Управление денежными потоками фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ управления денежным потоком предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к понятию и сущности денежных потоков;
- рассмотреть принципы управления и анализа денежных потоков фирмы;
-разработать рекомендации по улучшению механизма управления денежными потоками предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления денежными потоками на предприятии……………………………………………………………………….5
1.1 Денежные потоки предприятия: понятие, сущность…………………….6
1.2 Классификация денежных потоков ………………………………………9
ГЛАВА 2. Управление и анализ денежных потоков фирмы…………………17
2.1 Управление денежными потоками фирмы и методические основы анализа денежных потоков ……………………………………………………..17
2.2 Анализ относительных показателей денежных потоков……………….30
ГЛАВА 3. Рекомендации по совершенствованию управления денежными потоками предприятия…………………………………………………………..48
3.1 Анализ деятельности фирмы и оптимизация ее деятельности………...48
3.2 Направления оптимизации денежных потоков и управленческих решений…………………………………………………………………………..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................79
Приложения……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................

Вложенные файлы: 1 файл

Фин.менеджмент (1).doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)

   В качестве вариантов управленческих решений, вследствие принятия которых  реализуются мероприятия или  происходят события, направленные на увеличение поступления денежных средств на предприятии, можно дать следующие рекомендации:

   1. По изысканию дополнительных денежных поступлений от основных средств предприятия – необходимо:

  1. проанализировать степень использования оборудования (имущества) предприятия с тем, чтобы определить перечень имущества, не используемого в текущей хозяйственной деятельности; обсудить с инженерным персоналом какое оборудование является необходимым для поддержания текущего и ожидаемого уровня производства, возможности оптимизации использования помещений или возможности нахождения подрядчика для выполнения некоторых производственных процессов на стороне;
  2. определить круг потенциальных покупателей (пользователей) излишнего оборудования (имущества) посредством изучения конкурентов или возможностей альтернативного использования рассматриваемого имущества;
  3. выбрать наиболее подходящие каналы коммуникации для эффективного доведения до участников рынка предложения о продаже (сдаче в аренду) имущества;
  4. продать (сдать в аренду) мало используемое оборудование (имущество);
  5. выполнить процедуры консервации имущества и подписать акт консервации. Это позволит исключить это имущество из расчета налогооблагаемой базы при расчете платежей по налогу на имущество, а также из состава амортизируемого имущества в целях исчисления налога на прибыль;
  6. изучить возможности перезаключить арендный договор с нынешним арендодателем;
  7. изучить возможности перевода деятельности в менее дорогое место. При этом нужно учитывать все расходы, которые могут возникнуть в связи с переездом;
  8. рассмотреть варианты централизации деятельности предприятия за счет перевода его подразделений в одно или меньшее количество месторасположений с целью избежания дублирования хозяйственных функций в различных подразделениях и, таким образом, высвобождения дополнительного имущества для возможной продажи (сдачи в аренду).

   2 По взысканию задолженности с целью ускорения оборачиваемости денежных средств – необходимо:

  1. создать стимулы клиентам быстрее платить по счетам путем предоставления специальных скидок;
  2. создать систему оценки клиентов, которая бы суммировала все риски, связанные с деловым партнером. Общая зависимость от такого партнера будет включать его дебиторскую задолженность, товары на складе, подготовленные к отгрузке, продукцию в производстве, предназначаемую этому клиенту. Нужно установить формальные лимиты кредита каждому клиенту, которые будут определяться общими отношениями с этим клиентом, потребностями в денежных средствах, и оценкой финансового положения конкретного клиента;
  3. сделать менеджеров по продажам ответственными за наблюдением и обновлением статуса клиента. Привязать оплату их труда к реальному сбору денежных средств с клиентов, с которыми они работают;
  4. рассмотреть возможность продажи дебиторской задолженности банку.

   3. По разграничению выплат кредиторам  по степени приоритетности для  уменьшения оттока денежных средств – необходимо:

  1. разделить поставщиков на категории по степени их важности для деятельности и прибыльности предприятия. Интенсифицировать контакты с критически важными поставщиками с тем, чтобы укрепить взаимопонимание и стремление к сотрудничеству;
  2. предложить различные схемы платежей;
  3. отложить осуществление платежей менее важным поставщикам;
  4. найти альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия, и использовать эту информацию для дальнейших переговоров с нынешними поставщиками.

4. По  увеличению поступления денежных  средств из заинтересованных  финансовых источников, не связанных  с взаимной торговлей – необходимо:

  1. исследовать финансовые условия краткосрочного финансирования, предлагаемого банками, и варианты их улучшения;
  2. пересмотреть условия долга предприятия (отсрочка выплаты основной суммы, снижение процентной ставки), и изучить возможность рефинансирования кредитов в других банках;
  3. если нет других возможностей или источников для финансирования деятельности предприятия, провести переговоры с акционерами или владельцами компании об изыскании дополнительных финансовых ресурсов;

   5. Для увеличения продаж – необходимо:

  1. проведение ограниченных маркетинговых исследований на ежедневной (еженедельной) основе. Например, проводить наблюдения за розничными (оптовыми) ценами в собственном и соседних регионах, проводить пробные ограниченные распродажи со скидками, проводить анализ официальной отраслевой статистической информации, и так далее;
  2. Тщательно оценить прогнозируемые наценки по группам реализуемых товаров для того, чтобы определить группы товаров, приносящие наибольшую прибыль, и, как следствие, именно те, на которых есть необходимость сосредоточить внимание;
  3. Переоценить факторы потребительского спроса, такие как потребительские свойства / приоритет при приобретении, цена, качество, тенденции моды, сезонные факторы и т.д.;
  4. Определить группы продуктов, которые наилучшим образом подходят к изменившимся рыночным условиям, и сконцентрируйтесь на них;
  5. Определить области профессионального знания, проанализировать конкурентные преимущества и разработать пути извлечения выгоды из них;
  6. Проанализировать цены и объемы реализуемой продукции, найти наиболее разумный компромисс, который поможет увеличить поступление дополнительных денежных средств, несмотря на снижение объемов продаж (путем увеличения цены и торговых наценок):
  7. Поднять отпускные цены, если рынок позволит, для того, чтобы увеличить валовую прибыль;
  8. Уменьшить цену, чтобы увеличить долю на рынке и объемы продаж.

   Таким образом, проведенный анализ позволили определить основные направления совершенствования управления денежными потоками предприятия.

   За  основу создания эффективной системы  управления денежными потоками на предприятии  может быть взята предлагаемая нами методика управления денежными потоками.

Процесс реализации данной методологии состоит  из следующих этапов:

1. Планирование  разработки системы управления  денежными потоками.

2. Анализ  денежных потоков в предшествующем  периоде.

3. Оптимизации  денежных потоков на основе  полученных результатов.

4. Планирование  денежных потоков предприятия  в разрезе отдельных их видов.

5. Обеспечение  системой эффективного контроля  за денежными потоками предприятия.

     Также нами предлагается предприятию составлять план поступления и расходования денежных средств на предстоящий год в помесячном разрезе с тем, чтобы обеспечить учет сезонных колебаний денежных потоков предприятия. Он должен составляться по отдельным видам хозяйственной деятельности и по предприятию в целом.

     Основу  оптимизации платежного оборота предприятия должно составлять обеспечение сбалансированности объемов положительного и отрицательного его денежных потоков во времени. 
 

 

Заключение

     Денежные  потоки – это приток и отток  денежных средств и их эквивалентов.

     Денежные  потоки предприятия классифицируются в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

     Под денежными средствами понимают остаток  денежных средств и денежных эквивалентов на расчетных, валютных и специальных  банковских счетах, в кассе.

     Текущая деятельность – основная, приносящая доход, и прочая деятельность, кроме инвестиционной и финансовой.

     Инвестиционная  деятельность – приобретение и реализация долгосрочных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам.

     Финансовая  деятельность – деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе собственного и заемного капитала организации (без учета овердрафтного кредитования).

     Основной  источник информации для анализа  денежных потоков – Отчет о  движении денежных средств. Анализ отчета о движении денежных средств позволяет существенно углубить и скорректировать выводы относительно ликвидности и платежеспособности организации, ее будущего финансового потенциала, полученные предварительно на основе статичных показателей в ходе традиционного финансового анализа.

     На  практике наибольшее распространение  получили два метода анализа чистых денежных потоков от текущей деятельности: прямой (первичный) и косвенный.  Чистые денежные потоки от инвестиционной и финансовой деятельности рассчитываются только прямым методом.

     Основу  оптимизации платежного оборота  предприятия должно составлять обеспечение  сбалансированности объемов положительного и отрицательного его денежных потоков  во времени.

     Подводя итог можно сделать следующие  общие выводы:

1. Управление  денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств.

2. Цель  управления денежными средствами  состоит в том, чтобы инвестировать  избыток денежных доходов для  получения прибыли, но одновременно  иметь их необходимую величину  для выполнения обязательств  по платежам и одновременного  страхования на случай непредвиденных ситуаций.

3. Анализ  движения денежных средств позволяет  с известной долей точности  объяснить расхождение между  величиной денежного потока, имевшего  место на предприятии в отчетном  периоде, и полученной за этот  период прибылью.

4. К  денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. В западной практике наибольшее распространение получили модель Баумола и модель Миллера - Орра.

5. Совершенствование  управления денежными средствами предприятий заключается в правильном анализе денежных поступлений и определении их типа. Одним из основных элементов такого финансового анализа является оценка денежного потока типа постнумерандо и пренумерандо, распространенным частным случаем этих потоков является аннуитет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Формирование денежного потока

Поступление денежных средств Расходование  денежных средств
1. Выручка от продажи товаров,  продукции, работ и услуг. 1. Оплата приобретенных  товаров, работ, услуг.
2. Выручка от продажи имущества. 2. Оплата труда.
3. Полученные авансы. 3. Отчисления  в единый социальный фонд.
4. Бюджетное и другое целевое  финансирование. 4. Выдача подотчетных  сумм и авансов.
5. Безвозмездное получение. 5. Оплата долевого  участия в строительстве.
6. Кредиты и займы. 6. Оплата машин,  оборудования, транспортных средств.
7. Дивиденды и проценты по финансовым  вложениям. 7. Финансовые  вложения.
8. Другие поступления. 8. Выплата дивидендов и процентов по ценным бумагам.
  9. Расчеты с  бюджетом.
  10. Оплата процентов  и основной суммы долга по  полученным кредитам и займам.
  11. Прочие необходимые  выплаты и перечисления.

 

     Результаты  расчетов поступления и расходования денежных средств по основным видам деятельности и по предприятию в целом оформляются в виде плановой таблицы, где обобщаются в разрезе позиций, предусмотренных стандартом отчета о движении денежных средств предприятия по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, и с разбивкой по месяцам, кварталам и за предстоящий год в целом.

     Такая таблица (табл. 3) с плановыми данными о движении денежных средств представлена ниже. Информация представлена в разрезе текущей, инвестиционной, финансовой деятельности, с разбивкой по кварталам.

     Анализ  плановых данных о движении денежных средств организации на 2011 год представлен в таблице.

     Видим, что планируемый рост поступлений денежных средств в 2011году по сравнению с 2010 годом составляет 29963 тысяч рублей или 63,86%. Такой оптимистичный прогноз основывается на устойчивом росте спроса на услуги предприятия. В результате цены в 2010 году существенно возросли, и сохранила тенденцию к росту.

Информация о работе Управление денежными потоками фирмы