Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 86 вопросов по дисциплине "Финансовый менеджмент".

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалки к госам 2010.doc

— 1,013.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Вопрос 71. Валютная политика государства. Операции на международных валютных рынках

Банк России с Правительством РФ определяют текущую политику гос-ва в области обменного курса нац.валюты или курсовую политику.

Валюта – особый способ функционирования денег, когда национальные деньги опосредуют международные торговые, кредитные, платежно-расчетные операции.

Валютный курс – цена денежной единицы страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Он необходим для установления пропорций обмена валют при международной торговле, движении капиталов, кредитовании.

Валютная политика – система регулирования валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты либо с помощью валютных ограничений.

Валютная политика предполагает управление валютными резервами. Задача ЦБ РФ заключается в определении и поддержании того значения курса нацвалюты, который в наибольшей степени отвечает целям экономической политики гос-ва.

Для воздействия  на динамику валютного курса ЦБ использует 2 группы методов:

1. Рыночные  методы – проведение операций по купле-продаже инвалюты для воздействия на курс рубля.

2. Административные  методы – применение мер на принуждение участников рынка к действиям, направленные на изменение спроса и предложения инвалюты на рынке. К ним относят:

2.1. Меры в области валютного регулирования (обязательной продажи валютной выручки, ограничение покупки инвалюты и т.д.)

2.2. Лимитирование, т.е. установление количественных ограничений для банков на величину возможной покупки или продажи инвалюты.

2.3. Прямой запрет для банков на совершение определенных операций с инвалютой, включая сделки на валютном рынке.

Валютный рынок – совокупность устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих в результате операций по купле-продаже валюты. Они подразделяются на:

1 организованные –  представлены валютными биржами,  главная задача которых – мобилизация  временно свободных валютных  ресурсов и организация торгов;

2 неорганизованный –  включает все внебиржевые сделки.

В зависимости от целей  участников различают следующие виды операций на международных валютных рынках:

1. Валютные или конверсионные – это обмен нацвалюты на иностр-ую для узвлечения прибыли на др. рынках, например, от продажи товара за рубежом.

2. Спекулятивные  и арбитражные – это сделки с целью получения прибыли за счет изменения валютных курсов. В основе спекулятивных операций лежит попытка прогнозировать и использовать для получения прибыли изменение цен на валюту. Но прогноз может оказаться неверным, поэтому спекуляция сопряжена с ценовым риском. В отличие от спекуляции арбитраж предст. собой одновременную покупку и продажу валюты на разных рынках с целью получения прибыли от заранее известной разницы в ценах, поэтому он свободен от ценового риска.

3. Иностранное  инвестирование – участники, которого преследуют цель не получение прибыли от процесса обмена валют, а за счет роста капитала на межд.рынках в долгоср.периоде. Для этого он приобретает активы инкомпаний и получает прибыли от их использования.

4. Международный  трансферт платежей, т.е. перевод прибыли, денежных средств и др. валютных ценностей из одной страны в др.(Валютные ценности — это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы, чеки, векселя, аккредитивы) и другие фондовые ценности (акции, облигации и прочие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте), а также драгоценные металлы и камни— золото, серебро, платина, металлы платиновой группы в любом виде, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лом таких изделий).

 

 

Вопрос 76. Инновационная деятельность: сущность и финансовые аспекты развития.

Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результата законченных научных  исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в  новый или усовершенствованный продукт.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, представленный в виде нового или  усовершенствованного продукта.

Инновационная политика д.б. направлена на увеличение производства новых видов продукции и расширение сбыта товара. Новизна продукта должна приводить к росту экономического эффекта от его использования.

Мотивами развития инновационной  деятельности на предприятии является стремление снизить издержки и увеличить  прибыль в условиях конкуренции, обновление продукта и своевременное появление его на рынке. Инновационная политика в России призвана увеличить ВВП за счет освоения новой продукции, расширения рынков сбыта отечественной продукции, а также способствовать развитию научно-технического потенциала и росту конкурентоспособности продукции.

Она включает направления:

1 разработка и совершенствование  нормативно-прававой базы инновационной  деятельности;

2 создание системы  комплексной поддержки инновационной  деятельности;

3 развитие малого инновационного  предпринимательства;

4 совершенствование конкурсной системы отбора инвестиционных проектов с долевым финансированием государства;

5 использование технологий  двойного назначения: гражданской  и военной продукции.

Для осуществления инновационной  деятельности необходимы определенные инвестиции. Государство может принять долевое участие в финансировании этих проектов, но чаще оно предоставляет налоговые льготы предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность. Значительная доля расходов принадлежит предприятиям. Затраты на инновации финансируются за счет чистой прибыли предприятий. С переходом России к рыночной экономике, получили развитие венчурные фирмы, принимающие непосредственное участие в инвестиционной деятельности. Однако венчурный капитал сопряжен с большим риском, этим обусловлена высокая процентная ставка при использовании средств венчурных фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 77. Финансово-экономический анализ: сущность, методы, источники информации

Финансовое  состояние предприятия - это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

Финансовое состояние  может быть устойчивыми, неустойчивыми  и кризисным. Способность предприятия  своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его  производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет  на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимость, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие- ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособность.

Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает  положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение  нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому  финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного  поступления и расходования денежных средств , выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

 Главная цель анализа - своевременно выявить и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособность.

При этом необходимо решить задачи:

1) На основе изучения  причинно-следственной взаимосвязи  между различными показателями  производственной, коммерческой и  финансовой деятельности дать  оценку выполнения плана по  поступлению финансовых ресурсов  и их использованию с позиции  улучшения финансового состояния предприятия.

2) Прогнозирование возможных  финансовых результатов, экономической  рентабельности, исходя из реальных  условий хозяйственной деятельности  и наличия собственных и заемных  ресурсов, разработка моделей финансового  состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

3) Разработка конкретных  мероприятий, направленных на  более эффективное использование  финансовых  ресурсов и укрепление  финансового состояния предприятия.

Для оценки финансового  состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:

- структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования ;

- эффективности и интенсивности его использования;

- платежеспособности и кредитоспособности предприятия ;

- запаса его финансовой устойчивости;

Анализ финансового  состояния предприятия основывается главным образом на относительных  показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях  инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные  показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:

А) с общепринятыми  «нормами» для оценки степени  риска и прогнозирования возможностей банкротства;

Б) с аналогичными данными  других предприятий, что позволяет  выявить сильные и слабы стороны  предприятия и его возможности;

В) с аналогичными данными  за предыдущие годы для изучения тенденций  улучшения и ухудшения финансового  состояния предприятия.

   Анализом финансового  состояния занимаются не только  руководители и  соответствующие  службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления  средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний  и внешний.

Внутренний  анализ  - проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель- установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получения максимума прибыли и исключение банкротства.

Внешний анализ - осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе  публикуемой отчетности. Его цель- установить возможность выгодного вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), отчет о движении капитала (форма №3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 72. Оборотный капитал (средства): понятие, кругооборот и оборот, анализ структуры  и источников формирования

Оборотные средства - это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.

Оборотные производственные фонды - это предметы труда (сырье, основные материалы и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части и др.); средства труда со сроком службы не более 1 года или стоимостью не более 50-кратного установленного минимального размера оплаты труда в месяц (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инструменты); незавершенное производство и расходы будущих периодов.

Фонды обращения — это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но неоплаченные, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах.

Оборотные производственные фонды состоят из трех частей:

- Непроизводственные  запасы (сырье, основные и вспомогательные  материалы, топливо, покупные  полуфабрикаты и комплектующие  изделия, тара),

- Незавершенное производство  и полуфабрикаты собственного  изготовления (предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, полуфабрикаты собственного производства),

- Расходы будущих периодов (затраты на подготовку и освоение  новой продукции).

В своем движении оборотные  средства последовательно проходят три стадии: денежную, производственную и товарную.

Производственная  стадия – непосредственный процесс производства. На этой стадии продолжает авансироваться стоимость использованных производственных запасов, дополнительно авансируются затраты на заработную плату и связанные с ней расходы, а также переносится стоимость основных фондов на произведенную продукцию. Производственная стадия кругооборота заканчивается выпуском готовой продукции, после чего наступает стадия ее реализации.

На товарной стадии кругооборота продолжает авансироваться продукт труда (готовая продукция) в том же размере, что и на производительной стадии. Лишь после превращения товарной формы стоимости произведенной продукции в денежную авансированные средства восстанавливаются за счет части поступившей выручки от реализации продукции. Остальная сумма составляет денежные накопления, которые используются в соответствии с планом их распределения. Часть накоплений (прибыли), предназначенных для расширения оборотных средств, присоединяется к ним и совершает вместе с ними последующие циклы оборота. Денежная форма, которую принимают оборотные средства на третьей стадии их кругооборота, одновременно является и начальной стадией оборота этих средств.

Кругооборот оборотных  средств происходит по схеме: Д - Т... П ...Т1 - Д1

Оборотные средства по источнику образования и по режиму их использования делятся на собственные и заемные.

Собственные средства постоянно находятся в распоряжении предприятия и формируются для государственных предприятий за счет бюджета (в период его создания). Уменьшение потребности в собственных оборотных средствах достигается за счет использования средств, постоянно находящихся в обороте предприятия. Они называются устойчивыми пассивами. К ним относятся: постоянно переходящая задолженность по заработной плате, взносы на социальное страхование, резерв на покрытие платежей по отпускам рабочих, задолженность поставщикам за поставленные малоценные предметы и материалы по акцептовым счетам, прибыль и др. Например, заработная плата выплачивается через 8-10 дней после получения средств от поставщика. В течение этого времени задолженность по заработной плате находится в обороте предприятия.

Заемные средства образуются за счет предоставления предприятиям кредитов коммерческими банками.

В зависимости от способов формирования оборотные средства делятся  на нормируемые и ненормируемые.

К нормируемым относятся средства, вложенные в производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, а также расходы будущих периодов, готовая продукция, находящаяся на складе предприятия.

Нормируемые оборотные  средства более 80% оборотных средств  предприятий.

Ненормируемые оборотные средства вложены в продукцию, отгруженную потребителю, но еще не оплаченную, оставленную на ответственном хранении у покупателей. В эту группу входят средства в расчетах, денежные средства предприятия. Нормирование данных элементов оборотных средств невозможно из-за непостоянства их состава и потребности в них предприятий.

 

Вопрос 87. Управление ценой и структурой капитала фирмы.

Капитал – стоимость, авансируемая в производство, с целью  получения прибыли.

Величина капитала рассчитывается как разность между стоимостью активов  фирмы и ее кредиторской задолженностью.

Цена капитала рассчитывается как отношение выплат владельцу капитала к величине капитала, выраженное в процентах.

Структура капитала –  соотношение собственных и заемных  средств долгосрочного характера.

Для определения цены капитала наиболее важными являются его источники:

  1. заемные средства, к которым относят долгосрочные ссуды и облигационные займы;
  2. собственные средства, которые включают акции и нераспределенную прибыль.

При определении цены капитала рассчитывается цена каждого  источника в отдельности, а затем  общая цена определяется как произведение цены каждого источника на его долю в общем объеме.

Средневзвешенная цена показывает минимальный возврат  средств предприятия на вложенный  капитал или его рентабельность. Ее экономический смысл состоит  в том, что предприятие может  принимать любые решения, в том числе инвестиционного характера, если уровень их рентабельности не ниже текущего показателя цены капитала.

Цена отдельных источников капитала постоянно меняется под  воздействием внутренних и внешних  факторов. Одним из внутренних факторов является расширение объема инвестиций за счет привлечения средств.

Структура капитала влияет на финансовые результаты деятельности. Управление структурой капитала заключается  в создании смешанной структуры, представляющей такое оптимальное  соотношение собственных и заемных средств, при котором минимизируется его стоимость и максимизируется рыночная стоимость предприятия.

Оптимальная структура  капитала достигается в результате компромисса между получением определенной экономии налогов за счет привлечения заемных средств и увеличения затрат, связанных с ростом доли заемного капитала в общей сумме.

 

 

 

 

 

Вопрос 79. Инфляция: сущность, виды, социальные последствия, влияние на финансовые результаты организации

Инфляция - кризисное состояние денежной системы, возникшее в середине XVIII в. в связи с огромным выпуском бумажных денег. Термин «инфляция» длительное время связывали с обесценением денег и ростом товарных цен, считая ее чисто монетарным явлением. Однако практика зарубежных стран показывает, что инфляция может происходить при относительно стабильной денежной массе.

Инфляция (вздутие) - чрезмерное увеличение обращающихся в стране денег, ведущая к их обесцениванию и росту цен.

Формы проявления инфляции:

  • Главная форма проявления инфляции является общий рост цен в стране;
  • Понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной;
  • Увеличение цены золота, выраженной в национальной

Причины возникновения инфляции:

    1. милитаризация экономики и рост военных расходов;
    2. дефицит госбюджета и рост государственного долга;
    3. кредитная экспансия банков;
    4. импортируемая инфляция (деньги с территории иностранного государства возвращаются в свою страну);
    5. чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность;
    6. рост издержек производства.

Применительно к рыночной экономике выделяют две основные формы инфляции - спроса и издержек.

Инфляция спроса - слишком много денег «охотится» за малым количеством товаров, т.е. совокупные спрос заметно превосходит совокупное предложение. Производство не удовлетворяет потребности населения. Избыток спроса ведет к росту цен.

Инфляция издержек производства - совокупный спрос практически н растет, а, скорее, даже уменьшается, а издержки и цены повышаются.

С учетом уровня увеличения цен инфляцию подразделяют на следующие  виды:

  • ползучая - ежегодные темпы прироста цен от 3% до 5-10% - характерная для экономически развитых стран, рассматривающих ее как стимул производства;
  • галопирующая - среднегодовые приросты цен 10-50%, иногда до 100% - преобладает в развивающихся странах, вызывает беспокойство в обществе;
  • гиперинфляция - прирост цен более, чем на 100% в год или более 50% в неделю.

Главное отрицательное  социальное последствие инфляции - перераспределение богатства и дохода, если доходы не индексируются, а кредиты выдаются без учета индекса цен.

Инфляция, особенно гиперинфляция, приводящая к обострению экономических и социальных противоречий, требует от государства проведения мероприятий по преодолению инфляции и стабилизации денежной системы.

В мировой практике различных  стран накопился богатый опыт по борьбе с инфляцией. Хотя полная победа над инфляцией вряд ли достижима, поскольку нельзя ликвидировать все исключающие ее факторы.

В связи с этим главная  цель в борьбе с таким злом - сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия.

Антиинфляционная  политика - комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем: 1) дефляционной политики и 2) политики доходов.

Дефляционная  политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.

Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Страны, как правило, комбинируют  оба эти пути.

 

 

Вопрос 73. Расчет и оценка эффективности использования оборотных средств

Оборотные средства оценивают различными способами в зависимости от их роли в сфере производства и реализации продукции. Производственные запасы оцениваются по стоимости приобретения. По мере передачи их в производство в качестве предметов труда стоимость запасов полностью переносится на выпускаемую продукцию. Реализация товара и оплата его покупателем завершает кругооборот производственных запасов. Часть выручки от продажи изделий (работ, услуг) возвращается как источник финансирования оплаты новой партии сырья, материалов, покупных изделий, предусмотренных технологией изготовления продукции.

Если очередная поставка сырья будет осуществлена по более  высокой или низкой цене, это найдет отражение в увеличении или уменьшении себестоимости. Если тенденция роста стоимости предметов труда имеет устойчивый характер, необходимо проводить переоценку производственных запасов. В противном случае не будет обеспечено воспроизводство оборотных фондов. Для ликвидации подобных отрицательных последствий применяются два способа оценки оборотных средств:

Степень эффективности  использования оборотных средств характеризуют следующие основные показатели: коэффициент оборачиваемости; длительность одного оборота; загрузка оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости определяется делением объема реализации продукции в оптовых ценах (РП) на средний остаток оборотных средств на предприятии. Коэффициент оборачиваемости характеризует число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятия за определенный период (год, квартал), или показывает объем реализованной продукции, приходящийся на 1 руб. оборотных средств. Из формулы видно, что увеличение числа оборотов ведет либо к росту выпуска продукции на 1 руб. оборотных средств, ибо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньшую сумму оборотных средств.

Величина  коэффициента загрузки оборотных средств обратна коэффициенту оборачиваемости. Данный показатель характеризует сумму оборотных средств, затраченных на 1 руб. реализованной продукции:

Длительность  одного оборота (в днях) находится делением количества дней в периоде (Д) на коэффициент оборачиваемости.

Рассчитывают также продолжительность одного оборота. Чем меньше продолжительность оборота или больше число совершаемых оборотными средствами кругооборотов при том же объеме реализованной продукции, тем меньше требуется оборотных средств, и наоборот, чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются.

Оборачиваемость оборотных средств характеризует эффективность их использования. От длительности оборота зависит величина запасов, затраты на их хранение, формирование величины прибыли. Однако при определении показателя оборачиваемости требуется решить ряд вопросов.

Показателем эффективности  использования оборотного капитала является его рентабельность. Рентабельность оборотного капитала =частное балансовой стоимости за год и стоимости оборотного капитала на к.г. Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении, уменьшении потребности в них в связи с улучшением их использования. Различают абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств.

Абсолютное  высвобождение отражает прямое уменьшение потребности в оборотных средствах.

Относительное высвобождение отражает изменение как величины оборотных средств, так и объема реализованной продукции. Чтобы его определить, нужно исчислить потребность в оборотных средствах за отчетный год исходя из физического оборота по реализации продукции за этот период и оборачиваемости за предыдущий год. Разность этих показателей дает сумму высвобождения средств.

Пути повышения оборачиваемости:

  1. сокращение времени производства и обращения;
  2. сокращение незавершенного производств;
  3. применение рациональных форм расчетов;
  4. нормирование запасов оборотных средств.

Эффективное использование  оборотных средств играет большую  роль в обеспечении нормальной работы предприятия, повышении уровня рентабельности производства. К сожалению, собственные  финансовые ресурсы. Которыми в настоящее время располагают предприятия, не могут в полной мере обеспечить процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства.

 

Вопрос 80. Анализ деловой активности предприятии 

От состояния оборотных  активов зависит успешное осуществление производственного цикла, ибо недостаток оборотных средств парализует производственную деятельность, прерывает производственный цикл и в конечном итоге приводит организацию к отсутствию возможности оплачивать по своим обязательствам и к банкротству.

Большое влияние на состояние оборотных активов оказывает их оборачиваемость. От нее зависит не только размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств, но и размер затрат, связанных с владением и хранением запасов и т. д. В свою очередь это отражается на себестоимости продукции и в конечном итоге на финансовых результатах предприятия. Все это обусловливает необходимость постоянного контроля над оборотными активами и анализа их деловой активности (оборачиваемости).

Анализу подвергаются следующие показатели:

  1. оборачиваемость оборотных активов предприятия;
  2. оборачиваемость дебиторской задолженности;
  3. оборачиваемость товарно-материальных запасов.

При этом основное внимание уделяется расчету и анализу  изменений следующих показателей:

  • скорости оборота оборотных активов (количества оборотов активов за определенный период времени);
  • периода оборота (срока возвращения предприятию вложенных в хозяйственную деятельность средств).

 Анализ оборачиваемости оборотных активов проводится на основе расчета следующих показателей:

а) обор-ть ОА (скорость оботота)= Выручка от реал/Ср.величина ОА

Этот показатель хар-ет скорость оборота ОА предприятия, при  чем она должна увеличиваться, как  и др. виды оборач-ти. Ср.величинв активов  рассчитывается как ср. арифметическая активов на начало и конец периода, т.е.

Ср.величина ОА=(Активы на н г + Активы на к г) / 2

б) продолжительность  оборота= Длительность анализ-го периода (обычно берут 360 дней) / Оборач-ть ОА

в) высвобождение  средств в оборот= Выручка от реал. / Длительность анализируемого периода *( период оборота отчетного года – период оборота предшествующего года)

Этот показатель хар-ет дополнительное привлечение (высвобождение) средств в оборот, вызванное замедлением (ускорением) оборачиваемости активов.

Анализ дебиторской задолженности, при этом используют:

а) оборач-ть ДЗ=Выручка от реал / Ср.ДЗ

Этот показатель хар-ет кратность превышения выручкой от реализации средней ДЗ.

б) период ДЗ= Длительность анализ-го периода / Оборач-ть ДЗ

Показатель хар-ет сложившийся за период срок расчетов покупателей.

в) доля ДЗ в общем объеме ОА=ДЗ / ОА*100%

Показатель хар-ет структуру  ОА

Анализ кредиторской задолженности осущ-ся с использ-ем показателей:

а) оборач-ть КЗ= себестоимость реализованной продукции / ср.КЗ

б) период КЗ= длительность анализ-го периода / Оборач-ть КЗ

Анализ оборачиваемости  товарно-материальных запасов ведется на основе след.показателей:

а) оборач-ть запасов= себестоимость реализованной продукции / Ср.объем запасов

Показатель отражает скорость борота товарно-мат.запасов

б) срок хранения запасов= длительность анализ-го периода /оборач-ть запасов.

Показатель хар-ет длительность хранения запасов.

Таким образом, набор  приведенных выше показателей дает определенную возможность охарактеризовать состояние ОА и их динамичность.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 78. Анализ имущества и источников его формирования на предприятии

Наличие, техническое  состояние и эффективность использования  ОФ оказывают большое внимание на результаты работы предприятия. Поэтому  анализ ОФ является важным направлением анализа деятельности предприятия.В ходе изучения решаются следующие задачи:

1.Изучается состав  и структура ОФ

2.Оценивается интенсивность  их движения.

3.Изучается их техническое  состояние

4.Анализируется эффективность  их использования

Источниками для такого анализа служат: бухбаланс и приложения к нему, акт приемки-передачи основных ср-в, акт на списание ОС, инвентарная карточка учета ОС и др.

Показатели  движения хар-ся след.показателями:

1.коэф-т ввода – отражает интенсивность обновления ОФ – это отношение стоимости введенных за период объектов к стоимости ОФ на конец года

2.кэф-т выбытия – отражает интенсивность выбытия ОФ – это отношение стоимости выбывших объектов к величине ОФ на начало года

3.коэф-т прироста – отражает уровень прироста ОФ – равный отношению разницы м/д стоимостью введенных и выбывших объектов к стоимости ОФ на начало года.

Повышение этих коэф-тов  по сравнению с предшествующим периодом говорит об активизации работы по обновлению ОФ.

Техническое состояние ОФ хар-ся коэф-тами годности и износа. Коэф-т годности определ-ся делением остаточной стоимости ОФ на первонач-ую - показывает какая часть ОФ не перенесена на ст-ть продукции. Коэф-т износа равен отношению суммы начисленной амортизации к первонач.ст-ти – показывает какая часть ОФ перенесена на ст-ть продукции. В сумме эти коэф-ты равны 1. их рассчитывают как на начало, так и на конец периода, что позволяет сделать вывод об изменении технического состояния ОФ.

Повышение эффективности  использования ОФ оказывают существенное положение на конечные результаты работы предприятия, т.к. ведет к увеличению выпуска продукции, снижению ее с/с и росту прибыли. Показателями эффективности использования ОФ являются:

1.фондоотдача – показывает сколько продукции выпускается на 1 руб. стоимости ОФ – отношение объема выпущенной продукции к среднегодовой ст-ти ОФ.

2.фондоемкость – показывает сколько необходимо ОФ для пр-ва 1 руб. продукции – обратная величина фондоотдачи.

3.фондорентабельность – отношение прибыли к среднегодовой ст-ти ОФ.

4.фондовооруженность – показывает сколько ОФ приходится на 1 работника – отношение среднегодовой ст-ти ОФ к ср.числ-ти работников.

5.коэф-т интенсивной нагрузки – показывает эффективность исп-я ОФ по мощности (max возможный выпуск продукции) – отношение фактического выпуска продукции к мощности.

6.коэф-т экстенсивной нагрузки – эффект-ть использ-я ОФ по времени работы – отношение факт.работы ОФ / max возможное время работы ОФ.

7.коэф-т интегральной нагрузки – эф-ть исп-я ОФ по объему работ – Кинт.нагр.*Кэкст.нагрузки

8.коэф-т сменности – показывает сколько смен в среднем отработала единица оборудования в сутки – отношение отработанных Машино-смены в сутки к кол-ву оборудования.

В ходе анализа фактическая  величина этих показателей сравнивается с плановой и показателями предшествующего периода, определяются отклонения, выявляются их причины.

Существуют  следующие  пути улучшения использования ОФ: техническое совершенствование  и модернизация оборудования; увеличение доли действующего оборудования в составе  всего имеющегося на предприятии; материальное и моральное поощрение работающих за бережное и эффективное использование техники; рациональная нагрузка оборудования.

Каждая статья актива баланса имеет  свои источники  финансирования. Источником финансирования долгосрочных активов является собственный капитал и долгосрочные заемные средства. Оборотные (текущие) активы формируются за  счет собственного капитала и за счет краткосрочных заемных средств.

В зависимости от источника  формирования, текущие активы делят  на 2 части:

1.Переменную – создается  за  счет краткосрочных обязательств  предприятия.

2.Постоянный тип текущих  активов, образуемый за счет  собственного капитала.

Недостаток собственного оборотного капитала приводит к увеличению переменной и уменьшению постоянной части текущих активов, что свидетельствует об усилении финансовой зависимости предприятия и неустойчивости положения. Для анализа используются методы горизонтального, вертикального и трендового анализа

 

 

 

 


 

 

 

Вопрос 74. Управление кредиторской и дебиторской  задолженностью

Дебиторская задолженность  у предприятия возникает тогда, когда она реализует свою продукцию  в кредит либо приобретает сырье  и материалы по предоплате. Безусловно, управление дебиторской задолженностью является важнейшим элементом финансового менеджмента, особенно в современных российских условиях, где сумма взаимной задолженности между предприятиями достигает существенных размеров.

Управление  дебиторской задолженностью состоит из пяти этапов:

Первый этап - создание предприятием конкурентоспособных условий для продажи собственной продукции и приобретения сырья и материалов.

Второй этап - оценка кредитоспособности и платежеспособности каждого покупателя, получающего товарный кредит.

Третий этап - выбор формы договора с покупателем. Безусловно, наиболее рискованной формой продаж является продажа по открытому счету без составления договора между поставщиком и покупателем. В международной торговой практике в подобных ситуациях используют коммерческий вексель, акцептованный торговый вексель и аккредитив.

На четвертом этапе после оценки кредитоспособности покупателей и определения формы договора по оформлению товарного кредита устанавливается лимит товарного кредита. Здесь необходимо иметь в виду тот факт, что задача данного этапа заключается не в минимизации сомнительных долгов, а в максимизации полученной прибыли.

На пятом  этапе осуществляется собственно сбор денег с дебиторов.

Безусловно, все эти  шаги взаимосвязаны, т. е. возможна и  либерализация условия продаж при  более жестком отборе заемщиком, и работа с высоко рисковыми заемщиками при высокой активности в получении задолженности.

Не менее важное значение в финансовом менеджменте имеет  искусство управления временно свободными денежными средствами, однако для  большинства российских предприятий  актуальной проблемой является не излишек, а временный недостаток денег. В этой ситуации задачей финансового менеджера является управление кредиторской задолженностью.

Одним из основных источников кратковременного финансирования предприятия  является банковский кредит. Банковский кредит имеет разные формы. Наиболее распространенным является - срочный кредит, т.е. кредит, предоставляемый на определенный срок (обычно от одного месяца до одного года).

Кредит в форме овердрафта - это кредит, на пополнение остатка на расчетном счете для осуществления необходимого предприятию платежа при отсутствии у него необходимой суммы денег. При поступлении на счет денежных сумм данный кредит немедленно погашается.

Факторинг - кредитование предприятия банком в форме скупки его дебиторской задолженности, по которой еще не наступил срок оплаты. Другим источником финансирования предприятия выступают выпускаемые им долговые ценные бумаги. К ним можно отнести облигации и векселя.

К преимуществам облигации  можно отнести достаточно длинный  срок хождения и более низкий (чем банковский) процент. К недостаткам - достаточно сложный порядок выпуска облигаций в обращение.

Преимуществом векселя  является простой выпуск его в  обращение, а недостатком - ограниченный характер хождения.

 

 

 

Вопрос 75. Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Рентабельность – соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими издержками.

Экономический смысл  показателей рентабельности состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля капитала, вложенного в предприятие.

Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

  1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут  рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Основными показателями рентабельности являются:

  • рентабельность продукции (издержек). Определяется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:
  • рентабельность продаж (реализации) определяется как соотношение прибыли от реализации и выручки без налогов (нетто). Рентабельность продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия. Этот показатель используется для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованной продукции и величиной издержек.
  • рентабельность активов. Определяется как отношение прибыли (балансовой или чистой) к средней величине активов за период. Этот показатель служит для определения эффективности использования капитала, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала.
  • рентабельность собственного капитала определяется как отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала предприятия за определенный период. Этот показатель занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств, т.е величину прибыли, полученную на каждый рубль вложенных средств, и остающуюся в распоряжении собственников предприятия.

 

Вопрос 81. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия

Платежеспособность – наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчета по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения, при бесперебойном осуществлении текущей деятельности

Анализ платежеспособности предприятия необходим для него самого с целью оценки и прогноза будущей финансовой ситуации на предприятии; для банка – с целью определения кредитоспособности клиента; для контрагентов – при оформлении коммерческого кредита и других отсрочек платежа.

На практике различают: текущую, сложившуюся на данный момент времени, и перспективную – ожидаемую  в краткосрочной, среднесрочной  и долгосрочной перспективе –  платежеспособность.

Платежеспособность предприятия  во многом зависит от ликвидности. В экономической литературе принято различать ликвидность:

  • актива – понимают возможность превращения его в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью периода, в течение которого это превращение может быть осуществлено;
  • баланса – возможность субъекта хозяйственной деятельности обратить свои активы в наличность и погасить свои долговые обязательства;
  • предприятия понимают наличие у него оборотных средств, теоретически достаточных для погашения долговых обязательств, хотя и с нарушением сроков, установленных в хозяйственных договорах.

Анализ ликвидности  баланса оценивает средства текущих  активов, сгруппированных по степени  убывающей ликвидности, и сравнивает их величины с краткосрочными обязательствами, сгруппированными по степени срочности их погашения.

Для оценки платежеспособности рассчитывают следующие показатели ликвидности:

  1. коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) – определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Оптимальный уровень данного коэффициента в России считается равным 0,2 – 0,25. Его уровень показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности
  2. коэффициент быстрой (срочной) ликвидности – отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Отражает прогнозируемые платежные возможности организации при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Удовлетворительная величина 0,7 – 1
  3. коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) – отношение всей суммы оборотных активов к общей сумме краткосрочных обязательств. Он показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы. Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находится в пределах от единицы до двух
  4. коэффициент общей ликвидности – отношение активов к обязательствам предприятия. Нормальное его значение – больше 2. для укрепления общей платежеспособности предприятию необходимо наращивать собственный капитал

Проведя анализ ликвидности  и платежеспособности предприятия, необходимо вскрыть причины финансовых трудностей, оценить продолжительность периодов и разработать мероприятия по укреплению ликвидности.

 

Вопрос 84. Анализ кредитоспособности организации.

Анализ кредитоспособности организации проводят банки при  принятии решения о предоставлении ссуды. При оценке кредитоспособности определяют степень индивидуального риска банка по выдаче ссуды конкретному заемщику. С предприятиями разного уровня кредитоспособности банк по-разному выстраивает свои кредитные отношения. Заемщику с низкой степенью риска кредит м.б. выдан без обеспечения и под более низкий процент или открыта кредитная линия. Заемщиком с более низким уровнем кредитоспособности ссуда выдается в обычном порядке и при наличии соответствующего обеспечения. Процентные ставки при этом зависят от вида обеспечения и спроса на кредиты. Заемщикам с высоким уровнем риска кредит выдается под более высокую процентную ставку.

При оценке кредитоспособности используются показатели:

  1. уровень риска кредитных операций. Оценивается с точки зрения рентабельности кредитуемого проекта в целом
  2. ликвидность баланса клиента. Она анализируется с целью оценки структуры капитала , его характера, размещения его по отдельным статьям. Ликвидность баланса заключается в возможности быстро мобилизовать средства для расчета по обязательствам.

При оценке кредитоспособности организации также проводят оценку инвестируемого проекта. Главная задача анализа – оценка эффективности проекта. Для этого рассчитывают ЧДП, ВНД, срок окупаемости, рентабельность.

В процессе экспертизы предпочтение отдается тем проектам, расчетные показатели которых соответствуют приемлемым для банка значениям.

 

Вопрос 89. Инвестиции: сущность, виды, принципы принятия долгосрочных инвестиционных решений.

Инвестиции  – вложение капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли или иного полезного эффекта. В широком понимании к инвестициям относят все виды имущественных и интеллектуальных ценностей:

  • движимое и недвижимое имущество
  • имущественные права
  • денежные средства, банковские вклады, паи и ценные бумаги

Виды инвестиций:

  1. в зависимости от источника финансирования:
  • государственные
  • частные
  • муниципальные
  • отраслевые
  1. в зависимости от объекта инвестирования:
  • реальные
  • портфельные
  1. по назначению:
  • производственные
  • социального назначения
  • природоохранного и экологического назначения

принципы принятия долгосрочных инвестиционных решений:

    1. выбор направлений и объектов инвестиционных вложений
    2. расчет денежных потоков, способных обеспечить реализацию. Инвестиционного проекта
    3. оценка ожидаемых денежных потоков в результате реализации проекта
    4. выбор оптимального проекта, руководствуясь существующими критериями оценки инвестиционных проектов
    5. периодическая переоценка инвестиционных проектов после принятия решения об их финансировании

Вопрос 82. Анализ финансовой устойчивости предприятия

Анализ финансовой устойчивости – вопрос оценки обеспеченности общей  величины запасов предприятия различными источниками  их формирования. Финансовая устойчивость – состояние счетов предприятия, гарантирующее его полную платежеспособность. Финансовая устойчивость предприятия характеризуется системой абсолютных и относительных показателей.

Наиболее обобщающим абсолютным показателем является показатель излишка (недостатка) источников средств  для формирования запасов предприятия. Кроме того, определяются следующие показатели по данным баланса:

1.запасы предприятия  = сумма раздела II «Оборотные активы»  баланса

2.реальный собственный  капитал = сумма активов, принимаемых  к расчету – сумма обязательств

3.внеоборотные активы = сумма раздела I «Внеоборотные активы» баланса

4.долгосрочные пассивы  = сумма раздела V баланса

5.краткосрочные заемные  средства и кредиты = сумма  раздела IV баланса «Кратковременные пассивы»

Наличие собственных  оборотных средств = разница между  величиной реального собственного капитала и суммой внеоборотных активов и дебиторской задолженности.

Кроме абсолютных показателей  финансовую устойчивость характеризует  ряд относительных показателей:

   1.коэффициент автономии источников формирования запасов = частное собственных оборотных средств и общей величины основных источников формирования запасов

  >0,5 Характеризует, в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственного капитала

   2.коэффициент маневренности = отношение собственных оборотных средств и реальный собственный капитал

    0,2-0,5 Показывает часть  собственного капитала, вложенного  в оборотные средства

   3.коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками = отношение собственных оборотных средств и запасов

   0,6-0,8 Характеризует степень  обеспеченности запасов собственным  капиталом

  4.коэффициент обеспеченности собственными средствами = отношение собственных оборотных средств и оборотных активов.

   0,1 Показывает долю оборотных активов, финансируемых за счет собственных средств организации

   5. коэф-т финансовой зависимости <0,5 Показывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. вложенных в активы собственных средств

   6.коэф – т соотношения СК и ЗК (финансовый леверидж) К=ЗК/СК <0,7 Характеризует, в какой степени предприятие зависит от внешних источников финансирования, т. е. сколько заемных средств привлекла организация на 1 руб

   7. коэф-т финансирования – обратный 6.>1 Показывает, сколько заемных средств покрывается собственным капиталом

   8. К-т постоянного актива (финансовой устойчивости) -    0,7 Показывает удельный вес тех источников финансирования, которые организация может использовать в своей деятельности долгое время

Анализ этих коэффициентов  в динамике за ряд периодов позволяет  не только выявить тенденции изменения  финансовой устойчивости, но и выявить  факторы, которые помогут, в случае необходимости, восстановить финансовую устойчивость предприятия:

1.Ускорение оборачиваемости  текущих активов предприятия

2. Определение оптимальных  размеров запасов

3.Пополнение собственного  оборотного капитала за счет  нераспределенной прибыли и распределения  чистой прибыли преимущественно  в фонд накопления.

 

Вопрос 83. Диагностика вероятности банкротства: зарубежные и отечественные методики

В соответствии с отечественными методиками, основанием для признания  структуры баланса неудовлетворительной, является наличие одного из условий:

  1. коэффициент текущей ликвидности на к.г. меньше нормы (2): отношение разности оборотных средств и расходов будущих периодов к разности краткосрочных обязательств и доходов будущих периодов
  2. коэффициент обеспеченности собственными средствами ниже нормы на к.г. (0,1): отношение собственного оборотного капитала (III-I) к оборотным активам

Если эти коэффициенты ниже норматива, но наметилась тенденция  их роста, то рассчитывают коэффициент  восстановления платежеспособности: отношение  суммы коэффициента текущей ликвидности  на к.г и произведения 6/Т и разности коэффициентов текущей ликвидности на начало и конец периода к норме коэффициента

Если эти коэффициенты выше норматива, но прослеживается тенденция  к снижению, рассчитывают коэффициент  утраты.

Если коэффициент восстановления больше 1, то есть возможность восстановить платежеспособность.

К зарубежным методикам  относятся методики Z-счета:

  1. Альтмана

Z = 1.2x1 + 1.4x2 + 3.3x3 + 0.6x4 + 1x5

X1 = собственный оборотный капитал / сумма активов

X2 = нераспределенная прибыль / сумма активов

X3 = прибыль до уплаты % / сумма активов

X4 = рыночная стоимость собственного капитала / сумма заемного капитала

X5 = выручка / сумма активов

Если Z больше 2,7 – свидетельствует  о незначительной вероятности банкротства, критическое значение 1,81.

Для фирм, акции которых не котируются на бирже:

Z = 0.717x1 + 0.847x2 + 3.107x3 + 0.42x4 + 0.995x5

X1 = собственный оборотный капитал / сумма активов

X2 = нераспределенная прибыль / сумма активов

X3 = прибыль до уплаты % / сумма активов

X4 = балансовая стоимость собственного капитала / заемный капитал

X5 = выручка / сумма активов

  1. Лиса

Z = 0.063x1 + 0.092x2 + 0.057x3 + 0.001x4

X1 = оборотный капитал / сумма активов

X2 = прибыль от реализации / сумма активов

X3 = нераспределенная прибыль / сумма активов

X4 = собственный капитал / заемный капитал

Предельное значение 0,037

  1. Таффлера

Z = 0.53x1 + 0.13x2 + 0.18x3 + 0.16x4

X1 = прибыль от реализации / краткосрочные обязательства

X2 = оборотные активы / сумма обязательств

X3 = краткосрочные обязательства / сумма активов

X4 = выручка / сумма активов

Если Z больше 0,3, то у предприятия  есть долгосрочные перспективы и  низкая вероятность банкротства. Критическое  значение 0,2


 

 

 

Вопрос 90. Финансовые риски: понятие, классификация, методы оценки и способы снижения

Можно выделить два основных определения сущности экономического риска:

  1. экономический риск – возможность ущерба (финансовых, материальных и иных потерь) от реализации принятого решения
  2. экономический риск – возможность удачи получения дохода или прибыли от реализации решения.

Экономический риск проявляется при принятии хозяйственных решений в условиях неопределенности и представляет совокупность экономических, экологических, моральных и других последствий, которые могут произойти в результате осуществления решения.

Как и любая экономическая категория, предпринимательские риски выражают свою сущность в функциях. Наиболее общепринятыми являются:

  1. регулирующая. Имеет 2 аспекта:
  • негативный. Принятие и реализация решений с необоснованным риском ведет к крайним проявлениям авантюризма.
  • позитивный – выполняет роль катализатора при принятии экономических решений.
  1. защитная. Имеет 2 аспекта:
  • историко-генетический. Связан с тем, что для страхования риска отдельные хозяйствующие субъекты должны создавать средства защиты в форме резервных фондов, фондов риска, финансовых резервов.
  • социально-правовой. Состоит в необходимости обеспечения права на хозяйственный риск и закрепление его в законодательном порядке как категории правомерности экономического риска.

В экономической сфере  выделяют три основных вида риска:

1 риск предпринимателя  (заемщика). Возникает тогда, когда  в оборот направляются собственные  деньги и предприниматель сомневается в получении запланированной выгоды

2 риск кредитора. Встречается  там, где практикуются кредитные  операции и связан с сомнением в обоснованности оказанного доверия в случае уклонения должника от выполнения своих обязательств.

3 риск инфляции. Связан  с возможным уменьшением ценности  денежной единицы.

Оценка рисков проводится с целью определения вероятности  и размера потерь, характеризующих величину или степень риска. Она может осуществляться различными методами:

  1. качественными
  2. количественными
  3. комплексными.

При помощи качественного анализа можно определить возможные виды риска, факторы, влияющие на уровень риска, а также потенциальные области риска. Он может проводиться различными методами, главными из которых являются:

- метод использования  аналогов. Предусматривает поиск  и использование сходства, подобия  между явлениями, предметами, системами. Его применяют, если использовать другие методы оценки риска не представляется возможным. Но этот метод характеризуется субъективными показателями, т.к. большое значение имеют знания и опыт аналитика.

- метод экспертных  оценок. Реализуется путем обработки  мнений опытных предпринимателей и специалистов, выступающих в роли экспертов. Каждому из них предлагается оценить вероятность наступления разного рода рисков, затем мнения сравниваются и делается вывод о вероятности наступления потерь. Большое значение при этом имеет правильный подход эксперта.

При количественном анализе размеры отдельных рисков определяются математическо-статистическими методами.

Статистический  метод изучает статистику потерь и прибылей на предприятии за определенный промежуток времени, устанавливает частоту и величину получения определенного результата. На основе этого составляют прогноз на будущее.

Метод оценки вероятности ожидаемого ущерба основан на том, что степень риска определяется как произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что этот ущерб произойдет. Наилучшим является решение с минимальным значением этого показателя.

Метод минимизации  потерь основан на расчете возможности потерь при выборе определенного решения задачи. Выделяют потери, вызванные неточностью изучаемой модели и потери, вызванные неточностью и неэффективностью управления. Степень риска определяется суммой этих потерь.

Оценка риска  на основе финансового анализа является одним из самых эффективных методов. Анализ финансового состояния позволяет определить финансовую устойчивость как критерий оценки предпринимательского риска.

Главной задачей при  выборе метода управления риском является уменьшение степени вероятного риска  до максимально низкого уровня. Существуют следующие методы минимизации рисков:

1 передача риска. Суть  его заключается в том, что предприятие путем заключения договора передает риск предприятию, принимающему его на себя. Предприятие, принимающее риск, за определенную плату берет на себя обязательство по эффективной минимизации риска предприятия, его передающего.

2 хеджирование риска. Применяется в тех сферах, где движение цен на товары может оказать отрицательное влияние на прибыль предприятия. Хеджирование представляет собой механизм уменьшения риска финансовых потерь, основанный на использовании ценных бумаг, таких как форвардные и фьючерсные контракты.

3 диверсификация. Как  метод снижения рисков заключается  в распределении усилий и ресурсов между  различными видами деятельности при формировании валютного, кредитного, депозитного, инвестиционного портфеля предприятия. Т.о. с помощью диверсификации происходит усреднение отдельных видов финансовых рисков.

4 страхование и самострахование.  Сущность страхования заключается  в том, что предприятие готово  отказаться от части доходов,  чтобы избежать риска. Оно имеет  ряд ограничений:

- цена страхования должна соотноситься с размером возможного убытка

- не все риски принимаются на страхование

Вопрос 85. Дивидендная политика в управлении капиталом фирмы

Дивидендная политика – механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам в соотношении с долей их вклада в капитал предприятия.

Важной задачей дивидендной  политики является оптимальное сочетание  интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть  чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки и платежеспособности. Вместе с тем, если акционеры не получат достаточной прибыли на инвестированный капитал и начнут избавляться от ценных бумаг данного предприятия, снизится его рыночная стоимость и может утратиться контроль над акционерным капиталом нынешними собственниками.

Существуют 3 основные теории дивидендной политики:

  1. иррелевантности доходов

Основоположники Модильяни и Миллер утверждали, что стоимость фирмы определяется исключительно доходностью ее активов и инвестиционной политикой и пропорции распределения доходов между дивидендами и реинвестированной прибылью не оказывают влияния на совокупное богатство акционеров, следовательно, оптимальной дивидендной политики как повышения стоимость фирмы не существует

  1. существенности дивидендной политики

М.Гордон и Дж. Линнер считают, что дивидендная политика существенно влияет на величину совокупного  богатства акционеров. Исходя из стремления избежать риска акционеры всегда предпочтут дивидендные выплаты сегодня потенциально возможным выплатам завтра, в том числе и приросту стоимости капитала.

  1. налоговой дифференциации

Р.Литценбергер, К.Рамсван  считали, что для акционеров важен не дивидендный доход, а доход от капитализации стоимости.

Так как В США доход  от капитализации облагается налогом  по ставке меньше, чем дивиденды, поэтому  инвестиции в предприятии, накапливающие  прибыль, но не выплачивающие дивиденды, должны быть прибыльны. Но из-за разницы в ставках налогообложения этих доходов акционеры должны требовать больший дивидендный доход, чтобы компенсировать свои потери в связи с повышенным уровнем налогообложения, следовательно, предприятию не выгодно выплачивать большие дивиденды, т.к. его рыночная стоимость максимизируется при низком уровне расходов на дивидендные выплаты.

Во многих странах  ставки налогов дифференцированы для  различных категорий налогоплательщиков, поэтому дивидендная политика АО строится в зависимости от той или иной группы инвесторов.

в настоящее время  единой дивидендной политики не существует. На разных этапах становления и развития, при различных ситуациях на рынке  предприятия стремятся либо наращивать дивидендный доход акционеров, либо увеличивать накопления.

Выделяют 3 подхода к формированию дивидендной политики:

- консервативный. Ему  соответствуют методики выплаты  дивидендов по остаточному принципу  и фиксированных дивидендных  выплат

- умеренный (компромиссный). Ему соответствует методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов

- агрессивный. Ему  соответствуют методики постоянного  процентного перераспределения  прибыли и постоянного возрастания  размера дивидендов.

Механизм распределения  прибыли акционерного общества предусматривает определенную последовательность действий: из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет отчисления в резервные и другие обязательные фонды, предусмотренные Уставом. Оставшаяся часть распределяется на реинвестируемую (капитализируемую) и потребляемую (фонд потребления) части.

 

Вопрос 88. Денежные потоки: понятие, виды, расчет оптимального уровня денежных средств.

Денежный поток предприятия  – поступления и выплат денежных средств, распределяемые по времени  и обусловленные деятельностью  предприятия. Значение денежного потока как самостоятельного объекта финансового менеджмента определяется той ролью, которую денежный поток играет в формировании результатов деятельности предприятия и его развитии.

Классификацию денежных потоков производят обычно по следующим признакам:

1. по видам обеспечивающей деятельности

  • д.п. производственной деятельности
  • д.п. инвестиционной деятельности
  • д.п. финансовой деятельности

2. по направлению движения

  • положительный
  • отрицательный

3. по методу исчисления объема

  • валовой
  • чистый

4. по способу оценки во времени

  • настоящий
  • будущий (прогнозируемый)

5. по уровню достаточности

  • избыточный
  • дефицитный

Расчет оптимального потока денежных средств для предприятия  составляет одну из основных задач  финансового менеджмента.

Дисконтированный денежный поток – текущая оценка будущих потоков – определяется как сумма частного дохода и 1 плюс ставки процента на доход в степени, равной количеству периодов вложения

В целях оптимизации  объема денежных средств предприятия, необходимо определить:

  1. общую величину денежных средств
  2. долю их, которую необходимо держать на расчетном счете в банке, а которую – в виде ценных бумаг

по модели Баумоля  оптимальная величина денежных средств  определяется:

,

где F – постоянные затраты  на куплю-продажу ценных бумаг или по обслуживанию полученного займа

T – общая сумма  дополнительных денежных средств  для поддержания текущих операций  в течение периода

k – ставка дохода по ликвидным ценным бумагам или процент от предоставления имеющихся средств в кредит

 

Вопрос 86. Лизинг как инструмент долгосрочного  финансирования

В качестве привлеченных средств может быть использован  лизинг. В 1998 году были приняты Постановление  Правительства РФ «Об утверждении  государственных гарантий на осуществление  лизинговых операций» и Федеральный закон № 164-ФЗ «О лизинге».

В лизинговой сделке обычно участвуют несколько субъектов:

  • Лизингодатель
  • Лизингополучатель
  • Поставщик имущества
  • Банк (или другое кредитное учреждение), предоставляющий средства на приобретение предмета договора

Лизинговая компания может привлекать ссуды для осуществления  лизинговых операций – лизинг с  дополнительным привлечением средств, по которому осуществляется более 85% всех сделок. Любая лизинговая сделка оформляется  договором, предусматривающим лизинговые платежи, под которыми понимается общая сумма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за предоставленное ему право пользоваться имуществом. Расчет общей суммы лизинговых платежей осуществляется по формуле:

,

где – амортизационные отчисления, причитающиеся лизингодателю в текущем году

 – плата за кредитные ресурсы,  используемые лизингодателем на  приобретение имущества

 – комиссионное вознаграждение  лизингодателю за предоставление имущества (2,5 – 3% стоимости имущества)

 – плата лизингодателю за  дополнительные услуги лизингополучателю,  предусмотренные договором лизинга

 – налог, уплачиваемый лизингополучателем  по услугам лизингодателя (малые предприятия не платят).

Если договором предусмотрен выкуп имущества с выплатой указанной  стоимости в виде долей в составе  лизинговых платежей, то в лизинговые платежи включают и стоимость  выкупаемого имущества.

Лизинг позволяет быстро реагировать на изменение конъюнктуры, обновлять капитал, не прибегая к крупным инвестициям, избегать морального старения оборудования. Лизинг является более гибким, чем ссуда, так как предоставляет возможность выработать удобную для покупателя схему финансирования. Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размеры погашения, а лизинговые платежи по договоренности сторон могут быть ежемесячными, ежеквартальными, а суммы платежа – отличаться друг от друга. Погашение может осуществляться после получения выручки от реализации продукции, произведенной на оборудовании, взятом в лизинг.

Лизинговая плата относится  на издержки производства и снижает  налогооблагаемую прибыль. Риск устаревания  оборудования ложится на лизингодателя.

Недостатки лизинга:

  • лизингополучатель теряет на повышении остаточной стоимости оборудования, в частности из-за инфляции. Если в результате НТП оборудование устаревает, лизинговые платежи за него все равно не прекращаются до конца контракта
  • стоимость лизинга больше ссуды, так как риск устаревшего оборудования ложится на лизингодателя, то он берет большую комиссию для компенсации.

При расторжении договора лизинга до истечения срока по требованию лизингодателя (если лизингополучатель  нарушил условия) или по желанию  лизингополучателя, последний все равно обязан вносить лизинговые платежи или погасить их общую сумму по договору, а в некоторых случаях – заплатить неустойку.

 



Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"