Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:32, курсовая работа
Актуальность темы исследования – В любой стране государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы, которая является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, которое в свою очередь играет определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций
Рисунок 1 - Структура консолидированного бюджета РФ
Источник: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
Кругосвет// http://www.krugosvet.ru/
Консолидированные бюджеты необходимы 12, c 314]:
- для бюджетного планирования
(нормативы отчислений в
- при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны;
- при расчетах, характеризующих
различные виды
Бюджетное регулирование – сбалансирование нижестоящих бюджетов за счёт вышестоящих, и процесс сбалансирования государственного бюджета. [12, с. 315] Бюджетное регулирование имеет важное значение для налоговой и кредитной политики государства. Например, превышение расходов над доходами, т.е. бюджетный дефицит, требует либо роста налогов, либо увеличения государственного долга, что в конечном итоге приводит к росту налогового бремени.
Бюджетное регулирование осуществляется следующими методами:
- зачисление в доход
нижестоящего бюджета части
- дотация;
- субвенция;
- кредитные ресурсы.
Дотация, как правило, выдаётся из вышестоящего бюджета нижестоящему в твёрдой сумме для покрытия кассового разрыва. При этом методе устанавливаются не только сумма разрыва, но и время разрыва между доходами и расходами. Дотации могут применяться и для финансирования социальных или экономически важных проблем, если нижестоящий бюджет не регулируется другими методами.
Субвенция означает долевое участие вышестоящего бюджета в целевых мероприятиях нижестоящего. При этом покрывается не вообще кассовый разрыв нижестоящего бюджета, а осуществляется долевое финансирование. При субвенции также заранее оговариваются сумма и сроки финансирования из вышестоящего бюджета.
Кредитные ресурсы – это средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них.
Бюджетный федерализм – это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах [19, с.56]:
- самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.д.);
- законодательное разграничение
бюджетной ответственности и
расходных полномочий между
- соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);
- нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;
- наличие специальных
процедур предотвращения и
Концепция бюджетного федерализма содержит основополагающие идеи силрализма как территориальной формы демократии. Она должна обеспечивать реализацию прав каждой личности и территориальных общностей людей на получение определенного объема социальных услуг соответствующего их запросам качества и в отвечающих их интересам и потребностям формах. Конкретные воплощения концепции бюджетного федерализма опираются на определенное сочетание двух взаимодополняющих тенденций: конкуренции между региональными органами власти на «рынке» социальных услуг, с одной стороны, и выравнивания условий этой конкуренции и обеспечения на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов – с другой.
Бюджетная система РФ включает три уровня:
- федеральный бюджет;
-бюджеты субъектов РФ;
-местные бюджеты.
Можно сказать несколько слов об истории формирования российской модели бюджетного федерализма [17 с.57] В 1991-1993 гг. развитие бюджетного федерализма в России шло в рамках «стихийной децентрализации» бюджетной системы. Хотя, согласно принятым в этот период законам, в правовое пространство страны были введены основополагающие принципы бюджетного федерализма, фактически они не были реализованы. Относительная стабилизация политической ситуации и стремление позиций федерального центра дали возможность провести в 1994 г. Давно назревшую реформу межбюджетных отношений. В результате ее проведения региональные органы власти и управления получили право устанавливать ставку налога на прибыль предприятий и организаций, поступающего в их бюджеты, были сделаны шаги к установлению единых пропорций разделения основных федеральных налогов между уровнями бюджетной системы, внедрены нормативно-расчетные методы распределения федеральной помощи (трансфертов) регионам на основе объективных критериев и формул, создан фонд финансовой поддержки субъектов Федерации. Тем самым было положено начало следующему этапу реформирования межбюджетных отношений – формированию экспериментального бюджетного федерализма, основанного не на целостной нормативно-законодательной базе, а на ежегодных законах о силральном бюджете, на президентских указах и ведомственных инструкциях.
Результаты проведенной
реформы оказались
Сфера действия нормативно-расчетных
методов регулирования межбюдже
Внедренная в 1994 г.формула
распределения федеральной
Однако, как оказалось, критики заслуживала не столько собственно формула распределения трансфертов (идеальных формул бюджетного «выравнивания» практически не существует), сколько избранный Министерством финансов порядок ее применения. В 1994 г. Почти 2/3 средств фонда поддержки передавалось регионам в виде косвенных дотаций на основе повышения нормативов зачисления НДС в бюджеты субъектов Федерации. Такой подход стал шагом назад даже от ситуации 1993 г., когда за каждым регионом законом о федеральном бюджете были закреплены хотя и различные, но стабильные нормативы отчислений от НДС, не являющиеся объектом согласования в процессе исполнения бюджетов.
1.3. Структура
государственного бюджета:
В любом государственном образовании выделяется структура бюджета по доходам и расходам. [6, с.564]. Построение государственного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная классификация — это научно обоснованная группировка расходов и доходов бюджетов всех уровней, основанная на однородных признаках. Она позволяет определить цели расходования бюджетных средств, источники финансовых ресурсов государства и используется при планировании и исполнении бюджетов.
Структура государственного
бюджета в каждой стране имеет свои особенности.
Они обусловлены не только национальными
традициями, организацией образования
и здравоохранения, но и главным образом
характером административной системы,
структурными экономики, развитием оборонных
отраслей, численностью армии и др.
Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии c законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:
1.Государственное имущество,
общегосударственные ресурсы.
2.Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.
3.Привлеченные ресурсы
в форме государственных
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались основном на денежных накоплениях государственных предприятий.
Не менее актуально второе направление бюджетной политики – государственные расходы. Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину. Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.
Расходы государственного бюджета.
Главное назначение всех звеньев бюджетной системы – финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.
Расходы:
- Государственное и муниципальное управление
- Национальная оборона
- Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
- Осуществление международной деятельности
- Поддержка отраслей сферы материального производства
- Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
- Содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения
- Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов
Информация о работе Бюджетное устройство РФ содержание, проблемы, пути развития