Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что акцизы являются одним из источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доходы, полученные от акцизов характеризуются легкостью сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Целью работы является определение понятия «акцизы», изучение основных положений об акцизах согласно законодательству, определение роли акцизов в формировании бюджета.
Введение
Глава I: Теоретические аспекты акцизного налогообложения
1.1. Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление
1.2. Экономическая сущность акцизного налогообложения.
Глава II: Основные положения законодательства Республики Казахстан об акцизах
2.1. Понятие акцизов и объекты обложения акцизами
2.2. Плательщики акцизов
2.3. Ставки акцизов
2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов
2.5 Сроки уплаты акциза
2.6. Место уплаты акциза
2.7. Налоговый период, налоговая декларация и налоговая база
2.8. Экспорт подакцизных товаров
2.9. Импорт подакцизных товаров
Глава III: Роль акцизов в формировании государственного бюджета
3.1. Понятие государственного бюджета
3.2. Акцизы в формировании государственного бюджета
3.3. Планирование поступления акцизов в бюджет
Заключение
Список использованной литературы
Законодательное закрепление источников доходов бюджетов и основных направлений средств в бюджетах определено единством бюджетной системы. Закон устанавливает критерии формирования и использования средств государственного бюджета; конкретные источники формирования доходов государственного бюджета; налоги и платежи, направляемые на формирование местных бюджетов; основные направления в расходной части государственного бюджета и бюджетов местных Советов.
Реальность запланированных доходов и расходов обеспечивается тем, что они базируются на индикативном плане (прогнозе) экономического и социального развития страны и отдельных местных Советов, на показателях сводных финансовых планов отраслей народного хозяйства, финансовых планов предприятий, учреждений и организаций, кредитных планов Национального банка и др. банков, кассовых планах и др. Это позволяет точнее рассчитывать возможные поступления налогов и обязательных платежей в доходы бюджета, использовать часть бюджетных средств, помещая их в Национальный банк для последующего кредитования предприятий и организаций на условиях возвратности и возмездности; получать кредит от Национального банка на покрытие дефицита в бюджете.
Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств. Структура бюджета строится на основе бюджетной классификации и состоит из следующих разделов:
1)доходы:
2)затраты;
3)операционное сальдо;
4)чистое бюджетное кредитование:
5)сальдо по операциям с финансовыми активами:
6)дефицит ( профицит) бюджет;
7)финансирование дефицита
(использование профицита)
Доходами бюджета являются налоговые и другие обязательные платежи, трансферты, денежные средства, передаваемые государству на безвозмездной и безвозвратной основах.
Налоговые поступления - налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Неналоговые поступления - обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные законодательными актами РК.
Поступления от продажи основного капитала включают денежные средства:
- от продажи государственного имущества;
- от продажи товаров из государственного материального резерва;
- от продажи земельных
участков, находящихся в государственной
собственности или
- от продажи нематериальных
активов, принадлежащих
Поступления трансфертов - безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета.
Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они подразделяются на следующие виды:
1) затраты, обеспечивающие
деятельность государственных
2) затраты, связанные
с организацией и проведением
мероприятий, не носящих
3) затраты на государственный
заказ - оплата государственными
учреждениями товаров (работ,
услуг), полученных от физических,
юридических лиц и
4) денежные выплаты
физическим лицам - затраты, связанные
с платежами физическим лицам
в денежной форме в
5) иные виды затрат
на выполнение обязательств
Операционное сальдо - разница между доходами и затратами бюджета.
Чистое бюджетное кредитование - разница между бюджетными кредитами и их погашением. В зависимости от срока предоставления бюджетные кредиты подразделяются на следующие виды: краткосрочные - до 1 года; среднесрочные - от 1 года до 5 лет; долгосрочные - от 5 до 30 лет.
Cальдо по операциям с финансовыми активами - разница между суммами приобретения финансовых активов и поступлений от продажи финансовых активов государства.
Важное экономическое значение имеет принцип ежегодности бюджета. Ежегодно закрепляя Законом, Государственный бюджет представляет возможность наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных индикативным планом (прогнозом) экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровень материального обеспечения населения. В условиях тяжелого экономического кризиса и инфляции денежной системы, невозможно долгосрочное бюджетное планирование. Даже планирование бюджета на год нуждается в периодической корректировке отдельных показателей. Экономическое значение принципа ежегодности состоит в том, что представляется возможность наиболее полно учитывать эффективность действия экономических нормативов, по которым рассчитываются показатели бюджета, полнее выявлять внутрихозяйственные резервы, делать анализ роста или спада производства и его причины; определять дополнительные доходы или возникающий дефицит в бюджете.
Правовые начала лежат в основе всех стадий бюджетного планирования, соблюдения бюджетной дисциплины по поступлению доходов в бюджет и расходованию средств из бюджета. Это обеспечивается бюджетной классификацией, юридическое значение которой состоит в том, что в ее границах осуществляется компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней в области бюджетного финансирования и исполнения.
Финансирование государственных расходов - это плановый, целевой, безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств, обеспечивающий процесс расширенного воспроизводства, содержание социальной сферы, обороноспособности и управления государством, с соблюдением режима экономии, при постоянном осуществлении контроля.
В составе государственных расходов около двух третей составляют расходы государственного бюджета. Государство, при выполнении всех своих функций основные затраты покрывает средствами государственного бюджета.
Бюджетный процесс - это регламентированная нормами бюджетного права деятельность управомоченных на то органов по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, исполнению и составлению отчета о его исполнении. Бюджетный процесс состоит из 3 стадий, каждая из которых завершается разработкой пакета документов (проекта государственного бюджета или проектов местных бюджетов), либо принятием соответствующих правовых актов (Закона, Постановления, Решения).
3.2. Акцизы в формировании государственного бюджета
В 2008 году в доходах государственного бюджета акцизы заняли 1,4%. Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
Состав
и структура доходов
и расходов зависят
от направлений осуществления
бюджетной и налоговой
Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной классификации и включает семь частей:
В свою очередь доходы подразделяются на:
Эти три основные
категории бюджетных поступлен
Категория погашение кредитов, выданных из бюджета представляет собой поступления денежных средств со стороны государственных хозяйствующих субъектов по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе - кредитования в предыдущие периоды (годы).
Во второй части - расходы отражаются расходы по основным функциональным группам: государственные услуги общего характера; оборона; общественный порядок и безопасность; образование; здравоохранение; социальное обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное хозяйство; культура; спорт и информационное пространство; отрасли экономики: прочие расходы; обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.
Расходы по обслуживанию государственного долга проводятся по
функциональной группе – «обслуживание долга» с выделением государственных учреждений администраторов бюджетных программ - аппарата акимов и Министерства финансов по подпрограммам - выплата вознаграждений (интересов) по займам и выплаты комиссионных за размещение займов.
Средства, предназначенные для кредитования других экономических единиц, подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде погашений, показываются в соответствующей части - кредитовании, являющейся функциональной группой. Шестая часть - дефицит бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование: положительная разница между этими величинами означает профицит бюджета. Седьмая часть (и одновременно функциональная группа) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета отражает расходы на погашение внутреннего и внешнего государственного долга. Она имеет двойное назначение:
1) в случае дефицита
- привлечение средств из
Национального банка, коммерческих банков, реализации ценных бумаг, по зачету, остатки бюджетных средств назначало года, обращаемые на покрытие расходов) и от внешних займов;
2) при профиците - использование сверхплановых поступлений, в первую
очередь на погашение государственных обязательств или дополнительное финансирование первоочередных бюджетных программ.
Подробный перечень и группировка доходов и расходов определяются бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства. Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые планы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью. До 1996 г. бюджетная классификация содержала следующие структурные подразделения:
Однако применяемая долгое время классификация перестала отвечать современным требованиям прогнозирования, учета и контроля бюджетных средств, а также осуществления бюджетного процесса. Поэтому с 1996г. она заменена на новую, соответствующую международным стандартам. Поступления в бюджет классифицируются по четырем
подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории включают:
Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей
детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, подкласс – вид налога, специфика - конкретного плательщика или объекта налога.