Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является управление собственным капиталом предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие, состав и структура собственного капитала;
Определить задачи и функции управления собственным капиталом организации;
Рассмотреть стоимость источников собственного капитала.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность и значение собственного
капитала в управлении финансами предприятия……………………...4
1.1.Понятие, состав, структура собственного
капитала и принципы его формирования………………………….4
1.2.Содержание и сущность заёмного капитала ………………..…8
1.3Задачи и функции управления собственным
капиталом предприятия………………………………………….....12
Глава 2. Методы управление собственным
капиталом предприятия…………………………………………...…...15
2.1 Дивидендная политика предприятия………………………….15
2.2 Эмиссионная политика предприятия………………………….23
Глава 3. Анализ управления собственным капиталом Общество с Ограниченной Ответственностью Торгово-сервисный центр
«Русавтопром-Краснодар» ...…………………………………….……26
Устав…………………………………………………………………....35
Раскрытие сущности, состава и структуры собственного и заемного капитала позволяет определиться в методах, подходах и показателях, необходимых для анализа источников финансирования хозяйственной деятельности организации [8].
Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями:
1. Достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя.
2. Обеспечением роста
финансового потенциала
3. Более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта "налогового щита" (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).
4. Способностью генерировать
прирост финансовой
В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:
1. Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия — риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала.
2. Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного процента за товарный кредит и т.п.).
3. Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.
4. Сложность процедуры
привлечения (особенно в
Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).
1.3. Задачи и функции управления собственным
капиталом предприятия
Управлению собственным капиталом должно предшествовать изучение эффективности управления им в предыдущем периоде. Анализ необходим для определения резервов формирования собственных средств.
Проблема формирования собственного капитала не может быть ограничена лишь непосредственным выбором и использованием определенного способа или инструмента финансирования и должна рассматриваться в контексте управления структурой совокупного капитала. С увеличением «возраста» компании структура ее капитала усложняется, а действия по управлению этой структурой становятся более востребованными, поскольку влияют на такие важнейшие показатели деятельности компании как финансовая устойчивость и рентабельность, стоимость бизнеса и инвестиционная привлекательность на рынке.
В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования.
Источники формирования: внутренние (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; амортизационные отчисления от используемых собственных основных средств и нематериальных активов; прочие внутренние источники формирования собственных финансовых ресурсов) и внешние (привлечение дополнительного паевого или акционерного капитала; прочие внешние источники формирования собственных финансовых ресурсов).
Основу управления собственным
капиталом предприятия
Основными задачами управления
собственным капиталом
Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам.
1. Анализ формирования
собственных финансовых
На первом этапе анализа изучаются общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.
На втором этапе анализа рассматриваются источники формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников.
На третьем этапе анализа оценивается достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде.
2. Определение общей потребности
в собственных финансовых
3. Оценка стоимости привлечения
собственного капитала из
4. Обеспечение максимального
объема привлечения
5. Обеспечение необходимого
объема привлечения
6. Оптимизация соотношения
внутренних и внешних
Управление собственным капиталом предприятия включает также определение оптимального соотношения между собственными и заемными финансовыми ресурсами. [10].
Глава 2.
Дивиденд (от лат. dividendum — то, что надлежит разделить), доход, периодически (обычно ежегодно) выплачиваемый акционерам на каждую акцию из прибыли акционерного общества.[11]
Инвестиционная политика предприятия
требует определения и
- во-первых, дивидендная политика оказывает влияние на отношения с инвесторами. Акционеры негативно относятся к компаниям, которые сокращают дивиденды, потому что связывают такое сокращение с финансовыми трудностями компании и могут продать свои акции, влияя на снижение их рыночной цены;
- во-вторых, дивидендная политика влияет на финансовую программу и бюджет капиталовложений предприятия;
- в-третьих, дивидендная политика воздействует на движение денежных средств предприятия ("компания с плохой ликвидностью может быть вынуждена ограничить выплаты дивидендов");
-в-четвертых, дивидендная политика сокращает собственный капитал, так как дивиденды выплачиваются из нераспределенной прибыли.
Теория дивидендной политики многогранна. Все исследователи в той или иной степени анализируют такие вопросы, как:
- роль дивидендной политики;
- влияние дивидендной политики компании
на движение ее денежных средств и рыночную
цену ее акций;· пр
- финансовые и операционные факторы, влияющие на сумму выплачиваемых дивидендов;
- различие между дивидендной политикой и дроблением акций, причины, по которым компания может выкупать свои акции, и финансовый результат таких действий и другие.
Но прежде всего содержание дивидендной
политики и проблемы ее разработки
требуют выявления природы
С теоретических позиций выбор дивидендной политики предполагает прежде всего решение ключевого вопроса: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров. Отсюда в теории дивидендной политики выделяются два основных подхода. Первый основывается на остаточном принципе: дивиденды выплачиваются после того, как использованы все возможности эффективного реинвестирования прибыли, что предполагает рост их в перспективе. Основоположники этой теории (Миллер-Модильяни) считают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров.[12] То есть дивиденды выплачиваются после того, как профинансированы все приемлемые инвестиционные проекты. Если всю прибыль целесообразно использовать для реинвестирования, дивиденды не выплачиваются. И наоборот, если таких проектов нет, то прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов.
Для установления важнейших зависимостей между инвестициями, прибылью и дивидендами Миллер-Модильяни использовали математические модели: рыночная стоимость акционерного общества представляется в их модели как функция от ряда величин: денежной наличности, инвестиционного бюджета и рыночной ставки процента в определенный момент времени. Главный вывод: рыночная стоимость акционерного общества (рыночная стоимость акций АО) определяется только его инвестиционной политикой.
Суть второго подхода: дивидендная политика влияет на величину совокупного богатства акционеров. По мнению М. Гордона, Ван Хорна и других, текущие дивиденды предпочтительнее будущих, равно как и возможный прирост собственного капитала.
Такой вывод базируется на принципе минимизации риска. Текущие дивиденды уменьшают для инвесторов уровень неопределенности относительно целесообразности и выгодности инвестирования. Кроме того отмечается, что даже относительно меньшая норма дохода на инвестиционный капитал приводит к возрастанию цены акционерного капитала.
Различия в подходах означают по существу обоснование роли дивидендов: пассивной - при первом подходе и активной - при втором. Дж. К. Ван Хорн, прав отмечая, что первый подход применим лишь в условиях совершенных рынков капиталов, где нет трансакционных издержек, затрат компаний-эмитентов на размещение ценных бумаг, налогов, известны будущие доходы фирмы. На активную роль дивидендов, дивидендной политики, по его мнению, влияют такие факторы, как предпочтение со стороны инвесторов дивидендов другим доходам с капитала, налогообложение, издержки, связанные с размещением ценных бумаг, трансакционные издержки и делимость ценных бумаг, институциональные ограничения, финансовое сигнализирование.
Дивидендная политика включает в себя принятие решения о выплате акционерам прибыли в форме дивидендов или удержании ее для инвестирования на предприятии. Решение о выплате дивидендов фактически является решением о финансировании, поскольку увеличение коэффициента дивидендных выплат (доля прибыли, выплачиваемой акционерам в форме дивидендов) уменьшает объем реинвестируемой прибыли. Если рассматривать дивидендную политику только как решение финансирования, то выплата дивидендов выступает в пассивной роли. При рассмотрении дивидендов как пассивного остатка, определяемого только наличием выгодных инвестиционных предложений, подразумевается, что для инвестора не существует различия между выплатой дивидендов и накоплением предприятием нераспределенной прибыли. Если инвестиционные проекты обещают уровень рентабельности, превышающий требуемый, инвесторы могут предпочесть вариант накопления. Если ожидаемая прибыль от инвестиций равна требуемой, то, с точки зрения инвестора, ни один из вариантов не имеет преимуществ. В противном случае инвесторы предпочтут выплату дивидендов.
Информация о работе Сущность и значение собственного капитала