Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 01:06, дипломная работа
Целью дипломной работы. Целью дипломной работы является анализ действующей практики предоставления услуг коммерческими банками в Республики Казахстан. Анализ депозитного рынка РК, кредитоспособности, анализ автоматизированных процессов в банках. Рассмотрены пути решения проблем, возникающих на рынке банковских услуг.
ВВЕДЕНИЕ……………………………….………………………………………2
Теоретические аспекты предоставления услуг коммерческими банками……………………………………………………………………..6
Сущность банковских услуг и продуктов…………………………6
Классификация банковских услуг…………………………………10
Анализ действующей практики предоставления услуг
коммерческими банками в РК…………………………………………….21
Депозитный рынок на современном этапе………………………..21
Анализ кредитной деятельности банка……………………………43
Особенности обслуживания банковских карточек………………56
Проблемы и перспективы развития банковских услуг в РК……………62
Проблемы внедрения новых услуг…………………………………62
Пути решения проблем, возникающих на
рынке банковских услуг…………………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………81
Процесс кредитования связан с действием многочисленных факторов риска, способных повлечь за собой несвоевременность погашения ссуды, что ухудшит положение банка. Поэтому банк уделяет особое внимание изучению кредитоспособности заемщика и оценки рисков, сопровождающих данный кредит. Основной целью изучения кредитоспособности является определение способности и готовности заемщика вернуть ссуду в соответствии с условиями договора. Банк не только оценивает кредитоспособность клиента на определенную дату, но и прогнозирует его финансовую устойчивость на перспективу. Анализ кредитоспособности заемщика начинается с анализа источников погашения кредита.
С развитием рыночных
отношений возникла
Также используется
«правило пяти си», где
При анализе «характера»
заемщика банк стремится
Анализ «капитала» показывает, сколько и какой капитал имеется у заемщика (собственный капитал, привлеченный капитал, оборотный капитал и внеоборотный капитал).
Финансовые возможности
– способность заемщика
Под «общими экономическими
условиями» понимается
Анализ информационной
базы о клиенте должен
Кроме финансового анализа, в экспертное заключение вносятся данные о руководителях предприятия, маркетинговые исследования (сведения о конкурентах, коньюктура рынка и др.) и в итоге делается вывод о финансовом положении заемщика.
Кредитоспособность заемщика определяется одинаково, как при внутреннем кредитовании, так и при внешнем кредитовании с той лишь разницей, что при международном кредитовании банки учитывают такие риски как:
Целью анализа индивидуальных заемщиков является оценка риска, связанного с кредитованием частных лиц, т.е. может ли данное физическое лицо своевременно вносить проценты и др. платежи. В разных странах и даже у разных банков имеются значительные различия в методике анализа, но не смотря на это их объединяют общие принципы. Как бы ни многообразны были факторы, из которых складывается репутация отдельной личности, их можно условно сгруппировать по принципу принадлежности к определенной сфере деятельности человека:
- социальной: возраст,
семейное положение, число
- профессиональной: образование, профессия, квалификация, род занятий, продолжительность работы на одном месте,
- имущественной: какое в наличии имущество,
- специальной: отражает отношения заемщика с обслуживающим банком.
Важной особенностью кредитования как частных лиц так и юридических является тот факт, что в центре процесса предоставления кредита стоит человек, независимо от вида предоставляемого кредита. Каждый банк разрабатывает собственную систему оценки кредитоспособности клиента на основе экспертном заключении, которая представляет собой взвешенную оценку личных качеств и финансового состояния заемщика. Практически для всех потребительских ссуд доход заемщика является основным источником их погашения. Банк оценивает достаточность собственных средств заемщика для своевременного погашения ссуды. Для установления размера адекватного покрытия кредитного риска по потребительским ссудам банки рассчитывают специальные показатели, характеризующие минимальный размер платежей погашения ссуды и максимальный размер задолженности по отношению к доходам заемщика:
К=(мин. размер
платежей погашения ссуды/
К=(максимально
допустимый размер
2.3. Особенности обслуживание
Совершенствование экономического механизма в условиях перехода к рынку предъявляет все более высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания частных лиц.
В этих условиях вопросы автоматизации
и механизации приобретают
В настоящее время на основе широкого
использования автоматизации
Основными целями создания принципиально новой системы банковского обслуживания населения являются:
Поэтапная разработка и реализация
программных безналичных
Следующий этап – это
внедрение магнитных и
В нашей республике разработана концепция создания комплексной автоматизированной системы безналичных расчетов населения. Кроме вопросов безналичных расчетов за товары и услуги в концепции комплексно рассмотрена проблема банковского обслуживания населения. Концепция предусматривает возможность идеологического и технического единства различных банковских систем, что является обязательным условием создания единой общегосударственной системы денежного обращения и гарантией высокой рентабельности любого банка.
В деятельности банков западных стран практически не осталось таких областей и видов операций, куда бы ныне не вторглись компьютеры и другая электронная техника.
Автоматизация широко затронула многие традиционные технические виды банковского обслуживания клиентов, такие например, как инкассирование чеков, оплата счетов, перевод средств и т.д. Новая техника применяется при обработке денежных и бухгалтерских документов, а также для коммуникационной взаимосвязи банков со своими отделениями, филиалами и другими кредитными институтами. Кроме того, она используется банками для сбора, накопления, хранения, обработки анализа, передачи на расстояние и предоставления клиентам разнообразной информации о кредитных сделках, денежных платежах и расчетах и т.д., а также возможных сведениях о конъюнктуре рынков, состоянии экономики и многих других.
Процесс автоматизации
разворачивается в кредитно-
При осуществлении балансовых операций и Нарбанк все больше использует современные компьютерные системы и новые информационные технологии.
По данным за 1999 г. в учреждениях банка республики функционировало 4653 рабочих станций, 659 модемов, 1432 источников бесперебойного питания, оргтехника была представлена 81 ксероксом и 54 факсоаппаратами. Уровень автоматизированности учреждений Нарбанка по сотоянию на 1 марта 2000 года составил 75%. Это позволило значительно ускорить обмен информацией между структурными звеньями, повысить скорость и качество расчетов по банковским операциям.
Наибольший прогресс
в области автоматизации
Степень автоматизации
у нас в Мангистауском
А в целом по республике составляет – 92%, филиалов – 73% и лицевых счетов – около 92% (см. таблицу 1).
Таблица 1
Степень автоматизации учреждений
Народного банка Республики Казахстан в 2000 г. (по вкладам населения)
Области |
отделений |
филиалов |
лицевых счетов | |||
кол-во автом. |
% авто-матиз. |
кол-во автом. |
% авто-матиз. |
кол-во автом. |
% авто-матиз. | |
Акмолинская |
14 |
100 |
183 |
88,4 |
859236 |
95,6 |
Актюбинская |
11 |
64,7 |
81 |
45,3 |
347207 |
73 |
Алматинская |
19 |
100 |
197 |
100 |
2296885 |
100 |
Атырауская |
5 |
65,5 |
26 |
53,1 |
119462 |
74,7 |
Вост.-Казах. |
16 |
100 |
133 |
91,6 |
1074643 |
97,5 |
Жамбульская |
12 |
100 |
97 |
100 |
758364 |
100 |
Жезказганская |
10 |
100 |
89 |
100 |
422479 |
100 |
Зап.-Казах. |
17 |
100 |
29 |
17,6 |
412785 |
70,6 |
Карагандинская |
18 |
100 |
198 |
98 |
1720125 |
99 |
Кзыл-Ординская |
9 |
100 |
83 |
100 |
308853 |
100 |
Кокшетауская |
17 |
100 |
197 |
84,5 |
638583 |
93,4 |
Костанайская |
18 |
100 |
226 |
100 |
1210310 |
95,3 |
Мангистауская |
6 |
100 |
44 |
100 |
275000 |
100 |
Павлодарская |
16 |
100 |
150 |
74,6 |
1025980 |
99 |
Сев.-Каз. |
13 |
100 |
174 |
96,7 |
676228 |
98,2 |
Семипалатинская |
13 |
76,5 |
32 |
17,9 |
456681 |
62,8 |
Талдыкорганская |
12 |
85,7 |
28 |
22 |
521240 |
83 |
Торгайская |
5 |
45,5 |
35 |
25,4 |
196914 |
68,5 |
Южно-Казах. |
20 |
100 |
110 |
64,3 |
848336 |
81 |
Ленинская |
1 |
100 |
4 |
100 |
38000 |
100 |
Итого |
252 |
92 |
2136 |
72,6 |
14317311 |
91,9 |
Механизм функционирования системы электронных денежных расчетов индивидуальных клиентов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов. В сфере денежного обращения пластиковые карточки являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.
Все пластиковые карточки, предназначенные для расчетов могут быть личные и корпоративные. Банки выдают личные карточки частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам, после анализа «кредитной истории» последних и открытия ими текущего счета в этом банке, либо внесения страхового депозита. Корпоративные карточки выдаются юридическим лицам под их гарантии и обеспечение, также после анализа платежеспособности юридического лица. Пользоваться корпоративными карточками могут сотрудники организации получившей карточки.
В процессе формирования системы электронных денежных расчетов на Западе была создана организация ISO (International Standarts Organization), которая разработала определенные стандарты на внешний вид пластиковых карт; порядок нумерации (образования) счетов; формат магнитных полос; формат сообщения, посылаемого владельцу карточки о его операциях. Членами ISO являются такие крупные эмитенты карточек, как VISA, Master Card, American Express.
Западные экономисты считают, что пластиковые карточки являются важнейшим элементом так называемой «технологической революцией» в банковском деле. И это так. Именно пластиковые карточки в ряде случаев выступают ключевым элементом электронных банковских систем.
Полнота функций платежной системы современного государства определяется наличием такого платежного инструмента, как пластиковые карточки различных моделей и назначения. По технологии обработки – кредитные, дебетные, предварительской оплаты, электронного кошелька.
Основное различие между дебетовой и кредитовой технологиями заключается в том, что дебетная технология работает с расчетным счетом клиента, а вторая с кредитным.
В мире имеется три основных системы карточек VISA, Master Card / Europay и American Express, и все они в настоящее время обслуживаются в Казахстане.
В конце 1993 г. Alembank первым в Казахстане приступил к обслуживанию карточек VISA, а в 1994 г. Master Card.
Вот уже 5 лет Народный банк приступил к выпуску собственных карточек Master Card. Здесь практикуются в основном «зарплатные» карточки для физических лиц, когда заключается договор с предприятием о начислении зарплаты на карточки. По этим карточкам можно погашать задолженности по краткосрочным (1-3 лет) кредитам и получить под залог деньги авансированного займа, который тоже широко используется (практикуется) в настоящее время.