Валютные отношения и система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:42, реферат

Краткое описание

Валютные отношения - денежные связи при осуществлении внешней торговли, оказании экономической и технической помощи, совершении сделок по покупке валюты и т.д. Участниками В.о. являются государства, международные организации, юридические и физические лица. Правовой основой для возникновения, изменения или прекращения В.о. служат международные договоры и внутригосударственные акты.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ РЕФЕРАТ.docx

— 82.79 Кб (Скачать файл)

Таким образом, согласованные  действия ведущих стран позволяют противодействовать некоторым кризисным явлениям на мировых валютно-финансовых рынках, но они не могут устранить всех внутренних противоречий Ямайкской  валютной системы.

 

Европейская валютная система.

 

В марте 1979 г. в Западной Европе создана международная (региональная) валютная система - Европейская валютная система (ЕВС).

Причиной ее формирования явилось развитие западноевропейской экономической и валютной интеграции, начавшейся с организации «Общего  рынка» в 1957 г. (Римский договор). Цель ЕВС - стимулирование интеграционных процессов, создание европейского политического, экономического и валютного союза - Европейского союза (ЕС), укрепление позиций  Западной Европы.

Особенности западноевропейской экономической интеграции определили структурные принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайской системы:

• Вместо СДР введен стандарт ЭКЮ - европейской валютной единицы. Валютная корзина ЭКЮ состоит  из двенадцати западноевропейских валют. В ней доминирует немецкая марка (более 30%). Сфера использования ЭКЮ  значительно шире сферы применения СДР и включает не только государственный, но и частный секторы, в том  числе депозитно-ссудные операции банков, международные расчеты частных  фирм. ЭКЮ постепенно приобретает  черты мировой валюты, но еще ею не стала и с 1999 г. заменена евро - коллективной европейской валютой.

• В противовес официальной  демонетизации золота в Ямайской системе в ЕВС возобновлены операции с этим валютным металлом. Золото и  доллары включены в механизм эмиссии  ЭКЮ путем объединения 20 % официальных  золотодолларовых резервов стран-членов ЕС. Центральные банки этих стран  перевели 2,3 тыс. т их золота в распоряжение Европейского валютного института (до 1994 г. - Европейский фонд валютного  сотрудничества - ЕФВС), который взамен выпускал ЭКЮ, переводя их на счет соответствующего центрального банка. Взносы золота оформляются  возобновляемыми трехмесячными  сделками «своп», основанными на сочетании  наличной продажи золота на ЭКЮ и  контрсделки по покупке его через  три месяца.

• Режим совместного плавания курсов валют стран - членов ЕВС предусматривает  пределы их взаимных колебаний (±2,25 %, с августа 1993 г. - ±15 % центрального курса). Подобный режим коллективного  плавания валют называется «европейская валютная змея», так как графическое  изображение этих колебаний похоже на движение змеи. Если курс валюты выходит  за допустимые пределы, то центральный  банк обязан осуществлять валютную интервенцию  преимущественно в немецких марках, т. е. продавать марки на национальную валюту в целях сдерживания падения  ее курса к марке и наоборот. Коллективное плавание курса валют  ЕС обеспечило их относительную стабильность, хотя периодически проводятся официальные девальвации (снижение и ревальвации (повышение курса) - 16 раз за 1979 - 1993 гг. Курс нестабильных валют (Ирландии, Италии, Бельгии, Дании и др.) обычно снижается, а курс «твердых» валют (ФРГ, Нидерландов и др.) повышается, обостряя противоречия между участниками ЕВС.

• Страны - члены ЕВС в  противовес МВФ создали собственный  орган межгосударственного валютного  регулирования – Европейский  фонд валютного сотрудничества, замененный в 1994 г. Европейским валютным институтом в соответствии с Маастрихтским  соглашением о создании Европейского союза (ЕС), а с июля 1998 г. - Европейским  центральным банком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВЗАИМОСВЯЗЬ  НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ

Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся  формой организации международных  денежных отношений, закрепленной межгосударственными  договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с  помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение  и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов  интернационализации капитала, требующих  адекватных условий в международной  денежной сфере.

Развитие международных  валютных отношений потребовало  их определенной организации, в результате чего сформировались сначала национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права, а затем и  международные. Национальная валютная система устанавливает принципы организации и регулирования  валютных отношений внутри отдельной  страны. Она является частью денежной системы данной страны, но относительно – самостоятельна и имеет право  выхода за национальные границы. В каждой стране особенностей такой системы  определяются уровнем развития экономики  и внешнеэкономических связей.

Национальная валютная система  неразрывно связана с мировой  валютной системой . На основе национальных валютных систем сформировалась международная (мировая) валютная система, которая  является формой организации валютных отношений, закрепленных межгосударственными  соглашениями. Она преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет  специфический механизм функционирования.

    Мировая валютная система сложилась к середине XIX в. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы.

      Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования и регулирования, она тесно связана с национальными валютными системами. Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран. Взаимная связь наци­ональных и мировой валютных систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство. Связь и различие национальных и мировой валютных систем проявляются в их элементах

Основой национальной валютной системы является национальная валюта — установленная законом денежная единица данного государства. Деньги, используемые в МЭО, становятся валютой. В международных расчетах обычно используется иностранная валюта —  денежная единица других стран. С  ней связано понятие девиза —  любое платежное средство в иностранной  валюте. Иностранная валюта является объектом купли-продажи на валютном рынке, используется в международных  расчетах, хранится на счетах в банках, но не является законным платежным  средством на территории данного  государства (за исключением периодов сильной инфляции). При сильной  инфляции и кризисной ситуации в  стране национальную валюту вытесняет  более стабильная иностранная валюта в современных условиях — доллар, т.е. происходит долларизация экономики. Категория «валюта» обеспечивает связь  и взаимодействие национального  и мирового хозяйства.

    Мировая валютная система базируется на функциональных формах мировых денег. Мировыми называются деньги, которые обслуживают международные отношения (экономические, политические, культурные). Эволюция функциональных форм мировых денег повторяет с известным отставанием путь развития национальных денег — от золотых к кредитным деньгам. В результате этой закономерности мировая валютная система в XX в. базируется на одной или нескольких национальных валютах ведущих стран (в традиционной или евровалютной форме) или международной валютной единице (СДР, ЭКЮ, которую с 1999 г. заменяет евро).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Международные и региональные валютно-кредитные  и финансовые организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.

 

Банк  международных расчетов (БМР) - первый межгосударственный банк, который был организован в 1930г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным  платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между  ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих  пор. Он объединяет центральные банки 30 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР производит расчеты между  странами - участницами Европейской  валютной системы, выполняет функции  депозитария Европейского объединения  угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих  в ней стран.

БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу  и хранение золота, выступает агентом  центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование  валютно-кредитных отношений.

 

Международный валютный фонд (МВФ) - международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение - в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

Официальными целями МВФ  являются: содействие развитию международной  торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования  валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и  устранения валютных ограничений; предоставление государствам - членам фонда средств  в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Устав МВФ изменялся дважды: в 1968-1969 гг. была внесена первая серия  поправок, вызванная СДР, и в 1976-1978 гг. - вторая серия поправок, которая  отражала замену Бреттон-Вудской валютной системы новой, Ямайской валютной системой.

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств - членов фонда  в соответствии с установленной  для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой  капиталистической экономике и  международной торговле. В 1947 г. в  МВФ входило 49 стран, и общая сумма  квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. - 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (СДР=1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит  промышленно развитым странам (в  том числе США - 1/5), 1/3 - развивающимся  странам, составляющим 4/5 членов МВФ

Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР  ее квоты. 46% всех голосов принадлежит  США и странам ЕС, 34% - развивающимся.

Руководящим органом МВФ  является Совет управляющих, который  собирается раз в год в составе  представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом является Директорат, состоящий  из шести членов, назначаемых по географическому признаку. Совещательным  органом является Временный комитет  Совета управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран.

В Устав МВФ внесены  изменения в связи с Ямайской валютной системой. Они были ратифицированы большинством членов фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в капитале фонда снизилась  в период 1947-1987 гг. с 36,2 до 20,1% в общем  количестве голосов - с 26,7 до 19,3%, но все  же они сохранили право вето при  решении важнейших вопросов. Несколько  повысился удельный вес голосов  и квот развивающихся стран - экспортеров  нефти.

Кредиты МВФ делятся  на несколько видов.

  1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в фонде - ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех-пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем - посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

 

  1. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы  МВФ предусматривают ограничение  внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к  снижению темпов экономического роста, что обычно идет в разрез с национальными  интересами страны-заемщика.

Однако получение займа  в МВФ дает возможность странам  рассчитывать на крупные кредиты  в частных банках.

МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании  валютно-кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением  перед фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию  устойчивости паритетов стран-членов (в золоте или долларах). Без санкции  фонда страны не имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше + 1% (с декабря 1971 г. - свыше + 2,25%).

В соответствии с Уставом  МВФ государства - члены фонда  должны были на базе фиксированных  валютных курсов вводить обратимость  валют по текущим операциям и  проводить политику, направленную на полное устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими  странами. Например, валютные ограничения  были отменены лишь 60 странами - членами  МВФ.

Обострение валютного  кризиса в начале 70-х гг. привело  к подрыву основных принципов  Бреттон-Вудской валютной системы  и, в частности, к сохранению фиксированных  валютных курсов. В результате в 1973 г. были отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим "плавающих" валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной системой, введенной с апреля 1978 г.

Страны - члены МВФ обязаны  предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах  и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т. д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков.

Информация о работе Валютные отношения и система