Управление стоимостью предприятия ОАО "Газпром"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 04:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка стратегии управления стоимостью исследуемой компании.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть сущность процесса управления стоимости, теоретически охарактеризовать методы оценки стоимости и стратегии, позволяющие увеличить стоимость предприятия; на основе ретроспективного анализа составить прогноз развития компании на последующие 5 лет; оценить стоимость компании с помощью метода дисконтированного денежного потока и метода капитализации прибыли; предложить варианты операционной, инвестиционной и финансовой стратегий с целью увеличения стоимости предприятия.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы управления стоимостью предприятия 4
1.1 Концепция управления стоимостью предприятия 4
1.2 Методы оценки стоимости компаний, применяемые в данной работе 7
1.2.1. Метод DCF 8
1.2.2. Метод капитализации прибыли 9
Глава 2. Анализ и оценка стоимости компании на примере ОАО «Газпром» 14
2.1 Общая характеристика организации 14
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 15
2.3. Оценка стоимости компании методом DCF 17
2.4 Расчет стоимости ОАО «Газпром» методом капитализации прибыли 20
Глава 3.Разработка стратегий увеличения стоимости компании ОАО «Газпром» 22
3.1. Анализ факторов стоимости на основании модели DCF 22
3.2.Стратегии развития компании 23
Заключение 26
Библиографический список 28

Вложенные файлы: 1 файл

Управление стоимостью предприятия ОАО Газпром.docx

— 291.56 Кб (Скачать файл)

Финансовая  отчетность (бухгалтерский баланс и  отчет о прибылях и убытках) ОАО  «Газпром» рассматривается за три  года - 2009-2011.

За период текущей производственной деятельности, результаты которой будут капитализированы, рассматривается отчетный год - 2011.

Ключевые  допущения в рамках метода капитализации  прибыли:

  • Ставка капитализации выводится из ставки дисконта путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли или денежного потока.
  • Ставка капитализации = 22% - 2,5 % = 19,5%
  • остаточный темп роста равен 2,5%.
  • операционная прибыль до налогообложения и расходов на амортизационные отчисления и процентные выплаты (EBITDA) = 1 142 млрд. руб.

Стоимость собственного капитала и долгосрочного долга = 1142 / 0,195 = 5 856 млрд. руб.

Долгосрочная  задолженность = 1043 млрд. руб.

Стоимость компании ОАО «НК РОСНЕФТЬ» = 4 813 млрд. руб.

Таким образом, стоимость компании ОАО «Газпром», рассчитанная методом DCF составила 4120 млрд. руб., а методом капитализации прибыли – 4 813 млрд. руб. Разница составляет 17%. Однако стоимость компании, рассчитанная методом DCF наиболее близка к оценке компании на фондовом рынке в 2011 году – 4024 млрд. рублей. Таким образом, данный метод в нашем случае можно считать наиболее точным.

 

Глава 3.Разработка стратегий увеличения стоимости компании ОАО «Газпром»

3.1. Анализ факторов стоимости на  основании модели DCF

Для анализа  модели DCF целесообразно посчитать  чувствительность отклонений оценочной  стоимости компании ОАО «Газпром»  от изменения факторов, определяющих стоимость. Результаты расчета представлены в таблице.

Таблица 6. Факторы влияющие на стоимость компании ОАО "Газпром"

Фактор стоимости

2016

-3%

Стоимость ОАО, руб.

Отклонение, %

Выручка

13 072

12 679

3117

-24%

Доля себестоимости в выручке

31%

28%

5338

29,6%

Коммерческие затраты

832

807

4407

7%

Управленческие затраты

60

59

4128

0,2%

Темп роста в остаточный период, %

2,50%

- 0,50%

3954

-4,2%

Ставка дисконтирования, %

22,30%

19,30%

4628

12,3%

Процентная ставка по ДО

15%

13%

4141

0,5%


 

Таким образом, стоимость компании наиболее чувствительна  к таким факторам как доля себестоимости  в выручке, выручка и ставка дисконтирования.

Полученные  результаты позволят наиболее эффективно произвести разработку стратегий увеличения стоимости компании. Стоит, однако, учесть, что предприятие не может влиять на внешние факторы, такие, как, к примеру, таможенные пошлины, стандарты качества и т.д.

3.2.Стратегии  развития компании

Стратегии развития компании могут быть разделены на три категории: операционные, инвестиционные, финансовые. Это три основные направления, по которым принимаются решения управляющими.

Создание  стоимости для акционеров зависит: от правильного управления операциями путем эффективного использования  всех имеющихся ресурсов; обоснованности инвестиционных решений; рационального  выбора источников финансирования.

Операционная  стратегия выражается в принятии решений, связанных с разработкой  операционного, производственного  процесса и инфраструктуры необходимой  для его поддержки. Разработка процесса состоит в выборе оптимальной  технологии, составления временного графика процесса, определении товарно-материальных запасов, а также способа размещения данного процесса. Решения, связанные  с инфраструктурой, касаются систем планирования и управления, способов обеспечения качества и контроля качества, структуры оплаты труда  и организации производственной функции компании.

Одной из возможных операционных стратегий  является снижение себестоимости за счет использования новых технологий добычи, более совершенного оборудования. По данным ОАО «Газпром», данные технологии помогут снизить себестоимость до 8%, что позволит увеличить стоимость компании на 25%.

Рисунок 1. Операционная стратегия роста стоимости ОАО "Газпром"

 

Однако, как  мы видим, данная операционная стратегия  связана с инвестиционными решениями: проведение НИОКР, а так же инвестиции в новые технологии.

Рисунок 2. Инвестиционная стратегия роста стоимости ОАО "Газпром"

 

 

Как мы видим, данная стратегия не дает нам большого увеличения стоимости, однако как было сказано выше, данная инвестиционная стратегия позволяет  реализовать операционную стратегию направленную на снижение себестоимости.

Для реализации инвестиционной стратегии  нам потребуется дополнительное финансирование, которое будет рассмотрено  в рамках стратегии финансирования.

Предположим, что для проведения НИОКР и увеличения инвестиций в  основные фонды будут привлечены дополнительные заемные средства.

 

 

Рисунок 3. Финансовая стратегия роста стоимости ОАО "Газпром"

Для правильной оценки действия рассмотренных  выше стратегий нужно рассмотреть  интегрированную стратегию, когда  одновременно будут учтены эффекты  от всех стратегий

Рисунок 4. Интегрированная стратегия роста стоимости ОАО "Газпром"


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Открытые компании все чаще оцениваются  специалистами для различных  целей: инвестиционных, ликвидационных – с применением различных  методов оценки. Оценка стоимости  компании с помощью модели DCF –  это весьма сложный и трудоемкий процесс, однако во всем мире он признан  как наиболее теоретически обоснованный метод оценки бизнеса действующих  предприятий.

Главное достоинство метода заключается  в том, что он единственный из известных  методов оценки, который основан  на перспективах развития рынка в  целом и предприятия в частности, а это в наибольшей степени  отвечает интересам инвесторов. Кроме  того, он позволяет учесть несистематические  изменения потока доходов, которые  нельзя описать какой-либо математической моделью. Поэтому привлекательно его  использование в условиях российской экономики, характеризующейся изменчивостью  цен на готовую продукцию, сырье, материалы и другие компоненты, существенно  влияющие на стоимость оцениваемого бизнеса.

Сложность применения данного метода составляет трудность в определении  ставки дисконтирования. А основной проблемой модели DCF являются высокие  риски ошибки расчета, вследствие высокой  чувствительности к факторам. В результате проведенного анализа модели DCF можно  сделать вывод о необходимости  как можно более точных экономических  расчетов и наиболее полного учета  влияющих на стоимость факторов. Поскольку  случайная ошибка или выброс фактора  может дать значительное искажение  результата оценки.

На примере ОАО «Газпром»  были применены две методики оценки стоимости компании: метод DCF и метод  капитализации прибыли. Стоит отметить, что метод DCF оказался более точным, расхождение между методами составило 17%.

На основании произведенных  расчетов компании «Газпром» были предложены операционная, финансовая и инвестиционная стратегии, основной целью которых  является дальнейшее развитие системы  стратегического управления для  обеспечения гарантированного стабильного  позиционирования компании на рынке  в условиях растущей конкуренции  и меняющейся экономической среды.

Необходимо продолжать совершенствовать систему управления, наращивать способность  менеджмента своевременно адаптировать стратегию компании и обеспечивать ее эффективную реализацию в соответствии с изменяющимися внешними факторами.

 

Библиографический список

  1. Балабанов И. Т. Основы финансового  менеджмента: учеб. пособие / И.Т. Балабанов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 528 с.
  2. Брейли Р. Принципы корпоративных финансов : пер. с англ. / Р.Брейли, С. Майерс. – М. : Олимп-бизнес, 1997. – 680 с.
  3. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент: пер. с англ. / Ю. Бригхем, Л. Гапенски. – СПб. : Экономическая школа, 2004. – Т.1. – 497 с.
  4. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия / С.В. Валдайцев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002. – 720с.
  5. Гусейнов Б.М. Проблемы расчета коэффициента бета при оценке стоимости собственного капитала методом САРМ для российских компаний / Б. М. Гусейнов // Фин. менеджмент. – 2009. – № 1. – С. 76-77.
  6. Десмонд Г. Руководство по оценке бизнеса / Г.Десмонд, Р.Келли. – М., 1996. – 264 с.
  7. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость: пер. с анлг. / П. Дойль – СПб. : Питер, 2001. – 580 с.
  8. Ибрагимов Р. Можно ли управлять стоимостью компании, «капитализируя денежный поток»? / Р. Ибрагимов // Рынок ценных бумаг. – 2002. - № 16.
  9. Иванов А. П. Финансовые инвестиции на рынке ценных бумаг / А.П. Иванов. - М.: «Дашков и К»,2004. – 444 с.
  10. Ивашковская И. Новые информационные модели / И. Ивашковская // Управление компанией. – 2006. - № 6 (61).
  11. Коупленд Т. Стоимость компаний: оценка и управление. / Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин. - М.: Олимп-Бизнес, 2000.  – 655 с.
  12. Мельникова Т.И. Введение в финансовый менеджмент: Курс лекций. Ч. 1. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – 140 с.
  13. Мельникова Т.И. Написание курсовой работы по дисциплине «Управление стоимостью предприятия»: метод. рекомендации / Т.И. Мельникова; СибАГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2011. – 48 с.
  14. Мельникова Т.И. Управление стоимостью предприятия: учеб. пособие / Т.И. Мельникова; СибАГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2008. – 156 с.
  15. Оценка бизнеса: учеб. / под ред. А.Г. Грязнова, М.А. Федотова. − М.: Финансы и статистика, 2002. − 518 с.
  16. Теплова Т. В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями / Т.В. Теплова. – М. : ГУ ВШЭ, 2000. – 504 с.
  17. Финансовый менеджмент: теория и практика : учеб. для вузов / под ред. Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Перспектива, 2002. – 656 с.
  18. Щербаков В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В.А. Щербаков, Н.А. Щербакова. – М.: Омега-Л, 2006. – 288 с.

Информация о работе Управление стоимостью предприятия ОАО "Газпром"