Бюджетное устройство РФ содержание, проблемы, пути развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования – В любой стране государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы, которая является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, которое в свою очередь играет определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Бюджетное устройство РФ содержание, проблемы, пути развития.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

- Обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти.

 

 

 

 

 

      Таблица 1

 

Структура расходов федерального бюджета в 2006 и 2007 гг.

Источник: официальный сайт компании Finam Limited// http://www.finam.ru/images/scen041006-04.gif

 

 

Рисунок 2 - Расходы федерального бюджета РФ в 2005-2008 гг. в % ВВП.

Источник: Сайт международных инвестиционных проектов// http://www.iip.ru/userfiles/image/2008_10_16/a/Untitled-7.jpg

 

Каждый из этих блоков включает конкретные направления использования  бюджетных средств. Более подробно состав бюджетных расходов рассмотрим в функциональной классификации.

  1. В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. [14, c. 257]

Во всех звеньях бюджетной  системы текущие расходы являются преобладающей частью.

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утверждённой инвестиционной программой.

Это средства, предоставляемые  в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создаётся или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В составе капитальных  расходов бюджетов формируется бюджет развития.

Предоставление бюджетных средств  осуществляется в следующих формах:

-ассигнования  на содержание бюджетных учреждений;

-средства на  оплату товаров, работ и услуг,  выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

-трансферты  населению, т.е. бюджетные средства  для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

-ассигнования  на осуществление отдельных государственных  полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

-ассигнования  на компенсацию дополнительных  расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

-бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

-субвенции и  субсидии физическим и юридическим  лицам;

-инвестиции  в уставные капитал действующих  или вновь создаваемых юридических лиц;

-бюджетные ссуды,  дотации, субвенции и субсидии  бюджетам других уровней бюджетной  системы Российской Федерации,  государственным внебюджетным фондам;

-кредиты иностранным  государствам;

-средства на  обслуживание и погашение долговых  обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

2. В соответствии с  подведомственностью бюджетополучателей  бюджетные расходы делятся по ведомственному признаку.

3. В зависимости от  того, из какого уровня бюджетной  системы осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.

Бюджетные учреждения расходуют  бюджетные средства исключительно  на:

- оплату труда в  соответствии с заключёнными  трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисление страховых  взносов в государственные внебюджетные  фонды;

- трансферты населению,  выплачиваемые в соответствии  с федеральными законами, законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и  иные компенсационные выплаты  работникам;

- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплату товаров, работ  и услуг в соответствии с  утверждёнными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

 

Основы планирования бюджетных расходов.

Финансируемые за счёт бюджетных  средств учреждения называются бюджетными. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование.

Основные методы планирования бюджетных расходов:

- программно-целевой,

- нормативный.

Программно-целевой метод  бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утверждёнными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Всё это повышает уровень эффективности освоения средств.

Объём средств, выделяемых для осуществления мероприятий  и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчётов смет бюджетных учреждений лежат объёмные показатели деятельности  (число коек, число учащихся, число групп, классов и т.д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При  планировании мероприятий по социальной защите населения учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами.

Такими нормами могут быть:

- денежное выражение натуральных  показателей удовлетворения социальных  потребностей (например, нормы расходов  на питание населения в бюджетных  учреждениях, обеспечение их медикаментами и др.)

- нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры  пособий, стипендий и т.д.)

- нормы, в основе которых лежат  средние статистические величины  расходов за ряд лет, а также  материально-финансовые возможности  общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т.д.)

Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).

Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупнёнными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).

Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения  бюджетных учреждений должен содействовать  переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы государственного бюджета.

Сущность и функции  налогов

Под налогом понимается  обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. [14, с. 144]

Налоги возникли с  появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих поданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

Таким образом, налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

- необходимость удовлетворения  общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы  и т.п.);

- необходимость регулирования  экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;

- долгосрочные капиталовложения  и переложение повышенных рисков  с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса).

Решение этих задач и  обеспечивается через налогообложение.

К признакам налогов  относят:

- легитимность (налоги  взимаются только с законных  операций);

- индивидуальную безвозмездность  для налогоплательщика;

- принудительность.

Элемент налога – понятие, используемое при изучении конкретных налогов. Различают следующие элементы налога, без которых налог не может считаться установленным.

Налогоплательщик – организация или физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

Объект налогообложения – имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которой у налогоплательщика законодательно связано возникновение обязательств по уплате налога.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляемая сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Порядок исчисления налога.

Порядок и  сроки уплаты налога.

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения налоговой базы.

Фискальная  функция – основная функция налогов. Она предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют доходную часть бюджетов разных уровней.

Регулирующая  функция заключается в воздействии налогов на многие стороны общественно-экономических отношений. Налоги способны оказывать влияние на платежеспособный спрос, предложение, инвестиции, ресурсосбережение. Налоги в состоянии создавать или разрушать экономические условия для деловой активности, охраны окружающей среды и т.д. Развитые рыночные государства сознательно используют регулирующую функцию налогов в качестве одного из элементов экономической политики.

Поскольку налоги являются основным источником формирования бюджетных доходов, проблемы налогообложения всегда были в центре внимания государственных органов и работающих по их заданию экономистов – ученых и практиков.

 

Неналоговые доходы бюджета.

Состав неналоговых  доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает[14 с, 155-156]:

1.Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

- средства, получаемые  в виде арендной платы либо  иной платы за сдачу во временное  владение и использование или  во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- средства, получаемые  в виде процентов по остаткам  бюджетных средств на счетах  в кредитных организациях;

Информация о работе Бюджетное устройство РФ содержание, проблемы, пути развития