Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Раскрыть понятие «бюджет» и его социально-экономическая роль в государстве; 2. Рассмотреть бюджетную политику; 3. Исследовать эволюцию бюджетной политики России в постсоветский период; 4. Рассмотреть бюджетную политику в развитых странах Запада и РФ.
Объектом исследования является бюджетная политика Российской Федерации. Предметом исследования выступают бюджетные отношения и процессы.
Введение
Глава I. Бюджетная политика государства - центральное звено финансовой политики государства
Понятие «бюджет» и его социально – экономическая роль в государстве
Бюджетная политика: задачи, типы, виды, методы, механизм реализации
Глава II . Эволюция бюджетной политики в РФ в постсоветский период (90-е и 2000 годы)
2.1 Эволюция бюджетной политики в области расходов
2.2 Эволюция бюджетной политики в области доходов
2.3 Политика по балансированию бюджета
2.4 Бюджетная политика в РФ в условиях финансово-экономического кризиса
Глава III Бюджетная политика в развитых странах Запада и РФ: сравнительный аспект
Заключение
Список литературы
1) В Нидерландах, Швеции, Швейцарии, Люксембурге и Испании, действует классическая система, в соответствии с которой распределяемая и нераспределяемая части прибыли облагаются по единой ставке, что приводит к двойному налогообложению дохода (эта система также распространена в США, Австралии и Новой Зеландии).
2) В Великобритании, Франции,
Канаде, Бельгии, Дании, Ирландии,
Италии применяется так
3) В Австрии, Финляндии,
Греции и Норвегии
Германию сложно отнести к какой-либо группе, поскольку здесь применяется комбинированная система: ставки налога на распределяемую и нераспределяемую части прибыли различные, но при этом конечные акционеры получают компенсацию при распределении дивидендов.
Доля поступлений от взносов на социальное страхование существенно различается по странам. Они являются основным источником доходов во Франции, Германии, Испании и Австрии, а в Дании и Исландии, напротив, занимают незначительное место. Их низкая доля в Дании компенсируется поступлениями от налогов на доходы, а в Исландии возмещается потребительскими налогами. В целом европейские страны могут быть разделены на три группы в зависимости от степени использования бюджетной политики в качестве инструмента регулирования национальной экономики. Ограниченная жесткими критериями политики бюджетная политика в зоне евро не обладает достаточной гибкостью для эффективной корректировки экономического цикла. В странах, не входящих в ЕС, роль бюджетной политики как инструмента макроэкономического регулирования возрастает по мере увеличения зависимости национальной денежной политики от политики ЕЦБ. В условиях фиксированного валютного курса и единой денежной политики, проводимой в рамках ЭВС, бюджетная политика остается единственным инструментом экономического регулирования национальной экономики, однако ее антициклическое использование крайне жестко ограничено пактом стабильности. Бюджетный процесс является одним из немногих аспектов экономической политики, который наиболее четко показывает связь между политической структурой общества и структурой экономики страны. Под структурой экономики мы понимаем как общий размер государства, так и относительные расходы по основным бюджетным категориям.17 Достаточно разумной моделью формирования расходной части бюджета является задача максимизации функции полезности государства при бюджетных ограничениях. Сама же функция полезности зависит от определенной специфики данной страны. При этом мы абстрагируемся от таких факторов, таких как лоббирование, которые могут искажать бюджетные решения, оптимальные с точки зрения государства. Для внесения определенной идеологической составляющей в процесс определения приоритетов бюджетной политики государств разделим все расходные статьи на две группы. К первой группе относятся расходы на социальное обеспечение, расходы на здравоохранение и на образование, и мы будем их называть «социальными» расходами. Ко второй группе – расходы на государственное управление, оборону и правоохранительную деятельность, и определим их как «силовые» расходы. Бюджетные статьи, отнесенные к первой группе, характеризуют расходы на повышение уровня жизни более бедных слоев населения и отражают большую склонность общества к перераспределению доходов. Расходные статьи из второй группы показывают стремление на усиление государства с внешней стороны (его военной и политической мощи), а также способность поддержания порядка внутри страны (правоохранительная деятельность игосударственное управление). Распределение средств между двумя этими группами расходов зависит от того, что государство считает для себя более приоритетным: повышение среднего уровня жизни или укрепление государства.18 Разделение на «социальные» и «силовые» расходы позволяет выявить приоритеты для каждого отдельно взятого государства, делать сравнительный анализ параметров бюджетной политики разных стран. На рисунке 1 схематично изображены бюджеты стран ОЭСР и стран спереходными экономиками. По горизонтальной оси отложены расходы на государственное управление, правоохранительную деятельность и оборону. По вертикальной оси – расходы на социальное обеспечение, образование и здравоохранение. Показательным является тот факт, что для развитых стран доминирующим фактором является социальная справедливость, а не расходы на укрепление государства. Среди развитых стран выделяются США и особенно Израиль, где, несмотря на существенные социальные расходы, доля «силовых» значительно выше среднего по группе. Абсолютным «аутлайером» среди стран ОЭСР является Южная Корея, доля расходов на оборону превышает 25% от общих расходов при среднем значении для развитых стран 14%. Россия, Грузия, Азербайджан, Киргизия и Таджикистан относятся к странам с большой долей «силовых» расходов и незначительной – «социальных». Структура бюджетов Казахстана и Белоруссии сходна с показателями стран Восточной Европы и развитых стран.
Таким образом, по своей структуре бюджет России достаточно далек от структуры бюджетов развитых стран. Бюджетная политика нашего государства характеризуется повышенным вниманием к укреплению власти государства, а не к повышению уровня жизни населения. Однако из этого не следует, что расходы на оборону в России являются завышенными по сравнению с европейскими странами. Существует целый ряд объективныхпричин, способствующий этому факту. Во-первых, Россия и страны Европы характеризуются разными уровнями риска возникновения вооруженных конфликтов. Во-вторых, низкие расходы на оборону в странах Европы, входящих в НАТО, можно объяснить своего рода эффектом экономии от масштаба. Тем не менее, для России, расходы на образование, здравоохранение и социальную сферу являются анормально низкими для данного уровня расходов на оборону, государственное управление и правоохранительную деятельность.
Заключение
По итогам исследования можно сказать, что бюджетная политика является центральным звеном развития сектора государственного управления. Представляя собой комплекс решений и мероприятий по осуществлению бюджетного процесса и исполнению государственных функций, она оказывает определяющее воздействие практически на все области жизнедеятельности. Это достигается посредством планирования достижения целевых показателей доходов и расходов государственного бюджета и распределения его денежных ресурсов по приоритетным направлениям бюджетной политики. Данные направления определяются Президентом России в ежегодном Бюджетном послании Федеральному Собранию, что является главным основанием для разработки проекта закона о федеральном бюджете на следующий год и плановый период. Приоритеты бюджетной политики объединяются в несколько взаимосвязанных блоков, среди которых особо можно выделить политику: в области доходов, расходов, управления государственным долгом, межбюджетных отношений.
Список литературы
1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 486 с.
2. Акиндинова Н.В., Петроневич М.В. Устойчивость бюджетной сферы в 2010-2012 гг. // Форсайт. - 2009. - №12. - с. 34
3. Каплина А.В. Проблемы укрепления доходной
базы местных бюджетов // Финансовые исследования.
- 2007. - №15 [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://finis.rsue.ru/2007-2/
4. Финансы [Текст]: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с.
5. Финансы: [Текст]: учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. -- М: Юрайт-М, 2004. - 504
6. Банк России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан.- [М.,2010.]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru
7. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М., 2010]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
8. Минфин РФ [Электронный ресурс]. - Электрон. дан.- [М.,2010]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru
9. Сайт Председателя Правительства РФ
В.В. Путина. [Электронный ресурс]. - Электрон.
дан. - [М.,2009]. - Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/
1 Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - с.15
2 Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - с.18.
3 Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - с.28
4
Сайт Председателя Правительства РФ В.Путина.
- Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/
5 Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - с.39
6 Заключение Центра макроэкономических
исследований и стратегических разработок
БДО Юникон по проекту Федерального закона
о бюджете. - с. 8 [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.bdo.ru/media/smi/
7 Сайт Председателя Правительства РФ
В.В. Путина. [Электронный ресурс]. - Электрон.
дан.- [М.,2009]. - Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/
8 Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - с.36
9
Каплина А.В. Проблемы укрепления доходной
базы местных бюджетов // Финансовые исследования.
- 2007. - №15 [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://finis.rsue.ru/2007-2/
10 Сайт Председателя Правительства РФ
В.В. Путина. [Электронный ресурс]. - Электрон.
дан.- [М.,2009]. - Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/
11 Каплина А.В. Проблемы укрепления доходной
базы местных бюджетов // Финансовые исследования.
- 2007. - №15 [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://finis.rsue.ru/2007-2/
12 Сайт Председателя Правительства РФ
В.В. Путина. [Электронный ресурс]. - Электрон.
дан.- [М.,2009]. - Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/
13 Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - с.30
14 Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023г. Минфин РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru
15 Финансы: [Текст]: учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. -- М: Юрайт-М, 2004. - с.12
16 Финансы: [Текст]: учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. -- М: Юрайт-М, 2004. - с.16
17 Финансы: [Текст]: учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. -- М: Юрайт-М, 2004. - с.20
18 Финансы: [Текст]: учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. -- М: Юрайт-М, 2004. - с.22.