Формирование доходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие государственных доходов
1.1 Характеристика доходов государства
1.2 Федеральный бюджет - основа государственной казны
Глава 2. Доходы проекта федерального бюджета
2.1 Основные выводы подраздела
2.2 Анализ отчетов об исполнении федерального бюджета
2.3 Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней бюджетной системы
Глава 3. Источники и анализ источников финансирования дефицита федерального бюджета
3.1 Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2009 год и на период до 2011 года
3.2 Анализ источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета на 2009 - 2011 годы
3.3 Анализ источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на 2009 - 2011 годы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 597.00 Кб (Скачать файл)

Теперь перейдем к характеристике неналоговых доходов. В соответствии с БК РФ неналоговым доходам относятся:

доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

доходы от продажи или  иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

иные неналоговые  доходы.

Как отмечает Деева  А. И, к доходам от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, относятся следующие средства: арендная либо иная плата за сдачу во временное  владение и пользование имуществом; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; плата за передачу государственного имущества под залог и в доверительное управление; возвращенные бюджетные кредиты и ссуды, в том числе средства полученные от продажи имущества переданного в качестве гарантий по кредитам и ссудам; плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, принадлежащим государству или муниципальным образованьям; дивиденды по акциям, принадлежащим государству.

В состав неналоговых  доходов включены также доходы от продажи земли и нематериальных активов, поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников, которые в соответствии с международными стандартами статистики государственных финансов относятся к капитальным доходам, и др.

К неналоговым  доходам относится и часть  прибыли Центрального банка РФ, так  в соответствии со ст.21. Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год": "После утверждения годовой финансовой отчетности Центрального банка РФ советом директоров Центральный банк РФ перечисляет в федеральный бюджет 80% фактически полученной по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Оставшаяся прибыль Центрального банка РФ направляется советом директоров в резервы и фонды различного назначения".

К неналоговым  доходам относятся также доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Финансовая  помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы осуществляется в форме дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов. Хотя финансовая помощь подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем таких средств, но в соответствии с ч.3. ст 47 БК РФ "Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда."

К безвозмездным  перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет. Безвозмездные перечисления, классифицируются по источнику их получения: от нерезидентов; бюджетов других уровней; государственных внебюджетных доходов; государственных организаций; наднациональных организаций; средств, передаваемых в целевые бюджетные фонды; прочих безвозмездных перечислений. В доходы бюджетов могут также входить безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской  и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в  смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах  соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. (ч.2. ст.42 БК РФ)

Доходы целевых  бюджетных фондов образуются в соответствии с законодательством РФ за счет доходов  целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

К доходам государства, относятся и государственные  займы. Государственные займы отражают одну из форм кредитных отношений  между государством и физическими  и юридическими лицами, в которых  государство выступает как заемщик средств. В отличие от налогов государственный заем имеет добровольный характер и основан, как и всякие кредиты, на принципах возвратности и платности. К государственным займам как методу привлечения доходов в бюджет государство обращается в случае необходимости преодоления бюджетного дефицита, который предусматривается при составлении бюджета на предстоящий год. Займы могут осуществляться в двух формах: во-первых, путем выпуска государственных облигаций и других ценных бумаг для продажи широким слоям населения и, во-вторых, путем выпуска государственных ценных бумаг для продажи национальному банку и коммерческим банкам.

Централизация финансовых средств в федеральном  бюджете РФ создает финансовую базу функционирования государства, позволяет  осуществлять государственную социально-экономическую политику, обеспечивать обороноспособность и безопасность страны. С помощью федерального бюджета реализуются государственные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей экономики, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержке социальных программ.

Таким образом, обоснованное формирование доходов  федерального бюджета, их полная и своевременная мобилизация, обеспечение надлежащего контроля являются гарантией финансирования расходов в предусмотренных законом о федеральном бюджете объемах.

Таким образом, государственные доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие государства в общественном воспроизводстве. Они являются частью стоимости общественного продукта и безвозмездно изымаются у юридических и физических лиц в распоряжение государства. Государственные доходы - это исчисленные в денежной форме доходы государства за счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного аппарата, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи.

Под доходами бюджета  понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций.

Удельный вес  налогов в доходной части бюджета  РФ составляет более 4/5 всех доходов  федерального бюджета. Ведущее место  среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС (около 40% всех налоговых поступлений). На втором месте  по значимости в доходной части федерального бюджета стоят акцизы (более 25%); с учетом таможенных пошлин удельный вес косвенных налогов в налоговых доходах бюджета составляет более 80%.

Государственные расходы представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Расходы бюджета в экономически развитых странах осуществляются по следующим основным направлениям: военные расходы, ассигнования в экономику, содержание государственного аппарата управления, выполнение социальных программ, предоставление субсидий и кредитов другим странам и бюджетам регионов.

Основными направлениями  расходования федерального бюджета  в РФ являются расходы в сфере  материального производства (в них  наиболее значимыми для развития экономики являются расходы на финансирование капитальных вложений, а также выплата различных видов дотаций предприятиям и бюджетные ссуды), прямые и косвенные расходы на оборону, расходы на социальные мероприятия, науку, управление, расходы бюджета на финансовую помощь бюджетам других уровней и затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.

Глава 2. Доходы проекта федерального бюджета

 

2.1 Основные  выводы подраздела

 

Статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в составе материалов, представленных с проектом федерального закона, должны содержаться расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета.

В составе материалов, представленных с законопроектом, содержатся расчеты поступлений в федеральный  бюджет отдельных налоговых и неналоговых платежей в 2009, 2010 и 2011 годах. Счетная палата отмечает, что в материалах и документах, представленных к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", не представлены расчеты по доходам, которые составляют в 2009 году - 535,2 млрд. рублей, в 2010 году - 558,2 млрд. рублей и 2011 году - 582,6 млрд. рублей (или 5% суммы прогнозируемых доходов федерального бюджета). В пояснительной записке к законопроекту указываются только методы, примененные при прогнозировании поступлений этих доходов.

Несмотря на важность расчетов для оценки обоснованности проектируемых доходов федерального бюджета, внесенные расчеты доходов  федерального бюджета непрозрачны, содержат только ограниченное количество принятых при расчетах показателей, многие из которых сами являются расчетными.

Некоторые показатели, примененные в расчетах, на каждый год прогнозируемого периода  проектируются в одних и тех  же размерах. В ряде случаев показатели, используемые в расчетах, сгруппированы таким образом, что невозможно сравнить их с показателями, используемыми Федеральной налоговой службой в налоговой отчетности.

Это затрудняет анализ расчетов, оценку их обоснованности и корректности.

Динамика доходов  от уплаты налога на прибыль организаций в 2008 - 2011 годах (без учета налога на прибыль организаций с доходов, полученных виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) приведена в таблице №1

 

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

676,28*

743,36

828,95

923,32

1.1

к предыдущему  году, млрд. рублей

43,31

67,08

85,59

94,37

1.2

к предыдущему  году,%

106,8

109,9

111,5

111,4

1.3

темпы роста  к 2008 году

100,0

109,9

122,6

136,5

2.

Закон № 198-ФЗ (с  изм) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

633,63

675,87

748,11

 

2.1

к предыдущему  году, млрд. рублей

6,93

42,24

72,24

 

2.2

к предыдущему  году,%

101,1

106,7

110,7

 

3.

Законопроект  к Закону № 198-ФЗ (с изм) - 2008 год

       

3.1

млрд. рублей

42,65

109,73

195,32

289,69

3.2

%

106,7

117,3

130,8

145,7

4.

Законопроект  к Закону № 198-ФЗ (с изм)

       

4.1

млрд. рублей

42,65

67,49

80,84

 

4.2

%

106,7

110,0

110,8

 

 

При проектировании доходов от уплаты налога на прибыль  организаций учтены изменения налогового законодательства в части увеличения размера взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, с 3% до 6% суммы расходов на оплату труда, применение повышающего коэффициента в размере 1,5 к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки и увеличение расходов в связи с возмещением организациями затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения своим работникам. Выпадающие доходы федерального бюджета в 2009 году в материалах, представленных с законопроектом, оценены в размере 4,8 млрд. рублей.

В материалах, представленных с законопроектом, не приводится оценка последствий изменений налогового законодательства, вступающих в силу с 2009 года: расширения условий для признания расходами в целях налогообложения затрат на обучение работников по основным и дополнительным образовательным программам, а также ряда мер, направленных на либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения.

В объеме поступлений  налога на прибыль организаций в 2009, 2010 и 2011 годах учтены дополнительные поступления по годовому перерасчету, недоимке и платежам, начисленным  по результатам контрольной работы налоговых органов, размер которых (25,7 млрд. рублей) постоянен на протяжении указанного периода, что требует уточнения.

В материалах к  проекту бюджета не содержится расчета  налога на прибыль организаций с  доходов, полученных в виде процентов  по государственным и муниципальным  ценным бумагам, поступления по которому предусмотрены в проекте доходов федерального бюджета в 2009 году в сумме 13,3 млрд. рублей, в 2010 и 2011 годах - в сумме 14,1 млрд. рублей и 16,8 млрд. рублей соответственно.

Динамика доходов  от уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 - 2011 годах приведена в таблице №2

 

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

497,53*

610,85

716,86

831,87

1.1

к предыдущему году, млрд. рублей

92,55

113,32

106,01

115,01

1.2

к предыдущему  году,%

122,9

122,8

117,4

116,0

1.3

темпы роста  к 2008 году

100,0

122,8

144,1

167,2

2.

Закон № 198-ФЗ (с  изм) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

500,50

590,49

693,15

 

2.1

к предыдущему году, млрд. рублей

111,41

89,99

102,66

 

2.2

к предыдущему  году,%

128,6

118,0

117,4

 

3.

Законопроект  к Закону № 198-ФЗ (с изм) - 2008 год

       

3.1

млрд. рублей

-2,97

110,35

216,36

331,37

3.2

%

99,4

122,0

143,2

166,2

4.

Законопроект  к Закону № 198-ФЗ (с изм)

       

4.1

млрд. рублей

-2,97

20,36

23,71

 

4.2

%

99,4

103,4

103,4

 

Информация о работе Формирование доходов федерального бюджета