Бюджетная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 20:55, контрольная работа

Краткое описание

Цель проведения этих реформ:
поддержание макроэкономической и финансовой стабильности в государстве;
обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств всех уровней власти в стране;
повышение отдачи от бюджетных ассигнований и достижение на этой основе более высокого экономического и социального эффекта;
формирование налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающий необходимый уровень доходов бюджетной системы;

Содержание

Введение
Глава 1.
.1 Изменения в бюджетной системе РФ с 1998 по 2008 гг
.2 Реформы бюджетной системы с 2008 года
.3 Задачи бюджетной политики в области расходов в социальной сфере
Глава 2. Социальные расходы в Нижегородской области с 2008 по 2011 гг
.1 Общая статистика расходов на социальную политику
.2 Статистика социальных расходов по статьям
.3 Параметры областного бюджета с 2009 по 2011 гг
Глава 3. Проблемы социальных расходов и возможные пути их решения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

бюджет.....doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Следующая новация Кодекса с 2008 г. - бюджетная смета, новый инструмент в руках главных администраторов бюджетных средств по управлению подведомственными ему получателями бюджетных средств. Бюджетная смета дает возможность главному распорядителю с любой степенью детализации регулировать финансовую деятельность бюджетного учреждения. Это зависит от того, какие права будут даны руководителям бюджетных учреждений.

В течение 2008 г., в рамках переходных положений Бюджетного кодекса все участники бюджетного процесса должны отладить свои внутренние организационные процедуры таким образом, чтобы не было сбоев при составлении и исполнении бюджета. К необходимым мероприятиям относятся: создание и внедрение эффективной системы финансовой информации, обеспечивающей своевременное предоставление менеджерам на всех уровнях иерархии необходимых им сведений в удобной для них форме; создание действенной системы внутреннего аудита, способной стать главным средством, обеспечивающим недопущение нарушений и повышение эффективности управления расходами, а также изменение объекта внешнего аудита: перенос акцента с проверки соблюдения целевого назначения бюджетных средств, достоверности финансовой отчетности и выполнения требований нормативно-правовых актов на оценку функционирования системы внутреннего контроля и аудита эффективности бюджетных расходов; и многое другое.

Успех бюджетной реформы, предполагающей наделение бюджетных менеджеров широкими полномочиями по управлению расходами и результатами, будет зависеть от создания и укрепления институтов, регулирующих их поведение в процессе закупок товаров, работ и услуг, иерархическую и публичную подотчетность, открытость для общественности всех операций и решений в рамках выполнения конкретных функций, поддержание и совершенствование систем внешнего контроля, создание систем внутреннего контроля и аудита.

 

.2 Реформы бюджетной системы  с 2008 года

 

Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Реформы БС направлены на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Целью реформ бюджетного процесса (процесс по составлению и рассмотрению бюджетов и контролю за ними) является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать модель бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между получателями бюджетных с достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах долгосрочных объемов бюджетных ресурсов ("потолков" расходов).

За последние годы наиболее значимой реформой стало разделение стабфонда. Стабилизационный фонд РФ - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта: на 2010 год - 4,5 % от ВВП, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП.

Фонд национального благосостояния На 1 января 2011 г. составил 2 695,52 млрд. рублей, что эквивалентно 88,44 млрд. долларов США.

Фонд национального благосостояния предназначен для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Резервный фонд создан в целях осуществления нефтегазового трансферта (объем нефтегазовых доходов от ВВП: 2010 - 4,5%, 2011 - 3,7%) в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. На 1 января 2011 составил 775,21 млрд. рублей, что эквивалентно 25,44 млрд. долларов США.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

С 2007 года действует Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления в РФ:

Укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ

Создание стимулов для:

Увеличения качества управления финансами- увеличение доходов субъектов РФ

Повышение прозрачности региональной и муниципальных финансов

Оказание методологической и консультационной помощи субъектами РФ в целях повышения эффективности управления качества муниципальных и государственных финансов, а также в целях реализации реформы местного самоуправления.

Для проведения реформы бюджетной системы с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период. Порядок применения действующих в настоящее время в бюджетной сфере нормативных документов, а также многочисленные мероприятия, которые планируется провести в ходе этого периода, обозначены в статье 33 Закона № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

На 2009 - 2012 годы в рамках реализации бюджетной реформы поставлена задача реализации таких важных механизмов и принципов функционирования бюджетной системы страны, как обеспечение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, ориентация их использования на конечные результаты деятельности государственных учреждений, внедрение процедур внутреннего контроля аудита.

Данная задача решается по следующим направлениям:

Организация перспективного бюджетного планирования. Начиная с 2008 года, федеральный бюджет, а также бюджеты большинства субъектов РФ планируется не только на текущий, но и на два последующего года. ( в связи с кризисом временно приостановлено планирование)

Повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств

Совершенствование системы стимулирования работников бюджетных учреждений на конечный результат их основной деятельности. Так, с 01.12.2008 г. все государственные бюджетные учреждения страны переводятся на новые условия оплаты труда. Новая система оплаты труда работников государственных учреждений имеет целью достичь более полного соответствия стоимости труда указанных работников их квалификации, объему, сложности, интенсивности и результативности их труда, а также приведение системы дифференцирования размеров заработной платы в зависимости от должностей и категорий работников в соответствие с уровнем, сложившимся в народном хозяйстве страны в целом.

1.3. Задачи бюджетной политики  в области расходов в социальной  сфере

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 гг. от 25 мая 2009 г. одной из основных задач государства обозначено «устойчивое выполнение социальных обязательств». В этих целях был обозначен ряд основных задач. Проанализируем эти задачи с точки зрения необходимости проведения государственного финансового контроля расходов средств федерального бюджета в отраслях социальной сферы и комплексного контроля бюджета.

«Обеспечить исполнение социальных обязательств. При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот». Этот пункт касается государственного финансового контроля расходов на социальную сферу, так как для начала необходимо оценить текущее состояние социальной помощи и ее адресатов путем оперативного контроля, затем посредством предварительного контроля проанализировать новый порядок ее предоставления, и в заключение проверить эффективность по результатам принятых мер.

«Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы». Здесь речь идет о комплексном финансовом контроле исполнения федерального бюджета, а также оперативном контроле над исполнением бюджета во избежание роста дефицита.

«Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля».

В данном случае необходимо применение новых методов контроля, в частности, проведение аудита эффективности бюджетных расходов. Именно методологией финансового контроля должны быть разработаны обозначенные индикаторы.

«Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты. Контроль над целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов».

В Бюджетном послании, таким образом, присутствует прямое указание на необходимость совершенствования финансового контроля расходов в социальной сфере.

«Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы». Данный пункт несет в себе общий макроэкономический смысл любой стабильно функционирующей экономики, так как именно реальный сектор является ее основой. Без развития экономики невозможно проведение сбалансированной социальной политики.

«Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств. Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений». В данном пункте необходимость проведения ГФК расходов в отраслях социальной сферы обусловлено тем, что именно в ходе контроля выявляется положительный эффект от вложенных средств и целесообразность перехода к национальным проектам.

«Усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов». Осуществление крупных госзакупок контролируется Счетной палатой Российской Федерации в рамках отдельных контрольных мероприятий.

«Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов». Контроль собираемости налогов осуществляется Федеральной налоговой службой, а комплексный анализ бюджета - и на стадии предварительного контроля Счетной палаты, при этом оцениваются предполагаемые объемы бюджетных доходов и их структура, на основе этого делаются выводы об эффективности.

«Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала». ГФК призван выявлять и пресекать неэффективное расходование государственных средств, а также проверять необходимость предоставления субсидий из бюджета.

«Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы».

Пенсионная система является особым объектом ГФК, проводится контроль на всех стадиях бюджетного процесса, касающегося бюджета Пенсионного фонда РФ.

«Определить и реализовать комплекс мер по созданию «безбарьерной» среды для инвалидов». В этой части проводится комплексная оценка расходов бюджета Фонда социального страхования.

Таким образом, можно сделать вывод, что все обозначенные в Бюджетном послании задачи так или иначе касаются ГФК расходов в отраслях социальной сферы или же комплексного финансового контроля, а некоторые пункты непосредственно посвящены контролю.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 гг. особо отмечалось, что по итогам 2009 г. удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров, стабилизировать уровень безработицы.

Основная задача на 2011-2013 гг. была сформулирована как проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. В этой связи можно отметить, что оценить соответствие проводимой политики поставленным задачам в бюджетной сфере призван государственный финансовый контроль.

В целом было обозначено пять основных задач.

. Обеспечение макроэкономической  стабильности.

. Координация долгосрочного стратегического  и бюджетного планирования, что, как уже было отмечено ранее, связано с задачами ГФК.

. Обеспечение нацеленности бюджетной  системы на достижение конкретных  результатов. В этой связи актуальным  становится внедрение аудита  эффективности в работе контрольных  органов.

Информация о работе Бюджетная реформа