Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:27, курсовая работа
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение
Глава 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.1Экономическое содержание бюджета и его функции
.2Бюджетная система Российской Федерации: структура и принципы
.3Бюджетная политика Российской Федерации
Глава 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПОКАЗАТЕЛЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010г. И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012гг.
.1 Анализ основных характеристик федерального бюджета на 2010г и на плановый период 2011-2012 гг.
2.2 Оценка и прогноз показателей социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 - 2012 гг.
Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ИЗ КРИЗИСА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ИЗ КРИЗИСА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ
Бюджетная политика на 2010-2012 гг. направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.
Основными путями выхода из кризисного состояния бюджетной политики в 2010-2012гг. являются:
1.Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
В 2008 г. рост мирового ВВП составил
3,4% в сравнении с 5,2% годом ранее.
По последним прогнозам
В период 2010-2012 годов (особенно в следующем году - в период начала выхода страны из кризиса) в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем. Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой - замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 гг. предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 г. происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности.
б) Поддержка реального сектора
экономики в условиях рецессии и
посткризисного периода. В текущем
году осуществляется целый комплекс
мер, направленных на поддержку реального
сектора экономики. Поддержка оказывается
как отдельным предприятиям (в
рамках списка системообразующих предприятий,
утвержденного в конце 2008 года), так
и отраслям в целом. Меры включают
в себя прямую поддержку из бюджета,
предоставление госгарантий по кредитам,
дополнительную капитализацию банковской
системы для восстановления кредитования,
а также отдельные налоговые
стимулы. В 2010-м и последующих
годах объем такой поддержки
будет постепенно сокращаться, по мере
выхода экономики из кризиса. В первую
очередь это касается помощи, оказываемой
напрямую из бюджета. В ближайшее
время фискальная политика должна быть
главным образом нацелена на восстановление
нормального функционирования экономики,
дальнейшее стимулирование кредитования
реального сектора, а также перестройку
предприятий на работу в новых
внешних и внутренних условиях. Реструктуризация
предприятий и повышение
2. Обеспечение средне- и долгосрочной
макроэкономической и
Как уже отмечалось, в ближайшие
три года российская экономика столкнется
с резким сокращением ресурсов -
причем это касается как текущих
доходов, так и накопленных ранее
резервов. В этой связи придется
проводить такую политику в области
расходов, которая бы, с одной
стороны, стимулировала рост внутреннего
спроса и производства, а с другой
стороны - не допускала обострения социальных
проблем и при этом не вела бы
к чрезмерному росту бюджетного
дефицита и необходимости стремительно
наращивать государственный долг. До
кризиса расходы бюджетной
. Повышение эффективности
Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:
~Комплексная инвентаризация
~Совершенствование программно-
~Сокращение государственного
Развитие государственно-
Долгосрочные программы
. Повышение эффективности
В период экономического кризиса соблюдение
баланса между интересами государства
и предпринимателей и выбор оптимальной
политики налоговых ставок становится
для правительства
На сегодняшний день государственная
политика в области расходов (на
поддержку экономики уже
5. Создание пенсионной системы,
обеспечивающей достойный
В 2010г. начнется новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров. Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011г. повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма валоризации - переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002г. С 1 января 2010г. их расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991г.
С 1 января 2010г. размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального бюджета. Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России. Средний размер трудовых пенсий превысит в 2010 г. 7750 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 г. на 46%. Соотношение трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению с 24,8% в 2008 г.). Повышение пенсий будет в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено финансовое обеспечение государственных пенсий, ежемесячные денежные выплаты и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с 2,3% ВВП в 2008 г. до 6,0% ВВП в 2010 г. и 4,7% ВВП в 2011-2012 гг.
6. Разработка и реализация
Мировой финансовый кризис осенью прошлого года поставил в сложное положение функционирование банковского сектора Российской Федерации.
Возникший дефицит ликвидности
в сочетании с убытками на фондовом
рынке спровоцировал кризис доверия,
который грозил обернуться остановкой
платежной системы и массовыми
банкротствами. Правительство Российской
Федерации совместно с Банком
России оперативно отреагировали на
сложившуюся ситуацию и с помощью
ряда решительных мер предотвратили
системный банковский кризис. Основные
усилия были направлены на обеспечение
стабильной работы банковской системы
и включали снижение нормативов обязательных
резервов, расширение инструментов рефинансирования
и либерализацию доступа
В этой связи в бюджете
В 2010-2012 гг. одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.
Также продолжится работа по следующим направлениям:
·Обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников).
·Упрощение и удешевление
·Оптимизация условий для
·Обеспечение противодействия
допуску к участию в управлении
кредитными организациями лиц, не обладающих
необходимыми профессиональными качествами
или имеющих сомнительную деловую
репутацию, включая создание механизма
оценки деловой репутации
·Рационализация механизмов контроля
за приобретением инвесторами
·Развитие рискориентированного надзора.
·Совершенствование
·Совершенствование
·Совершенствование процедур ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление деятельности.
Заключение
В России создана достаточно развитая
бюджетная система, основанная на государственном
устройстве, закрепленная в Конституции
РФ и другими. Но ещё осталось много
нерешенных вопросов в структуре
бюджетной системы и не выработаны
отлаженные механизмы функционирования
и взаимоотношений бюджетов различных
уровней. Необходимо постоянно совершенствовать
методы организации и функционирования
бюджетной системы для