Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 10:25, доклад
Как и в любой другой управляемой системе, в процессе управления финансами выделяются субъекты и объекты управления. В качестве объектов выступают разные виды финансовых отношений, в качестве субъектов – организационные структуры, осуществляющие самоуправление.
Функциональные элементы в управлении финансами.
1.Как и в любой другой
Функциональные элементы в управлении финансами.
Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы.
Наиболее важное место в управлении отводится планированию. Именно в результате планирования всевозможный субъект хозяйствования многосторонне оценивает состояние своих финансов, находит возможности приумножения финансовых ресурсов, направления их использования с наибольшей эффективностью. На основе анализа полной и достоверной информации принимаются управленческие решения. Если информация достоверна и получена своевременно, то принятие обоснованных решений обеспечено. Финансовая информация основывается на статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности.
Оперативное управление представляет
собой комплекс мер, разрабатываемых
на базе оперативного анализа образующейся
финансовой ситуации и преследующих
достижение цели, которая заключается
в получение наибольшего
Управление финансовым состоянием. Потоки денежных средств предприятий являются частью его финансов, т. е. существующих финансовых отношений Денежные средства предприятия находятся в постоянном кругообороте. Они вложены в оборотные и внеоборотные активы. Кругооборот внеоборотных активов происходит в течение весьма длительного временного периода – нескольких лет, а оборотных активов – значительно быстрее. Рассчитывается и анализируется оборачиваемость именно оборотных активов.
Управление и оптимизация на базе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль». Главными факторами, определяющими финансовое состояние организации, являются управление и оптимизация на базе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль».
При анализе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» применяются три элемента:
1) маржинальный доход (разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами, связанными с ее производством):
МД = В – Пер;
2) относительный доход (маржинальный доход, выраженный в процентах по отношению к выручке от продажи продукции):
ОД = МД / В × 100;
3) передаточное отношение (отношение маржинального дохода к прибыли от реализации продукции):
ПО = МД / Пр. Анализ взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» позволяет организациям:
1) установить зависимость между темпом роста прибыли и объема реализации;
2) определить отношение затрат, цены и объема реализации продукции;
3) точно планировать прибыль фирмы и определить наиболее рентабельные виды продукции и производства;
4) использовать метод во внутрифирменном планировании;
5) определить основы принятия тактических и стратегических управленческих решений;
6) определить эффективность инвестиционных проектов.
Финансовый менеджмент – это система, функционирование которой направлено на достижение общих целей хозяйствования. С одной стороны, это управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности, с другой – управляющая система, часть общей системы управления предприятием, корпорацией. Будучи управляемой системой, финансовый менеджмент в значительной мере подвержен государственному регулированию через налоги, цены, заработную плату и т. п. и является объектом управления, испытывающим воздействие потока управленческих решений. Субъекты управления включают органы государственного управления, финансовые и налоговые органы, банки, органы страхования и др. Главный субъект управления– собственник. Но именно собственник в большей мере сталкивается с финансовым менеджментом как управляемой системой, что нередко приводит к проблемам.
Необходимыми условиями функционирования финансового менеджмента являются:
– предпринимательская деятельность;
– самофинансирование;
– рыночное ценообразование;
– рынок труда;
– рынок капитала;
– государственное регулирование деятельности предприятий, основанное на системе рыночного законодательства.
Решающее значение для определения сущности финансового менеджмента имеет проблема собственности, которая в настоящее время тесно связана с ходом приватизации. Взаимосвязь финансового менеджмента и отношений собственности проявляется в том, что собственники или лица, уполномоченные собственниками управлять их имуществом, в соответствии с законом и учредительными документами решают вопросы создания предприятия, определяют цели его деятельности, реорганизации и ликвидации, контролируют эффективность использования и сохранность имущества, распоряжаются финансовыми ресурсами и проводят самостоятельную финансовую политику.
Главное требование, предъявляемое предпринимателем к финансовому менеджеру, – это выработка базовой финансовой концепции. Она заключается в определении стратегии финансового развития, обеспечивающей достижение поставленных целей, эффективное управление денежным оборотом предприятия, формирование фондов денежных средств в заданных пропорциях, использование финансовых ресурсов по целевому назначению. Согласно общему подходу финансовый менеджер – это, по сути, фетишизированный собственник, осуществляющий воздействие на движение капитала, текущую прибыль, накопления и инвестиции.
Финансовыми источниками формирования имущества являются:
– денежные и материальные взносы учредителей или участников;
– доходы от всех видов деятельности;
– дивиденды и проценты, полученные по ценным бумагам;
– кредиты банков, заемные и привлеченные средства других кредиторов;
– капитальные вложения, дотации и субсидии из бюджетных и внебюджетных фондов;
– безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования;
– доходы от валютных курсовых разниц;
– доход от долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий, финансируемую аренду основных средств. Структура финансовых источников формирования имущества предприятий и коммерческих организаций зависит от их организационно-правовой формы, видов деятельности, объемов производства и реализации продукции, работ и услуг.
2.Организационная структура си
Кадры финансовых служб (отделов) — специалисты,
имеющие квалификацию «бухгалтер», «финансовый
менеджер», «экономист» и т. п.
Финансовые методы — это способы воздействия
финансовых отношений на хозяйственныйпроцесс. К основным из них следует
отнести методы финансового учета, финансового
планирования, прогнозирования, финансового
анализа, финансового контроля, кредитования,
страхования, финансовых расчетов, аренды,
лизинга, факторинга, трастовых операций
и др.
Финансовые рычаги — набор финансовых
показателей, посредством которых управляющая система может влиять на хозяйственную
деятельность организации — включают
в себя: прибыль, доход, финансов
Финансовые инструменты — это любые контракты,
по которым происходит одновременное
увеличение финансовых активов одной
фирмы и финансовых обязательств — другой,
или это различные формы кратко и долгосрочного
инвестирования, торговля которыми осуществляется
на финансовом рынке.
Финансовые инструменты подразделяются
на первичные и вторичные . К первичным относятся
денежные средства, ценные бумаги, кредиторская
и дебиторская задолженность по текущим
операциям и др. Вторичные инструменты
производны от базовых (первичных) К ним
относятся варранты, депозитарные расписки
(вторичные ценные бумаги), фьючерсные
и форвардные контракты, финансовые опционы,
процентные и валютные свопы и др.
Информация финансового характера — основа
информационного обеспечения системы
управления финансами на любом уровне —
включает в себя любые сведения финансового
характера: бухгалтерскую (финансовую)
отчетность, данные управленческого учета,
информацию кредитно-банковской системы,
товарных, фондовых и валютных бирж и др.
Технические средства управлени
Объект системы управления финансами организации —
совокупность следующих взаимосвязанных
элементов: финансовые ресурсы, источники
финансовых ресурсов, финансовые отношения, денежный
Управление финансовыми ресурсами
и источниками их формирования — одна
из важнейших задач финансового менеджмента.
Наличие финансовых ресурсов в необходимых
размерах предопределяет финансовое благополучие
предприятия, т. е. его финансовую устойчивость
и платежеспособность. Финансовые ресурсы
не бесплатны; стоимость их зависит от их
источника, поэтому возникает задача оптимизации
структуры источников финансирования
в долгосрочном и краткосрочном аспекте.
3. Рассмотрим более подробно функции и задачи некоторых из них. Как отмечалось, управление централизованными финансами возложено на Счетную палату РФ.
Счетная палата - орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и ему подотчетный. Основными задачами Счетной палаты являются: 1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; 2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности; 3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; 4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Важные контрольные функции в системе управления финансами возложены на Министерство по налогам и сборам РФ и его органы на местах. Оно осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех обязательных платежей, соблюдением соответствующего налогового законодательства.
Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин. Важная задача таможенного комитета - проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами. Необходимо различать государственный и негосударственный контроль. Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах. Весьма эффективен контроль, осуществляемый Государственной налоговой службой РФ-Главной задачей этой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и свое отменностью внесения в соответствующие бюджеты. Главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства путем обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств. Государственный (вневедомственный) контроль осуществляется органами государственной власти и управления (контрольно-ревизионными отделами министерств, ведомств). Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами.
К негосударственным видам
Аудиторскую проверку могут производить как физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (включая иностранные), которые могут иметь организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательном. После получения лицензии на право осуществления аудиторской Деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторский контроль в России находится в стадии становления. Главный его недостаток - низкий уровень квалификации сотрудников аудиторских служб, размытость нормативных документов, Регулирующих их работу. По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т. п. Он призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Текущий контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача - своевременный контроль за правильностью, законностью и целесообразностью произведенных расходов, полученных доходов, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом. Последующий контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Его задача - выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.
4. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМИ
ФИНАНСАМИ
Можно сказать, что управление централизованными
финансами — это целенаправленное
А какая перед государством стоит цель?
Если вы внимательно читали третью главу,
то должны помнить, что общая стратегическая
цель — это финансовое состояние экономики
«Б» (состояние, в которое государство
пытается перевести национальную экономику
из исходного финансового состояния «А»).
А для достижения поставленной цели необходимо,
чтобы формирование и использование централизованных
фондов происходило бы
строго определенным образом (в соответствии
с государственной финансовой политикой,
отраженной в законах). Следовательно,
формирование и использование централизованных
денежных фондов должно осуществляться
в соответствии с: