Бюджетное устройство РФ содержание, проблемы, пути развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования – В любой стране государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы, которая является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, которое в свою очередь играет определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Бюджетное устройство РФ содержание, проблемы, пути развития.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном  кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной  системы. Его претворение в жизнь  позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и  утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа - общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В настоящее время  сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации

На протяжении ряда лет  бюджетная политика строилась на принципе реформирования экономики, которая  осуществлялась по следующим направлениям:

– создание олигархического  слоя собственников, воплощающих оперативную  тактику реформ. Предполагалось, что, передав основные отрасли производства и крупные объекты в собственность частных лиц, в России появится олигархический слой, который за счет платежей обеспечит в достаточной степени выполнение властью своих функций перед обществом и государством;

– приведение институционной базы в соответствие с усилением  сырьевой направленности реального  сектора экономики и подчинение ей внешнеторговой деятельности государства, за счет чего предполагалось значительно  увеличить объемы бюджетов всех уровней, в первую очередь федеральный бюджет. Хотя сырьевые источники и пополняют бюджет, однако не в том соотношении, как его мог бы пополнить конечный продукт (кроме газа);

– либерализация денежно-кредитного и финансового рынка (либерализация  цен на товары и услуги), по мнению реформаторов, должна была наполнить не столько федеральный бюджет, сколько территориальные бюджеты и на этой основе обеспечить социально-экономическое развитие регионов;

– привлечение спекулятивного и иностранного капиталов, которые должны были стабилизировать экономику, придать ей бурное развитие и на основе экономического сектора обеспечить бюджеты денежными ресурсами;

– реализация модели бюджетного федерализма, согласно которой предполагалось значительно расширить полномочия территориальных органов власти, в том числе с помощью заключения двухсторонних соглашений между центром (Федерацией) и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями и на этой основе предполагалось устранить противоречия в существующей бюджетной системе за счет оперативного решения финансовых проблем.

Все вышеизложенные начинания  решались реформаторами перестройки  без соответствующего анализа российских условий, без достаточного обоснования, без правовой базы разграничения предметов ведения и учета реального бюджетного потенциала.

Взятый правительством курс реализации бюджетной политики по перечисленным направлениям привел к негативным последствиям. Налицо обозначилось:

– подавление инвестиционной активности государственного сектора экономики;

– устранение государства  от реализации принципа социальной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния;

– сползание к индивидуальному  принципу удовлетворения социальных потребностей без учета роста доходов населения;

– расслоение общества на бедных и богатых, на нищих и сверхбогатых, что породило противоречия между  социальными группами населения;

– зависимость территориальных  образований от центра (территориальных  бюджетов от федерального бюджета), что привело к негативным последствиям в социально-экономической жизни общества и территорий.

Разрешение сложившейся  ситуации потребовало изменения  курса в бюджетной политике. Современное  социально-экономическое состояние  общества и территорий свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в разрешении ряда проблем в бюджетной сфере. Анализ состояния бюджетной системы в течение ряда последних лет свидетельствует, что в числе первоочередных проблем, которые необходимо разрешить, стоят следующие:

– сбалансировать бюджеты  всех уровней, в том числе государственные  бюджетные фонды;

– оптимизировать структуры  статей доходов и расходов всех уровней  бюджетной системы;

– обеспечить принятие реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;

– усовершенствовать  налоговую систему как основной источник доходов бюджетов всех уровней;

– повысить эффективность (доходность) использования государственной  собственности, собственности субъектов  Российской Федерации и собственности  муниципальных образований;

– перейти на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;

– усовершенствовать  законодательную базу и определить механизм передачи расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней  бюджетной системы;

– оптимизировать бюджетную  систему на основе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджетов, внебюджетных и бюджетных фондов может быть достигнута за счет эффективности  сбора налогов со всех налогоплательщиков, сокращения расходов, расширения эмиссионных и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита, повышения доли неналоговых видов доходов, сокращения внешних и внутренних заимствований.

Оптимизировать структуры  статей доходов и расходов означает, что в первую очередь необходимо реструктуризировать государственные долги, установить верхнюю границу доходности бюджета по государственным заимствованиям, предельно допустимую границу доходности за счет налогов.

Не определение названных  критериев предполагает движение к  сужению функций государства в социально-экономической сфере, углублению противоречий и тенденций сепаратизма в обществе, ослаблению роли государства, его влияния на массы и политики государства в целом.

Обеспечение принятия реальных и прозрачных бюджетов означает, что накопления и активы работают в интересах развития экономики, а исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с утвержденными нормативами и общество знает, на что расходуются переданные им государству средства в виде налогов и других платежей. Реальность бюджета основывается на научном прогнозе макроэкономических показателей, реальных доходах населения, реальном накоплении ресурсов в предпринимательском секторе экономики и реальных доходах, поступающих в бюджеты.

Усовершенствование налоговой  системы как основного источника доходов бюджетов в первую очередь означает:

– обеспечение увеличения собираемости налогов путем регулирования  налогооблагаемой базы;

– сокращение сроков просроченной задолженности;

– усиление финансового  контроля;

– изменение порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы;

– введение государственной  монополии на производство алкогольной  продукции;

– изменение налогового законодательства, в частности отмены льгот, снижения ставок, отмены отдельных  видов налогов, замены налогов на единый налог на доход и т. д.

Низкий уровень сбора  налогов объясняется сокрытием  выручки налогоплательщиками, уходом от уплаты налогов отдельными налогоплательщиками, несовершенством налогового законодательства.

Повышение эффективности  использования государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований означает, что необходимо повысить персональную ответственность руководителей всех уровней собственности за использование активов, своевременное получение дивидендов по акциям, арендной платы за использование государственного имущества, за создание условий для привлечения инвестиций.

Переход на казначейскую систему исполнения бюджета означает переход к единому счету Федерального казначейства Российской Федерации, что обеспечит централизацию всех средств бюджета, в том числе счетов государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Казначейская система требует своего реформирования в направлении придания ей самостоятельного статуса по исполнению бюджетов, который в настоящее время принадлежит Минфину России.

Усовершенствовать законодательную  базу и определить механизм регулирования  доходов и расходов по уровням  бюджетной системы означает, что необходимо четко разграничить права, полномочия и ответственность всех уровней власти бюджетной системы, урегулировать механизм устранения встречных бюджетных потоков денежных средств путем изъятия доходов, создаваемых в территориальных образованиях, более четко определить механизм перераспределения доходов между бюджетами различных уровней в интересах покрытия дефицитов нижестоящих бюджетов.

Оптимизировать бюджетную  систему на основе обобщения теоретических  положений означает, что необходимо усовершенствовать существующие или разработать новые методы, методики, подходы, принципы, логико-математические зависимости, модели, алгоритмы и с их помощью обосновать оптимальную структуру бюджетной системы и взаимосвязи между ее элементами.

В заключение следует заметить, что реализация любой частной задачи на основе политического решения не решает общей проблемы бюджетного строительства. Только решение в комплексе всех перечисленных задач позволяет решить проблему бюджетного процесса и приблизить его к оптимальному варианту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной работе мы провели  исследование на тему бюджетное РФ: содержание, проблемы и пути развития. Произвели поставленные задачи – рассмотрели понятие государственного бюджета и его функции, исследовали бюджетную систему и бюджетный федерализм, изучили структуру доходов и расходов государственного бюджета, исследовали проблему сбалансированности бюджета, нашли пути совершенствования бюджетной системы Российской

В результате изучения литературы по интересующей нас проблеме и проведенного анализа темы,  можно сделать следующие выводы:

-    Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом,  как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов;

-   Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

-  Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государственного долга. В зависимости от источников займа государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний долг – это задолженность правительства владельцам государственных ценных бумаг – резидентам дан- ной страны. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг (задолженность другим странам, иностранным компаниям, банкам и международным экономическим организациям) погашается за счет выручки от экспорта, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития. Позитивные сдвиги в структуре бюджета достигаются сокращением нерациональных государственных затрат, урегулированием межбюджетных отношений, а главное -  в результате налоговой реформы.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ содержание, проблемы, пути развития