Скачать файл)

Раскрытие сущности, состава  и структуры собственного и заемного капитала позволяет определиться в  методах, подходах и показателях, необходимых  для анализа источников финансирования хозяйственной деятельности организации [8].

Заемный капитал характеризуется  следующими положительными особенностями:

1. Достаточно широкими  возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя.

2. Обеспечением роста  финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности.

3. Более низкой стоимостью  в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта "налогового щита" (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).

4. Способностью генерировать  прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала).

В то же время использование  заемного капитала имеет следующие недостатки:

1. Использование этого  капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия — риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала.

2. Активы, сформированные  за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного процента за товарный кредит и т.п.).

3. Высокая зависимость  стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.

4. Сложность процедуры  привлечения (особенно в больших  размерах), так как предоставление  кредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов), требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога (при этом гарантии страховых компаний, банков или других хозяйствующих субъектов предоставляются, как правило, на платной основе) [3].

Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет  более высокий финансовый потенциал  своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Задачи и функции управления собственным

капиталом предприятия

Управлению собственным  капиталом должно предшествовать изучение эффективности управления им в предыдущем периоде. Анализ необходим для определения  резервов формирования собственных  средств.

Проблема формирования собственного капитала не может быть ограничена лишь непосредственным выбором и использованием определенного способа или инструмента финансирования и должна рассматриваться в контексте управления структурой совокупного капитала. С увеличением «возраста» компании структура ее капитала усложняется, а действия по управлению этой структурой становятся более востребованными, поскольку влияют на такие важнейшие показатели деятельности компании как финансовая устойчивость и рентабельность, стоимость бизнеса и инвестиционная привлекательность на рынке.

В процессе управления формированием  собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования.

Источники формирования: внутренние (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; амортизационные отчисления от используемых собственных основных средств и нематериальных активов; прочие внутренние источники формирования собственных финансовых ресурсов) и внешние (привлечение дополнительного паевого или акционерного капитала; прочие внешние источники формирования собственных финансовых ресурсов).

Основу управления собственным  капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных  финансовых ресурсов. В целях обеспечения  эффективного управления этим процессом  на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

Основными задачами управления собственным капиталом являются: определение целесообразного размера  собственного капитала; увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций; определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций; определение и реализация дивидендной политики.

Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия  осуществляется по следующим основным этапам.

1. Анализ формирования  собственных финансовых ресурсов  предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.

На первом этапе анализа изучаются общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.

На втором этапе анализа рассматриваются источники формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников.

На третьем этапе анализа оценивается достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде.

2. Определение общей потребности  в собственных финансовых ресурсах. Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.

3. Оценка стоимости привлечения  собственного капитала из различных  источников. Такая оценка проводится  в разрезе основных элементов  собственного капитала формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.

4. Обеспечение максимального  объема привлечения собственных  финансовых ресурсов за счет внутренних источников.

5. Обеспечение необходимого  объема привлечения собственных  финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

6. Оптимизация соотношения  внутренних и внешних источников  формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях: обеспечение минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов; обеспечение сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями.

Управление собственным  капиталом предприятия включает также определение оптимального соотношения между собственными и заемными финансовыми ресурсами. [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Управление собственным  капиталом предприятия

2.1 Дивидендная политика предприятия

Дивиденд (от лат. dividendum — то, что надлежит разделить), доход, периодически (обычно ежегодно) выплачиваемый акционерам на каждую акцию из прибыли акционерного общества.[11]

Инвестиционная политика предприятия  требует определения и проведения предприятием дивидендной политики. Повышенное внимание отечественных и зарубежных авторов к различным аспектам дивидендной политики определяется рядом обстоятельств. Основные из них сформулированы Д.-К. Шимом и Д.-Г. Сигелом. Последние отмечают следующее:

-   во-первых, дивидендная политика оказывает влияние на отношения с инвесторами. Акционеры негативно относятся к компаниям, которые сокращают дивиденды, потому что связывают такое сокращение с финансовыми трудностями компании и могут продать свои акции, влияя на снижение их рыночной цены;

-  во-вторых, дивидендная политика влияет на финансовую программу и бюджет капиталовложений предприятия;

-  в-третьих, дивидендная политика воздействует на движение денежных средств предприятия ("компания с плохой ликвидностью может быть вынуждена ограничить выплаты дивидендов");

-в-четвертых, дивидендная политика сокращает собственный капитал, так как дивиденды выплачиваются из нераспределенной прибыли.

Теория дивидендной политики многогранна. Все исследователи в той или  иной степени анализируют такие  вопросы, как:

- роль дивидендной политики;

- влияние дивидендной политики компании на движение ее денежных средств и рыночную цену ее акций;·                     преимущества и недостатки различных типов дивидендной политики (стабильный размер дивиденда на акцию, постоянный коэффициент выплаты дивиденда, остаточные дивиденды);

- финансовые и операционные факторы, влияющие на сумму выплачиваемых дивидендов;

- различие между дивидендной политикой и дроблением акций, причины, по которым компания может выкупать свои акции, и финансовый результат таких действий  и другие.

Но прежде всего содержание дивидендной  политики и проблемы ее разработки требуют выявления природы дивидендов. Приобретая акцию предприятия и  становясь, таким образом, его совладельцем, обладатель денежного капитала рассчитывает получить не только требуемую ставку доходности, но и премии, реализуя своеобразный предпринимательский доход. Его размер зависит от многих факторов: компетентности управляющих, рискованности выбранной для вложений сферы деятельности, экономической конъюнктуры и т.п. В отличие от процента (например, по депозиту в банке или облигациям с фиксированной ставкой дохода) размер дивиденда заранее неизвестен. Поэтому, вкладывая деньги в обыкновенные акции, акционер подвергается известному риску, но при нормальном ходе дел на предприятии вознаграждается за это повышенным доходом.

С теоретических позиций выбор  дивидендной политики предполагает прежде всего решение ключевого вопроса: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров. Отсюда в теории дивидендной политики выделяются два основных подхода. Первый основывается на остаточном принципе: дивиденды выплачиваются после того, как использованы все возможности эффективного реинвестирования прибыли, что предполагает рост их в перспективе. Основоположники этой теории (Миллер-Модильяни) считают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров.[12] То есть дивиденды выплачиваются после того, как профинансированы все приемлемые инвестиционные проекты. Если всю прибыль целесообразно использовать для реинвестирования, дивиденды не выплачиваются. И наоборот, если таких проектов нет, то прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов.

Для установления важнейших зависимостей между инвестициями, прибылью и дивидендами  Миллер-Модильяни использовали математические модели: рыночная стоимость акционерного общества представляется в их модели как функция от ряда величин: денежной наличности, инвестиционного бюджета и рыночной ставки процента в определенный момент времени. Главный вывод: рыночная стоимость акционерного общества (рыночная стоимость акций АО) определяется только его инвестиционной политикой.

Суть второго подхода: дивидендная  политика влияет на величину совокупного богатства акционеров. По мнению М. Гордона, Ван Хорна и других, текущие дивиденды предпочтительнее будущих, равно как и возможный прирост собственного капитала.

Такой вывод базируется на принципе минимизации риска. Текущие дивиденды уменьшают для инвесторов уровень неопределенности относительно целесообразности и выгодности инвестирования. Кроме того отмечается, что даже относительно меньшая норма дохода на инвестиционный капитал приводит к возрастанию цены акционерного капитала.

Различия в подходах означают по существу обоснование роли дивидендов: пассивной - при первом подходе и активной - при втором. Дж. К. Ван Хорн, прав отмечая, что первый подход применим лишь в условиях совершенных рынков капиталов, где нет трансакционных издержек, затрат компаний-эмитентов на размещение ценных бумаг, налогов, известны будущие доходы фирмы. На активную роль дивидендов, дивидендной политики, по его мнению, влияют такие факторы, как предпочтение со стороны инвесторов дивидендов другим доходам с капитала, налогообложение, издержки, связанные с размещением ценных бумаг, трансакционные издержки и делимость ценных бумаг, институциональные ограничения, финансовое сигнализирование.

Дивидендная политика включает в себя принятие решения о выплате акционерам прибыли в форме дивидендов или  удержании ее для инвестирования на предприятии. Решение о выплате дивидендов фактически является решением о финансировании, поскольку увеличение коэффициента дивидендных выплат (доля прибыли, выплачиваемой акционерам в форме дивидендов) уменьшает объем реинвестируемой прибыли. Если рассматривать дивидендную политику только как решение финансирования, то выплата дивидендов выступает в пассивной роли. При рассмотрении дивидендов как пассивного остатка, определяемого только наличием выгодных инвестиционных предложений, подразумевается, что для инвестора не существует различия между выплатой дивидендов и накоплением предприятием нераспределенной прибыли. Если инвестиционные проекты обещают уровень рентабельности, превышающий требуемый, инвесторы могут предпочесть вариант накопления. Если ожидаемая прибыль от инвестиций равна требуемой, то, с точки зрения инвестора, ни один из вариантов не имеет преимуществ. В противном случае инвесторы предпочтут выплату дивидендов.

Информация о работе Сущность и значение собственного капитала