Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 12:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, определение допустимых размеров государственного долга и поиск путей их достижения.
Изучены и подробно описаны понятие государственного бюджета, его структура, доходная и расходная составляющие, охарактеризованы бюджетный дефицит, государственный долг и его виды, изучена динамика.
Изучены особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита и государственного долга.
Проведен анализ основных показателей бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………...5
1.1. Сущность и структура государственного бюджета…………………….5
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика..……………………………8
1.3. Государственный долг и его определение……………………………..12
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь……………………………..….16
2.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит………16
2.2. Анализ государственного долга и его основных показателей………..24
ГЛАВА 3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь………..……………………..28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованных источников………………………………….…….38
Приложения…………………………………………………………………..41
За годы независимости
в Республике Беларусь была проведена
структурная перестройка
Таблица 2.2 - Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.
Год 2006 2007 2008 2009 2010
Доходы, млрд. руб. 38391,0 48049,0 65663,4 62807,6 48754,2
Расходы, млрд. руб. 37256,2 47626,8 63811,3 63766,0 52979,8
Дефицит/профицит, млрд. руб. 1135,0 422,1 1852,0 -958,3 -4225,6
в % к ВВП 0,7 % 2,4 %
Примечание – Источник: [Собственная разработка]
На основании таблиц 2.1 и 2.2 можно видеть, что, не смотря на то, что хотя и планировался дефицит бюджета, с 2006 по 2008 год бюджет государства был исполнен с профицитом. В 2009 году, не смотря на рост доходов и расходов по сравнению с плановыми показателями, бюджет был исполнен с дефицитом значительно ниже запланированного (на 1841,7 млрд. рублей). В 2010 году реальный дефицит превысил планируемый на 1525,6 млрд. рублей, но в результате не превысил установленного показателя в 2-3 % от ВВП.
Поскольку государственный
бюджет состоит из доходной
и расходной части, то для
изучения его динамики
Динамика структуры
доходов консолидированного
Из таблицы видно, что основную долю доходов занимают налоговые. До 2009 года наблюдается их рост. Основными доходными источниками консолидированного бюджета являются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы.
Удельный вес неналоговых
доходов значительно ниже
Взносы на государственное
социальное страхование имели
достаточно высокий удельный
вес в общем объеме доходов.
С 2006 по 2008 год их процент в
общем объеме доходов
Как указывалось выше,
с 1 января 2010 года Фонд социальной
защиты населения Министерства
труда и социальной защиты
Республики Беларусь выведен
из состава республиканского
бюджета, поэтому с целью
Таблица 2.3 - Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 гг., в процентах (без учета ФЗСН)
Показатели 2009 г. 2010 г.
1. Налоговые доходы – всего 88,4 92
в том числе:
• Налоги на доходы и прибыль 20,6 24,2
В том числе - подоходный налог 9,2 11,0
• Налоги на собственность 3,5 3,8
• Налоги на товары и услуги 42,6 47,1
в том числе - НДС 25,6 33,3
- акцизы 7,8 8,9
• Налоговые доходы от ВЭД 17,1 11,8
2. Неналоговые доходы 11,4 7,8
3. Безвозмездные поступления 0,2 0,2
Итого доходов 100,0 100,0
Примечание – Источник: [23]
Из таблицы видно,
что основными доходными
Доля НДС, налога
на прибыль, акцизов,
Поступление доходов в течение года (Рис. 2.1) имеет неравномерный характер. [23, с.1, рис. 1]
Рисунок 2.1 – Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
Примечание – Источник: [23]
Из графика видно,
что основная доля доходов,
как в 2009, так и в 2010 гг., приходится
на конец года – декабрь-месяц.
Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 52979,8 млрд. рублей. По сравнению с 2009 годом (49200,8 млрд рублей) рост составил 7,7 %, в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
Основную долю расходов
консолидированного бюджета за 2009
- 2010 гг. (Рис. 2.2) занимают национальная
экономика, здравоохранение,
Рисунок 2.2 – Структура расходов консолидированного бюджета за 2009-2010 гг.
Примечание – Источник: [23]
Как видно из Приложения Б в 2006-2009 годах основную долю расходов занимает социальная политика. С каждым годом можно наблюдать увеличение размеров средств, направляемых на ее реализацию. При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились. [22, с.9]
Если отследить динамику
расходов с 2006 по 2008 год, то
видно, что расходы возрастали
с каждым годом. После
По экономической
На основании проведенного
анализа можно сделать вывод,
что характерным для
Доходная часть
При этом налоговые
поступления не должны
Основными задачами
в области политики расходов
бюджета является сохранение
достигнутого качественного
2.2 Анализ государственного
долга и его основных
Управление внешним
государственным долгом
Внешним государственным
долгом является общая сумма
основного долга Республики
Внутренний государственный
долг в Беларуси может
• займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь;
• кредитов Национального банка Республики Беларусь;
• других долговых обязательств,
гарантированных Советом
На 1 января 2011 года внешний государственный долг составил 9687, 2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11, 0 млрд. долларов США. [19,с.10] Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам (Таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Внешний государственный долг Республики Беларусь, млн. долларов США
Год 01.01.2008 г. 01.01.2009 г. 01.01.2010 г. 01.01.2011 г.
Продолжение таблицы 2.4
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством) 2057,7 3588,8 7778,8 9486,2
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь 311 130,1 112,6 201,0
Всего: 2336,7 3718,9 7891,4 9687,2
Примечание – Источник: [23]
В то же время из таблицы видно, что в структуре внешнего долга имеют значительный удельный вес и прирост кредиты, привлеченные Правительством (на 1707, 4 млн. долларов США за 2010 год), а кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства, наоборот имели тенденцию сокращаться до конца 2009 года и только за 2010 год возросли на 88,4 млн. долларов США.
Лимиты внешнего (таблица
2.5) и внутреннего государственного
долга ежегодно устанавливаются
законом о республиканском
Таблица 2.5 - Лимиты внешнего государственного долга, млрд. долларов США
Год 2008 2009 2010 2011
Лимит 6,0 9,5 11,0 13,0
Примечание – Источник: [Собственная разработка]
Из таблицы видно,
что с каждым годом
Лимит внутреннего
долга также меняется в
Если на 1 января 2008 года
внутренний государственный
Для того, чтобы сделать вывод о приемлемости размера внешнего государственного долга, необходимо учитывать не только его размеры, но и рассчитать показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (таблица 2.6) и сравнить их с нормативами, установленными Международным банком реконструкции и развития.
Таблица 2.6 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу, в процентах
Показатели кредитоспособности Норматив МБРР 01.01.2008 г
01.01.2009 г. 01.01.2010г. 01.01.2011г.
отношение внешнего гос.долга к экспорту товаров и услуг, % 220 % 8,4 10,0 31,8 32,5
отношение внешнего гос.долга к валовому внутреннему продукту, % 50 % 5,2 6,4 16,5 17,8
Отношение платежей по внешнему гос.долгу к экспорту товаров и услуг, % 25 % 1,1 1,0 1,3 2,6
Примечание – Источник: [23]
Из таблицы видно,
что, не смотря на, казалось
бы, огромные размеры внешнего
долга, показатели
Из проведенного анализа
можно сделать вывод, что за
последние годы в Беларуси
вырос долг, как государства, так
и банков, и нефинансовых организаций.
Вместе с тем, в целом,
Поэтому политика государства
направляется на сохранение
ГЛАВА 3
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И МИНИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Рассматривая и анализируя
составляющие государственного
бюджета, на первый взгляд
Характерным для бюджетного
дефицита Республики Беларусь
является несоответствие