Одна из основных
проблем в данной области –
эффективность использования средств,
так как их основная часть
направляется на оказание финансовой
помощи отраслям и предприятиям
страны, находящимся на грани
выживания, и реального возврата
этих средств в бюджет не происходит.
Кроме того, когда мнимые, записанные в
проекте бюджета доходы распределяются
по статьям расходов, появляется необходимость
урезать расходы по ходу выполнения бюджета.
Это приводит к росту неплатежей, падению
финансовой, в том числе налоговой, дисциплины
и подрыву авторитета государственных
институтов. Что касается проблемы финансирования
дефицита бюджета за счет низкоинфляционных
источников, то она является весьма актуальной.
Из анализа динамики
и структуры доходной части
бюджета видно, что выделяются
две ее составляющие: налоговая
и неналоговая. Отличие неналоговой
составляющей заключается в целевой
направленности отчислений и
их временном характере.
Изучение показателей
показывает, что налоги являются
основой формирования государственного
бюджета. Не имея закрепления
за конкретными видами расходов,
они обеспечивают маневренность
бюджетными ресурсами и бесперебойное
финансирование предусмотренных
мероприятий.
Деление бюджета на
несколько частей искажает информацию
об использовании бюджетных ресурсов:
расходы одного и того же
назначения могут финансироваться
как непосредственно за счет
средств бюджета, так и из
фондов.
Значительная часть
налоговых платежей формирует
доходную базу местных бюджетов.
Очевидно, что около половины
всех налоговых поступлений зачисляется
в доходы местных бюджетов.
Таким образом, одним
из основных направлений бюджетно-налоговой
политики на ближайшие годы является снижение
налоговой нагрузки. Только за период
2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей,
34 самостоятельных сбора и платы включены
в состав государственной пошлины. [22,
с.1]
В качестве наиболее кардинальных
шагов можно отметить уменьшение
ставок налогов, установление единой ставки
подоходного налога в размере 12 %
с 2009 года, ежегодное увеличение стандартных
налоговых вычетов по подоходному
налогу для физических лиц, снижение
ставки налога на прибыль с 24 % до 18 %
с 1 января 2012 года и другие. [17, с.101]
Однако проблема высокого
уровня налогообложения остается
по-
прежнему достаточно острой.
Уровень налогообложения остается
самым высоким на территории постсоветского
пространства. А это в условиях
активной внешнеэкономической деятельности
и открытости экономики создает
существенные проблемы в обеспечении
конкурентоспособности белорусских
товаров на традиционных рынках России
и стран СНГ. [9, с.44] Поэтому требуются
коренные реформы в области налогообложения
и бюджетной политики.
Возможными мерами
являются:
а) отмена так называемых
«оборотных налогов»;
б) серьезная научно обоснованная
реформа в области налогообложения
фонда оплаты труда.
Реформирование подоходного
налога, предусматривающее увеличение
доходов граждан, даст возможность,
во-первых, снизить бюджетную нагрузку,
во-вторых, - вовлечь доходы населения
в реальный сектор экономики.
Оно должно начинаться с определения
налогооблагаемой базы и величины
ставок налогового изъятия с
учетом реальных затрат на
воспроизводство рабочей силы, соответствующих
процессам выравнивания жизненного
уровня населения и повышения
его благосостояния. [7, с. 40]
Таким образом, проблемы
совершенствования налоговой системы
Республики Беларусь в условиях
экономической интеграции требуют
принятия кардинальных решений
по реформированию системы налогообложения
на основе научно обоснованного
подхода и фактического анализа
налогообложения предприятий различных
секторов экономики и форм
собственности. [2, с.184]
Финансирование расходов,
превышающих реальные доходы, может
осуществляться за счет внешних
и внутренних источников: инфляционных
и неинфляционных.
Большинство развитых
стран для покрытия бюджетного
дефицита прибегают к выпуску
государственных ценных бумаг,
как безынфляционному источнику финансирования
бюджетного дефицита.
При наличии дефицита
бюджета первоочередному финансированию
подлежат защищенные статьи бюджета.
В Беларуси к таким статьям
относят выплату заработной платы
и других выплат населению, строительство
социально значимых объектов и поддержка
агропромышленного комплекса.
Если в процессе
исполнения бюджета происходит
превышение предельного размера
дефицита бюджета или снижение
поступлений по доходам бюджета
более чем на 10% от запланированного
уровня, то применяются секвестр
расходов по незащищенным статьям
бюджета или блокирование по
отдельным статьям его расходов.
В таких случаях секвестр или
блокирование применяются для
республиканского бюджета в порядке,
установленном законом о бюджете
Республики Беларусь на очередной
финансовый год.
Принятые в ходе
исполнения бюджета решения, приводящие
к уменьшению доходов или увеличению
расходов, должны определять источники
финансирования и предусматривать
меры по компенсации потерь
доходов бюджета.
В Беларуси применяется в
основном не инфляционный источник покрытия
дефицита, что подтверждает неразвитость
рынка государственных ценных бумаг,
обусловленное, прежде всего, низкой активностью
первичных инвесторов, явившейся
следствием отсутствия свободных средств,
как у банков, так и субъектов
хозяйствования, слабой привлекательностью
прямых инвестиций в производственную
сферу, ухудшением ликвидности банковской
системы, что обусловило резкое снижение
спроса на государственные ценные бумаги
в основном со стороны банков республики.
Это означает необходимость
в дальнейшем развития инфраструктуры
фондового рынка, главным образом
за счет активизации работы
таких финансовых институтов, как
центральный депозитарий и фондовая
биржа.
Необходимо также отметить,
что ряд проблем остается и
в сфере внешнего долга страны.
Существует также проблема с
погашением и обслуживанием кредитов
предприятий. Очевидно, что переложение
платежей по долгам предприятий
на правительство формирует не
что иное, как скрытый внешний
государственный долг и увеличивает
дефицит бюджета.
Таким образом, для
преодоления отрицательных последствий
бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный
долг, истощение валютных резервов,
снижение инвестиционной активности,
сокращение экспорта, сопровождаемое
увеличением импорта, снижение
жизненного уровня населения, - необходимо
разрабатывать специальную программу
и проводить мероприятия по
сокращению бюджетного дефицита.
Такая программа должна предусматривать
наиболее существенные и качественные
меры:
1. Повышение эффективности
общественного воспроизводства,
которое будет способствовать
росту финансовых ресурсов –
основного источника увеличения
доходов бюджета.
2. Дальнейшее развитие
и укрепление рыночных отношений,
проведения рыночных реформ; разгосударствление
и приватизация собственности.
3. Расширение круга плательщиков,
осуществляемое одновременно с
улучшением налогового законодательства.
4. Развитие территориально-регионального
хозрасчета.
5. Оптимизацию объема и
реструктуризацию расходов государственного
бюджета в целом, и в первую
очередь – направляемых в реальный
сектор экономики. Бюджетные вложения
в отрасли хозяйства должны
решать задачи структурной перестройки
экономики.
6. В целях изыскания
дополнительных источников финансирования
социально-культурных расходов следует
рассмотреть целесообразность и
возможность сокращения некоторых
других расходов государства,
в частности военных расходов
и расходов на управление. Это
позволяет профинансировать в
начальный период развитие рыночной
экономики статьи затрат, обеспечивающие
систему защищенности населения.
7. Обоснованное принятие
новых социальных программ, требующих
значительного бюджетного финансирования,
сохранение финансирования лишь
важнейших социальных программ.
8. Совершенствование планирования
и развитие системы платных
услуг в непроизводственной сфере.
9. Корректировка трансфертной
политики, предполагающая уменьшение
трансфертных выплат отраслям
реального сектора экономики,
повышение эффективности трансфертных
платежей.
10. Реформирование бюджетного
процесса в целом. Необходимо
отказаться от концепции приоритета
бюджетных расходов и дефицитного
финансирования; расходы сверх сумм,
обеспеченных доходами, отражаются
в бюджете развития и финансируются
в пределах дополнительно полученных
доходов, а также привлеченных
безинфляционных источников.
11. Составление бюджета
на многовариантной основе с
целью формирования оптимальной
структуры доходов и расходов.
12. Развитие рынка государственных
ценных бумаг, что позволит
финансировать расходы государства
без увеличения денежной массы
в обороте.
13. Принятие мер, направленных
на привлечение в страну иностранного
капитала в форме инвестиций.
С их помощью решается сразу
несколько задач, не только
фискального, но и экономического
характера: сокращаются бюджетные
расходы, предназначенные для
финансирования капитальных вложений,
расширяется база для производства
товаров и услуг, появляется
новый налогоплательщик, а значит,
и увеличиваются платежи в
бюджет.
Для достижения реального
эффекта и сокращения бюджетного
дефицита перечисленные мероприятия должны
рассматриваться в их единстве и применяться
комплексно.
Таким образом, разработка
и последовательная реализация
мер, направленных на увеличение
доходов и сокращение расходов,
регулирование бюджетного дефицита,
целенаправленное управление его
размером в совокупности с
другими экономическими антикризисными
мерами будут способствовать
стабилизации финансового положения
республики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку Республика Беларусь
является унитарным государством, то
такому типу государственного управления
соответствует построение бюджетной
системы, которая объединяет республиканский
и местные бюджеты.
Как известно, государственный
бюджет является финансовым планом
любого государства, на основе
которого осуществляются экономические
отношения, связанные с формированием,
распределением и использованием
централизованного государственного
фонда денежных средств. Средства
государственного бюджета используются
для обеспечения выполнения государством
своих основных функций, в том
числе и для поддержания деятельности
отдельных предприятий, и отраслей
народного хозяйства.
Местные бюджеты –
своеобразная финансовая база
регионов, обеспечивающая осуществление
мероприятий по их социально-экономическому
развитию.
Из местных бюджетов
финансируются объекты жилищно-коммунального
хозяйства, а также транспорт,
дорожное хозяйство, благоустройство
населенных пунктов, развитие
рыночной инфраструктуры и др.
Около 70 % расходов государства
на социально-культурную сферу
несут местные бюджеты.
В связи с переходом
к рыночным отношениям методы
и принципы формирования, распределения
и использования бюджетных средств
претерпели ряд существенных изменений.
При плановой экономике государственный
бюджет составлялся, в основном, исходя
из решений съездов КПСС, и не всегда точно
отражал экономическую ситуацию в стране,
часто чрезмерно жестко направлял деятельность
предприятий и организаций народного
хозяйства. В переходной экономике государственный
бюджет должен способствовать сохранению
и росту экономического и технического
потенциала страны.
В Республике Беларусь
уже отошли от социалистических
принципов составления государственного
бюджета, но еще и не пришли
к рыночным. На экономическую стабильность
в республике негативно влияет несвоевременность
принятия Закона Республики Беларусь
«О бюджете» и постоянное уточнение показателей
республиканского бюджета в течение года,
несоответствие реальных показателей
плановым, необоснованное сокращение
отдельных статей расходов. Экономическая
ситуация в Республике Беларусь может
усугубиться постоянным увеличением государственного
долга.
На основании анализа
динамики республиканского бюджета
видно, что основным источником
поступления средств в бюджет являются
налоги. Их доля в общей сумме доходов
республиканского бюджета в последние
годы составляет более 80%. Следовательно,
государственный бюджет пополняется в
основном за счет средств предприятий,
организаций, объединений и физических
лиц. Государство через налоги изымает
у собственников часть их дохода в бюджет.
Но налоговое законодательство Республики
Беларусь, как и бюджетное, нестабильно,
что зачастую делает налоги несправедливыми.
Стабилизировать ситуацию
можно путем:
- правильного выбора принципов
и приоритетов формирования и
использования бюджетных средств,
поиска путей и механизмов
повышения эффективности использования
доходов бюджета;
- своевременного утверждения
бюджета, более точного и детального
рассмотрения и утверждения показателей
бюджета, исходя из реальных
возможностей экономики страны,
что должно обеспечить стабильные
условия для работы предприятий
и организаций народного хозяйства
и объектов социальной сферы;