Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:02, реферат
Объект исследования – бюджет Республики Беларусь.
Предмет исследования – бюджетный процесс.
Цель работы – изучение бюджетного процесса и его этапов в Республике Беларусь.
Методы исследования: группировок, относительных разниц, абсолютных величин, табличный, графический.
Введение…………………………………………………………………...............4
1 Основы организации бюджетного процесса…………………………………..5
2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов……………………….9
3 Организация исполнения бюджета……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32
-
объем ассигнований на
- перечень защищенных статей; размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету.
В законе о бюджете устанавливается также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга, лимит участия Национального банка в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком внутреннего государственного долга.
В случае отклонения Парламентом представленного проекта бюджета постоянные комиссии должны внести предложения об увеличении доходов, сокращении расходов или внесении изменений в налоговое законодательство. Проект бюджета возвращается Правительству на доработку.
При несогласии с решением Парламента глава государства вправе в соответствии с Законом о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок, возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в трехдневный срок подписать закон. Цели по истечении указанного срока закон о бюджете не возвращается в Парламент, он считается подписанным в той редакции, в которой был направлен главе государства.
Закон о бюджете должен быть опубликован в республиканских газетах для всеобщего сведения.
Как на республиканском, так и на местном уровнях бюджеты должны быть приняты до 1 января очередного финансового года. Каждый нижестоящий бюджет утверждается после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.
Последние
десять лет скорее правилом, чем
исключением, становится принятие бюджетов
после наступления нового финансового
года. В этой связи не возникает
проблем с формированием
Поэтому закон должен урегулировать этот вопрос, придав расходам особый режим их осуществления. В случае утверждения республиканского и местных бюджетов после начала финансового года Правительство и местные исполнительные и распределительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего финансового года. Однако такое право обременено дополнительным обстоятельством, а именно - поступающими доходами. Из смысла статьи следует, что если поступающих доходов недостаточно, чтобы финансировать расходы на уровне прошлого года, то в действие должны быть приведены механизмы секвестрования или блокирования, по усмотрению соответственно Правительства либо местных органов.
Закон о бюджете не является единственным правоустанавливающим актом. Правительство после принятия закона о бюджете принимает постановление, в котором определяются меры по реализации принятого закона, в частности, в нем содержатся поручения Министерству финансов, министерствам и республиканским органам государственного управления по обеспечению полного поступления расходов, своевременному финансированию расходов и другим вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета.
После принятия закона о бюджете у Министерства финансов возникают дополнительные обязанности, в частности, оно должно сообщать министерствам и другим получателям бюджетных средств показатели по ассигнованиям из республиканского бюджета. Областным и Минскому городскому Советам депутатов Министерство финансов доводит нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска.
До начала фактического финансирования расходов Министерство финансов по согласованию с министерствами, другими органами государственного управления устанавливает поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета. Это является основанием для разработки и утверждения Министерством финансов специального документа: Росписи доходов и расходов бюджета, источников покрытия дефицита республиканского бюджета [7, с.137].
Таким образом, стадия утверждения бюджета оканчивается утверждением закона о бюджете. После этого акта Советом Министров, Министерством финансов и местными финансовыми органами производятся действия и принимаются документы, конкретизирующие и детализирующие отдельные положения и статьи закона.
Бюджет на 2009 год был сформирован исходя из ожидаемого Минфином роста ВВП в 2009 году на 10% (155 трлн. руб.), прогноза по инфляции 9-11% и цен на газ в пределах $140 за 1 тыс.куб.м.
Доходы консолидированного бюджета в 2009 году должны были составить 72,66 трлн. руб., или 46,9% ВВП против ожидаемых 50,5% ВВП в 2008 году (по плану 45,7% ВВП). Расходы - 75,46 трлн. руб., или 48,7% ВВП против 48,5% ВВП в 2008 году (по плану 47,7% ВВП). Известно, что дефицит консолидированного бюджета на 2009 г. первоначально был запланирован в размере 2,8 трлн. руб., или 1,8% к ВВП [8].
Основными источниками
Однако
в связи с развивающимся
В соответствии с указом правительство в течение 3 месяцев должно было пересмотреть показатели бюджета. "В частности, планировалось определенное сокращение расходной части бюджета, которое коснулось не первоочередных расходов. Рассматривались возможности сокращения госинвестиций" [9].
Президент не сам по себе решил сделать бюджет бездефицитным. Таким образом, подписав в последние дни прошлого года соответствующий указ, он выполнил требование Международного валютного фонда. Фонд тогда принял решение о выделении Беларуси кредита.
Ход МВФ вполне понятен, ведь международные займы можно учесть в бюджете страны только на погашение дефицита бюджета, а если дефицита нет, то просто потратить деньги фонда, например, на поддержку села будет весьма затруднительно.
Но ладно бы только дефицит нужно было убрать - провели ревизию расходов, что-то подсократили бы, но начальник главного управления бюджетной политики Министерства финансов Максим Ермолович, на встрече с вьетнамскими парламентариями 16 марта не зря сделал акцент на "нынешних условиях". Еще в конце января он подчеркивал, что бюджет придется пересматривать не только по расходам, но и по доходам.
Доходы - это налоги, которые завязаны на текущей деятельности предприятий. Уже очевидно, что предприятия не будут иметь тех доходов, которые имели в прошлые годы - нет сбыта. Гораздо меньше получит бюджет и от основных экспортеров - цены на нефть и калийные удобрения падают, так что не стоит рассчитывать на превышение планов по поступлению доходов от внешнеэкономической деятельности. Ведь два последних года в основном из-за перевыполнения по данной статье страна "закрывала" бюджет с профицитом, хотя упорно планировала дефицит - это как раз для того, чтобы можно было брать зарубежные займы и тратить их на бюджетные нужды. Теперь не только займами бюджету не поможешь, но и собственные предприятия планы по доходной части вряд ли обеспечат.
Насколько снизятся доходы бюджета - пока никто вслух не оценивал. В январе Максим Ермолович подчеркивал, что Минфину для прогнозирования доходов бюджета нужны и новые прогнозные показатели. Не верстать же новый бюджет исходя из темпов роста ВВП в 10-12%, как это было записано в указе президента, принятом в конце августа, то есть в докризисный период. Однако правительство упорно не желает пересматривать показатели на текущий год, а пока все еще рассчитывает на какой-то мифический рост мировой экономики во втором полугодии.
Как говорил представитель Минфина, по поводу темпов роста у Минфина и Минэкономики идет "дискуссия". Сообщений о том, что проект изменений в бюджет уже готов, пока нет. Минфин также не предоставляет текущую информацию о выполнении бюджета 2009 года, вероятно считая, что бюджета в стране по сути нет. Представители бюджетных организаций отмечают, что финансирование по многим проектам еще не начато и им намекают, что денег в этом году и вовсе может не быть. "Выделяют только на зарплату" - сообщил один из представителей бюджетной организации.
Впрочем,
со слов все того же Максима Ермоловича
уже известно, что как раз этот показатель -
по росту заработной платы - при подготовке
изменений в бюджет уже пересмотрен. "Сейчас
мы ее сохраняем на прежнем уровне, хотя
ранее предполагали, что заработная плата
в 2009 году в реальном выражении будет возрастать
на 18%", - сказал Максим Ермолович. Он также
сообщил на встрече с вьетнамскими парламентариями,
что Минфин постарается существенно сократить
расходы бюджетных организаций за исключением
здравоохранения и образования, то есть
эти статьи в обновленном бюджете-2009 предполагается
защитить от секвестирования. Будут пересмотрены
подходы к бюджетному финансированию капитальных
вложений и сохранены меры по поддержке
госпредприятий в части компенсации ставок
по кредитным ресурсам и некоторых налоговых
льгот. Впрочем, обо все этом представитель
Минфина говорил и раньше [10].
3
Организация исполнения
бюджета
Все
предыдущие стадии были направлены на
то, чтобы как можно лучше
Исполнение бюджета — это третья стадия где происходит кассовое исполнение бюджета — сбор бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности.
Исполнение бюджета имеет целью обеспечить своевременное и полное поступление предусмотренных бюджетом доходов в целом и по каждому доходному источнику, а также бесперебойное финансирование, законное, целевое и эффективное расходование бюджетных средств.
Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, другие республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы обеспечивают поступление предусмотренных в бюджете налогов и других обязательных платежей и эффективное расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.
Исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется на основании закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета и местных бюджетов.
Учет исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов по расходам ведется по кассовым и фактическим расходам.
Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами.
Фактическими
расходами считаются
Право организаций на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных этим организациям в текущем финансовом году, прекращается по окончании финансового года. Неиспользованные остатки бюджетных средств на счетах организаций по окончании финансового года перечисляются в доход соответствующего бюджета.
Оставшиеся незаконченными на 1 января расчеты бюджетных организаций по операциям истекшего периода производятся в очередном финансовом году за счет бюджетных назначений на те же цели по бюджету очередного финансового года.
Денежные средства, находящиеся на едином казначейском счете, а также имущественные права на них не могут быть предметом залога в качестве обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым сделкам.
Не допускается безакцептное списание в порядке предварительного и последующего акцепта денежных средств с единого казначейского счета, кроме случаев, предусмотренных бюджетным Кодексом.
Информация о работе Бюджетные процессы в Республики Беларусии