Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Право на образование – одно из наиболее важных социально-экономических прав и социальных гарантий граждан России. От того какого качества и в каком объеме реализуются данные гарантии, зависит уровень образованности молодого поколения. Гарантии государства состоят в том, что каждый человек имеет право по получение бесплатного образования.

Содержание

Введение
1. Стратегия модернизации образования
1.1. Актуальность процесса модернизация образования
1.2.Основные направления модернизации российского образования
2. Финансовое обеспечение модернизации образования
2.1. Государственная политика в области образования
2.2. Структура расходов на образование
2.3. Финансовые аспекты развития образовательного кредитования в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.раб. Вар 73.docx

— 109.40 Кб (Скачать файл)

Большинство руководителей органов управления образованием субъектов РФ и муниципалитетов считают важным, чтобы развитие системы образования обязательно было тесно увязано с основными направлениями долгосрочного социально-экономического развития страны, тенденциями демографических и миграционных процессов и приоритетами отраслевого и территориального развития. И в меньшей степени – с моделью обеспечения обороноспособности страны и геополитическими интересами России.

Также, в ходе опроса эксперты высказали мнение, что реализация модернизации образования возможна лишь в условиях кардинального обновления управленческого корпуса системы образования, наличия у работников, занимающих административные посты, современных менеджерских компетентностей; избрание ректоров вузов должно быть основано на защите кандидатами проектов развития вузов перед аттестационными комиссиями при органах исполнительной власти.

По мнению экспертов для формирования эффективного рынка образовательных услуг, обеспечения конкурентоспособности российского образования и повышения его качества, необходимо расширить перечень организаций, имеющих право на предоставление услуг непрерывного профессионального образования, включив в него крупные коммерческие и иные не образовательные организации, имеющие ресурсы для реализации различных образовательных программ в рамках внутрифирменного обучения.

Для того чтобы обеспечить развитие указанного сектора профессионального образования, и, одновременно, придать импульс к повышению качества деятельности государственных образовательных учреждений, необходимо будет осуществить переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Вследствие этого такие управленческие функции как контроль, финансирование и оценка качества деятельности должны осуществляться по отношению именно к образовательным программам.

Создание принципиально новых механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ потребует формирования организационных и правовых условий для развития общественно-профессиональных организаций, в состав которых войдут представители профессиональных ассоциаций, образовательного сообщества и объединений

работодателей. Одной из основных задач таких организаций должно стать формирование требований к уровню необходимой профессиональной квалификации, содержанию и технологиям обучения, а также компетенциям работников, занятых в различных секторах общественного производства.

Указанные общественно-профессиональные организации должны также обеспечить эффективный контроль качества образовательного процесса и соответствие подготовленных кадров динамичным запросам рынка труда.

Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что вопросы модернизации российского образования являются одними из первостепенных  в области социально-экономической политики государства. Значимость преобразований в образовательной сфере и основные направления таких преобразований сегодня закреплены в национальном проекте «Образование». Проект призван внести положительные изменения в образовательной практике на институциональном уровне. Обладая пятилетним временным лагом реализации, национальный проект «Образование» стал действенным стимулом творческих инициатив образовательных учреждений, связующим звеном между социальной политикой государства, направленной на модернизацию социально-экономических отношений, рост благосостояния населения, и активизацией инновационных процессов в системе общего и профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансовое обеспечение модернизации образования

 

2.1. Государственная политика в области образования

Модернизация системы образования является необходимым условием формирования инновационной экономики. В соответствии с этим, стратегическая цель государственной политики в области образования заключается в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям модернизированной экономики. Применительно к настоящему этапу развития Российской Федерации это означает: обеспечение доступности качественного общего образования, повышение качества профессионального образования, развитие современной системы непрерывного профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования2.

Реализация названных приоритетных направлений предполагает решения таких задач, как3:

  • создание независимой общественно-государственной системы оценки качества образования, призванной обеспечить возможность гибкого перехода между различными образовательными программами;
  • включение работодателей в выработку образовательной политики, стандартов качества профессионального образования в целях более полного учета меняющихся потребностей рынка труда;
  • формирование условий для территориальной, социальной и академической мобильности молодежи в целях сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации и обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг;
  • обеспечение прозрачности финансовых потоков в системе образования; широкое привлечение общественности к управлению образованием;
  • гарантия независимой оценки качества образования на всех уровнях образовательной системы;
  • повышение качественного кадрового потенциала образования; обеспечение инновационного характера развития образовательной сферы;
  • интеграции научной, образовательной и практической деятельности образовательных учреждений.

В сентябре 2010 года, на представительном совещании президентом России Д.А. Медведевым было высказано мнение о том, что в рамках национального проекта «Образование» созданы условия для повышения качества работы учреждений профессионально-технического образования,

сформулированы принципы, на которых эта система должна развиваться, а также приняты специальные законы, которые заложили основу модернизации профессионально-технического образования.

На совещании также было отмечено, что система профессионального образования остаётся несбалансированной по уровням и в значительной мере неэффективной по расходованию бюджетных средств. Министр образования и науки России А.А. Фурсенко углубил этот вывод, высказав мнение, что в полной мере соответствуют современным требованиям к образовательному процессу в настоящее время порядка 100–150 высших учебных заведений. Он же подчеркнул, что проблемы в сфере образования сегодня усугубляются сильным демографическим спадом, уменьшением числа учащихся, а значит, и дефицитом молодых специалистов, приходящих в экономику. Сказанное

свидетельствует о непростых задачах, стоящих перед стратегией модернизации образования. 

Модернизация образования в России происходит не автономно, а параллельно с реформированием производственных и распределительных отношений в обществе, модернизацией иных социальных институтов (здравоохранения, ЖКХ, институтов государственного управления). В этих

условиях процесс модернизации образования не носит автономного характера и в значительной степени подвержен влиянию ряда факторов, способных внести существенные коррективы в конечный итог реализуемых мероприятий.

Среди этих факторов наиболее важные: неблагоприятные тенденции в изменении демографической ситуации; вариации роста спроса на специалистов на рынке труда в связи с технологическим обновлением российских предприятий и их выходом на международный рынок товаров и услуг.

26 июля 2012 года Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов в своем выступлении на заседании Президиума Правительства России предлагает ряд инновационных механизмов в законопроект об образовании, направленных на развитие отрасли. К ним относит следующие: расширение круга организаций, в которых граждане могут получить бесплатное образование; дополнительные возможности по обеспечению доступа к дошкольному образованию; возможность выбора различных учебных курсов в самой образовательной организации; закрепление особенностей получения образования [1].

С точки зрения совершенствования самой системы эти мероприятия обоснованы и актуальны в сфере развития информационных технологий в образовании. Министр подчеркивает, что предложенные изменения в законодательство об образовании касаются дальнейшего совершенствования системы оплаты труда и способствуют переходу к «эффективному контракту», что ставится Президентом РФ как важная задача в Бюджетном послании на 2013–2015 годы [2].

 

 

 

2.2. Структура расходов на образование4

Федеральная целевая программа по развитию образования на 2006–2010 гг. показала целесообразность применения программно-целевого метода планирования и финансирования бюджетных расходов на образование, повышающего результативность использования бюджетных ресурсов.

В 2011–2015 гг. при реализации новой Федеральной целевой программы развития образования планируется увеличить объем финансирования, продолжить бюджетирование и финансирование, ориентированные на результат. В целях сокращения резких различий между регионами России по развитию человеческого потенциала целесообразно учесть имеющиеся проблемы бюджетного софинансирования в дотационных регионах, слабую учебно-материальную базу бюджетных заведений образования в этих регионах, что в дальнейшем позволит обеспечить эффективность образования [3, 4].

В настоящее время в целях перехода к качественному высшему образованию Министерство образования и науки РФ реализует следующие проекты:

– приоритетный национальный проект (ПНП) «Образование»;

– поддержка ведущих российских вузов;

– федеральные целевые программы;

– национальные исследовательские университеты;

– образовательные кредиты;

– федеральные государственные образовательные стандарты;

– образовательные округа.

ПНП «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. На конкурсной основе осуществлялась поддержка тех вузов, которые представили свои инновационные образовательные

программы. Победившие вузы получили государственную поддержку из федерального бюджета в объеме от 200 до 1000 млн руб. в форме субсидий.

Следующее направление – это создание федеральных университетов. Первые федеральные университеты были созданы в Южном и Сибирском округах в 2007 году, каждый из них получил по 6 млрд руб. в 2007–2009 годах. Затем было еще создано 5 федеральных университетов: Северный, Казанский, Уральский, Дальневосточный, Северо-Восточный [3].

Вторым по значимости из проектов Министерства образования и науки РФ является государственная поддержка ведущих российских вузов – МГУ и СПбГУ, федеральных, национальных исследовательских университетов, поддержка кооперации российских вузов и производственных предприятий.

Объемы финансирования «Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы» превышают 65 млрд руб., из которых более 50 млрд руб. – это средства федерального бюджета, 8,4 млрд руб. – средства бюджетов субъектов РФ, 5,7 млрд руб. – внебюджетные средства. Данная программа сменилась Федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 годы.

Проблема повышения эффективности расходов в условиях ограниченности бюджетных средств является наиболее актуальной и определяет важнейшие направления деятельности всех субъектов сферы образования, включая создание качественно новых организационных и экономических механизмов мобилизации и рационального использования, имеющихся финансовых и материальных ресурсов, а также создание новой системы распределения полномочий по распоряжению этими ресурсами.

В условиях изменения налогового и бюджетного законодательства, когда на субъекты Российской Федерации возложена обязанность реализации функций по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, а на местные бюджеты возложены расходы по содержанию зданий и коммунальные услуги, вопросы финансового обеспечения образования приобретают наибольшую актуальность.

Итак, мы видим, что основными источниками финансирования расходов на образование служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты. Незначительную роль играют внебюджетные средства – от предпринимательской деятельности и средства спонсоров, добровольные пожертвования и целевые взносы. Учреждения заинтересованы в расширении внебюджетного финансирования, т. к. значительная часть таких средств направляется на повышение мотивации труда персонала и улучшение условий труда. Объем внебюджетных средств невозможно спрогнозировать с высокой степенью вероятности. Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансовом обеспечении разных учреждений образования. Так, средние школы на 99 % финансируются за счет бюджетов субъектов Федерации и только на 1 % – из федерального бюджета. В то же время высшие учебные заведения 96 % средств получают из федерального бюджета и только 4 % – из территориальных бюджетов.

Рассмотрим объем финансирования образования за счет бюджетных источников по уровням бюджетной системы (табл. 1).

 

 

 

Таблица 1

Распределение расходов федерального бюджета на 2005–2011 годы по разделам и подразделам функциональной классификации расходов, млн руб.

Наименование

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Образование, всего

155337,96

201588,66

277939,33

307193,98

313636,83

428763,98

553368,71

Дошкольное образование

3812,33

2099,30

2661,93

2867,69

3081,15

4179,01

5556,75

Общее образование

1611.76

3017,64

3082,35

3538,35

3712,61

5645,01

56057,29

Начальное профессиональное

4167,50

7005,48

8838,88

11857,92

12655,26

3067,21

3916,50

Среднее профессиональное

19664,95

21491,78

25354,03

29674,08

32154,77

32094,28

35200,23

Переподготовка и повышение квалификации

2271,54

3924,69

4582,91

4067,20

4380,51

4839,14

6936,38

Высшее профессиональное

108811,90

155091,10

214049,59

238161,16

243280,25

351448,67

402357,02

Молодежная политика

1818,07

592,48

1179,10

367,14

388,30

648,96

609,83

Прикладные научные исследования

1761,72

868,53

2015,22

1788,29

1716,56

15646,04

20086,53

Другие вопросы

11418,17

7497,66

16175,31

14872,14

12267,41

11195,66

22648,20

Информация о работе Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации