Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 04:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теории и практики бухгалтерского учета ценных бумаг на организации.
Для достижения данной цели, поставлены следующие задачи:
проанализировать основные понятия учета ценных бумаг;
рассмотреть нормативно-правовое регулирование учета ценных бумаг;
рассмотреть специфику отражения учета расчетов по ценным бумагам в организации в счетах бухгалтерского учета;
К счету по необходимости могут открываться иные субсчета, к примеру, для отражения информации о процентах по ценным бумагам открывается субсчет n - "Оплаченный процент".
Отражение в бухгалтерском учете операций по приобретению, реализации и прочему выбытию ценных бумаг производится на дату перехода права собственности и иных вещных прав.
В бухгалтерском учете операции по движению ценных бумаг в связи с приобретением и переходом на них права собственности и иных вещных прав отражаются по счету 58 "Финансовые вложения" в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов, внереализационных доходов и расходов и других по фактической цене приобретения. При этом по ценным бумагам с процентным доходом из фактической цены приобретения выделяется сумма накопленного процента, которая учитывается обособленно от стоимости ценной бумаги.
По ценным бумагам с процентным доходом в случае возможности его выделения в бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Организации, производящие переоценку вложений в ценные бумаги, отражают отдельно сумму оплаченного процента, причитающегося к получению на момент приобретения, только в случае, если котировки данных ценных бумаг не включают в себя сумму процента, начисленного с момента его последней выплаты.
Получение дохода отражается по дебету счетов учета денежных средств или расчетов и кредиту счета 58 "Финансовые вложения" субсчет "Оплаченный процент".
Разница между полученным и уплаченным процентом по каждому отдельному выпуску ценных бумаг подлежит списанию со счета 58 "Финансовые вложения" субсчет "Оплаченный процент" на счет 90 "Реализация" или 91 "Операционные доходы и расходы" в день реализации (погашения) ценной бумаги или выплаты процента по данной ценной бумаге.
В случае погашения ценных бумаг доходы, начисленные с момента их последней выплаты до момента реализации, списываются с кредита счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" субсчет "Проценты по ценным бумагам" в дебет счетов реализации.
В бухгалтерском учете начисление процентов отражается по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции с кредитом счета 90 "Реализация" или 91 "Операционные доходы и расходы". Получение процентных доходов отражается по дебету расчетных счетов в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
В определенных случаях по ценным бумагам, удерживаемым до погашения, может создаваться резерв на покрытие возможных убытков по ценным бумагам, под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги. К объективным признакам обесценения относится ставшая известной владельцу ценных бумаг информация о таких событиях как нарушение условий договора; вероятность банкротства или реорганизации эмитента; исчезновение активного рынка для данной ценной бумаги по причине финансовых трудностей.
Информация о резервах под обесценение вложений организации в ценные бумаги обобщается и отражается в бухгалтерском учете по счету 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги", аналитический учет по которому ведется по каждому резерву. Создание таких резервов происходит 31 декабря каждого года за счет операционных доходов.
Если до конца года, следующего за годом создания резервов под обесценение вложений, они в какой-то части не будут использованы, то неизрасходованные суммы подлежат восстановлению в составе операционных доходов. При наличии объективных признаков убытка от обесценения ценных бумаг, удерживаемых до погашения, учитываемых по балансовой стоимости, величина убытка определяется как разность между балансовой стоимостью ценной бумаги и дисконтированной стоимостью предполагаемых будущих потоков денежных средств.
Для того чтобы приобретенные ценные бумаги были зачислены на бухгалтерский счет 58 «Финансовые вложения», т.е. признавались финансовыми вложениями, а не дебиторской задолженностью организации, необходимо единовременное выполнение следующих условий:
Возможность организации контролировать будущие экономические выгоды, заключенные в активе, признаваемом финансовыми вложениями, как правило, проистекает из юридических прав, в частности права собственности, которое охраняется законом и может быть защищено в суде.
Момент перехода прав на ценные бумаги определяется законодательством и зависит от вида ценных бумаг, а также способа их хранения и учета. Свидетельством контроля являются, например, надлежаще оформленные документы, подтверждающие наличие у организации прав на данный объект и на получение денежных средств или иных активов, вытекающее из этих прав. При отсутствии права собственности значительно труднее демонстрировать наличие контроля. Однако правовая защищенность не является единственным условием контроля, поскольку организация может контролировать будущие экономические выгоды другими способами.
При выполнении условий в бухгалтерском учете инвестора полная стоимость приобретенных ценных бумаг переносится со счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в дебет счета 58 «Финансовые вложения». Если условия признания ценных бумаг выполнены, но эти бумаги не оплачены полностью инвестором, то на счет 58 «Финансовые вложения» зачисляется полная сумма затрат на приобретение согласно договору, а непогашенная сумма продолжает учитываться на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в качестве кредиторской задолженности. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению ценных бумаг, учитываются в качестве дебиторской задолженности.[14, с.98]
Таким образом, основаниями для принятия ценных бумаг к бухгалтерскому учету являются:
Все ценные бумаги, хранящиеся в организации (облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, векселя, акции), должны быть описаны в книге учета ценных бумаг.
Книга учета ценных бумаг должна быть сброшюрована, скреплена
печатью организации и подписями руководителя и главного бухгалтера, страницы пронумерованы.
Исправления в книгу учета ценных бумаг могут вноситься лишь с разрешения руководителя и главного бухгалтера с указанием даты внесения исправлений.
В случае ведения книги учета ценных бумаг с помощью средств вычислительной техники результатная информация может формироваться в виде выходного документа на машиночитаемых носителях. Распечатка информации с машиночитаемых носителей осуществляется по мере необходимости или требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры, но не реже одного раза в год.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) ответственность за организацию хранения книги учета ценных бумаг несет руководитель организации.
Открытое акционерное общество «РИАТ» (далее именуемое «Общество»), создано в результате реорганизации путем преобразования Общества с ограниченной ответственностью «РИАТ», зарегистрированного 6 мая 1992 г., Постановление мэра г. Набережные Челны № 280/35 от 6.05.92 г., по решению внеочередного Общего собрания участников ООО «РИАТ» ( протокол № 11 от «23» декабря 2000 года).
Общество действует на основании настоящего Устава и законодательства Российской Федерации.
Место нахождение Общества: Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Набережные Челны.
Почтовый адрес: РФ, РТ, г. Набережные Челны, улица Пушкина, дом 4.
В состав акционеров Общества могут входить физические и юридические лица, в том числе иностранные, признающие положения настоящего Устава Общества. Доля уставного капитала, принадлежащая на правах собственности иностранным инвесторам, не может превышать величину, установленную законодательством РФ.
Целью деятельности Общества является извлечение прибыли и использование ее в интересах акционеров.
Целями деятельности Общества являются:
Право Общества осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
При реорганизации, ликвидации или прекращении работ, содержащих государственную тайну, Общество обязано обеспечить сохранность этих сведений и их носителей путем разработки и осуществления системы мер защиты информации, противодействия иностранным техническим разведкам.
Общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном действующим законодательством.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета разработана в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.), ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.), Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.), приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет Генеральный директор Общества в соответствии с действующим законодательством.
Решение задач бухгалтерского учета возлагается на бухгалтерскую службу ОАО «РИАТ».
Главный бухгалтер административно и функционально подчиняется непосредственно Управляющему Директору ОАО «РИАТ».
Организационная структура бухгалтерии (перечень секторов бухгалтерского учета) утверждается Генеральным Директором ОАО «РИАТ».
Перечень функциональных обязанностей каждого из секторов бухгалтерии определяется Главным бухгалтером, закрепляется должностной инструкцией работника. Бухгалтерия обеспечивает хранение первичных и сводных учетных документов, составленных ею в процессе ведения бухгалтерского учета.
Система внутреннего контроля ОАО «РИАТ» представляет собой комплекс организационных и других мер, призванных обеспечить:
- ведение бухгалтерского учета по ОАО «РИАТ» в соответствии с действующим законодательством;
Информация о работе Бухгалтерский учет ценных бумаг в организации