Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:45, курсовая работа
Таким образом, обусловлена актуальность анализа направлений и механизма функционирования банковской системы. Целью работы является исследование проблем функционирования и перспектив развития банковской системы РФ на современном этапе.
В связи с этим необходимо рассмотреть следующие вопросы:
рассмотреть понятие банковской системы;
исследовать историю развития банковской системы РФ;
провести анализ банковской система РФ;
проанализировать текущее состояние и дать сравнение с банковскими системами других стран;
выделить проблемы функционирования банковской системы РФ;
рассмотреть перспективы развития банковской системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Понятие и сущность банковской системы РФ 6
1.2. История банковской системы РФ 10
1.3. Конкурентная среда в современном банковском секторе и тенденции в её изменении 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ 24
2.1. Финансовые показатели банковской системы России 24
2.2. Сравнительный анализ банковской системы РФ и зарубежных стран 34
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ 58
3.1. Проблемы банковских рисков и их оптимизации 58
3.2. Актуальные стратегии развития банков в условиях мирового финансового кризиса 74
3.3. Прогноз развития банковского сектора РФ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Правовой риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:
Риск потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск) - риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом.
Стратегический
риск - риск возникновения у кредитной
организации убытков в
Операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.
При оценке операционного
риска может применяться
1. Ошибки систем - любая операционная или техническая проблема, связанная с оборудованием или программным обеспечением информационных систем или коммуникационным оборудованием:
2.
Потеря операционной среды/
3.
Нарушение законодательных
4.
Мошенничество и другая
5.
Махинации на рынках капитала
- любое преднамеренное
6. Коммерческие споры - любые проблемы в отношениях между банком и третьей стороной - клиентами, контрагентами, поставщиками, акционерами и т.д. - относительно типа предложенных продуктов, техники продажи продуктов, четкости или законности контрактов, соблюдения условий соглашения между сторонами:
7.
Ошибки ценообразования и
8. Ошибки исполнения - ошибки обработки операции на любом этапе (от инициации, учета, отчетности до срока исполнения операции), такие как ошибки ввода, ошибки подтверждения, ошибки в процессе расчета, неправильная выверка и т.д.:
Таким образом, очевидно, что риски нарушения информационной безопасности банка непосредственно приводят к возникновению операционного риска.
Структура управления операционными рисками включает следующие инструменты:
Процедура самооценки риска и контроля является центральным звеном механизма управления и отслеживания операционных рисков.
Каждый банк в ходе разработки политики по управлению операционными рисками создает рабочую группу, в которую, как правило, входят специалисты следующих подразделений: управления рисками, внутреннего аудита, бухгалтерии, расчетно-кассового обслуживания, бэк-офиса.
На основании информации о «слабых» местах каждого из видов бизнеса, имеющихся в банке, составляется картография возможных операционных рисков, которая в дальнейшем, в ходе исполнения принятой политики, будет обновляться новыми фактами операционных ошибок или потерь.
Другой важной составляющей политики по операционным рискам является процедура сбора данных о внутренних операционных потерях. Целью данной процедуры являются совершенствование и усиление системы контроля для уменьшения вероятности возникновения потерь в результате операционных рисков, а также составление исторической базы данных для наполнения модели, используемой в расчете требований достаточности капитала под операционные риски.
Данная процедура регламентирует порядок, правила сбора отчетности по внутренним операционным потерям и признания задолженности в результате операционных рисков проблемной или безнадежной. Прописывается схема передачи информации между участвующими подразделениями и ответственными лицами. В процедуре также устанавливается порог декларирования для потерь, отраженных в бухгалтерском учете, и для приблизительных потерь.
В
настоящее время для
Преодоление проблем, связанных с оцениванием уровней рисков и степени их влияния, является платой за применение современных компьютеризованных банковских информационных технологий (как и стоимость последствий неожиданной реализации риска). При оценке с указанных позиций уровней рисков и их возможного влияния на характеристики деятельности и показатели состояния кредитной организации становится принципиально важна оценка достаточности принятых мер по обеспечению информационной безопасности с точки зрения осуществляемой кредитной организацией деятельности (содержания бизнес-процессов), интересов ее клиентов и ее собственных интересов, определяемых заданными целями.