Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:32, курсовая работа
Актуальность темы исследования – В любой стране государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы, которая является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, которое в свою очередь играет определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций
- Обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти.
Таблица 1
Структура расходов федерального бюджета в 2006 и 2007 гг.
Источник: официальный сайт компании Finam Limited//
http://www.finam.ru/images/
Рисунок 2 - Расходы федерального бюджета РФ в 2005-2008 гг. в % ВВП.
Источник: Сайт международных инвестиционных проектов//
http://www.iip.ru/userfiles/
Каждый из этих блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Более подробно состав бюджетных расходов рассмотрим в функциональной классификации.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. [14, c. 257]
Во всех звеньях бюджетной
системы текущие расходы
Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утверждённой инвестиционной программой.
Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создаётся или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.
Предоставление бюджетных
-ассигнования
на содержание бюджетных
-средства на
оплату товаров, работ и услуг,
-трансферты
населению, т.е. бюджетные
-ассигнования
на осуществление отдельных
-ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
-бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
-субвенции и
субсидии физическим и
-инвестиции
в уставные капитал
-бюджетные ссуды,
дотации, субвенции и субсидии
бюджетам других уровней
-кредиты иностранным государствам;
-средства на
обслуживание и погашение
2. В соответствии с
подведомственностью
3. В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:
- оплату труда в
соответствии с заключёнными
трудовыми договорами и правовы
- перечисление страховых
взносов в государственные
- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;
- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
- оплату товаров, работ
и услуг в соответствии с
утверждёнными сметами без закл
Основы планирования бюджетных расходов.
Финансируемые за счёт бюджетных средств учреждения называются бюджетными. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование.
Основные методы планирования бюджетных расходов:
- программно-целевой,
- нормативный.
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утверждёнными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Всё это повышает уровень эффективности освоения средств.
Объём средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчётов смет бюджетных учреждений лежат объёмные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т.д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами.
Такими нормами могут быть:
- денежное выражение
- нормы индивидуальных выплат (например,
ставка заработной платы,
- нормы, в основе которых лежат
средние статистические
Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).
Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупнёнными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).
Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
Доходы государственного бюджета.
Сущность и функции налогов
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. [14, с. 144]
Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих поданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.
Таким образом, налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:
- необходимость удовлетворения
общественных потребностей (управление,
оборона, обеспечение
- необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;
- долгосрочные капиталовложения
и переложение повышенных
Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение.
К признакам налогов относят:
- легитимность (налоги взимаются только с законных операций);
- индивидуальную
- принудительность.
Элемент налога – понятие, используемое при изучении конкретных налогов. Различают следующие элементы налога, без которых налог не может считаться установленным.
Налогоплательщик – организация или физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.
Объект налогообложения – имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которой у налогоплательщика законодательно связано возникновение обязательств по уплате налога.
Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляемая сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Порядок исчисления налога.
Порядок и сроки уплаты налога.
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения налоговой базы.
Фискальная функция – основная функция налогов. Она предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют доходную часть бюджетов разных уровней.
Регулирующая функция заключается в воздействии налогов на многие стороны общественно-экономических отношений. Налоги способны оказывать влияние на платежеспособный спрос, предложение, инвестиции, ресурсосбережение. Налоги в состоянии создавать или разрушать экономические условия для деловой активности, охраны окружающей среды и т.д. Развитые рыночные государства сознательно используют регулирующую функцию налогов в качестве одного из элементов экономической политики.
Поскольку налоги являются основным источником формирования бюджетных доходов, проблемы налогообложения всегда были в центре внимания государственных органов и работающих по их заданию экономистов – ученых и практиков.
Неналоговые доходы бюджета.
Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает[14 с, 155-156]:
1.Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
- средства, получаемые
в виде арендной платы либо
иной платы за сдачу во
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
Информация о работе Бюджетное устройство РФ содержание, проблемы, пути развития