Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:17, контрольная работа
Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства. Для построения бюджетной системы РФ по типу бюджетных систем демократических государств огромное значение имеет соблюдение принципов организации бюджетной системы.
Введение 3
Принципы построения бюджетной системы 8
Порядок функционирования бюджетной системы 13
Бюджетный кодекс основа бюджетного процесса 16
Заключение 19
Список литературы 20
Принцип полноты отражения доходов
и расходов бюджета и внебюджетных
фондов означает, что все доходы и расходы
бюджетов, внебюджетных фондов и иных
обязательных поступлений и расходов
отражаются в бюджетах и внебюджетных
фондах в соответствии с бюджетной классификацией.
Принцип гласности или публичности
бюджетов подразумевает:
Принцип достоверности бюджета предполагает надежность показателей прогноза социально экономического развития соответствующих территорий, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета, конкретность, определенную точность и объективность исполнения бюджета или выполнения контрольных мероприятий, предусмотренных целевыми программами и проектами.
Принцип обязательности исполнения бюджета означает, что после принятия и утверждения бюджета органы исполнительной власти, ответственные за исполнение бюджета, не имеют права переводить денежные ресурсы из одного направления, параграфа или статьи бюджетной классификации в другие без решения законодательного органа власти. Все денежные ресурсы бюджета используются в строгом соответствии с росписью бюджетной классификации по целевому направлению и в сроки, определенные целевыми программами и проектами развития народного хозяйства страны и социальной сферы.
Принцип эффективности и экономичности
использования бюджетных средств подразумевает,
что при исполнении бюджетов органы исполнительной
власти и получатели бюджетных средств
должны исходить из необходимости
достижения заданных результатов в выполнении
плановых заданий в соответствии с объемом
средств, определенных бюджетом на соответствующее
мероприятие.
Принципы системности. Среди множества принципов, характеризующих бюджетную систему, можно выделить наиболее важные, к которым относятся следующие принципы:
Принцип единства бюджетной системы предполагает:
Принцип разграничения доходов и расходов внутри бюджета и между уровнями бюджетной системы означает полное или частичное закрепление определенных законодательством видов источников доходов за соответствующими бюджетами, а равно внутри бюджетов и закрепление отдельных видов доходов за определенными статьями расходов. Кроме того, принцип подразумевает разграничение полномочий органов власти внутри одного бюджета и между бюджетами по формированию бюджетов, их исполнению и установлению контроля за расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
Принцип общего или совокупного покрытия расходов бюджета предполагает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета и только при финансировании целевых бюджетных фондов и программ. Кроме того, в случае централизации средств из бюджетов других уровней осуществляется принцип совокупного покрытия расходов бюджетов, в том числе дефицита бюджета.
Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств в общей бюджетной системе с обозначением направления их на финансирование конкретных программ или мероприятий.
Принцип вертикальности бюджетной системы предполагает вертикальное структурное строительство бюджетной системы по формированию доходов и исполнению бюджета. То есть, с одной стороны, каждое территориальное образование имеет свой бюджет (федеральный, региональный или местный) и решает свои задачи самостоятельно в пределах предоставленных законодательством прав, с другой стороны, регулирование бюджетов осуществляется исключительно по вертикали "сверху — вниз" в целях перераспределения денежных средств при решении задач социально-экономического характера или выравнивания доходов звеньев бюджетной системы.
Принцип межбюджетных отношений характеризует бюджетную систему с позиций распределения и закрепления расходов по уровням бюджетной системы, установления равновесия бюджетных прав всех органов власти в отношении своих бюджетов, принятия мер по выравниванию уровней минимальной бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований. Принцип межбюджетных отношений означает, что отдельные виды бюджетных расходов из бюджета вышестоящего уровня по решению органа власти могут передаваться в бюджеты нижестоящих уровней.
Принцип универсальности бюджетов предполагает, что бюджеты субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными бюджетами, а местные бюджеты во взаимоотношениях с региональными бюджетами (бюджетами субъектов РФ) используют единые методики расчета нормативных финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, порядка расчета уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, формирующих доходную часть бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Функции бюджетов заложены в их сущности,
которые проявляются через их
свойства. Основными функциями бюджетов
являются:
Распределительная функция
бюджета проявляется непосредственно
через формирование и использование централизованных
фондов денежных средств по уровням органов
власти государственного и местного управления.
Важное значение в распределении бюджетных
средств отводится фондам: резервному,
развития, поддержки субъектов РФ.
С помощью бюджетов и фондов государство
регулирует хозяйственную жизнь страны,
экономическое развитие территорий и
отраслей производства, социальную сферу.
Регулируя экономическую сферу и отношения
в ней, государство целенаправленно усиливает
или сдерживает темпы роста производства,
ускоряет или снижает рост капиталов и
частных сбережений, изменяет структуру
спроса и предложения, регулирует социальное
обеспечение членов общества.
Перераспределительная функция национального
дохода и ВВП проявляется непосредственно
на стадиях образования доходов бюджетов
и распределения бюджетных ресурсов. В
процессе формирования доходов бюджетов
происходит принудительное изъятие в
пользу государства части ВВП, созданного
в процессе общественного воспроизводства.
Через федеральный бюджет перераспределяется
около 20% ВВП.
Средства государственного бюджета в
первую очередь направляются на финансирование
структурной перестройки экономической
сферы, комплексных целевых программ,
наращивание научно-технического потенциала
и мероприятий социальной защищенности
наименее обеспеченных слоев населения.
Доходы бюджетов всех уровней бюджетной
системы существенно различаются по их
плательщикам, объектам обложения, методам
изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе
с тем они объединены единством, так как
преследуют единую цель — формирование
доходной части бюджетов различных уровней.
Доходы бюджетов могут носить налоговый
и неналоговый характер.
Через бюджетные расходы финансируются
бюджетополучатели — организации производственной
и непроизводственной сфер. В бюджетах
любого уровня бюджетной системы определены
только размеры бюджетных расходов по
статьям затрат, а непосредственными процессами
расходования бюджетных ресурсов занимаются
бюджетополучатели. За счет расходов бюджета
происходит перераспределение бюджетных
ресурсов по уровням бюджетной системы
через систему дотаций, субсидий, субвенций
и ссуд. Расходы бюджета в основном носят
безвозвратный характер. На возвратной
основе работают только кредиты и ссуды.
Структура бюджетных расходов ежегодно
устанавливается бюджетным планом (сметой)
и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической
ситуации и приоритетов государства.
Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно
через налоговые доходы и расходы бюджетов.
То есть налоговые доходы и бюджетные
расходы выступают в качестве инструмента
регулирования и стимулирования экономики
и инвестиций, повышая эффективность производства,
в первую очередь наиболее важные отрасли
народного хозяйства, атомной энергетики,
машиностроения, агропромышленного комплекса,
жилищного строительства.
Бюджетные средства содержат социальную
направленность, проявляющуюся в непосредственной
поддержке членов общества, в первую очередь,
в поддержке наименее защищенных слоев
населения, учреждений здравоохранения,
образования, культуры, жилищно-коммунального
хозяйства.
Функция планирования бюджетов предполагает:
Функция организации бюджетов предполагает:
Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:
Бюджетный кодекс Российской Федерации
служит целям финансового регулирования,
устанавливает общие принципы бюджетного
законодательства Российской Федерации,
правовые основы функционирования бюджетной
системы Российской Федерации, правовое
положение субъектов бюджетных правоотношений,
порядок регулирования межбюджетных отношений,
определяет основы бюджетного процесса
в Российской Федерации, основания и виды
ответственности за нарушение бюджетного
законодательства Российской Федерации.
Под бюджетным процессом понимается определенная последовательность действий органов законодательной, представительной, исполнительной власти и других лиц государства и местного самоуправления, а также организаций, связанных с планированием и составлением проектов бюджетов, их рассмотрением, утверждением, исполнением и выполнением контрольных функций.
Бюджетный кодекс —
это свод законодательства о функционировании
и развитии бюджетной системы Российской
Федерации, обеспечивающий финансовое
регулирование бюджетных отношений, устанавливающий
общие принципы бюджетного законодательства,
правовые основы функционирования бюджетов
различных уровней, правовое положение
субъектов бюджетных отношений, порядок
регулирования межбюджетных отношений,
определяющий основы бюджетного процесса,
основания и виды ответственности за нарушение
бюджетного законодательства.
Бюджетные отношения включают: