Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:45, курсовая работа
Таким образом, обусловлена актуальность анализа направлений и механизма функционирования банковской системы. Целью работы является исследование проблем функционирования и перспектив развития банковской системы РФ на современном этапе.
В связи с этим необходимо рассмотреть следующие вопросы:
рассмотреть понятие банковской системы;
исследовать историю развития банковской системы РФ;
провести анализ банковской система РФ;
проанализировать текущее состояние и дать сравнение с банковскими системами других стран;
выделить проблемы функционирования банковской системы РФ;
рассмотреть перспективы развития банковской системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1. Понятие и сущность банковской системы РФ 6
1.2. История банковской системы РФ 10
1.3. Конкурентная среда в современном банковском секторе и тенденции в её изменении 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ 24
2.1. Финансовые показатели банковской системы России 24
2.2. Сравнительный анализ банковской системы РФ и зарубежных стран 34
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ 58
3.1. Проблемы банковских рисков и их оптимизации 58
3.2. Актуальные стратегии развития банков в условиях мирового финансового кризиса 74
3.3. Прогноз развития банковского сектора РФ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учитывая позитивный опыт применения Федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года". Банк России примет участие в подготовке законодательных решений, устанавливающих возможность осуществления государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (далее - АСВ) функций финансового оздоровления кредитных организаций не только в период финансового кризиса, но и на постоянной основе как элемента поддержания устойчивости и доверия к банковской системе.
С учетом практики применения Банком России и АСВ мер по предупреждению банкротства целесообразно дальнейшее совершенствование указанного механизма с целью обеспечения применения наиболее эффективных инструментов и процедур предупреждения банкротства кредитных организаций. В качестве основных направлений совершенствования данного механизма наиболее актуальным является расширение стимулов участия в предупреждении банкротства банков частных инвесторов путем предоставления Банку России возможности устанавливать специальный режим применения мер воздействия к кредитным организациям, реализующим планы мер по финансовому оздоровлению частными инвесторами без привлечения средств государства, а также уточнение правовой базы механизмов передачи имущества и обязательств банков. Кроме того, будут разработаны предложения по установлению ответственности лиц, контролирующих банк, в отношении которого АСВ осуществляет меры по предупреждению банкротства, если необходимость применения таких мер возникла в результате виновных действий (бездействия) указанных лиц.
В рамках инициатив "Группы 20" Банк России в соответствии с Принципами межгосударственного сотрудничества по кризисному управлению СФС продолжит осуществлять мониторинг разработки системообразующими банками планов реструктуризации бизнеса и дополнительного финансирования в целях обеспечения непрерывности их деятельности на случай чрезвычайных обстоятельств.
Продолжится
работа по совершенствованию
Банк России примет участие в разработке проекта изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающих уголовную ответственность за внесение в бухгалтерские, иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, существенных изменений, искажающих их действительное содержание, ложных сведений, а равно представление неполных либо заведомо ложных сведений в целях сокрытия информации о фактическом финансовом положении кредитной организации.
Важной мерой поддержки финансового рынка и минимизации для его участников последствий отзыва у кредитных организаций лицензии на осуществление банковских операций станет принятие поправок в законодательство о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, предполагающих возможность заключения участниками срочного рынка соглашений о неттинге в отношении обязательств по финансовым сделкам.
В
2011 - 2013 годах инспекционная
В целях выявления рисков на консолидированной основе и установления возможного наличия операций по сокрытию реального качества активов у кредитных организаций, входящих в банковские группы, а также подконтрольных одной группе собственников, проверки будут осуществляться одновременно и координированно.
Для получения более полной и достоверной информации о клиентах, заемщиках и владельцах банков, в том числе по вопросам подтверждения достоверности отчетности заемщиков и учредителей (участников) кредитных организаций, будет совершенствоваться взаимодействие Банка России с налоговыми, таможенными и правоохранительными органами.
Будет
проводиться поэтапная
Банком России будут предприняты меры по дальнейшему совершенствованию деятельности банковского сектора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также методологическому обеспечению деятельности кредитных организаций в части:
-
идентификации клиентов и
- оценки уровня рисков клиентов и их операций;
-
выявления, документарного
Подведем итоги изученной темы анализа банковской системы России в современных условиях.
Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы являются банки. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.
Определенные действующим законодательством фундаментальные принципы организации российской банковской системы, а именно — двухуровневая структура (Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации) и универсальные функциональные возможности банков, отвечают базовым потребностям экономики и обеспечивают благоприятные исходные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста. Указанные законодательные принципы должны быть сохранены в качестве правовой основы функционирования банковской системы.
В банковской системе сложились различные типы кредитных учреждений, качественно отличающиеся друг от друга по источникам ресурсов, характеру размещения, стратегиям развития и т.п.
Развитие российской банковской системы после финансового кризиса 1998 года происходит на фоне позитивных изменений общей макроэкономической ситуации в стране, обусловленных, прежде всего, благоприятными условиями для осуществления внешнеэкономической деятельности и выгодной мировой конъюнктурой на традиционные товары российского экспорта. Отмечаются рост производства товаров и услуг, стабилизация ситуации на валютном рынке, увеличение реальных доходов населения, повышение инвестиционной активности. Позитивным фактором стало также снижение темпов инфляции.
Наметились позитивные сдвиги в бюджетной сфере, которые проявились в увеличении налоговых поступлений в бюджет и превышении доходов бюджета над его расходами. Улучшение состояния государственных финансов позволило не прибегать к широким заимствованиям на внутреннем рынке.
Развитие
банковского сектора
К внутренним препятствиям относятся неразвитые системы управления, слабый уровень бизнес-планирования, неудовлетворительный уровень руководства в некоторых банках, их ориентация на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков. К внешним сдерживающим факторам можно отнести высокие риски кредитования, нерешенность ряда ключевых проблем залогового законодательства, ограниченные ресурсные возможности банков, прежде всего дефицит среднесрочных и долгосрочных пассивов, недостаточно высокий уровень доверия к банкам со стороны населения.
По-прежнему значительным является административное бремя, возложенное на банки в связи с отвлечением ресурсов на выполнение несвойственных им функций. Неоправданно усложнена процедура консолидации капитала (слияний и присоединений кредитных организаций). Не решен вопрос представления банками отчетности только в электронной форме.
Наряду с перечисленными факторами существуют такие проблемы методического характера, как необходимость дальнейшего развития системы рефинансирования, в том числе путем расширения круга инструментов управления ликвидностью.
Однако, несмотря на внутренние препятствия, благоприятные макроэкономические условия и либерализация валютного законодательства привели к существенному повышению активности на рынке банковских услуг кредитных организаций с иностранным участием. Основываясь на богатом опыте работы в условиях рынка, отлаженных технологиях и более дешевых ресурсах, иностранные банки демонстрируют эффективность, надежность и, соответственно, прибыльность. Конкурентные преимущества позволяют им привлекать для обслуживания крупных корпоративных клиентов.
В целом же все это приводит к возрастанию конкуренции на российском рынке банковских услуг.
Базовым условием успешного развития банковского сектора является проведение государством взвешенной, последовательной политики в этой сфере.
В целом обеспечение государством условий для развития банковского сектора осуществляется по четырем основным направлениям:
Главной задачей центрального банка является сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране.
Центральный банк Российской Федерации выполняет ведущую роль в системе органов и агентов валютного контроля; деятельность территориальных учреждений Банка России в области валютного контроля способствует обеспечению законности проведения валютных операций уполномоченными банками, хозяйствующими субъектами и физическими лицами.
Наряду с этим Банк России внес изменения в нормативную базу, направленные на создание более гибкого механизма регулирования порядка установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах.
Были представлены направления совершенствования банковской системы.
Создание государственного банка развития может быть использовано коммерческими кредитными организациями для расширения инструментов кредитования и его объемов, рефинансирования банковского сектора и распределения кредитных рисков.
В заключение необходимо отметить, что, по сути, именно действующее правовое регулирование является существенным ограничителем дальнейшего развития рынка, роста объемов кредитования реального сектора экономики и розничных потребителей, барьером на пути внедрения современных механизмов риск-менеджмента, причиной неконтролируемого увеличения кредитных, процентных и валютных рисков финансовой системы, и, наконец, в целом, тем фактором, который снижает конкурентоспособность национального финансового рынка России.
Важно организовать изучение международного опыта в сфере регулирования банковского сектора и финансового рынка, ориентированного на принципы и подходы законодателей Европейского Союза; обеспечить разработку концепций законодательных изменений и совершенствования отдельных правовых институтов; наконец, инициировать подготовку проектов федеральных законов, а также подзаконных нормативных актов.