Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа
Под бюджетным процессом понимается определенная последовательность действий органов законодательной, представительной, исполнительной власти и других лиц государства и местного самоуправления, а также организаций, связанных с планированием и составлением проектов бюджетов, их рассмотрением, утверждением, исполнением и выполнением контрольных функций.
Вместе с тем среднесрочное прогнозирование подверглось серьезной критике, поскольку на практике его роль в бюджетном процессе ограничена справочно-информационным сопровождением проекта бюджета на отдельно взятый год. Во многом это связано с объективными условиями и ограничениями бюджетного процесса (недостаточная надежность макроэкономического прогнозирования, изменения налогового законодательства, наличие крупных «необеспеченных мандатов», зависимость бюджетных доходов от внешнеэкономических факторов, а расходов - от проводимых структурных реформ и т.д.).
Кроме того, имелись внутренние недостатки складывавшейся практики разработки и реализации среднесрочных финансовых планов: отсутствие четкой методологии корректировки ранее одобренных проектировок, оценки устойчивости и рисков, увязки с целями и приоритетами среднесрочной государственной политики и условиями их реализации, формирования предельных объемов расходов для администраторов бюджетных средств на трехлетний период.
Реформирование среднесрочного финансового планирования предусматривает, в первую очередь, придание финансовым планам силы закона. Федеральный закон о федеральном бюджете включает финансовый план не только на очередной финансовый год, но и на плановый период в два года;
г) принцип периодичности.
Означает, что бюджетный процесс строго определен по времени. После завершения бюджетного цикла бюджетный процесс начинается заново;
д) принцип преемственности бюджетов.
Данный принцип, основанный на среднесрочном бюджетном планировании, означает, что показатели бюджета очередного года находятся в зависимости от показателей бюджета предыдущего года. Ежегодно происходит смещение очередного года и планового периода на один год посредством корректировки бюджетных показателей предыдущего периода и включения показателей второго года планового периода.
Бюджетный процесс основан, кроме специфических принципов, на общих принципах построения бюджетной системы:
-единства бюджетной системы Российской Федерации;
-разграничения
доходов, расходов и
-самостоятельности бюджетов;
-равенства
бюджетных прав субъектов
-полноты
отражения доходов, расходов и
источников финансирования
-сбалансированности бюджета;
-результативности и эффективности использования бюджетных средств;
-общего
(совокупного) покрытия
-прозрачности (открытости);
-достоверности бюджета;
-адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов;
-единства кассы (ст. 28 БК РФ).
Наконец, вершину иерархии принципов бюджетного процесса составляют
общеправовые идеи:
-конституционности;
-законности;
-самостоятельности
ветвей власти и органов
1.2
Участники бюджетного процесса
и их полномочия
В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются:
-
Президент Российской
- органы законодательной (представительной) власти;
- органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
- органы денежно-кредитного регулирования;
-
органы государственного и
-
государственные внебюджетные
-
главные распорядители и
- иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Законодательные (представительные) органы власти имеют следующие обязанности: рассматривать и утверждать бюджеты; рассматривать и утверждать отчеты об исполнении бюджетов; формировать и определять правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровни и др.
Аналогичные полномочия законодательных (представительных) органов власти касаются вопросов регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов. Законодательные (представительные) органы власти не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления). Это направлено на последовательную реализацию принципа разделения полномочий органов власти в бюджетном процессе.
Органы исполнительной власти осуществляют: составление проектов бюджетов; представление их на рассмотрение и утверждение законодательными (представительными) органами власти вместе с необходимыми документами и материалами; исполнение бюджетов; управление государственным (муниципальным) долгом; осуществление контроля за исполнением бюджета; представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов власти и др. Такие же полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Центральный банк РФ (Банк России) выполняет следующие обязанности: совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу РФ основные направления денежно-кредитной политики; обслуживает счета бюджета; осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.
Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, как участники бюджетного процесса выполняют две функции: осуществление операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и обеспечение функций Банка России там, где он эти функции выполнять не может.
Контрольные органы законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях осуществляют: контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов; проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.
Органы контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.
Главный
распорядитель бюджетных
Распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств и осуществляет связанные с этим функции.
Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Получатель бюджетных средств — это бюджетное учреждение или организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Министерство
финансов РФ: составляет проект федерального
бюджета и принимает участие в разработке
проектов бюджетов государственных внебюджетных
фондов; составляет сводную бюджетную
роспись федерального бюджета;
разрабатывает Программу государственных
внутренних заимствований и Программу
государственных внешних заимствований
Российской Федерации;
осуществляет сотрудничество с международными
финансовыми организациями;
осуществляет методическое руководство
бухгалтерским учетом и отчетностью юридических
лиц независимо от их организационно-правовых
форм; проводит проверки финансового
состояния получателей бюджетных средств;
регистрирует эмиссии займов субъектов
РФ, муниципальных образований, государственных
унитарных предприятий и федеральных
казенных предприятий;
осуществляет в порядке, установленном
Правительством РФ, управление государственным
долгом РФ; исполняет федеральный бюджет;
составляет отчет об исполнении федерального
бюджета, отчет об исполнении консолидированного
бюджета РФ; осуществляет иные полномочия.
2
Организация бюджетного процесса в Российской
Федерации
2.1
Составление проектов бюджетов
Составлению проектов бюджетов
предшествует разработка
Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Составление бюджета основывается на:
- Бюджетном послании Президента РФ;
- прогнозе
социально-экономического
- основных
направлениях бюджетной и
- прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
- плане
развития государственного или
муниципального сектора
Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона, территории) формируется перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. ПФП законодательно не утверждается. Цели разработки ПФП: информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия необходимых мер. ПФП разрабатывается на три года (первый - год, на который разрабатывается бюджет, два следующих - плановый период, на протяжении которого прослеживаются результаты заявленной экономической политики).