Валютные отношения и система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:42, реферат

Краткое описание

Валютные отношения - денежные связи при осуществлении внешней торговли, оказании экономической и технической помощи, совершении сделок по покупке валюты и т.д. Участниками В.о. являются государства, международные организации, юридические и физические лица. Правовой основой для возникновения, изменения или прекращения В.о. служат международные договоры и внутригосударственные акты.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ РЕФЕРАТ.docx

— 82.79 Кб (Скачать файл)

  во- первых, сумма  валюты,  полученной  страной-членом  за  двенадцать  месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая  испрашиваемую  сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны;

во-вторых,  общая  сумма валюты данной страны в активах МВФ  не  могла  превышать  200%  величины  ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд но подписке). В пересмотренном  в 1978 г. Уставе первое ограничение было  устранено.  Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны  были  для  этого  прежде.  Что касается  второго  условия,  то  в  исключительных  обстоятельствах  и   его действие может приостанавливаться.

МВФ взимает со стран-заемщиц  разовый комиссионный сбор  в  размере  0,5%  от суммы сделки и  определенную  плату  (charge),  или  процентную  ставку,  за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

   По  истечении   установленного   периода   времени   страна-член   обязана произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда,  вернув ему средства в СДР или  иностранных  валютах.  Помимо  того,  страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты  по  мере улучшения  ее  платежного  баланса  и  увеличения  валютных  резервов.  Если находящаяся в МВФ  национальная  валюта  страны-должника  покупается  другим государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

   Приобретаемая страной-членом  в МВФ первая порция  иностранной   валюты  в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая  доля)  с  1978 г. называется резервной долей.  Она  определяется  как  превышение  величины квоты страны-члена над  суммой  находящегося  в  распоряжении  Фонда  запаса национальной валюты данной страны.

   Средства в иностранной  валюте, которые могут быть  приобретены   страной-членом сверх  резервной   доли  (100%  величины  квоты),  делятся  на  четыре кредитные доли (транши) по 25%  квоты.  Предельная  сумма  кредита,  которую страна может приобрести у МВФ в результате полного  использования  резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты.  Обязательства  страны- заемщицы,  предусматривающие  проведение  ею   соответствующих   финансово- экономических   мероприятий,   фиксируются   в   «письме   о    намерениях», направляемом в МВФ. Если  Фонд  сочтет,  что  страна  использует  кредит  «в противоречии с целями Фонда» или не  выполняет  его  предписаний,  он  может ограничить  или  полностью  прекратить  кредитование  страны.  Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как  в  форме  прямой  покупки иностранной валюты, при которой  страна  получает  всю  испрашиваемую  сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения  с  МВФ соглашения о резервном кредите.

   Соглашения о резервном   кредите,  или  соглашения  «стэнд-бай»  (Stand-by Arrangements), обеспечивают  стране-члену гарантию  того,  что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии  с договоренностью в любое время при соблюдении  страной  оговоренных  условий.

Подобная практика  предоставления  кредитов  аналогична  открытию  кредитной линии.

   Главным назначением   кредитов  «стэнд-бай»  является  в  настоящее  время кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов  МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита  в  рамках  верхних кредитных  долей,   выдается   определенными   порциями   (траншами)   через установленные промежутки времени в течение срока соглашения.

   Основанием для  обращения страны к МВФ с  просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может  быть  серьезное  нарушение равновесия  платежного  баланса,  вызванное  структурными  расстройствами  в области  производства,  торговли  или  ценового  механизма.   Соглашения   о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при  необходимости и по просьбе стран-членов — до четырех  лет.  С  ноября  1992  г.  действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в  рамках  резервных  и расширенных кредитных  соглашений  (вместе  или  раздельно):  предоставление кредитов на протяжении года   до 68  "и  квоты  страны-члена:  кумулятивная, включающая задолженность страны но  ранее  полученным  кредитам,  предельная величина - 300"/о квоты  (в  чистом  исчислении,  т.  е.  за  вычетом  суммы предстоящего  выкупа  страной  ее  национальной  валюты  в   течение   срока кредитного соглашения).

   Специальные фонды.  В целях расширения своих   кредитных  возможностей  МВФ практикует  создание  специальных  фондов  (англ.  facility  -   устройство, механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

   1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования  стран-членов  МВФ,  у  которых  дефицит   платежного   баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их  числе:  стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад  и  введение протекционистских  ограничений  в  странах-импортерах.  появление   товаров- заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:

   1) с 1963 г. кредитование  (в  настоящее  время  до  30%  квоты)  стран, особенно экспортеров  сырья,  валютные  поступления  которых  сокращаются  в результате падения мировых цен на сырье;

   2) с 1981  г.  кредитование  (до  15"/о  квоты)  стран-импортеров  зерна, испытывающих трудности в связи с ростом мировых  цен  на  зерно:  с  декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти,  нефтепродуктов и природного газа:

   3) с 1988 г. компенсационное   финансирование  непредвиденных  потерь  для помощи странам, испытывающим влияние непредсказуемых  внешних  факторов  (до 30% квоты).

   Кроме того, страна  имеет  возможность  обратиться  к  МВФ  с  просьбой  о выделении средств в счет особой  кредитной  доли  (до  20%  квоты),  которая может быть использована по выбору в дополнение  к  любому  из  перечисленных трех видов кредитования. Если  трудности  платежного  баланса  вызваны  лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на  импорт  зерновых, лимит  компенсационных  кредитов  ограничивается  65%  квоты   страны.   При использовании странами кредитов  Фонда  для  возмещения  убытков,  связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на  импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из  трех  компонентов механизма  компенсационного  кредитования  устанавливается   комбинированный лимит  в  размере  80%  квоты.  Общий  лимит  доступа   к   кредитам   Фонда компенсационного  и  непредвиденного  кредитования   с   учетом   всех   его компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны.

   2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных  (резервных)  запасов для  оказания  помощи  странам,  участвующим  в  создании  подобных  запасов сырьевых товаров в соответствии  с  международными  соглашениями,  если  это ухудшает их платежный баланс. Лимит — 30% квоты.

   3.  С 1989  г.  функционирует Фонд  финансовой  поддержки операций  по сокращению и обслуживанию внешнего долга.  Это  объясняется  активной  ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся  стран  в  80-х  годах.

При предоставлении  резервных  или  расширенных  кредитов  странам-должникам часть суммы этих кредитов  (до  25%)  может  быть  зарезервирована  в  целях сокращения основного  долга.  Кроме  того,  в  целях  частичной  компенсации процентных платежей либо дополнительного  обеспечения  основного  долга  при обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на  облигации  с  более низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные  средства  сверх резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября  1992г.  30%  квоты   страны.   Фактически   величины   дополнительного   кредита определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая,  с учетом «степени радикальности» программы макроэкономической  стабилизации  и структурной перестройки соответствующей страны.

   4.  В апреле  1993   г.   МВФ   учредил   Фонд   поддержки   структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие  переход  к рыночной экономике путем радикальных экономических  и  политических  реформ. Поводом  для  его  использования  может  быть,  во-первых,  резкое   падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной  на рыночных ценах торговле, во-вторых,  значительное  и  устойчивое  увеличение стоимости импорта из-за мировых  цен,  особенно  на  энергоносители,  и.  в-третьих, сочетание обоих этих  явлений.  Предоставление  кредитов  в  данном случае обусловливается выполнением страной-заемщицей набора  более  «мягких» макроэкономических  обязательств,  чем  те,  с  которыми  связано  получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут  получать средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования  до  50% их квоты. Кредиты предоставляются двумя  равными  долями  по  50%  каждая  с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован  главным  образом  для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в  условиях  перехода  к рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие  требования МВФ.

   Получение странами  членами  МВФ  средств   из  специальных  фондов  -  это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов  специальных фондов  может  увеличивать  находящийся  в   распоряжении   МВФ   запас   ее национальной  валюты  сверх   кумулятивных   пределов,   установленных   для получения кредитных долей.

   Кроме функционирующих  ныне четырех специальных   фондов  МВФ  периодически создает  временные  кредитные  фонды  в   целях   решения   острых   проблем международных валютных отношений. Для их формирования  привлекаются  заемные средства  из  различных  внешних   официальных   источников.   К   временным специальным фондам относятся:

   1) Нефтяной фонд  в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8  млрд.  долл.  (1974—1976 гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ  для  покрытия  дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости импорта  нефти  и  нефтепродуктов. Необходимые для  этого  ресурсы  ссудили  преимущественно  страны—экспортеры нефти. Развивающиеся  страны  количественно  преобладали  среди  получателей кредитов,  но  их  доля  была  невелика  (1/3)  по  сравнению  с   развитыми

государствами. Условия  предоставления  кредитов  из  нефтяного  фонда  были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки  (не  менее  7,2%  годовых); обязательное  выполнение  рекомендаций  МВФ  при   проведении   национальной энергетической и валютной политики. Вследствие  этого  доступ  развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен: за  счет  его  кредитов  они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;

   2) Доверительный фонд  — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-1981 гг.); создан в основном  за счет прибыли от продажи  на аукционах  части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись  наименее развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: страны-заемщики не вносили в  МВФ  эквивалент  получаемых  средств  в  национальной валюте, процентная ставка невысокая    0,5%,  срок  кредита    10  лет.  Эти условия в наибольшей степени отвечали требованиям  развивающихся  стран.  55 стран получили из доверительного фонда 3 млрд.  СДР.  Остальная  часть  была передана развивающимся государствам пропорционально их квотам;

   3) Фонд  дополнительного   кредитования  или  фонд  Виттевеена-по    имени директора-распорядителя МВФ; время действия 19791984 гг. Цель этого фонда  — предоставлять  за  счет  заемных  средств  дополнительные  кредиты  странам, испытывающим  особенно  резкие  и  затяжные  кризисы  платежных  балансов  и исчерпавшим лимиты обычных  кредитов  МВФ.  Ресурсы  фонда  Виттевеена  (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за  счет  кредитов  13  стран- членов МВФ, а также  Швейцарского  национального  банка.  Кредиты  из  этого фонда получили 26 стран;

   4)  Фонд  расширенного   доступа   к   ресурсам   МВФ;   преемник   фонда дополнительного кредитования,  функционировал  в  19811992  гг.  Цель  фонда предоставлять дополнительные  кредиты  странам-членам,  у  которых  масштабы неравновесий платежных балансов непомерно велики по  сравнению  с  размерами их квот. Этот фонд использовался в тех случаях,  когда  страна  нуждалась  в средствах в больших размерах, чем она могла получить в МВФ в рамках  четырех  кредитных  долей  и  системы   расширенного   кредитования,   и   на   более продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер  при большем  периоде  погашения  кредита.  Источником  ресурсов  фонда  являлись собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и  заимствования  у других стран. В связи с увеличением квот  стран-членов  МВФ  указанный  фонд прекратил  свою  деятельность  в  ноябре  1992  г.;

  5)   Фонд   структурной перестройки (с марта 1986  г.):  предоставляет  льготные  кредиты  беднейшим развивающимся странам, испытывающим хронический кризис платежного баланса  в целях осуществления среднесрочных программ макроэкономической и  структурной перестройки. По состоянию на сентябрь  1993  г.  36  стран  (из  61  страны, имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5  млрд.  СДР, или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в  течение 10 лет; т рационный период до 5'/2 лет.  Лимит кредитов  — до  50%  квоты. Источник ресурсов (2,7 млрд.  СДР)  —  погашение  кредитов,  предоставленных доверительным фондом;

   6)  Расширенный   фонд  структурной  перестройки;  с   декабря   1987   г. предоставляет  кредиты  за  счет   как   неиспользованных   ресурсов   фонда структурной перестройки, так и специальных займов и пожертвований  (6  млрд. СДР). По  своим  целям  и  механизму  функционирования  этот  фонд  является преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны  право  получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11  странам, включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это право к сентябрю  1993 г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд.  СДР).  Страна-член  имеет возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда  при исключительных  обстоятельствах  до  255%  квоты.  Первоначально  срок   для заключения  соглашений  о  займах  был  установлен  по  ноябрь  1990  г.,  в дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).

   В конце 1993 г.  образован новый расширенный  фонд структурной перестройки — правопреемник предыдущего. Объем нового фонда  —  5  млрд.  СДР  (около  7 млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года  и  2  млрд. СДР (около 3 млрд. долл.)  для  субсидирования  процентных  ставок  по  этим займам. К маю 1994 г.  43  страны  согласились  участвовать  в  формировании этого фонда. В программах структурной перестройки экономики, которые  станут осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться больше  внимания социальной защите населения и  совершенствованию  структуры  государственных расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной перестройки  — до  конца  1996  г.,   а   средства   по   заключенным   соглашениям   будут предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.

Информация о работе Валютные отношения и система