Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:51, контрольная работа
Содержание и значение гос. бюджета. Функции бюджета и его влияние на социально-экономические процессы. Бюджетная политика.
Бюджет (как экономическая категория) – это совокупность экономических отношений, которая возникает в процессе создания, распределения и использования гос. централизованного фонда денежных средств.
Бюджет (как легальное определение) – это форма образования и расходования фонда денежных средств, эти фонды предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства.
Ведомственная классификация расходов бюджетов
Ведомственная классификация расходов ФБ – группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств ФБ.
Главный распорядитель средств ФБ – орган гос. власти РФ, имеющий право распределять средства ФБ по распорядителям и получателям бюджетных средств. (Например: на федеральном уроне Министерство финансов РФ является главным распорядителем средств для Федерального казначейства).
Ведомственная классификация расходов региональных и местных бюджетов - группировка расходов региональных и местных бюджетов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов.
Главный распорядитель средств региональных и местных бюджетов - орган гос. власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетные учреждения, имеющие право распределять бюджетные средства по распорядителям и получателям бюджетных средств региональных и местных бюджетов. (Например: на местном уровне главным распорядителем средств для школ, детских садов является райфинотдел, для которого, в свою очередь, главным распорядителем является Министерство финансов УР).
Классификация видов государственных внутренних долгов – это группировка долговых обязательств Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Состав государственного внутреннего долга:
Классификация видов государственных внешних долгов - это группировка гос. внешних долговых обязательств РФ, а также внешнего долга международных финансовых организаций, правительств иностранных государств перед РФ.
Состав государственного внешнего долга:
Экономические, политические и социальные процессы, протекающие во внутренней и внешней среде муниципальных образований, в той или иной степени оказывают влияние на его финансовое положение. Состав и качественное состояние экономической базы города или района, их демографические и другие характеристики в большой степени определяют объем бюджетных доходов, а также заставляют задуматься об основных направлениях и размерах расходов городского бюджета. В связи с этим остро встает вопрос определения финансового состояния муниципального образования и факторов, его определяющих.
Термин «финансовая устойчивость» имеет множество значений. В узком бухгалтерском смысле он означает способность местной администрации аккумулировать достаточное количество наличности для оплаты своих счетов в течение 3-6 дней. Это определение финансовой устойчивости можно назвать кассовой состоятельностью.
Также термин «финансовая устойчивость» может быть связан и со способностью органов местного самоуправления аккумулировать объем доходов, достаточный для покрытия их расходов и отсутствия дефицита в течение бюджетного периода. Это – характеристика бюджетной платежеспособности.
В еще более широком смысле понятие финансовой устойчивости можно определить как возможность органов местного самоуправления покрыть все затраты не только по их ежегодной деятельности, но и отсроченные платежи (платежи будущих периодов). Это – долгосрочная платежеспособность.
Финансовая устойчивость также может быть определена как способность органов местного самоуправления предоставлять различные услуги в том количестве и того качества, которые требуются для благополучия города, и которые адекватны потребностям населения в общественных благах. Данная способность местного самоуправления определяется здесь как состоятельность в области предоставления услуг общественного сектора.
Таким образом, финансовая устойчивость
может быть определена как способность
муниципальных органов организо
В настоящее время к теме определения финансовой устойчивости муниципального образования обращаются как зарубежные, так и отечественные авторы. Существует несколько методик диагностики финансового состояния.
Одним из способов анализа
финансового состояния муниципа
Устойчивость
бюджета характеризуется
О степени устойчивости бюджета судят по соотношению между доходами и расходами бюджета (табл.1).
Степень устойчивости |
Метод определения |
1. Абсолютно устойчивое состояние |
РМ <ДС +ДР |
2. Нормальное состояние |
РМ =ДС +ДР |
3. Неустойчивое состояние |
РМ =ДС +ДР +ДД |
4. Кризисное состояние |
РМ >ДС +ДР |
Примечание. РМ – минимальные расходы бюджета; ДС – собственные доходы бюджета; ДР – регулирующие доходы бюджета; ДД – дополнительно привлеченные финансовые ресурсы |
Возможны и другие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета (табл. 2), которые в большей степени затрагивают структуру бюджета, особенно доходы и их деление на собственные и регулирующие.
Таблица 2. Критерии устойчивости бюджета
Степень устойчивости |
Критерии | ||
1. Абсолютно устойчивое состояние |
ДС/Д=60-70 |
ДР/Д=30-40 |
З/Р=10-15 |
2. Нормальное состояние |
ДС/Д=40-50 |
ДР/Д=50-60 |
З/Р=30-35 |
3. Неустойчивое состояние |
ДС/Д=5-10 |
ДР/Д=90-95 |
З/Р=40-50 |
Примечание. Д – общие доходы бюджета; З – задолженность; Р – расходы бюджета |
При анализе бюджета можно использовать следующие бюджетные коэффициенты:
Большой интерес представляет методика исследование текущего финансового состояния муниципального образования, предложенная американскими авторами Сэнфордом М. Гроувсом и Морином Г. Валенте и апробированная в нескольких муниципалитетах США. В ее основе лежит гипотеза, в соответствии с которой по мере роста города, его развития, увеличения численности населения в нем финансовое состояние города улучшается, бюджетная обеспеченность в расчете на одного человека растет. Сама причина роста города определена урбанистической теорией: рост обеспечивается за счет общего развития промышленности и сферы услуг, их концентрации, что приводит к экономии за счет эффекта масштаба, экономии за счет наличия развитой инфраструктуры и близости относительно емкого рынка сбыта. Здесь наблюдается кумулятивный эффект, последовательно усиливающий концентрацию населения и производства в городе. Рост доходов бюджета города происходит за счет увеличения налоговых поступлений, обеспечиваемых успешно функционирующими и развивающимися промышленными предприятиями и предприятиями сферы услуг.
Ключевым моментом методики является
использование системы
Эти факторы влияют на финансовое состояние муниципального образования в совокупности: факторы внешней среды определяют организационные факторы, а те, в свою очередь, определяют финансовые факторы (схема 7а) .
К факторам внешней среды относятся:
Внешнеэкономические факторы включают в себя колебания уровня инфляции, занятости, экономического благополучия, процентных ставок, деловой активности и т. п. Адаптируясь к внешнеэкономическим условиям, муниципальное образование вынуждено тратить достаточно средств на увеличение своих основных фондов, обеспечивать должный уровень предоставляемых услуг, эффективно управлять муниципальным имуществом.
Финансовое состояние
Стихийные бедствия – пожары, землетрясения, ураганы, бури, наводнения и другие явления – требуют от местных властей значительных затрат. В значительной степени их можно предусмотреть и отразить в бюджетном планировании, снижая тем самым их влияние на финансовое состояние (практика создания резервов).
Показатели потребностей
общества и ресурсов включают экономические
и демографические