Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на 86 вопросов по дисциплине "Финансовый менеджмент".
Вопрос 27. Цена, рыночный механизм ценообразования, ценовые стратегии.Цена – это денежное выражение стоимости товара или услуги. Цена выражается в единицах определенной валюты за количественную единицу товара. Любой товар имеет свою цену, но не каждое предприятие в состоянии само определить уровень этой цены. Особенно ярко это выражается при неограниченном числе конкурентов и небольшой рыночной силе предприятия. В этих условиях предприятие вынуждено принять цену, задаваемую рынком. В зависимости от особенностей товара, размеров и финансовых возможностей предприятия, целей его деятельности, для расчета и установления цены могут быть использованы различные методы: затратные, рыночные, параметрические. Методы определения цены на основе издержек производства. Большинство фирм реализуют затратное ценообразование, преувеличивая фактор издержек производства при принятии решений по ценообразованию. Это обусловлено тем, что данные об издержках для фирмы более доступны и подконтрольны, чем информация о ценовом влиянии спроса и конкуренции. В основе методов ценообразования на основе издержек производства (затратных) – определение издержек и последующее прибавление прибыли. Рыночные методы определения цен. В основе методов ценностного образования лежат не издержки продавца, а ощущаемая покупателем ценностная значимость товара и готовность потребителя заплатить за эту значимость определенную сумму. Цена в данном случае должна соответствовать ощущаемой потребителем ценностной значимости товара. Цена, являясь отражением того, что потребитель платит за продукт, должна отражать объем ценности, получаемый этим потребителем. Здесь осуществляется подход к одному фундаментальному принципу рыночного ценообразования: цена отражает ценность, а не затраты. В этой формулировке лежит одна из причин поражений при введении новых продуктов и услуг. Кроме ценностного ценообразования существует методы, ориентированные на фактор конкуренции при установлении цены. Компании, придерживающиеся такой тактики, устанавливают цену на свой товар чуть выше или чуть ниже уровня цен конкурентов на аналогичные товары. К рыночным методам ценообразования может также быть отнесен метод определения цен, ориентированный на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка, а также ценовые линии, предполагающие, что каждая цена отражает определенный уровень качества различных моделей одного и того же вида и назначения изделия. Параметрические методы ценообразования. Фирмы часто испытывают потребность в расширении производства и освоении новых видов продукции, которые не заменяют выпускаемую ранее, а расширяют и дополняют ассортимент. Для установления цен на эти изделия используют параметрические методы. Основу их составляют количественные зависимости между ценами и основными потребительскими свойствами продукции, входящими в параметрический ряд. Стратегия ценообразования – набор правил и практических методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием. Конкретную цену на товар предприятие устанавливает в зависимости от целей, которых оно планирует достигнуть в процессе ценообразования – прибыль, завоевание рынка, обеспечение единообразия ценовой политики, влияние на покупательскую активность, соответствие требованиям законодательства. Стратегия высоких цен («снятия сливок»). Цель данной стратегии – получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с тех покупателей, для которых данный товар (услуга) имеет большую ценность, и они готовы заплатить за приобретаемое изделие цену, большую, чем нормальная рыночная цена. Стратегия применяется, когда предприятие убеждено, что имеется круг покупателей, которые предъявят спрос на дорогой товар. Стратегия низких цен (цена проникновения). Данная стратегия ценообразования предусматривает первоначальную продажу товаров, не имеющих патентной защиты, по низким ценам для стимулирования спроса, вытеснения конкурирующих товаров и фирм и завоевания лидерства по показателям доли рынка. Стратегия психологических (неокругленных) цен. Устанавливаются обычно несколько ниже доминирующей на рынке на аналогичные товары и услуги, и, вместе с тем чуть ниже определенной круглой суммы (кратной 10, 100, 1000). Стратегия «следования за лидером». Организации, которые не являются лидерами на рынке, обычно определяют свои цены близкими к доминирующей цене. Это особенно характерно для тех секторов, где не существует большой разницы между товарами отдельных организаций и где имеется информация о доминирующей цене. В этой ситуации мало чего можно достичь, назначая цены, существенно отличающиеся от установившейся цены. Сбивание цены может способствовать потере прибыли, а удовлетворение возрастающего спроса потребует дальнейших вложений в развитие производственных мощностей. Однако завышение рыночной цены может привести к резкому падению продаж, особенно в случае, если товары конкурентов легко доступны. Существует также ряд стратегий, которые предприятию не рекомендуется применять, так как они либо запрещены государством, либо идут в разрез с этикой рынка. Последствиями применения таких стратегий могут быть применение санкций государственными органами, либо ответные меры конкурентов. К числу запрещенных стратегий относятся:
|
Вопрос 28. Таможенное регулирование в России.Составной частью внутренней и внешней политики РФ является таможенная политика. Ее цель:
Одним из важнейших инструментов реализации таможенной политики является таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу РФ. Основными целями таможенного тарифа является:
Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории. Виды таможенных пошлин:
Определение таможенной стоимости товара, ввозимых на таможенную территорию РФ, производится путем применения следующих методов:
Общее руководство таможенным делом в России осуществляет Президент и Правительство. Центральным органом исполнительной власти является государственный таможенный комитет РФ, а на региональном уровне – региональные таможенные управления.
Вопрос 30. Налоговая политикаНалоговая политика – система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий в области налогов. При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:
Налоговая политика по своему содержанию охватывает выработку концепции налоговой системы; рассмотрение основных направлений и принципов налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в области экономического и социального развития. На микроуровне важным компонентом является налоговое планирование – побуждает предприятие выявлять финансовые резервы с целью более эффективного их использования. |
Вопрос 29. Налоги: сущность, функции, классификация, принципы построения налоговой системы.Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги призваны выполнять три основные функции:
Кроме того, налогам свойственна
и функция контроля. Контрольная
функция налогообложения Классификация налогов позволяет при всем их разнообразии установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Для классификации налогов используют различные основания:
В ранее действовавшем налоговом законодательстве России налоговая система определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Более точным является следующее определение: налоговая система – это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Систему современных принципов построения налоговой системы можно рассмотреть в следующем варианте:
|
Вопрос 31. Сущность, функции и принципы и особенности функционирования финансов в коммерческих организацияхФинансы предприятий – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, в результате которой формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств и происходит распределение и использование этих фондов. Финансы предприятий имеют 2 основные функции:
В процессе распределительной функции происходит формирование первоначального капитала за счет учредительных вкладов, происходит его авансирование в производство, воспроизводство и приращение капитала, создание основных пропорций при распределении доходов. С данной функцией связано формирование денежных фондов и резервов путем распределения и перераспределения поступающих доходов. К этим фондам относятся: уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, собственный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд. Распределительные отношения затрагивают интересы и общества в целом, и отдельных хозяйствующих субъектов, и акционеров, и владельцев, и учредителей, и страховые, кредитные институты. Анализ финансового состояния предприятия позволяет оценить, насколько эффективно функционирует его распределительный механизм, надо ли принимать меры по повышению его финансовой устойчивости. Контрольная функция – сопоставление того, что должно быть с тем, что есть на самом деле. Объективной основой контрольной функции является стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполненных работ и услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Коммерческие организации – организации, основная цель деятельности которых - извлечение прибыли. Финансы коммерческих предприятий базируются на следующих принципах: 1 Принцип хозяйственной самостоятельности. Он обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств. 2 Принцип самофинансирования. Он означает, с одной стороны, полную самоокупаемость производственных затрат, затрат на реализацию, с другой стороны, инвестирование в развитие производства за счет собственных ресурсов, а также за счет банковских и коммерческих кредитов, которые должны быть возвращены также за счет собственных средств. Чтобы обеспечить высокий уровень самофинансирования важно, чтобы удельный вес собственных средств в общих финансовых ресурсах предприятия был не менее 50 %. 3 Принцип материальной заинтересованности. Он определяется основной целью предпринимательской деятельности, то есть извлечением прибыли. 4 Принцип материальной ответственности. Он означает наличие определенной ответственности за ведение и за результаты финансово-хозяйственной деятельности, за сохранность собственного капитала. 5 Обеспечение финансовых резервов. Диктуется условиями предпринимательской деятельности, поскольку она сопряжена с рисками не возврата вложенных в бизнес средств, а в условиях рынка последствия риска ложатся на предпринимателя, поскольку он добровольно и на свой страх и риск занимается своей деятельностью. В конкурентной борьбе за потребителя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском не возврата денег в срок. Финансовые вложения предприятий также связаны с риском не возврата инвестиций, или с риском получения дохода ниже предполагаемого. Имеют место и прямые экономические просчеты при разработке производственной программы. Это также влечет за собой убытки. Чтобы предохранить себя от подобных рисков, или чтобы сгладить их последствия предприятия формируют финансовые резервы (фонды, которые способны укрепить их положение в критические моменты их хозяйственной деятельности). |
Вопрос
32. Сущность и особенности
|
Вопрос 39. Финансы домашнего хозяйства: сущность, доходы, расходы и сбереженияДомашнее хозяйство – совместно проживающие и ведущие общее хозяйство люди (не обязательно родственники). Домохозяйство может состоять и из 1 человека, обеспечивающего себя материально. Финансы домашнего хозяйства – совокупность денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения и использования денежных средств участников домашнего хозяйства. Под доходами домохозяйства понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных и произведенных домашним хозяйством за определенный промежуток времени. Доходы домохозяйства могут выступать в денежной форме – все поступления денег в виде зарплаты, доходов от факторов производства, трансфертов; в натуральной форме – включают продукцию, произведенную домохозяйством для собственного потребления. Для классификации доходов населения используют следующие основные показатели:
Доходы домохозяйств используются на покупку товаров и услуг, на различного рода платежи:
Денежные сбережения – накопления или часть денежных доходов населения, отложенная для удовлетворения потребностей в будущем периоде. Денежные сбережения могут находиться в следующих формах: наличные деньги, ценные бумаги, депозиты, страховые полисы и другие финансовые активы. Размеры денежных сбережений зависят от факторов:
Денежные сбережения
– важнейший потенциальный |
Вопрос 34. Бюджетный федерализм. Межбюджетные отношенияБюджетная система государства – совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему, как: основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В РФ бюджетная система включает 3 уровня:
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты со своими доходами и расходами входят в бюджет территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет. Бюджетный федерализм – система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетный федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе. Для системы бюджетного федерализма характерно:
Бюджетный федерализм основан на двух взаимодополняющих тенденциях:
Бюджетный федерализм принято разделять на 2 сферы:
Непременным условием осуществления общегосударственной финансовой политики является единство бюджетной системы. межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (вопрос 38 бюджетный процесс). Межбюджетные отношения
осущ-ся путем использования след.
методов распределения Трансферты - это вид финансовой помощи за счет средств федерального фонда поддержки субъектов РФ Дотации – бюджетные ср-ва, предоставляемые др.бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов при недостаточности собственных доходов. Субвенции – бюджетные ср-ва, предоставляемые др. бюджету или юл, на безвозмездной и безвозвратной основах для осущ-ния определенных целевых расходов. Бюджетные компенсации – ср-ва, предаваемые из одних бюджетов в др.для возмещения доп.расходов вызванных решениями органов власти. |
Вопрос 35. Структура бюджетной системы. Доходы, расходы и сбалансированность бюджетов.Бюджетная система государства – совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Структура бюджетной системы РФ. К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: - федеральный бюджет
и бюджеты государственных - бюджеты субъектов
Российской Федерации и - местные бюджеты, в том числе: - бюджеты муниципальных
районов, бюджеты городских - бюджеты городских и сельских поселений. Бюджет – центральное звено системы финансов. Поскольку финансы отражают денежные отношения, связанные с образованием и использованием денежных фондов, постольку бюджет – система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Бюджетный фонд – централизованный
денежный фонд, предназначенный для
финансирования общественных потребностей.
Бюджет с точки рения права
– форма образования и Сущность бюджета проявляется в его функциях: 1.образования бюджетного фонда. Ее выполняют бюджетные доходы (налоги, займы, доходы от госсобственности) 2.использование бюджетного фонда. Функция выполняется в процессе реализации бюджетных расходов. Они охватывают всю экономику, т.к. государство учитывает интересы всех участников воспроизводственного процесса. Структура расходов изменяется чаще структуры доходов. 3.контрольная. Предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция существует одновременно с двумя другими и обуславливает возможность эффективного воздействия государства на экономические процессы. 4.информационная. Бюджет является показателем текущего состояния экономики и политической ситуации. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей в бюджет, а их материальным воплощением служат денежные средства, мобилизуемые в денежный фонд. В соответствии с бюджетным кодексом РФ, доходы подразделяются на: - налоговые доходы (федеральные, региональные, местные налоги, штрафы, пени) - неналоговые поступления (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями...) - безвозмездные перечисления, осуществляемые как со стороны экономических субъектов, так и за счет перераспределения средств бюджетов других уровней. Расходы – не просто денежные средства, направляемы на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Это экономические отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг и использование их по отраслевому и территориальному назначению. Различают бюджетные расходы по следующим направлениям: - расходы Федерального бюджета (обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, на осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах, на национальную оборону, ликвидацию последствий ЧС, на фундаментальные исследования и содействие НТП...) - расходы бюджетов субъектов РФ (на обеспечение функционирования органов власти субъектов, на погашение госдолга субъектов, на проведение выборов в субъектах, на содержание и развитие предприятий, находящихся в собственности субъектов, на проведение выборов в субъектах...) - расходы местных бюджетов (на содержание органов местного самоуправления, организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры... содержание муниципальных ЖКХ, дорожное строительство...) Кроме того, существуют расходы, в которых участвуют одновременно Федеральный, региональный и местный бюджеты:
Распределение и закрепление расходов происходит по согласованию органов госвласти РФ, субъектов РФ и утверждается законами о бюджетах, либо по согласованию органов госвласти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Различают 3 вида бюджета с т.зр. сбалансированности: 1.равенство дох. и расх. – сбалансированный;2. превышение дох. над расх. – бюджетный профицит;3.превышение расх. над дох. – дефицитный бюджет.Под бюджетным дефицитом понимают либо превышение расходов связанных с развитием экономики и проведением инвестиционной политики (активный дефицит), либо превышение расходов над доходами в условиях высокой инфляции (пассивный дефицит). Причинами возникновения дефицита м.б.: рост госрасходов в связи со структурной перестройкой эк-ки;чрезвычайные обстоятельства; неэффективность финансовой системы гос-ва; рост соц.программ и увеличение теневого сектора эконмики.бюджетный дефицит можно классифицировать по след.признакам: 1.по степени
зависимости от корреляции В бюджетах различных уровней всегда действует принцип сбалансированности, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита. Различают внутренние (кредиты,полученные РФ от кредитных учр. В руб.; госзаймы от имени РФ путем выпуска ценных бумаг; бюджетные ссуды и кредиты от бюджетов др.уровней вышестоящих; поступления от продажи имущ-ва находящегося в госсобств-ти) и внешние (госзаймы в инвалюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты Правительства ингос-в, банков, фирм, межд.фин.орг-ций, предоставленных в инвалюте). При составлении, утверждении и исполнении бюджетов уполномоченные органы должны исходить из минимума размера дефицита бюджета.. Профицит предполагает превышение дох.над расх. с 2000 года. Российский бюджет являлся профицитным, основная цель была сократить внешний долг, который оценивался почти в 160 млрд руб.В конце 2009года наблюдался бюджетный дефицит из-за разразившегося финансового кризиса осенью 2008 года и использования резервов для сдержания и преодоления последствий кризиса. |
Вопрос 36. Фондовый рынок: сущность, структура, функцииГлавной задачей рынка является привлечение инвестиций, определяющих возможности долгосрочного экономического развития. Фондовые рынки (рынки ценных бумаг) находятся в постоянном развитии и тесно связаны с различными сферами финансово-экономической деятельности. Основными участниками рынка ценных бумаг являются:
Существует 2 основных типа фондового рынка:
Функции фондовой биржи:
Вопрос 37. Сущность и классификация ценных бумаг. Принципы управления портфелем ценных бумаг компанийЦенная бумага – документ, удостоверяющий право владения или отношения займа и предусматривающий возможность передачи закрепляемых этим документом прав другим лицам. Она определяет взаимоотношения между эмитентами и инвесторами. Ценные бумаги делятся на 2 группы:
По принадлежности прав ценные бумаги бывают:
По форме установления владельца:
По обращаемости:
По видам эмитентов:
По обязательствам эмитента:
Управление портфелем ценных бумаг представляет собой процесс принятия инвестиционных решений относительно определенных ценных бумаг, объемов и сроков инвестирования. Существует 2 способа управления портфелем:
Трастовая компания – это пред-тие которое обеспечивает выгодное и надежное вложение ср-в инвестора, охраняет его интересы, следует за общим фин.положением тех пред-тий в чьи ЦБ вложены ср-ва инвестора, обеспечивает своевр-ое получение % от вложенных ср-в. Существуют правила, которым следуют пред-тия вкладывая ср-ва в ЦБ: 1. следует помнить, что доход от этих вложений прямо пропорционален риску, на который готов идти инвестор ради ролучения желаемого дохода. 2. чтобы достичь компромисса м/д безопасностью, доходностью и ростом капитала необходимо диверсифицировать вложения(снизить риск путем распределения капитала м/д множеством разл.ЦБ). Выбор разл.видов ЦБ в завис-ти от цели инвестора:
Принято ограничивать инвестиции в разл.ЦБ 10% от общей ст-ти всех вложений. Инвестиционный портфель-это совок-ть ЦБ принадлежащих юл или фл, выступающая как целостный объект управления.Управление портфелем ЦБ- применение к совок-ти разл.видов ЦБ определенных методов,кот позволяют: сохранить первонач.ден.ср-ва; достичь max Ур-ня дохода; обеспечить инвестиционную направленность портфеля. 3. лучшие вложения – в акции компаний, на продукцию которых постоянно есть спрос. Работа по управлению включает в себя:
|
Вопрос 38. Бюджетный процесс: содержание, участники, процессы рассмотрения, утверждения и исполненияБюджетный процесс – регламентированная законодательная деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных бюджетов. Организация бюджетного процесса включает в себя следующие элементы:
Участниками бюджетного процесса являются: Президент, органы исполнительной и законодательной власти, органы денежно-кредитного регулирования, государственные внебюджетные фонды, получатели бюджетных средств... Составление проекта бюджета осуществляется с целью определения объемов денежных средств, необходимых для выполнения функций органов государственной власти. Составление проектов бюджетов – это прерогатива Правительства РФ. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета предусматривает, что Правительство РФ представляет Государственной Думе. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.
Принятый ГД передается на рассмотрение в Совет Федерации на 14 дней, где рассматривается и происходит голосование на предмет его одобрения в целом. Одобренный проект в течение 5 дней подписывается Президентом и обнародуется. В случае отклонения проекта Советом Федерации он передается в Согласительную Комиссию, перерабатывается и возвращается в Совет Федерации. Вето Совета Федерации преодолевается ГД голосованием за Закон не менее чем 2/3 голосов. В случае непринятия ГД проекта Закона до 1 января очередного года Гос. Дума принимает Закон о финансировании расходов из федерального бюджета только на 1 квартал. Исполнение бюджетов начинается после их утверждения. В настоящее время в РФ установлено Казначейское исполнение бюджетов. Казначейство организует исполнение бюджетов, а также внебюджетных фондов, зачисляет доходы, проводит взаиморасчеты между бюджетами, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, осуществляет краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство открывает лицевые счета для распорядителей и получателей средств бюджета. Все платежи из федерального бюджета осуществляются с главного (единого) счета Федерального Казначейства, тем самым полностью подконтрольны. Все остальные счета, которые опосредуют движение средств федерального бюджета, являются транзитными, то есть не имеют переходящих остатков. За исполнение доходной части бюджета отвечает не только Казначейство, но и налоговые и таможенные службы. |
Вопрос 40. Слияние и поглощение компаний: понятие, виды, регулированиеСлияние и поглощение одни из видов Реорганизации юридического лица – прекращение деятельности в прежнем виде по причине объединения, слияния, поглощения с другим юридическим лицом. Т.е. прежнее юридическое лицо упраздняется, а его имущество и предпринимательская деятельность продолжают функционировать в рамках другого юридического лица. Мотивов и промежуточных целей у реорганизации м.б. много, но конечная цель одна – стабилизация и укрепление финансово-экономического положения фирмы. Видами реорганизации являются:
Слияние происходит, когда 2 или более фирм объединяются в форме единой компании, при этом формально м. оставаться самостоятельными юридическими лицами. Мотивы слияния:
Типы слияний:
Другой тип слияний:
Третий подход к классификации слияний:
Поглощение означает, что одна компания приобретает контрольный пакет акций другой или покупает ее активы. Существует также объединение фирм в форме совместных предприятий: 2 или более компаний создают самостоятельную компанию, в которой объединяют только часть ресурсов компаний-учредителей для достижения определенных ограниченных целей. Существует объединение фирм в форме холдингов, где в качестве основной компании выступает фирма, контролирующая финансовые ресурсы других фирм, входящих в холдинг. Наиболее активно развиваются а Тенденции:
Тойота и Дженерал Моторс создали новую компанию, располагающуюся на территории США, при этом Дженерал Моторс предоставила заводское помещение (51% стоимости активов) + 49% активов – Тойота. Генеральный директор новой компании из Тойоты. США при этом преследовали цель выяснить особенности японского менеджмента, а Япония – проникновение на рынки США. |
Вопрос 41. Государственный кредит: сущность, функции, управлениеГосударственный кредит – это совокупность экономических отношений складывающиеся между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой стороны, при котором государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Из определения вытекает,
что государство может
Государство выступает не только как должник, но и как активный кредитор. В последнем случае оно не конкурирует с частными банками. Государство направляет свои кредиты в такие отрасли народного хозяйства, которые с точки зрения частного капитала малоприбыльны, - сельское хозяйство, жилищное строительство, экспортные операции, объекты социальной и экономической инфраструктуры. Условия кредитования у государства более льготные, чем у частных кредиторов, - низкий процент, длительные сроки.
Функции государственного кредита:
Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства связанного с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Управление государственным кредитом в узком смысле подразумевает совокупность действий связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка ценных бумаг государства, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий. Задачи, решаемые в процессе управления государственными кредитами: - минимизация стоимости долга; - недопущение переполнения
рынка заемными - эффективное использование
мобилизованных средств и - обеспечение своевременного возврата кредитов; - максимальное решение задач определенных финансовой политикой.
|
Вопрос 42. Государственный долг: Содержание и основные формыВ результате заемной деятельности образуется государственный долг – долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (БК РФ, ст. 97). Общегосударственный долг – более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства. Обеспечение государственного долга России служит все имущество, составляющие государственную казну. Общегосударственный долг состоит из задолженностей прошлых лет и вновь возникшей задолженности. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. В зависимости от места размещения займы делятся на внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Существуют три основных формы покрытия внутреннего государственного долга: 1) добровольный (рыночный) кредит – понимается размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат: а) государственные краткосрочные обязательства (ГКО); б) облигации федерального займа (JAP); в) облигации сберегательного займа (ОСЗ). 2) вынужденный кредит - понимается рыночное оформление фактического государственного долга. Так появляются: а) облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ); б) казначейские обязательства (КО). 3) административный кредит – это кредит Центрального банка России Министерству финансов РФ. В условиях инфляции возрастает
удельный вес краткосрочной Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Условия, размеры внешних заимствований регулируются Бюджетным кодексом, согласно которому предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Заемные средства РФ мобилизуются в основном двумя путями: 1) размещение долговых ценных бумаг; 2) получение кредитов
у специализированных Накопление государственного долга ведет к следующим основным последствиям:
Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга, т.е. погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. Ее достижение и поддержание является важным фактором для управления государственным долгом. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующей стране специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования. С точки зрения инвесторов, наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное и своевременное выполнение государством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для государства по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним, могут быть приняты решения о новации, унификации, конверсии, консолидации, отсрочке погашения займов или аннулировании государственного долга. Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.Унификация — это решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.Конверсия — это одностороннее изменение доходности займов, т.е. государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством.Консолидация — это изменение условий обращения займов в части срока их погашения, т.е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.Отсрочка погашения займов — это консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам.Аннулирование государственного долга — это отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Необходимо отметить, что применение этих методов нарушает первый принцип управления государственным долгом — принцип безусловности. Поэтому их применение требует глубочайшей предварительной проработки и анализа всех дальнейших экономико-политических последствий.
Вопрос 49. Формы международных расчетовФормы расчетов связаны с использованием различных видов банковских и кредитных средств платежа. Основными средствами расчета являются:
|
Вопрос 43. Государственные внебюджетные фонды: сущность, назначение, порядок формирования и использованияПереход к рыночной экономике предполагает трансформацию системы государственных финансов и прежде всего бюджетного устройства. Важным этапом в развитии бюджетной системы стало появление социальных бюджетных фондов. Государственный внебюджетный фонд – это юридическое лицо, правом образования которого обладают только органы гос. власти. ГВФ представляет собой фонд денежных средств, образуемый внефедеральным бюджетом и бюджетом субъектов федерации. Его цель – реализовать конституционные права граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медобслуживание. Правовой статус, порядок создания и деятельности и ликвидации ГВФ определяется БК РФ. Средства ГВФ являются собственностью государства, при этом они не входят в состав бюджета всех уровней и не подлежат изъятию на цели не предусмотренные законодательством. Проекты бюджетов ГВФ составляются органами управления соответствующих фондов и направляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов власти. Бюджеты ГВФ подлежат обязательному рассмотрению Федеральным собранием РФ с последующими утверждениями в форме ФЗ. Исполнение бюджетов ГВФ осуществляется Федеральным Казначейством, контроль за использованием средств осуществляет Минфин РФ. Проекты бюджетов территориальных внеб. гос. фондов вносятся органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательной власти; одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год. Доходы ГВФ формируется за счет следующих источников: 1.Обязательные платежи
установленные 2. Добровольные взносы физических и юридических лиц 3. Другие доходы, предусмотренные законодательством РФ (займы, средства из бюджета) Процесс расходования (использования) средств осуществляется на целевой основе в соответствии с нормативами законодательства РФ и субъектов РФ. Исполнение бюджетов ГВФ осуществляется Казначейством РФ. Отчеты об исполнении бюджетов составляются органами управления фонда и представляются на рассмотрение и утверждение соответствующим законодательным органом власти. Основным источником финансирования ГВФ до 01.01.2010 являлся ЕСН. Он предназначался для мобилизации средств, с целью реализации конституционных прав граждан. Поступления от ЕСН распределяются между ГВФ в соответствии с принятыми ставками. Для основных групп налогоплательщиков ставка составляет 26%. При этом в Пенсионный Фонд – 20%, Фонд социального страхования – 2,9%, федеральный Фонд Обязательного медицинского страхования – 1,1%, территориальные Фонды Обязательного медицинского страхования – 2%. А вот с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами в ПФР РФ, ФСС РФ и ФОМС. В течение этого года ставки страховых взносов сохранятся на нынешнем уровне. С 2011 года ставки вырастут, всего работодатели будут выплачивать в виде страховых взносов 34% от ФОТ, из них 26%- в ПФР, 2,9%- в ФСС и 5,1% - в ФОМС. Страховые взносы будут уплачиваться с заработка, не превышающего 415 000 руб. в год. По данным ПФР, такой уровень дохода имеет 97% всего работающего населения России. В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят:
Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Пенсионный фонд РФ — крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Он введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Бюджет Пенсионного фонда сегодня в России — второй по величине после федерального. Основной источник доходов Пенсионного фонда РФ — страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы.Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Основными задачами Пенсионного фонда РФ как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей. В доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, кроме обязательных взносов, поступают также: - средства федерального бюджета, направляемые через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий; - средства фонда социального страхования РФ; - свободные
средства Государственного - средства, возмещаемые Государственным
фондом занятости - доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками; - пени и финансовые санкции; - добровольные взносы юридических
и физических лиц. Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда РФ.
Вопрос 47. Понятие и структура платежной системы.Платежная система –
форма организации Расчет наличными деньгами может осуществляться населением через торговую сферу, банки, а также предприятиями по внутренним расчетам и частично по внешним. Наибольшая доля при осуществлении расчетов принадлежит безналичным платежам. Посредником в таких операциях выступают коммерческие банки. Ускорению платежей, сокращению издержек способствует введение в платежный оборот электронных денег – деньги на счетах компьютерной памяти банков, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства. В результате распространения ЭВМ в банковском деле появились пластиковые карточки. Предприятия для осуществления безналичных расчетов открывают в банках счета:
|
Вопрос 44. Оценка недвижимости: базовые понятия, правовые основы, методыНеобходимость оценки основных фондов обусловлена не только системой отчетности организации, но и системой определения степени износа, расчета амортизационных отчислений, условиями приватизации и т.п. На производственных предприятиях применяются виды оценки имущества: по первоначальной и восстановительной, полной и остаточной стоимости. Первоначальная стоимость основных фондов – это стоимость в момент их производства и ввода в действие в ценах данного года. Первоначальной стоимостью имущества, приобретенного за плату, считается сумма фактических затрат предприятия на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Восстановительная стоимость – это стоимость изготовления основных фондов в условиях данного года (в современных условиях). Выделение показателя восстановительной стоимости обусловлено тем, что из-за ряда факторов (научно-технический прогресс, инфляция и т.п.) возникает различие в первоначальной стоимости разных лет. Для устранения этого различия производится переоценка основных фондов. В условиях инфляции в ходе переоценки увеличивается их стоимость с помощью установленных коэффициентов. Предприятия имеют право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично основные фонды по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающей разницы на добавочный капитал организации, если иное не предусмотрено законодательством. Полная стоимость – это стоимость новых фондов, а остаточная стоимость – этот стоимость их с учетом износа. Показатель остаточной стоимости рассчитывается путем вычета из первоначальной стоимости суммы начисленной амортизации, т.е. той части стоимости фондов, которая перенесена на производимую продукцию. В деятельности акционерного общества выделяют также другие виды стоимости: Балансовая стоимость – это вид оценки, по которой основные средства отражаются в балансе. В коммерческих организациях балансовая стоимость равна остаточной восстановительной. Ликвидационная стоимость – возможная стоимость реализации объектов основных средств или их остатков по истечении срока эксплуатации. Рыночная стоимость – вид оценки, отражающий сложившиеся соотношения спроса и предложения. Для определения рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций, сведения, опубликованные в СМИ и специальной литературе, экспертные заключения о стоимости основных фондов.
Вопрос 46. Денежная система РоссииДенежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная действующим законодательством. Денежный оборот – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающих реализацию товара, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Современная денежная система включает след.элементы: 1. наименование денежной
единицы – установление 2. Масштаб цен –
порядок деления денежной едини 3. Виды денег, имеющих законную платежную силу. Экономически утверждаемые т принятые в качестве законного платежного средства. 4. Порядок эмиссии
и обращения денег – 5. Государственный аппарат,
осуществляющий регулирование Денежная система современной России функционирует в соответствии с Федеральным законом «О ЦБ РФ (Банке России)» и ее можно охарактеризовать следующим образом:
|